Всё происходящее Таня видела словно сквозь туман, и главное, ничего не могла изменить. Она словно отгораживалась или откупалась от беды неведомой болезнью. Каждый раз возникала одна и таже реакция на стресс - высокая температура. Два-три дня, пока организм изыскивал внутренние резервы для борьбы, тело Танюши то горело жаром, то покрывалось дрожью от озноба. Не было даже сил пожалеть себя. Отъезд Романа Таня в прямом смысле слова отболела. Благо Галина Николаевна уже научилась справляться с необычной реакцией внучкиного организма на стресс. Бабушкина любовь и забота не сразу, но исцеляли, возвращали к нормальной жизни. Прошло несколько трудных дней, прежде чем внучке стало полегче.
Сегодня Таня проснулась мокрая - болезнь явно начала отступать.
- Вот и хорошо! - обрадовалась Галина Николаевна, рассматривая сквозь очки показания градусника. - Температура уже нормальная. Сейчас переоденешься, и принесу завтрак...
- Как хорошо, что ты у меня есть! Бабулечка, как же я тебя люблю! - негромко произнесла Таня. Галина подсела на край кровати и взяла внучку за руку.
- И тебя очень люблю, сердечко моё! Только ты меня очень огорчаешь, когда болеешь. Что с тобой на этот раз приключилось?
Глаза Тани тотчас наполнились слезами. Она отвела глаза и взгляд устремила на потолок.
- Рома с семьёй переезжает жить в Москву, - её голос дрожал, по щеке скользнула слеза. - Ба, что мне теперь делать? Как без него жить?
"Вроде и растут дети, а сердце понимать это отказывается..." - подумала Галина Николаевна, а вслух ласково произнесла: - Да, ты у меня никак влюбилась, деточка?
- Он самый лучший на свете! Ты даже не представляешь, как мне без Ромки плохо...
- Значит, любишь... - улыбнулась бабушка и нежно погладила руку своей девочки. - А Рома говорил, что любит тебя?
Таня с удивлением посмотрела на бабушку.
- Нет... Но зачем тогда он ходил за мной?
- Может, ты сама себе напридумала эту любовь, а Роман видел в тебе просто друга? Так тоже бывает...
- Если друг, то почему не сказал мне, что уезжает? - Таня испытующе уставилась на бабушку. - Разве от друзей могут быть секреты?
- Возможно, молодой человек предвидел твою реакцию и не хотел расстраивать.
- Ба, это же очень больно…
- Знаю, но это тоже неплохо. Если тебе больно, если ты чувствуешь - значит, ты живая! Ведь так?
- Наверное… - всхлипнула Таня.
- А теперь послушай меня. Боль уйдёт, а опыт останется. Придёт к тебе тот, кто оценит и полюбит тебя... И будет твой принц: красивый, сильный, статный... Слабое утешение в данный момент, понимаю. Может быть, не так скоро, как тебе бы хотелось, но точно придёт! Ты ещё смеяться будешь над сегодняшними слезами. Девочка моя, у тебя столько ещё интересного впереди! Жизнь, по сути, только началась, некогда плакать, нужно её проживать...
Галина Николаевна обняла внучку, и так они сидели несколько минут. Таня прижалась, как маленький ребёнок, и тихонько всхлипывала.
- Ну что, милая моя, пора браться за ум. Начать советую с завтрака. Я куриный бульон домашней лапшой заправила и блинчиков нажарила. На сытый желудок жизнь покажется немного радостнее. Давай, принесу?
- Нет, бабуля, я сама пойду на кухню. Люблю с тобой завтракать!
- Тогда умывайся, и жду тебя на кухне! - улыбнулась Галина Николаевна, откинув одеяло в сторону.
Помня, что в радиусе четырёх километров от бабули всегда было сытно и уютно, Таня умылась и проследовала на кухню. Когда живительный куриный бульон покатился по желудку внучки, Галина поставила на стол блины и ароматное земляничное варенье, а потом спросила:
- Когда ты решила уйти из школы, я спорить не стала. Раз решила поступать в техникум, то пора действовать. Нужно узнать, когда подавать документы и какие экзамены сдают при поступлении. Давай сегодня ты ещё денёк отлежишься, а завтра вместе доедем до техникума. Чтобы не получилось, что из школы ты ушла, а документы подать опоздала...
- Хорошо, поедем вместе, - согласилась Таня и вдруг, подумав о чём-то серьёзном, произнесла: - Бабушка, ты ведь мне как подружка! Мне с тобой никогда не скучно. С тобой можно поговорить на любую тему. Ты многому меня научила. Ты самый родной человечек... Что я буду делать, если вдруг тебя не станет? Как я буду одна?
Глаза Галины Николаевны наполнились светом и пониманием. Она в очередной раз улыбнулась и ответила:
- А ты не будешь одна! Я к тебе голубкой белокрылой прилетать буду, присматривать и оберегать!
Потом бабушка с внучкой долго сидели рядом, почти не разговаривая. Не понятно, о чём думала Галина, но Таня вспоминала счастливые мгновения детства проведенные рядом с бабушкой и всё, чему она научила: варить суп, печь пирожки, вязать носки с варежками и даже по-бабушкиному взбивать подушки… Невидимая нить тепла, которую всегда дарила ей Галина Николаевна, стала, наконец, осязаемой и прочной...
Отвлечь Таню от грустных мыслей было возложено на техникум. В правильность бабушкиных слов, что "жизнь только началась", девушка поверила очень быстро.
Внешний вид техникума был не респектабельный. Снаружи это было мрачное, старое и неуютное здание. Внутри было не лучше: огромные лестничные марши с пошарпанными ступенями между этажами, с высокими потолками и паркетным полом. Приёмная комиссия, сумевшая расположиться в фойе, с утра ещё скучала в одиночестве. Девушки разошлись по разным столам с табличками: "Бухгалтерский учёт" и "Товароведение".
Оказалось, что Тане с высоким проходным баллом для поступления достаточно сдать первый экзамен на пятёрку. Надежде предстояло сдавать оба экзамена, но, несмотря на это, она пребывала в абсолютной уверенности, что непременно поступит.
- Клёво, что мы поступаем вместе! - радовалась Надежда. - Одной мне было немного боязно. Все здесь кажутся такими взрослыми, и я никого не знаю, а тут хотя бы одна родная душа. Да и ездить на занятия вдвоём будет веселее...
- Ага, осталось только поступить, - осекла подругу Таня. - Тебе главное без троек сдать экзамены. Вот тогда добро пожаловать во взрослую жизнь...
- Поступлю, будь спокойна! Девушка из приёмной комиссии по секрету сказала, что в прошлом году поступали даже с одной тройкой. А ещё я подслушала, что на дневном отделении учиться намного сложнее, чем на заочном. На заочке учатся взрослые люди, которые уже работают по специальности и в техникум приезжают только на сессии. Как я поняла, они приезжают сюда больше отдохнуть, чем учиться. На экзаменах их предупреждают, что кому подарить. Преподаватель приходит, на столе оставляет свой портфель, раздаёт всем билеты и уходит "попить чайку". Спустя час он возвращается, заглядывает в портфель, и если там подарок не лежит, то экзамен принимает жёстко и многих заваливает, а если подарок на месте, то все получают хорошие оценки. Вот бы нам так!
- В чём тогда прикол? Ты идёшь за знаниями, значит, должна учиться. А подарок в данном случае - это взятка за то, что ты, закончив техникум, знаний не получишь. Лично я буду учиться сама. Мне потом у отца работать, а его подводить нельзя.
Татьяна поступила легко, успешно сдав экзамен на отлично. Надежде повезло сдать оба экзамена на четвёрки, причём с математикой помогла соседка, которая сумела сунуть ей шпаргалку.
Девчонки пребывали в лёгкой эйфории от осознания, что они теперь настоящие студенты, да ещё и со стипендией, а не дети, как их одноклассники, которые остались учиться в школе. Тане учиться было интересно. Одногруппники ей нравились, и со многими она уже подружилась. Постепенно мысли о Роме ушли на задний план. Если честно, заскучать с её группой не представлялось возможным: то они танцевали на дискотеке в техникуме под пристальным вниманием старшекурсников, то собирались у девчонок в общежитии, чтобы поесть пирожное или просто поболтать о том о сём.
Галина Николаевна гордилась внучкой, особенно когда та принесла домой первую стипендию и выложила на стол.
- Бабуля, мы с тобой теперь богатые! У меня повышенная стипендия!
- Какая у меня умница-девочка! Давай съездим с тобой в магазин, и на эти деньги выберем хороший костюм ходить на занятия.
- Ба, в костюмах у нас никто не ходит... - рассмеялась Таня, - Сейчас в ходу джинсовые куртки, юбки, брюки, комбинезоны, кожаные куртки, дольчики, лосины...
- Твоя бабушка давно не специалист в области моды, купим то, в чём ходит молодёжь, - согласилась Галина Николаевна. Так с лёгкой руки первую стипендию они потратили на наряды для Тани.
В тот день Таня задержалась в библиотеке техникума. Шла подготовка к зачётам, которые предшествовали зимней сессии. Возвращаясь домой в самый час пик, сесть в автобус с первого раза не удалось. Холод подгонял девушку. Темнота уже опустилась на город. В окнах загорались огни, и в каждом окошке таилась своя жизнь, своя история. Нажав кнопку звонка, Таня потирала замёрзшие руки. Почему-то привычных шагов бабушки на звонок не последовало. Неприятный холодок пробежал по спине. В это время бабуля всегда дома накрывает ужин. Озябшими руками Таня с трудом достала свои ключи.
- Ба, я дома! - крикнула она, включая свет. Одежды и сапог бабули в прихожей не было, что показалось Тане очень странным. Для верности девушка пробежала по квартире, но бабушки нигде не было. В кухне на плите стояла остывшая кастрюля с супом. Рука нервно потянулась к телефону, что стоял на полке в коридоре.
- Тётя Нина, здравствуйте! А бабушка не у вас? - спросила Татьяна встревоженным голосом.
- Танечка, здравствуй! Нет, не у меня. Мы с Галей часов в двенадцать созванивались, так она в магазин собиралась. Звоню ей весь вечер, звоню, но никто не отвечает...