Найти в Дзене
Рассказы Ларисы Володиной

Ангел-хранитель (часть 1)

Всю жизнь Галина Николаевна работала на заводе. Попав туда совсем молоденькой девчонкой, она получила там профессию контролёра ОТК, там же познакомилась с будущим мужем да и прикипела к насиженному месту. Супруг, Юрий Фёдорович, работал в цехе токарем и был на хорошем счету у начальства. Если с выполнением плана случался аврал, выходил на работу и в выходные дни, и оставался после смены. За доблестный труд руководство не единожды награждало Юрия денежными премиями, почётными грамотами, и по итогу выделило двухкомнатную квартиру в новом доме. В пятидесятые годы полиомиелит был грозной болезнью, эпидемии которой в разных странах уносили многие тысячи жизней, преимущественно детских. Первый сын у четы Михеевых тяжело заболел полиомиелитом и умер в возрасте четырёх лет. Пережить горе молодым родителям помогла работа и товарищи. Рождение второго сына Галина восприняла как чудо. Можно представить, с каким трепетом она сдувала пылинки со своего Серёженьки и как просила Всевышнего послать здо

Всю жизнь Галина Николаевна работала на заводе. Попав туда совсем молоденькой девчонкой, она получила там профессию контролёра ОТК, там же познакомилась с будущим мужем да и прикипела к насиженному месту. Супруг, Юрий Фёдорович, работал в цехе токарем и был на хорошем счету у начальства. Если с выполнением плана случался аврал, выходил на работу и в выходные дни, и оставался после смены. За доблестный труд руководство не единожды награждало Юрия денежными премиями, почётными грамотами, и по итогу выделило двухкомнатную квартиру в новом доме.

В пятидесятые годы полиомиелит был грозной болезнью, эпидемии которой в разных странах уносили многие тысячи жизней, преимущественно детских. Первый сын у четы Михеевых тяжело заболел полиомиелитом и умер в возрасте четырёх лет. Пережить горе молодым родителям помогла работа и товарищи. Рождение второго сына Галина восприняла как чудо. Можно представить, с каким трепетом она сдувала пылинки со своего Серёженьки и как просила Всевышнего послать здоровья её мальчику.

По всей видимости, молитвы Галины были услышаны. Сергей вырос симпатичным здоровяком, с несколькими тройками закончил школу, отслужил в армии, получил специальность электромонтажника и вскоре удачно устроился на работу. Всё складывалось неплохо, кроме одного: Сергей был слишком застенчивым и осторожным в общении с девчонками. Вместо того чтобы кружить им головы, всё свободное время он проводил с парнями на футбольном поле, во дворе на гитаре подбирал аккорды к популярным песням, изредка по пятницам пил с мужиками с работы портвейн в закусочной.

Подруги Галины Николаевны одна за другой женили и выдавали замуж детей. Женщина по-доброму завидовала и даже начала переживать, как неожиданно личная жизнь сына изменилась. От предприятия на всё лето Сергея направили в колхоз для оказания шефской помощи. В деревне на танцах он познакомился с Натальей - местной красоткой, которая ловко взяла в оборот скромного городского парня. Вернулся из колхоза Сергей не один, а с уже беременной невестой. После знакомства Галина Николаевна поделилась с мужем впечатлением о будущей снохе:

- Хоть и красивая, но мне эта девушка не нравится. Куда эту красоту, коль с лица воду не пить? И потом, для деревенской Наталья чувствует себя слишком уверенно. Мне прямо слух режет, когда она меня мамой называет да ещё на ты обращается. Воспитания и образования - ноль...

- Мы и сами не бояре. Девка как девка. Тебе любая возле сына не понравится. Свекрови все такие... - сказал Юрий Фёдорович, который был мягким и отзывчивым человеком.

- Нужно в жёны не красотку брать, а искать для жизни мудрую и покладистую девушку...

Галина, под стать супругу, тоже отличалась добрым нравом, наверное, именно поэтому Юрий выделил её из других работниц и влюбился. А ещё профессия контролёра ОТК всю жизнь развивала в Галине Николаевне заложенное в ней природой чувство справедливости. Она не стала вмешиваться в любовные дела сына, да и слишком ярко горели глаза у её Серёжки.

"Главное, чтобы сыну хорошо жилось, а недостатки воспитания у Натальи со временем сгладятся," - решила для себя Галина и на том успокоилась.

Сыграли свадьбу. Приезжала мать Натальи, но одна, мужа у неё давно не было, и о нём ни мать, ни Наталья ничего не рассказывали. Дома у сватьи были ещё дети, поэтому, вручив дочь мужу, она довольная уехала домой. Юрий Фёдорович не интересовался родственными связями снохи. Глядя на супруга, Галина Николаевна тоже перестала спрашивать, да и Наташе явно не по душе вопросы о семье.

Сразу после свадьбы молодых перевезли в однокомнатную квартиру на соседней улице, которая осталась от родителей Галины. Обстановка осталась от прежних владельцев. Без излишеств, но всё необходимое для жизни было: сервант с посудой, квадратный лакированный стол, стулья и диван с двумя креслами.

Свекровь принесла в подарок детям два хрустальных салатника и вазу для цветов, решив, что молодым это нужнее. Галине Николаевне хотелось помочь молодой хозяйке и, если вдруг возникнет необходимость, то дать несколько дельных советов по ведению домашнего хозяйства.

Наталья поприветствовала свекровь, не вставая с дивана, где она лежала и смотрела свежий выпуск журнала "Работница", причём именно смотрела картинки, а не читала статьи. Сергей с матерью обсуждали покупку стенки, когда вдруг Наталья заявила:

- Я тут подумала и решила сделать аборт. Нам рано ещё становиться родителями...

Про аборт она сказала запросто, как если бы рассказала о прошедшем ливне или о кошке, которая истошно мяукала под окном, и невозмутимым тоном продолжила: - Ну зачем нам сейчас ребёнок? Мне нужно сначала найти работу, закрепиться там, а потом детей заводить...

Наталья перевела взгляд сначала на мужа, но, не найдя в его глазах поддержки, посмотрела на свекровь.

- Наташа, что такое ты говоришь? - выдохнула вместе со словами Галина Николаевна. - Счастье женщины в детях! Один его запах чего стоит! А шелковистые волосики, а первые шаги, первые слова... Конечно, будут некоторые трудности и бессонные ночи, но они с лихвой окупаются.

- Чем пахнут младенцы, я знаю. Досыта нанюхалась я в своё время детского д@рьма. Вон сколько мать братьев и сестёр нарожала... Не хочу! Мне нужно отдохнуть от детей. Успеем, родим позже.

- Опасно делать первый аборт. Потом может не быть детей...

- У меня будут. В этом вопросе я в мать пошла. Беременею от одного вида мужских причиндалов...

- И много ты их видела? - опешила и еле выдавила из себя Галина Николаевна.

Наталья поняла, что ляпнула лишнего, решила поправить ситуацию.

- Это же я к слову сказала. В деревне так про мать говорили... - сказала сноха, заморгала длинными ресницами, изобразила обиду, что свекровь так плохо подумала про неё, и сложила пухлые губки бантиком.

- Никакого аборта, будешь рожать, - спокойно сказал Сергей, стараясь разрядить обстановку. - Сначала родишь мне двоих или троих детей, а потом если захочешь, пойдёшь работать.

Галина Николаевна хорошо запомнила этот разговор и один на один решила обсудить это с сыном.

- Серёжа, я не люблю вмешиваться в твои дела, но хочу спросить, ты точно хочешь от Натальи детей? Может, уже на самом деле поживёте немного для себя, присмотритесь друг к другу. У меня из головы никак не выходят её слова про то, что она, как мать, беременеет только от вида мужского достоинства. Скажи честно, жена тебе девственницей досталась?

- Мама, прекрати! - не пытаясь сдерживать себя, закричал Сергей, - Наташа носит моего ребёнка. Не смей плохо говорить про мою жену!

Лицо и шея Сергея покраснели. Эта вспышка ярости сына, впервые заговорившего с ней в таком тоне, испугала Галину всерьёз. Правда, ещё через несколько дней она предприняла вторую попытку поговорить на эту тему с сыном.

- Сынок, я очень переживаю за тебя... - только начала говорить Галина Николаевна, как попытка была воспринята Сергеем в штыки.

- Мне что, домой не приходить, чтобы не слушать эти разговоры?

Галине Николаевне пришлось смириться, а обсуждая со своей единственной подругой Ниной, услышала:

- Ничего ты, Галя, не сделаешь. Глаза Серёжи сейчас зашторены. А ночная кукушка всё-равно перекукует. Будешь настаивать, сына потеряешь...

Когда через шесть месяцев, когда зима медленно начала сдавать свои полномочия весне, в семье Сергея и Натальи Михеевых родилась дочка.

После такой новости Галина Николаевна ночью не могла уснуть. Она лежала, смотрела сквозь шторы на луну, заглядывающую в окно, и думала:

"Как же долго я тебя ждала, моя внученька! У всех знакомых и подруг уже давно родились и растут внуки, и вот наконец Бог вознаградил меня за терпение, сделав бабушкой! Сергей сказал, что назвали тебя Танечкой, что у тебя синие глазки и курносый носик, что ты хорошо кушаешь и такая же спокойная, как твой папа. Ты ещё не родилась, а я уже мечтала, как ты подрастёшь и будешь приходить в гости. Мы будем играть и обязательно читать на ночь сказки. У тебя будут длинные волосы, в которые я научусь вплетать пышные банты... Розовые ленточки, пышные юбочки... Я научу тебя готовить, шить, вязать и вышивать, потому что каждая девушка обязана уметь это делать..." Так беседуя с собой, Галина Николаевна под утро уснула.

Потом был день выписки и красная орущая мордочка среди белого кружева. В тот день, возвращаясь из роддома, по пути Галина купила бутылку шампанского, внучку-то обмыть надо. Дома выпили с Юрием и счастливым отцом за нового человека. Это была такая сумасшедшая радость! Ну, здравствуй, Танюшка!

Шло время. Как и предполагала Галина Николаевна, Наталья оказалась никудышной хозяйкой: в хозяйстве была неаккуратна, мало интересовалась домашними делами, не любила готовить и, мягко говоря, проявила себя не очень заботливой матерью. Через два года сноха устроилась работать лаборанткой, определив ребёнка в круглосуточные ясли. Сергей много работал, часто ездил по командировкам, а жена дочку не забирала в течение рабочей недели, хотя сама не сильно была загружена на работе. Наталье хотелось гулять и развлекаться. А ещё ей страшно нравилось наряжаться. Наталья одевала только себя, тратя при этом приличные суммы денег. Сергею за несколько лет брака она не купила ни одной обновы. И никакие катаклизмы не могли заставить её изменить своим принципам и пересмотреть жизненные ценности. Себя Наталья всегда ставила на первое место. Из-за этого отношения с родителями мужа не складывались. Галина Николаевна, наступив себе на горло, продолжала общаться со снохой, но только ради Танюши. Она забирала внучку ночевать к себе, зная, что малышка будет плакать, а утром отводила в ясли...

Только когда бабушка прижимала к себе пухленькую Танюшку, с губками-бантиками, как у мамы, все негативные воспоминания растворялись. В такие минуты Галина Николаевна готова была отдать всю себя на воспитание внучки...

Часть 1, Часть 2,