В семье сына отношения становились всё напряжённее. Квартира больше походила на поле боя, чем на жилище. Поэтому, понимая, что в этой войне родителям не до ребёнка, Галина Николаевна забирала Танечку на все выходные. Наталья и Сергей, не дождавшись развода, начали строить новые отношения. Малышка, чувствуя эту отстраненность, становилась тише, капризничала реже, будто заранее готовила себя к новой жизни. Внучка смышлёная, всё понимала. Взрослым бы поучиться у своего ребёнка. У Галины от таких наблюдений разрывалось сердце.
Сегодня пятница. После работы Галина Николаевна, как обычно, спешила забрать внучку. На удивление, дома были оба родителя, но, что было совсем не удивительно, они снова ругались. Таня забилась в нише за диваном, где сидела в обнимку с плюшевым медвежонком. Внешне она напоминала маленькую птичку, за которой охотится кошка. В глазах девочки читался испуг, незащищенность и какая-то обреченность.
- Танечка, иди ко мне! - позвала бабушка и протянула к ней руки. - Я купила твои любимые конфеты и пирожное. Пошли, покажу!
Таня выползла из укрытия и обхватила Галину Николаевну худенькими ручонками.
- Баба, можно мы медвежонка с собой возьмём? - спросила Танечка, поднимая вверх игрушку.
- Возьмём, милая. Одевайся и пойдём. Скоро дедушка с работы должен вернуться. Мы ему ужин готовить будем.
- Правильно, мама, научи Таню готовить, чтобы потом перед мужем стыдно не было... - усмехнулся Сергей, явно бросая камень в огород жены.
- Нормальному мужу готовила бы, а не такому кретину, как ты... - тут же подхватила тему Наталья. Я уехала, вернусь в среду... - жена сделала паузу в надежде услышать ответ. - Оглох что ли? Дочь на тебе. Справишься. Не забывай, что это и твой ребёнок тоже, - командным тоном повелевала Наталья, застегивая чемодан с вещами.
- Замолчи! Постеснялась хотя бы матери! Ведёшь себя как хабалка... - отпарировал Сергей, наблюдая, как Наталья натягивала сапоги и застёгивала пальто.
- Может, вы ради Тани на время заключите перемирие? Пожалейте собственное дитя!
- Сам молчи! А мне рот не затыкай... - не обращая внимание на слова свекрови, ответила без пяти минут бывшая жена и закрыла за собой дверь.
- Куда она? - поинтересовалась мать.
- Понятия не имею. И, если честно, даже не интересно.
- Эх, если бы ты тогда меня послушал...
- Кто же знал, что она такой стервой окажется. Пока меня добивалась, тихой была и покладистой, а после свадьбы словно подменили...
- Думаю, что она такой и была, просто ты от любви напрочь ослеп. Но чего сейчас говорить, что сделано, то сделано... Одна просьба: разводитесь, как цивилизованные люди, чтобы ребёнка не травмировать. Что решили насчёт дочери?
- Будет жить с матерью, - сухо ответил Сергей, явно не желая поднимать эту тему.
- Уверена, что новому мужу нужен чужой ребёнок?
- Мне же нужен. Если любишь женщину, то и ребёнка её полюбишь. Я же принял сына Марины.
- Пусть лучше оба ребёнка будут расти вместе. Где один, там и два. Уверена, что этой стрекозе дочь не нужна... - сказав эту мысль, Галина посмотрела на сына. - Я всегда буду на подхвате...
- У Марины слабое здоровье... И вообще, этот вопрос уже решён - Таня будет жить с матерью, а ко мне дочь будет приезжать в гости.
- Другими словами, новой зазнобе не нужен твой ребёнок. Видимо, на неё это правило не распространяется, или она тебя не любит...
- Бабушка, я оделась! - послышался из коридора голосок внучки.
- Иду, милая! - отозвалась Галина и обратилась к сыну: - Никогда не говорила тебе, но, видимо, пришло время. Почему ты никогда не живёшь своим умом? Ладно бы слушал родителей, которые никогда плохого не пожелают, но ты слушаешь своих баб. В результате одна уже решила за твой счёт проблему - уехала из деревни, посмотрим, что другой от тебя понадобилось. Помогаешь всем, но не собственному ребёночку. Как такое возможно?
- Не начинай! Всегда жил своим умом. Не поверишь, но я тоже имею право на личное счастье, а дочка никуда не денется, будем встречаться. В нашей стране распадается каждая вторая семья, а дети? Что им сделается? Все вырастут...
Галина Николаевна махнула рукой, понимая, что ночная кукушка опять перекуковала мать, и направилась к выходу. Внучка, как обычно, собрала любимые игрушки и с готовностью протянула ей руку. Всю дорогу до дома бабушки и дедушки Танечка щебетала. Рассказала новое стихотворение, которое накануне выучила в садике. Потом они вместе почитали светящиеся вывески магазинов, мимо которых проходили.
Пока бабушка с внучкой разогревали ужин, с работы вернулся дедушка Юра.
- Где мои девочки? - послышался его хрипловатый голос из прихожей.
- Мы здесь, дедушка, - отозвалась Танечка и тотчас повисла у него на шее.
- Смотри, что я тебе принёс?
- Что? - заулыбалась малышка.
- Давай вместе посмотрим у дедушки в кармане, - предложил Юрий Фёдорович и вложил туда Танечкину руку. Доставая её обратно, но уже с подарком, глаза девочки засверкали радостным блеском.
- Ой, деда, спасибо! Какой красивый пупсик! Я такого у девочки в садике видела. Только у неё с одёжкой, а мой голенький.
- Не беда, что голенький. Вы с бабушкой что-нибудь сами ему изладите... - сказал дедушка и подхватил Танечку на руки. Его тёплые объятия и неизменное внимание окончательно отвлекали внучку от грустных мыслей про родителей.
После ужина Галина с Таней выбирали клубочки для будущих нарядов пупсика.
- Бабушка, я тоже хочу вязать. Научи меня!
- Садись рядом и смотри внимательно. Торопиться не следует. Вязка суеты не терпит. Сначала научимся набирать петли...
Минут двадцать Таня старательно накручивала нить на спицы, потом Галина Николаевна показала, как вывязывать лицевые петли, а затем и изнаночные. Танечке вязать понравилось, и получалось у неё хорошо. Перед сном при помощи бабушки было связано первое изделие - плед для пупсика.
Теперь каждый вечер, когда Таня ночевала у Галины, они рукодельничали. Тугие петли неопытной вязальщицы сменили более свободные. Вскоре девочка освоила обработку кромочных петель. Вязание Тане нравилось и отвлекало от семейных неурядиц. Время уверенно шло ко второму судебному заседанию по разводу родителей и к новому году. Для Танюши - это последний новогодний утренник в садике. В этот раз ей доверили солировать в танце снежинок под чарующую музыку Чайковского. Танец Танечка выучила быстро и каждый раз с удовольствием танцевала для бабушки с дедушкой. Ещё для главной снежинки нужен был особый наряд. Бабушка с удовольствием взялась за дело: купила серебристой парчи, белого ситца и кружева. Внучка не отходила от стола. Её увлекал процесс создания костюма, но главное, он отвлекал девочку от главной проблемы последних дней декабря - развода родителей.
Сергея и Наталью наконец-то развели. Развод состоялся за два дня до утренника. В тот же вечер мамаша повезла дочь знакомить с будущим мужем. Большой усатый дядька сразу не понравился Тане. Он и не стремился понравиться, свысока посмотрел на девочку один раз и больше не замечал, будто её и вовсе не было.
- Таня, это дядя Витя - твой новый папа. Мы будем жить вместе, и скоро у тебя появится сестричка или братик.
Танюша испуганно смотрела на незнакомого дядьку и не понимала, почему мама назвала его папой, когда у неё есть свой родной папочка.
- Ты должна называть его папой. Поняла? Папа Витя... - не находя отклика на свои изречения, с каждым новым словом голос Натальи повышался на одну октаву. - Повтори, папа Витя! - рявкнула она, окончательно потеряв терпение, и дёрнула дочь за руку.
- Папа Витя... - повторила Таня, и в глазах девочки заблестели слёзы.
Впервые спать Таня осталась в чужой квартире. Там не было ни её игрушек, ни одежды. Отправив девочку спать, Наталья с будущим мужем праздновали развод. Уснуть у Тани не получалось. С кухни доносились отдельные фразы, смысл которых, в силу возраста, она не понимала.
- Дочь у тебя дикая какая-то...
- Так ты бы хоть конфетку ребёнку дал для более лёгкого сближения...
- Купи сама, да дай! Сюси-пуси - это ваши женские закидоны. У мужиков отношения выстраиваются чётко: хочет конфетку - пусть скажет...
- Подрастёт, поймёт... - Наталья попыталась успокоить Виктора.
- Подрастёт - будет детей нянчить. Учи её всему, чтобы не зря хозяйский хлеб ела. Как с казённой квартиры в собственную заедем, будет полы мыть. Вон кобыла уже какая...
Даже не понимая содержания разговора, неприятный голос дяди Вити пугал Танечку. Потом мама с ним ушла спать в соседнюю комнату, откуда стал доноситься скрип кровати и её вскрикивания. Решив, что страшный мужик обижает маму, Танюша вбежала в комнату. Там этот мужик подпрыгивал на матери...
- Уйди! Не трогай мою мамочку! - закричала Таня и из-за всей силы стукнула обидчика кулачком по липкой спине. Яркая луна сквозь открытые шторы освещала голую задницу дяди Вити. Он приподнялся на локтях и громко рявкнул: - Убери её, иначе за себя не ручаюсь...
Наталья накинула халат, за ухо вывела Таню из комнаты и как-то зло довела до дивана.
- Не смей сюда заходить без спроса! Поняла?
- Не буду жить с тобой! Этот дядька чужой, и он мне не папа...
- Будешь, как миленькая. Папаше своему ты не нужна. У него другая жена и другой ребёнок. Ложись спать и чтобы я тебя больше не слышала!
Таня долго плакала. Было страшно и обидно.
- Бабушка, я хочу к тебе! Забери меня, пожалуйста! - шептала она до тех пор, пока не уснула...