На одном из каналов недавно увидел публикацию про женщин с бас-гитарой, но легендарную Кэрол Кей даже не вспомнили. Надо восстановить справедливость, тем более, что давно хотел про нее написать.
Кэрол родилась 24-го марта 1935-м в США, в семье профессиональных джазовых музыкантов по фамилии Смит. Уже в 1949-м (за год до рождения Сьюзи Кватро) она начала играть на гитаре в джазовых клубах в Лос-Анжелесе. В конца 1957-го (когда Ким Гордон из Sonic Youth было 4 года), тогда еще гитаристка, Кэрол поучаствовала в первой для себя студийной сессии для известного соул-исполнителя Сэма Кука, после этого она поняла, что студийный музыкант может зарабатывать больше, чем те, кто играют на концертах. Кей стала регулярно принимать участие в записях в Gold Star Studios, в том числе с легендарным Филом Спектром. В 1958-м она записывает партию акустической гитары на "La Bamba" Ричи Валенса.
В 1963-м (через два года после рождения Ким Дил из Pixies и Breeders) на одну из сессий не пришел басист, и Кэрол взяла в руки бас-гитару, и уже через некоторое время стала самым востребованным музыкантом с этим инструментом. Хотя продолжала играть и на гитаре - например, на хитах "Then He Kissed Me", "You've Lost That Lovin' Feelin'" или альбоме Фрэнка Заппы Freak Out!.
В качестве басистки Кэрол приняла участие в записи множества синглов, в том числе "I'm A Believer" The Monkees, "River Deep, Mountain High" Айка и Тины Тёрнер, "Homeward Bound" дуэта Simon & Garfunkel, "Feelin' Alright" Джо Кокера, "Something Stupid" Фрэнка и Нэнси Синатра, оригинале темы "Миссия Невыполнима" Лало Шифрина. Также она участвовала и в сессиях для альбомов, в том числе Pet Sounds группы Beach Boys (с ними она часто работала) и сольном дебюте Нила Янга. Ее бас-гитара записывалась и для саундтреков к голливудским фильмам таких композиторов, как Квинси Джонс, Лало Шифрин, Элмер Бернстайн, Джон Вильямс (в этот период родилась Дарси Рецки из The Smashing Pumpkins).
Ее игру можно услышать и на хите "These Boots Are Made For Walkin'" Нэнси Синатры, однако, в записи также использовался и контрабас, то есть в песне можно услышать две басовых партии разных музыкантов.
Также Кей утверждала, что именно она записала партию баса для сингла The Doors "Light Me Fire", правда, прямых доказательств этому не существует, и еще один музыкант, Ларри Кнехтел, также заявлял, что он участвовал в записи.
К середине 70-е Кэрол уже не так активно вела музыкальную деятельность, на это повлияла и автомобильная авария в 1976-м. В 1981 она записывалась для альбома Джей Джей Кейла Shades. 1994-м ей была сделана операция на руку, чтобы устранить последствия той аварии, что позволило ей продолжить занятия музыкой - в том числе она записывалась с дочками Брайна Вилсона (Beach Boys), The Wilsons, в 1997-м и Фрэнком Блэком для его диска Fast Man Raider Man 2006 года.
По словам самой Кэй, на пике свой сессионной деятельности она зарабатывала "больше, чем президент США". Сейчас Кэрол уже 90 лет, но она до сих пор занимается преподаванием музыки.
Пол Маккартни сказал, что его именно игра Кэрол на Pet Sounds вдохновила его партии бас-гитары на битловском Sgt Pepper's Lonely Hearts Club Band. В 2020 году журнал Rolling Stone поставил Кей на пятое место в своем списке из 50 величайших басистов в истории музыки.
Кларенс Уайт - легендарный гитарист The Byrds, которого убил пьяный водитель