Найти в Дзене
Рассказы Ларисы Володиной

Ангел-хранитель (часть 6)

После смерти мужа Галина Николаевна перестала задумываться о будущем. А зачем? Оно было до скуки предсказуемым и однообразным. Вся предыдущая жизнь прошла в борьбе: за выживание, за уважение, за пропитание, бесконечные "за"… И вот к пятидесяти четырём годам "за" закончились, а жизнь ещё продолжалась. Юрий Фёдорович был ей не только супругом, но верным другом и единомышленником. Общие интересы, взаимопонимание и любовь - то, что не все могли сохранить в эти годы. Была у них одна жизнь на двоих, в которой большое место занимала Танечка, которой её бывшая сноха лишила. В том, что бывшая сноха сдержит слово, изолировав от неё внучку, Галина Николаевна не сомневалась. Когда другим было плохо, Наталье становилось хорошо и начинался прилив сил. Перед рождением второго ребёнка они с Виктором сочетались браком и пока все вместе жили в его квартире. Галина искала способ увидеть внучку, но получалось только посмотреть со стороны. Таню в садик водить перестали, как только Наталья ушла в декрет. Е

После смерти мужа Галина Николаевна перестала задумываться о будущем. А зачем? Оно было до скуки предсказуемым и однообразным. Вся предыдущая жизнь прошла в борьбе: за выживание, за уважение, за пропитание, бесконечные "за"… И вот к пятидесяти четырём годам "за" закончились, а жизнь ещё продолжалась. Юрий Фёдорович был ей не только супругом, но верным другом и единомышленником. Общие интересы, взаимопонимание и любовь - то, что не все могли сохранить в эти годы. Была у них одна жизнь на двоих, в которой большое место занимала Танечка, которой её бывшая сноха лишила.

В том, что бывшая сноха сдержит слово, изолировав от неё внучку, Галина Николаевна не сомневалась. Когда другим было плохо, Наталье становилось хорошо и начинался прилив сил. Перед рождением второго ребёнка они с Виктором сочетались браком и пока все вместе жили в его квартире. Галина искала способ увидеть внучку, но получалось только посмотреть со стороны. Таню в садик водить перестали, как только Наталья ушла в декрет. Единственный вариант был действовать через отца девочки.

Галина ехала домой в новую семью сына, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию. С Мариной он расписался вскоре после развода с Натальей. Девушка была старше Сергея на четыре года, не красавица, невысокая, полноватая, но в ней сын нашёл всё то, что ценят многие мужчины в браке: заботу, домовитость и преданность. Сложно сказать, была ли между ними любовь, но жили они дружно, спокойно и относились друг к другу уважительно. Дома было уютно и чисто, с кухни доносились ароматы только что приготовленного ужина. Сергей ещё не вернулся с работы. Свекровь была встречена настороженно и без особого энтузиазма.

- Добрый вечер, Галина Николаевна! Сергей сегодня поздно будет, - сообщила она и для приличия спросила: - Подождёте?

- Да, если не помешаю...

- Не помешаете, проходите! Мы дома с сыном, он уроки учит в своей комнате, - сообщила Марина, но сына поздороваться не позвала. Похоже держала ребёнка в стороне от новой родственницы.

Сноха достала из обувницы тапки и предложила их гостье. Галина поставила сумку на тумбочку в прихожей и начала раздеваться. Хозяйка повела свекровь в кухню.

- Поужинаете?

- Спасибо, ужинать не буду, а вот от чая не откажусь. Мы с супругом всегда за чашкой чая решали все вопросы. Хотела кое-что с вами обсудить, - ответила Галина Николаевна, посматривая на сноху, которая пока оставалась для неё тёмной лошадкой.

Марина совершенно спокойно принялась накрывать на стол, а между делом спросила: - Какая тема для разговора?

- Хотела попросить помощи... - начала разговор Галина Николаевна, неторопливо помешивая сахар в кружке.

- Неожиданно. Слушаю...

Первые несколько глотков горячего, ароматного чая Галина и Марина сделали в полном молчании.

- Ты же знаешь, что у Сергея есть дочь от прошлого брака?

- Да, он говорил мне. Если вы про то, чтобы она жила с нами, то я категорически против. Наслышана о воспитании её матери и считаю, что яблоко от яблони недалеко падает. Вы знаете, что Наталья не только ругается матом? Эта женщина позволяла себе распускать руки... Она била Сергея, пользуясь тем, что на женщину он руку никогда не поднимет...

- Не слышала, но могу поверить... - согласилась Галина Николаевна, невольно вспоминая последнюю встречу с Натальей.

- Непонятно, что из этой девочки вырастет, а обвинят меня. Скажут, что мачеха плохо воспитала. А у меня прекрасный сын! Он воспитанный, отлично учится, занимается в кружках и секциях. Зачем мне такого рода сравнения?

- Каждый человек имеет право на своё мнение. Не стоит сейчас гадать, что из кого получится. Буду рада, если жизнь твоего сына будет успешной. Я, например, уверена, что из Тани тоже вырастет достойный человек... Но пришла я не по этому поводу. В последнюю встречу с Натальей мы крепко повздорили. Пришлось высказать ей всё, что наболело. Высказать-то высказала, но это окончательно испортило наши отношения. В отместку она теперь не позволяет мне видеться с внучкой... - перейдя в разговоре к цели своего визита, Галина поставила чашку на стол и отодвинула её подальше от себя.

- А что я могу сделать в этой ситуации? Помирить вас? - Марина вопросительно посмотрела на свекровь.

- Нет, конечно... Упаси бог тебе с ней увидеться... Я хочу, чтобы Сергей через суд получил получил право на день в неделю для общения с дочерью. Он же платит алименты?

- Платит...

- Раз платит, значит, имеет законное право видеться с дочерью. Серёжа будет забирать Танечку, а общаться с ней буду я. После смерти мужа у меня мало радостей осталось. Внучка - одна из них. Ты как женщина, должна меня понять...

- Думаю, Сергей вам не откажет... Я поговорю с ним... - на удивление легко согласилась Марина и даже сдержала обещание, поговорив с мужем.

Наталья, выжав из брака с Сергеем всё до последней капельки, добровольно давать ему ребёнка вовсе не собиралась. Как и ожидалось, действовать пришлось через суд, что заняло ещё какое-то время, но и получив решение суда, она не торопилась его исполнять.

Ближе к лету у Натальи родился сын, которого назвали Анатолием. Дядя Витя был горд собой, но участвовать в воспитании наследника не собирался.

- Вот подрастёт, тогда начну делать из него мужика. А пока ему нужна мать. Корми лучше, штаны во время меняй и играй, чтобы парню скучно не было. Помощница у тебя есть. Здесь у нас не пионерский лагерь. Если помогать не будет, отдадим в детский дом. Слышала? - строго спросил он, глядя на Танечку.

Девочка неуютно чувствовала себя под тяжёлым взглядом папы Вити, но молча кивнула в знак согласия. Тане и самой было интересно поиграть с братишкой. Но интерес от общения с братом девочке быстро остудили. В первую же ночь спать ей не пришлось. Толик оказался слишком беспокойным и крикливым ребенком. Он часто плакал, и Наталья заставила Танечку до утра качать его в коляске. Сама же мамаша крепко спала в другой комнате с дядей Витей. Время от времени из их комнаты доносилось мерное поскрипывание кровати и вскрикивания мамаши.

Наталья первым делом научила Таню гладить: сначала пелёнки, распашонки, а потом и остальное бельё. Вот только с пододеяльниками и простынями у девочки пока не получалось справляться. Наталья ругала дочку за малейшую оплошность, орала и лупила шлангом от стиральной машины, приговаривая: "И это чудовище - моя дочь? Лучше бы тогда сделала аборт..." Так у девочки началась новая жизнь с "любимой мамочкой". Таня с тоской вспоминала свою жизнь с бабушкой.

Забрать хотя бы на время Таню у мамаши помогла жадность нового мужа. В конце лета он решил вывезти сына на море подышать морским воздухом и оздоровиться. Везти с собой лишний рот дядя Витя не планировал, поэтому было принято решение на время отпуска оставить девочку второму родителю. Когда после долгой разлуки Таня предстала перед Галиной Николаевной, бабушка не могла сдержать слёз. Худая, с серым лицом, потухшим взглядом... Куда подевалась та красивая девочка с яркими бантами и озорными глазами? Она подхватила внучку на руки, прижала и заплакала...

Галина Николаевна на работе срочно оформила отпуск. Сердце болело от несправедливости по отношению к ребёнку и переполнялось нежностью при виде совсем юной девочки с длинными светлыми волосами, полными губками, огромными глазами и не по годам взрослым взглядом...

Галина купила Тане школьную форму, лакированные туфли и большой ранец. Вместе они ходили в кино, гуляли в парке, ели мороженое в кафе. Вечерами проводили за вязанием, читали про Тома Сойера и смотрели телевизор. А ещё Галина рассказала, что все женщины в их роду хорошо шили. Танечка тоже попросила её научить. Пришлось дать внучке большую цыганскую иголку и кусочек ткани. Под чутким руководством Галины Танюша медленно и неловко сделала свои первые стежки.

- Бабушка, я так люблю тебя! Вот бы мы с тобой жили вместе! - мечтательно произнесла девочка. Это было абсолютной правдой. Галина Николаевна заменяла Тане обоих родителей, с ней было тепло и спокойно. Все воспоминания о бабушке у девочки сопровождались яркими красками и радостью.

- Я бы тоже очень хотела, милая!

Потом они долго сидели обнявшись. Это были лучшие дни в жизни внучки и бабушки. Расставание было тяжёлым для обеих, но пока другого выхода не было. Муж Натальи на работе был на хорошем счету и после рождения сына получил от предприятия двухкомнатную квартиру, которую они, объединив с квартирой родителей Галины Николаевны, обменяли на четырёхкомнатную. Со стороны это была вполне благополучная семья.  

В школе, куда Таню определили, девочке было запрещено всё: кружки, секции, экскурсии, походы в кино. После последнего урока она бегом бежала домой, чтобы возиться с братом и делать уборку. На уроки времени оставалось мало, и учить их приходилось, играя с Толиком, который подрастал и становился чересчур активным. Друзей в школе не было, потому что на общение совсем не оставалось времени. Танюше не позволялось даже гулять после уроков. Дядя Витя падчерицу не любил и строго следил за её загруженностью. Любил наказывать и мог побить даже за то, что она, как ему казалось, неуважительно смотрела на него, не говоря уж о малейшем опоздании из школы...

Продолжение следует...