Найти тему
Морская коллекция

Флот Японии. Список статей и справочные данные.

-2

Список статей (кликабельно)-

Линейные корабли. Самый большой и бесполезный. "Ямато".

Линейные корабли. Пагоды Императорского флота. "Фусо".

Линейные корабли. Корабли тяжелой судьбы."Исе".

Линейные корабли. Путь к совершенству."Нагато".

Линейные корабли. Избиение у Суригао."Фусо".

Линейные корабли. Путь на Бикини."Нагато".

Линейные корабли. Мутанты императора."Исе".

Линейные корабли. Жертвы Вашингтона. "Тоса".

Линейные корабли. Японский блин. "Кавачи".

Линейные крейсеры. Путь самурая. "Конго".

Тяжелые крейсеры. Первые крылья."Аоба".

Тяжелые крейсеры. Аквариумы Императорского флота. "Фурутака".

Тяжелые крейсеры. Коварный восток. "Тоне".

Тяжелые крейсеры. Непотопляемая эскадра."Мёко".Часть 2.

Тяжелые крейсеры. Создание шедевра. "Мёко".Часть 1.

Тяжелые крейсеры. Последний самурай."Хагуро".

Авианосцы. Олимпийские резервы. "Дзуньё".

Авианосцы. Остров невезения."Тайхо".

Авианосцы. Конец японского феникса."Тайхо".

Авианосцы. Лучше меньше да больше."Рюдзё".

Авианосцы. Голубой Дракон. "Сорю".

Легкие крейсера. Белая ворона Императорского флота. "Ойодо".

Легкие крейсера.Первые турбинные крейсера Императорского флота. «Тикума».

Эскадренные миноносцы. Пятнадцать ветров микадо.«Минэкадзэ».

Эскадренные миноносцы. Японские современники русских "добровольцев". “Асакадзе”.

Эскадренные броненосцы. Япония выбирает флот. "Фудзи".

Эскадренные броненосцы. Союзник Британской империи.«Хацусе».

Эскадренные броненосцы. Шанс капитана Иванова. «Хацусе».

Эскадренные броненосцы. Скромный японский хайтек. "Асахи".

Эскадренные броненосцы. Японские недолгожители. "Катори".

Эскадренные броненосцы. Несостоявшийся дредноут. "Сацума"

Броненосные крейсера. Мистические совпадения."Цукуба".

Броненосные крейсера. Полулинейный полукрейсер.«Ибуки»

Броненосные крейсера. Последние аргентинцы. «Митра» и «Рока»

Броненосные крейсера. Флагман адмирала Камимуры."Идзумо".

Броненосные крейсера.Новая надежда."Асама".

Броненосные крейсера. У императора мало."Асама".

Броненосные крейсера.Через три войны."Идзумо".

Броненосные крейсера. Слабое звено."Адзума".

Броненосные крейсера.Тяжелая кавалерия адмирала Ямамото. "Якумо".

Броненосные крейсера.Три войны и последняя служба императору."Чиода".

Броненосцы. На службе второй империи."Чин Йен".

Броненосцы. Первый броненосец империи."Фусо".

Броненосцы. За Императора! «Адзума»

Бронепалубные крейсера.Море помнит. "Отова".

Бронепалубные крейсера.Расплата на камчатском берегу. "Цусима".

Бронепалубные крейсера. Первый блин в умелых руках. «Сума»

Бронепалубные крейсера.Конец французской эпохи. "Акицусима".

Бронепалубные крейсера. Собачка,которую не жалко. “Такасаго”.

Бронепалубные крейсера. Собачки для Порт-Артура. “Касаги”.

Бронепалубные крейсера. Собачки адмирала Того. "Иосино".

Бронепалубные крейсера. Он начал войну. "Нанива".

Бронепалубные крейсера. Старые глаза адмирала Того."Идзуми".

Бронепалубные крейсера. Французское фиаско. «Унэби»

Вспомогательные крейсера. Недобиток. «Садо-Мару»

Вспомогательные крейсера. Достойный непрофессионал. «Сайкё Мару»

Вспомогательные крейсера. Без единого выстрела. «Синано Мару»

Крейсера. Империя строит Стальной флот. «Такао»

Крейсера. Легкая рука Императора. Авизо «Чихайя»

Крейсера. Маленький шаг к Большому флоту. «Яэяма»

Крейсера. Майские каникулы Императорского флота. "Мияко"

Крейсера. Дедушка всех эльсвиков. «Цукуси»

Крейсера. От школы до тюрьмы. Корвет «Катсураги»

Крейсера. Белые голуби Хатимана. Корвет «Каймон»

Крейсера. Школа нового флота. Броненосные корветы «Конго»

Крейсера. Императорский корабль. Броненосный корвет «Рюдзё»

Крейсера. Первый Арсенал Империи. Корвет «Сэйки»

Крейсера. Американский заказ. Фрегат «Фудзияма»

Крейсера. Первый Королевский подарок. «Канко Мару»

Крейсера. Первое французское предупреждение. Корвет «Асама»

Крейсера. Третий, не лишний. Корвет «Амаги»

Крейсера. Потерянный шанс адмирала Эномото. Фрегат «Кайо Мару»

Крейсера. Гешефт по старой дружбе. «Канрин Мару»

Крейсера. Флагман Республики Эдзо. Корвет «Кайтен»

Крейсера. Из Голландии без посредников. Шлюп «Нисшин»

Крейсера. Флагман "Вампирской флотилии". «Цзянсу»/«Касуга»

Крейсера. Старый британский конь на японской борозде. Корвет «Цукуба»

Минные крейсера. Возвращение к Альбиону. «Тацута»

Минные крейсера. Французское фиаско. «Тисима»

Эскадренные миноносцы. Правильный выбор. «Муракумо»

Эскадренные миноносцы. Внезапные и вероломные. «Акацуки»

Эскадренные миноносцы. Первые японские "истребители". «Икадзучи»

Эскадренные миноносцы. Везучий утренний прилив."Сиракумо".

Эскадренные миноносцы. Японское бронированное чудо. «Котака»

Миноносцы. Крылатые «Циклоны» микадо. «Хаябуса»

Миноносцы. Вторая жизнь "Белого орла". «Сиратака»

Миноносцы. Самураи выбирают торпеды. №№ 1-25

Миноносцы. Самураи на тропе войны. №№ 29-75

Канонерские лодки. Первая колониальная. «Удзи»

Канонерские лодки. На чужих берегах. «Осима»

Канонерские лодки. Подвиг капитана Сакамото. "Акаги"

Канонерские лодки. Рабочие лошадки на две войны. «Майя»

Канонерские лодки. Флот статической обороны. «Банджо»

Канонерские лодки. Дипломатия канонерок по японски. «Унъё»

Канонерские лодки. Через две гражданские войны. «Ёсюн-мару»

Канонерские лодки. Первая отечественная. «Тиёда»

Канонерские лодки. Подарок королевы Виктории. «Банрю Мару»

Канонерские лодки. Месть тринадцатого даймё. "Дайни Тейбо"

Канонерские лодки. Короткие судьбы. Шхуна «Мусаси Мару»

Канонерские лодки. Скромный воин империи. «Мошун Мару»
Канонерские лодки. Карательные походы Летящего Феникса. «Хосё»
Канонерские лодки. Следовать правильным путем. «Инуйкомару»
Канонерские лодки. Южане идут на север. «Сетцу Мару»

Малышки из Осаки. Японская осадная гаубица против русского флота

Борьба за империю. Флот сёгуната Токугава

Последние паруса Ямато. Черная полоса Токугава

Русские паруса Токугавы. Наследники «Дианы»

Испанские паруса Токугавы. «Сан-Хуан Баутиста»

Курофунэ. Черные корабли коммодора Перри

Японцы несут потери.

-3

Императорский флот Японии (大日本帝國海軍 Дай-Ниппон Тэйкоку Кайгун, Флот Великой Японской империи) — военно-морские силы Японской империи в период с 1869 год по 1945 год. Основные силы флота известны как «Объединённый флот», который был создан в 1894 году объединением «Флота постоянной готовности» ( из наиболее современных и боеспособных судов) и «Западного флота» ( из устаревших судов).

Корабли японского флота установленных префиксов не имели, но в литературе часто используется "IJN" ( "Imperial Japanese Navy").

Японцы-одна из морских наций, по хроникам японские войска переправлялись воевать в Корею еще в 3-м веке, в эпоху Кофун. При этом нападения на Японию монголов Хубилай-хана в 1274 и 1281 годах, японцам с помощью "божественного ветра" удалось отразить.

При очередном ослаблении Китая его побережье стали активно грабить японские пираты "воку"(«пираты-карлики»). Лишь к началу 17-го века совместными усилиями китайских и японских правителей удалось от них избавиться. Оставшиеся пираты вошли в состав морских сил Тоётоми Хидэёси и участвовали во вторжении в Корею 1592-1598 годов.

16 век стал временем расцвета феодальных флотов, Япония проживала свою эпоху Сражающихся царств. Флоты некоторых князей составляли сотни кораблей. К этому времени относят появление первых броненосцев- шести покрытых железом больших атакебунов даймё Ода Нобунага, построенных в 1576 году. Корейские "черепахи"адмирала Ли Сунсина появились позже, уже во время войны в 1592 году. О японских броненосцах оставил записи итальянский иезуит Органтино. Отсталые европейцы додумались до этого лишь через почти 300 лет.

Японское военно-морское судно "Атакэбунэ" XVI века, несущее символ клана Токугава .
Японское военно-морское судно "Атакэбунэ" XVI века, несущее символ клана Токугава .
Копия построенного японцами галеона 1613 года Сан-Хуан-Баутиста в Исиномаки
Копия построенного японцами галеона 1613 года Сан-Хуан-Баутиста в Исиномаки
Китайская иллюстрация корабля Красной печати
Китайская иллюстрация корабля Красной печати
Парусный фрегат Шохой Мару(1854) построенный по голландским чертежам.
Парусный фрегат Шохой Мару(1854) построенный по голландским чертежам.

Однако знакомство с европейскими технологиями позволило японцам построить в 1613 году дипломатический галеон "Дата Мару"(500 тонн), посетивший с посольством Америку и Европу. Также сегун в 1604 году заказал 350 кораблей "красной печати", которым было разрешено торговать с континентом. Но эти торговцы были вооружены.

В 1640-х годах Япония закрылась от мира на два века, оставив небольшое окно для голландцев в Нагасаки и сохранив некоторые связи с Китаем и Кореей. Но океанские корабли было запрещено строить под страхом смерти. Для защиты от европейских посягательств сегунат через голландцев получал современную артиллерию и огнестрельное оружие. Изоляцию японцы успешно защищали до середины 19 века.

В 1854 году американскому коммодору Мэтью Перри во время визита с 7 военными кораблями в бухту Эдо удалось, применив силу, заставить японцев заключить Канагавскую конвенцию, положившую начало открытию страны для европейцев.

открытие Японии американским флотом
открытие Японии американским флотом

Открытие страны заставило сегунат активно заимствовать западные военно-морские технологии. В 1855 году голландцы подарили сёгуну первый паровой колесный военный корабль « Канко Мару». С помощью этого корабля и учебного центра в Нагасаки Япония начала подготовку моряков для своего военного современного флота. Несколько самураев( среди них будущий адмирал флота Токугавы Эномото Такэаки) были отправлены на обучение в Голландию.

Винтовой паровой корвет Канрин Мару , первый в Японии винтовой паровой военный корабль, 1857 г.
Винтовой паровой корвет Канрин Мару , первый в Японии винтовой паровой военный корабль, 1857 г.

В 1857 году сегунат купил первый винтовой военный корабль « Канрин Мару», в сопровождении которого в 1860 году японская делегация отправилась в США. В 1859 году военно-морскую школу перевезли в Цукидзи ( Токио).

В 1865 году для строительства первых современных японских морских арсеналов в Йокосуке и Нагасаки был нанят французский морской инженер Леонс Верни.

Также сегунатом было разрешено княжествам покупать военные корабли и создавать свои флотилии. А затем право превратилось в обязанность. Самым продвинутым стало княжество Сацума. В Кагосиме был создан военно-морской центр, а некоторые студенты были отправлены учиться за границу. Сацума купило несколько боевых кораблей. Его примеру последовали княжества Тёсю , Тоса и Кага.

Батарея № 6 Одайба , один из оригинальных батарейных островов эпохи Эдо. Эти батареи представляли собой оборонительные сооружения, способные противостоять вторжению с моря.
Батарея № 6 Одайба , один из оригинальных батарейных островов эпохи Эдо. Эти батареи представляли собой оборонительные сооружения, способные противостоять вторжению с моря.

Однако разрозненные феодальные флотилии не помешали безнаказанной английской бомбардировке Кагосимы в 1863 году и обстрелу Симоносеки в 1863 и 1864 годах объединенной англо-франко-голландско-американской эскадрой.

Захват батареи Тёсю в Симоносеки британскими моряками и морскими пехотинцами; фотография сделана Felice Beato
Захват батареи Тёсю в Симоносеки британскими моряками и морскими пехотинцами; фотография сделана Felice Beato

К середине 60-х годов сегунат имел флот из восьми военных кораблей и тридцати шести вспомогательных кораблей. У Сацумы было 9 пароходов. Тёсю имел пять кораблей плюс множество вспомогательных судов, Кага имел десять кораблей и Чикудзэн восемь. Многочисленные мелкие владения также приобрели несколько кораблей.

Но...отсутствовало единое командование, опыт морских походов и боевая подготовка экипажей.

Революция Мейдзи. Необходимость модернизации страны привела к реставрации Мейдзи в 1868 году, сегунат был свергнут, власть перешла к императору и примкнувшим к нему реформаторам. Страна прошла через жесткие социальные и экономические реформы, приведшие к ускоренной индустриализации и модернизации.

Проблемы и противоречия между консерваторами и реформаторами привели вскоре к гражданской войне Босин («Война года Дракона», 1868—1869). Сторонники сегуната попытались взять реванш. Сёгун Токугава Ёсинобу повел войска на Киото, где находился император, но потерпел поражение при Тоба — Фусими. Флот занимался перевозками войск на восток страны. 28 января 1868 года в заливе Ава флот сёгуна одержал победу над кораблями княжества Сацума, сторонниками императора. Сацума потерял один транспорт. Будущий адмирал флота Императорского флота Японии Того Хейхачиро был наводчиком на борту сацумовского корабля Касуга во время боя.

В апреле 1868 года княжества Аки, Чикудзен, Хидзен, Куруме, Нагато, Сацума и Тосаво передали шесть кораблей (включая Мосун Мару, Ходзуй Мару и Юши Мару) в распоряжение императорского флота. 26 марта 1868 года в заливе Осака состоялся первый парад императорского флота, с участием шести кораблей. Общее водоизмещение всех кораблей-всего 2252 тонны.

После капитуляции сегуна Ёсинобу в мае 1868 года фрегат Кайо, корвет Кайтен и канонерки Банрю и Чиода-гата так же вошли в состав императорского флота.

4 октября 1868-ого года восемь боевых кораблей под командованием Эномото Такеаки, были уведены им на север, отказавшись подчиниться императору. Несколько кораблей мятежный адмирал потерял при кораблекрушениях, а остатки его флота были блокированы императорским флотом близ острова Хоккайдо в июне 1869 года. Его флагманский корабль «Банрю» был потоплен, сам адмирал был вынужден капитулировать в замке Горекаку. Эномото был заключен под стражу, но впоследствии помилован и стал послом Японии в Санкт-Петербурге.

После подавления восстания большая часть устаревших кораблей была списана. Уцелели лишь несколько судов – «Котецу», «Фуги», «Чиода-Гата» и еще несколько.

Бой между Касуга из флота  Сацума  (на  первом плане), и Kaiyo из флота сёгуната  во время  битвы при Аву.
Бой между Касуга из флота Сацума (на первом плане), и Kaiyo из флота сёгуната во время битвы при Аву.

Морской бой у Хакодате , май 1869; на переднем плане  деревянный военный пароход Касуга  сегуна и бронированный военный корабль Kotetsu Императорского японского флота
Морской бой у Хакодате , май 1869; на переднем плане деревянный военный пароход Касуга сегуна и бронированный военный корабль Kotetsu Императорского японского флота

Основной боевой силой Императорского флота стал броненосец Kotetsu, построенный во Франции. Он был приобретен в 1867 году по заказу сегуната, но передан американцами уже "законному" императорскому правительству Японии в марте 1869 года.

Адзума (бывший "Котецу") стоит на якоре в Йокосука , Япония , ок. 1878–1879
Адзума (бывший "Котецу") стоит на якоре в Йокосука , Япония , ок. 1878–1879

В июле 1869 года, был официально учрежден Императорский флот Японии.

До революции Мейдзи самым сильным флотом в Японии обладал сегунат Такугава. Часть его кораблей была захвачена в начале революции и в феврале 1868 года передана в состав флота императора. Остальные корабли оставались под управлением своих княжеств. В 1872 году было создано Министерства военно-морского флота.

В 1871 году княжества были упразднены, даймё (князья), в рамках централизации, передали свои корабли императорскому флоту. Наконец Япония стала обладателем единого флота.

Канонерская лодка Chiyoda , первый построеный в Японии паровой военный корабль. Он был завершен в мае 1866 года.
Канонерская лодка Chiyoda , первый построеный в Японии паровой военный корабль. Он был завершен в мае 1866 года.

В группе реформаторов Мейдзи были сторонники приоритетного развития военного флота, с целью избавиться от навязанных западными странами неравноправных договоров.

В 1870 году новое правительство разработало амбициозный план по строительству флота в 200 кораблей, объединенных в десять флотов. От плана отказались в течение года из-за нехватки ресурсов. Япония в то время была довольно бедным государством. Недостаток финансов и ограничивал рост военно-морского флота в 1870-х годах.

Военно-морская политика в этот период определялась лозунгом Сусей Кокубо (буквально: «Статическая защита»), которая состояла из береговой обороны , постоянной армии (созданной при поддержке второй французской военной миссии в Японии ) и прибрежном флоте.

Декларировался принцип Рикушу Кайдзю (армия прежде всего, флот - второй). Армия получала основную часть военных расходов. В течение 1870-х и 1880-х годов Императорский флот Японии оставался в основном флотом береговой обороны.

"Рюдзё"
"Рюдзё"

27 марта 1869 года в шотландском Абердине был заложен еще один броненосец для японского флота, купленный даймё Кумамото 12 апреля 1870 года и под именем "Рюдзё" переданный Японскому Императорскому флоту. До прихода "Фусо" в 1878 году он был флагманом и самым мощным кораблем JIN.

между 1878 и 1891
между 1878 и 1891

Если первоначально образцом для подражания японцам служил наиболее знакомый им голландский флот, то в 1870 году императорский указ повелел впредь ориентироваться на Королевский флот Великобритании. Покончив с изоляцией, японцы разобрались наконец, кто на планете главный по флоту.

В 1873 году британская военно-морская миссия из 34 человек во главе с Арчибальдом Дугласом прибыла в Японию. Дуглас до 1875 года обучал курсантов в Военно-морской академии в Цукидзи, а миссия оставалась в Японии до 1879 года, твердо утвердив британские традиции в японском флоте, от морского дела до стиля униформы. В 1871 г. министерство отправило за границу 16 стажеров для обучения военно-морским наукам (14 - в Великобританию, двое - в США), среди которых был Хейхатиро Того.

Броненосный корвет Kongo
Броненосный корвет Kongo

В Англии же были построены первые заказанные именно для Императорского флота боевые корабли-броненосец "Фусо" и броненосные корветы "Конго" и "Хиэй".

В самой Японии помимо государственных арсеналов, построенных ранее, появились и современные частные верфи-Ishikawajima и Kawasaki.

Как только императорское правительство более-менее взяло под контроль ситуацию в стране, оно незамедлительно занялось внешней экспансией. В первую очередь японцев интересовали китайские вассалы- Корея и Тайвань.

Уже в 1873 году в Японии начались дискуссии по захвату Кореи. Война в Корее представлялась части политиков идеальным способом обеспечить "работой" тысячи безработных после революции Мейдзи самураев. Ради повода к вторжению японцы не останавливались перед кровавыми провокациями.

20 сентября 1875 года японская канонерская лодка «Унъё»,под командованием капитана Иноуэ Ёсика, подошла к острову Канхвадо возле Сеула без разрешения корейской стороны. Корейская береговая батарея обстреляла японский корабль.

В «Унъё» корейцы не попали, зато канонерка ответным огнем уничтожила корейскую батарею. Потом японцы высадили десант на южном острове Ёнджондо, где сожгли местный поселок, убили в бою 35 корейцев, 16 взяли в плен и захватили 38 орудий в качестве трофеев. У самих японцев только двое получили лёгкие ранения. 28 сентября «Унъё» с победой и добычей вернулась в  Нагасаки.

В результате Япония навязала Корее выгодный для себя договор 1876 года. Японцы оказались очень хорошими учениками, быстро освоившими дипломатию канонерок.

Еще раньше японцам, опять же с помощью флота, удалось "наказать" империю Цин. В 1871 году на острове Тайвань местные дикие аборигены убили после кораблекрушения несколько десятков подданных княжества Рюкю(зависимого и от Японии и от Китая). В 1874 году японцы устроили первую заграничную экспедицию, для покарания виновных.

Экспедицией командовал будущий маршал-адмирал Сайго Цугумичи. Кроме уничтожения множества аборигенов и их поселений карательной экспедиции удалось добиться от Цин выплаты значительной контрибуции за инцидент на принадлежащем ей острове. Кроме того, в 1879 году и само княжество Рюкю было присоединено к Японии.

В 1878 году Европу посетил крейсер Seiki с полностью японской командой.

Когда Мейдзи удалось справиться с крестьянскими бунтами и восстаниями самураев, он стал ориентироваться на более активную внешнюю политику, проводить которую можно было только опираясь на сильный флот.

В мае 1883 года правительство одобрило план постройки 32 военных кораблей за восемь лет стоимостью чуть более 26 миллионов йен. Всего же предполагалось построить 48 военных кораблей, в т.ч. 22 миноносца.
Принятая про­грамма развития предусматривала фор­мирование в составе Императорского флота трех эскадр, каждая из которых должна была состоять из 6 крейсеров, 6 канонерских лодок и двух минных отрядов: одного в составе 8 миноносок, которые должны были дос­тавляться в район боевых действий на транс­портах, и одного в составе 6 крупных мореход­ных бронированных миноносцев.

Это потребовало значительного повышения налогов, в декабре 1882 года было принято решение о ежегодном повышении налога на сакэ, сою и табак на 7,5 миллионов йен. Из них 3,5 миллиона йен шло ежегодно на строительство военных кораблей и 2,5 миллиона йен на техническое обслуживание флота. Однако быстрое развитие технологий на флоте и рост стоимости современных кораблей привели к тому, что уже в 1885 году лимит расходов был превышен, а в стране начались волнения.

В 1883 году британским верфям было заказано два крейсера- "Нанива" и "Такачихо". Это были эльсвикские крейсера, доработанные под требования заказчика с участием японского инженера Сасо Сачу. При 3650 тонн водоизмещения и 18 узловой скорости они имели бронепалубу 54-76 мм и несли две 260 мм пушки Круппа.

Однако, ставший основным потенциальным противником Японии Цинский Китай в это время заказал в Германии два броненосца по 7335 тонн( Ting Yüan и Chen-Yüan). Силы были явно неравны. Японские крейсера не имели никаких шансов.

Позволить себе прямую гонку вооружений с богатейшим Китаем бедная Япония не могла. Пришлось искать асимметричный ответ. И благодаря тому, что японские морские офицеры уже активно интегрировались в европейский военно-морской мейнстрим, решение вскоре нашлось. Французская «Jeune École», то, что доктор прописал, недорого и эффективно.

В это время британцы могли предложить только постройку аналогичных броненосцев, что было японцам не по карману. Японцам не нравилась зависимость от Англии, которая больше благоволила Китаю. Кроме того, Эномото Такеаки (военно-морской министр 1880–1885 годы) во время сегуната и войны Босин очень активно работал с французской миссией и был заинтересован в продолжении сотрудничества. К тому же французский флот весьма достойно показал себя в войне с Китаем 1884-1885 годов, полностью уничтожив южный китайский флот.

Начался почти 10- летний роман японцев с французской школой кораблестроения и, соответственно, с ее мэтром, Эмилем Бертеном. Французы для борьбы с броненосцами предлагали использовать миноноски и крейсера. В 1885 году новым лозунгом военно-морского флота стал Kaikoku Nippon (Jp: 海 日本 日本, «Морская Япония»).

В 1885 году японцы наняли ведущего инженера французского военно-морского флота Эмиля Бертена на четыре года. За это время он должен был построить арсеналы в Куре и Сасебо, а также создать эффективный японский флот. Прежде всего против Китая.

Бертен, со свойственной французам и лично ему элегантностью, нашел нетривиальное решение проблемы китайских броненосцев. Это было трио крейсеров, каждый из которых нес по мощнейшему 320 мм орудию Кане.

Всего им было построено более 20 кораблей для Императорского флота, как на французских (естественно) и британских верфях, так и в арсенале Йокосуки.

  • 3 крейсера: 4700-тонные Matsushima и Itsukushima , построенные во Франции, и Hashidate , построенный в Йокосуке.
  • 3 прибрежных боевых корабля("Кацураги","Ямато" и "Мусаси") общим водоизмещением 4278 тонн.
  • Два небольших крейсера: Chiyoda , маленький броненосныйй крейсер водоизмещением 2439 тонн, построенный в Великобритании, и Yaeyama , 1800 тонн, построенный в Йокосуке.
  • 1 фрегат , 1600-тонный Takao , построенный в Йокосуке.
  • 1 aviso , 726-тонный Chishima , построенный во Франции.
  • 16 миноносцев по 54 тонны каждый, построенных во Франции компанией « Крёзо» в 1888 году и собранных в Японии.

В этот период японцы освоили новые морские технологии-мины и торпеды, обучившись у самых продвинутых на тот момент пользователей этого оружия -французов. В 1884 году Япония закупила первые торпеды, а в 1886 году создала «Центр обучения торпедам» в Йокосуке.

"Унебе"
"Унебе"

Однако загадочное исчезновение в декабре 1886 года крейсера "Унебе", построенного во Франции, во время перехода в Японию, заставило японцев критично посмотреть на сотрудничество с французами. Наиболее вероятной причиной гибели "Унебе" считают опрокидывание из-за перегрузки вооружением и малой остойчивости.

 крейсер Matsushima , флагман IJN в битве на реке Ялу (1894 г.)
крейсер Matsushima , флагман IJN в битве на реке Ялу (1894 г.)

крейсер Hashidate , построенный на внутреннем рынке в арсенале Йокосука
крейсер Hashidate , построенный на внутреннем рынке в арсенале Йокосука
-22

Японцы, с другой стороны, предусмотрительно не складывали все яйца в одну корзину и продолжали пользоваться услугами английских конструкторов и корабелов. В 1887 году в Англии был построен уникальный бронированный миноносец Kotaka. А в 1892 году на воду в армстронговском Эльсвике сошел Yoshino, самый быстрый в мире на тот момент.

Сотрудничество с французами японцы продлять не стали. Да и иностранные инструкторы были уже не нужны. Страна получила собственные кадры моряков, инженеров, рабочих и ученых. В 1886 году японцы изготовили свой собственный призматический порох , а в 1892 году Симосе Масачика изобрел японскую версию мощной взрывчатки на основе пикриновой кислоты-шимозу.

Броненосный корабль китайского флота Бэйян Zhenyuan, захваченный IJN в 1895 году.
Броненосный корабль китайского флота Бэйян Zhenyuan, захваченный IJN в 1895 году.

Гонка морских вооружений с Китаем привела к логичному финалу-ружье выстрелило. Конфликт снова возник из-за Кореи. Очередное народное восстание корейцев китайцы принялись подавлять самостоятельно, перебросив в Корею войска без согласования с Японией. С одной стороны, японский флот не был еще готов к столкновению с крупнейшим в регионе флотом Поднебесной. Два заказанных броненосца, Fuji и Yashima, еще строились в Англии, а крейсер Akashi в Йокосуке. Основу флота составляли три творения бертенского таланта, оказавшиеся совершенно бесполезными для поставленных целей, и эльсвикские крейсера.

Война началась потоплением японскими крейсерами у острова Пунгдо транспорта с китайскими войсками еще до объявления войны. Это стало фирменным почерком японцев. Задача созданного впервые Объединеного флота заключалась в разгроме китайского северного флота Бейян и захвате господства на море. В случае победы предполагалась высадка армии в Китае и наступление на Пекин ради победы. Ничейный результат сражения должен был ограничить японские аппетиты оккупацией Кореи, а на случай поражения японская армия должна была оборонять метрополию от китайского десанта.

Решающее сражение произошло в устье реки Ялу, когда китайский флот выгрузил подкрепления своим войскам в Корее. В ходе боя 17 сентября 1894 года японцы потопили 8 из 12 военных кораблей китайцев. Решающую роль сыграл Летучий отряд из быстроходных эльсвикских крейсеров. Однако броненосцы германской постройки оказались японским крейсерам не по зубам. Остатки Бэйянского флота были добиты при взятии базы в Вэйхайвэй.

Флот в результате войны выработал свою тактику боя, сочетающую ядро из бронированных кораблей с быстроходным и агрессивным отрядом легких кораблей.

По Симоносекскому договору (17 апреля 1895 г.) Тайвань и острова Пескадорес были переданы Японии. Япония также получила полуостров Ляодун , хотя Россия, Германия и Франция вынудили ее вернуть его Китаю, чтобы его смогла приобрести под свою базу Россия. В результате такой многоходовки Российская империя стала основным врагом для Японии.

Важным результатом стало пополнение японского флота трофейными кораблями. В японский флот вошли бывшие корабли Бэйянского флота броненосцы Чжэньюань ("Чен-Иен") и Пинъюань («Хэйэн»), крейсер III класса Цзиюань («Сайен»), миноносец Фулун ( «Фукурю»), канонерские лодки Чжэньчун , Чжэньси , Чжэньнань , Чжэньбэй , Чжэньбянь , Чжэньдун , Цаоцзян.

Императорский флот Японии продолжил интервенцию в Китае в 1900 году, участвуя вместе с западными державами в подавлении китайского боксерского восстания . Военно-морской флот поставил наибольшее количество боевых кораблей (18 из 50) и самый большой контингент войск среди вторгшихся наций (20 840 солдат Императорской японской армии и флота из общего числа 54 000). Совместные боевые действия позволили японцам изучить тактические приемы и методы различных армий европейского типа.

Параллельно Япония наращивала боевой флот для грядущего противостояния с Россией. Развитие промышленности, эксплуатация Кореи и громадная китайская контрибуция предоставили гораздо большие финансовые возможности японским адмиралам. К тому же Англия, ранее делавшая ставку на огромный и богатый Китай , после его катастрофического разгрома назначила своим фаворитом в регионе Японию. Особенно удачно совпала антирусская направленность обеих держав. Японцам сняли ограничения в кредитах, передаче технологий и обеспечению инструкторами и советниками. На британских верфях японским заказам был открыт зеленый свет.

-24

После победы над Китаем отец современного японского флота адмирал Ямамото Гомбей разработал стратегию развития Императорского флота, в итоге воплотившуюся в программу "6-6", создания ударной группировки из 6 эскадренных броненосцев и 6 броненосных крейсеров линейного типа. При этом упор делался на "качество", японский флот должен был получить сильнейшие корабли в своем классе. Кроме того, программа должна была быть выполнена максимально быстро, к 1902 году, чтобы ударный кулак к началу войны был на пике своей силы. Так как два броненосца уже строились, речь первоначально шла о заказе на английских верфях 4 броненосцев и 4 броненосных крейсеров. Однако в связи с развитием русского флота в программу добавили еще два броненосных крейсера, которые для ускорения постройки заказали в Германии и Франции. Кроме линейного флота программа включала строительство двадцати трех эсминцев, шестидесяти трех миноносцев и расширение японских верфей и ремонтных баз.

Программу строительства 260 000-тонного флота планировали завершить за десять лет в два этапа. Общая стоимость в ¥ 280 млн была одобрена кабинетом министров в конце 1895 года. Из них на новые корабли приходилось немногим более 200 миллионов йен. Первый этап начинался в 1896 году и завершался к 1902 году; второй - с 1897 по 1905 годы.

После завершения программы Япония всего за десятилетие должна была выйти на четвертое место в мире по мощи своего флота. Кроме того, в 1902 году был заключен англо-японский союз, гарантирующий японцам поддержку Англии в случае войны с двумя и более европейскими державами. Соответственно, в случае войны с Россией, выступление на ее стороне союзной Франции становилось практически невозможным.

Согласно Брокгаузу. На 1900 год у Японии: : 34 крупных корабля, 141 240 тонн: : 2 ЭБР, 2 ББО, 6 БКР, из них 3 ББО, 1 фактически БПКР; 10 БПКР 2 ранга, 3 БПКР-3 ранга, 3 Авизо, 8 НБКР.

-25
-26

Артиллерийское вооружение состоит почти исключительно из скорострельных орудий, изготовленных у Армстронга, но на судах старого типа — артиллерия Круппа. Калибры орудий на судах весьма разнообразны. Минное снаряжение состоит из самодвижущихся мин Уайтхеда, изготовленных на заводе Армстронга.

Список японских броненосцев и крейсеров до начала войны с Россией.

Означения сокращений: э.б. — эскадренный броненосец, б.к. — броненосный крейсер, бп.к. — бронепалубный крейсер; сп. — скорострельные пушки; мсп — малокалиберные скорострельные пушки.

Весьма важное значение для перевозки десанта и вообще военной транспортировки имеет коммерческий, субсидируемый правительством флот Я. В списках флота в 1902 г. состояло 2 адмирала, 9 вице-адмиралов, 25 контр-адмиралов, 65 капитанов 1-го ранга, 119 капитанов II-го ранга, 167 капитан-лейтенантов, 525 лейтенантов и мичманов, 232 инженера, 275 врачей, 31688 матросов.

Новейшие сведения о состоянии торгового флота в Я. и местного судостроения, по данным английского Ллойда ("Lloyd's Register of British and Foreign Shipping", 1903—1904), представляются в следующем виде: всех судов свыше 100 тонн насчитывалось 1586, вместимостью в 727 тыс. тон., в том числе пароходов 544, чистой вместимостью в 366 тыс. и общей вместимостью в 586 тыс. тон., и 1042 парусных судна, вместимостью в 141 тыс. тонн. Значительная часть (по вместимости) пароходов — стальные; деревянных по численности половина — 274, общей вместимостью 65 тыс. тонн. Судостроение развито в Я. довольно слабо: в 1902 г. всех судов (свыше 100 тонн) построено в Я. 49, вместимостью 16 тыс. тонн, в том числе 16 пароходов, вместимостью в 12 тыс. тонн.

-27
-28

В ночь с 9 на 10 февраля 1904 года японские миноносцы атаковали корабли русского флота на базе в Порт-Артуре.

К началу войны Объединённый флот Японии располагал 6 современными эскадренными броненосцами и 8 современными броненосными крейсерами против 7 эскадренных броненосцев и 4 броненосных крейсеров российской Первой Тихоокеанской эскадры (три броненосных крейсера находились во Владивостоке).

Новый флот Японии состоял из: 6 эскадренных броненосцев (все британской постройки), 8 броненосных крейсеров (4 британской, 2 итальянской, Yakumo германской и Azuma французской постройки ), 9 крейсеров (5 японской, 2 британской и 2 американской постройки), 24 эсминцев (16 британской и 8 японской постройки), 63 миноносцев (26 немецкой, 10 британской, 17 французской и 10 японской постройки).

В ходе войны погибла большая часть 1-й Тихоокеанской эскадры, в основном в ходе расстрела осадными орудиями в гавани Порт-Артура.

Вид на Порт-Артур с Вершины Золотой горы после капитуляции в 1905 году. Затопленных  русских броненосцев" Пересвет" , « Полтава» , « Ретвизан» , « Победа» и  крейсера « Паллада».
Вид на Порт-Артур с Вершины Золотой горы после капитуляции в 1905 году. Затопленных русских броненосцев" Пересвет" , « Полтава» , « Ретвизан» , « Победа» и крейсера « Паллада».

В ходе Цусимского сражения 27-28 мая 1905 года была разгромлена 2-я Тихоокеанская эскадра. Из 38 русских кораблей 21 было потоплено, семь захвачено в плен, шесть интернировано, 4545 российских моряков погибли и 6106 попали в плен. Японцы по официальным данным потеряли всего 116 человек и три миноносца.

Потери японского флота во время войны составили два линкора, четыре крейсера, один броненосный крейсер, семь эсминцев и не менее 10 миноносцев; большинство из них потеряно на русских минах.

Однако верить официальным японским данным о потерях несколько наивно, а неофициальная история войны Мейдзи 37-38 еще не введена в научный оборот, да и по ней уцелел лишь один экземпляр.

В ходе войны Императорский флот пополнило значительное количество бывших кораблей российского флота, плененных при Цусиме и поднятых в гавани Чемульпо и Порт-Артура.

-30
-31

-32

-33

Для обеих сторон в русско-японской войне чудо-оружием считались подводные лодки. Императорский флот Японии приобрел свои первые подводные лодки в 1905 году у компании Electric Boat Company , всего через четыре года после того, как военно-морской флот США ввел в эксплуатацию свою первую подводную лодку USS  Holland . Эти пять подводных лодок (известных как Holland Тип VII - х) были отправлены в разобранном виде в Японию (октябрь 1904 г.) , а затем собраны в Йокосука, Канагава (Йокосука Военно - морской Арсенал) , чтобы в конце 1905 года вступить в строй как №№ 1-5.

Подводная лодка 1-го класса Holland , первая подводная лодка ВМС Японии
Подводная лодка 1-го класса Holland , первая подводная лодка ВМС Японии

Очередная победа Японии и ее флота укрепила движение империи к господству над Азией. С Россией делить было уже нечего и отношения сразу улучшились. Зато японские аппетиты в Китае начали сталкиваться с интересами США и Англии. Японцы продолжали курс на развитие собственной судостроительной базы. Новые корабли уже в основном строились на территории Японии.

-35

Согласно стратегии «копировать, улучшать, вводить новшества», иностранные корабли различной конструкции обычно тщательно анализировались, их спецификации улучшались, а затем закупались , чтобы организовать сравнительные испытания и улучшения. Замена импорта на местную сборку привела к тому, что последним крупным кораблем заграничной постройки в 1913 году стал линейный крейсер "Конго" из Британии. А во время первой мировой войны уже японцы поставляли своему бывшему наставнику в морском деле, когда-то второй морской державе мира, Франции, 12 эсминцев типа "Араб".

Японцы стали обладателями одного из самых технически продвинутых флотов в мире. Первыми они массово применили радиосвязь в эскадренном Цусимском сражении.

Броненосец "Сацума" стал первым спроектированным и заложенным в Японии линкором , причем на тот момент крупнейшим в мире. Согласно первоначальному проекту он мог стать первым кораблем "только с большими пушками", но у японцев был жуткий дефицит 305 мм орудий, которые они тогда получали из Англии и значительное количество которых требовалось на замену после боев с русским флотом. 80 % материалов для броненосца импортировалось тогда из Англии, но уже на первом японском дредноуте "Кавачи" доля импорта была снижена до 20 %.

Эскадренный миноносец “Ямакадзе”перед спуском на воду.
Эскадренный миноносец “Ямакадзе”перед спуском на воду.

Так плановая политика принесла свои плоды, выведя Японию на третье место в мире по морской мощи в 1918 году. Ее промышленность могла к этому времени самостоятельно проектировать и строить корабли всех классов.

Военно-морской теоретик Сато Тетсутаро следующим противником Императорского флота обозначил флот США. Уже в 1907 году была принята программа "8-8", по постройке 8 линкоров и 8 линейных крейсеров. Однако финансовые возможности Японии, подорванные тяжелейшей войной, не позволили выполнить программу.

-37

Первую мировую войну Япония провела на стороне Антанты, участвуя в боевых действиях против Германии и Австро-Венгрии на Тихом океане. Императорский флот был основной ударной силой при захвате Циндао, германской базы в Китае. 5 сентября город был осажден с моря и суши. 6 сентября 1914 года 4 гидросамолета Farman, запущенные с авиатранспорта Wakamiya, атаковали австро-венгерский крейсер Kaiserin Elisabeth и немецкую канонерскую лодку Jaguar в порту Циндао. Это была первая в мире атака корабельным самолетом другого корабля. 6 ноября 1914 года немцы сдались.

Кроме того японские корабли участвовали в поисках германской Восточноазиатской эскадры и сопровождении войсковых конвоев из Австралии и Новой Зеландии на европейский фронт. Японцы захватили все германские колонии на островах Тихого океана.

Британия просила "по старой дружбе" в аренду четыре японских линейных крейсера типа "Конго", с 356 мм орудиями, которых очень не хватало Гранд-Флиту. Но англичанам было отказано. Японцы уже могли себе это позволить.

Зато в марте 1917 года в Средиземное море, на Мальту , была отправлена эскадра адмирала Сато Кодзо (крейсер Акаси в качестве лидера флотилии и восемь новейших эсминцев класса Каба ( Уме , Кусуноки , Каэдэ , Кацура , Касива , Мацу , Суги и Сакаки ). В июне Акаси был заменен на Идзумо , с ним пришли еще четыре эсминца ( Каси , Хиноки , Момо и Янаги ). Позже к ним присоединился крейсер « Ниссин» . Один эсминец, Сакаки, был торпедирован 11 июня 1917 года немецкой подводной лодкой, погибло 59 человек. Мемориал на военно-морском кладбище Калкара на Мальте посвящен 72 японским морякам, погибшим в боях при сопровождении средиземноморских конвоев. За войну на счету японцев сопровождение 788 союзных транспортов.

После войны при разделе трофеев японцам досталось семь немецких подлодок, изучение которых значительно продвинуло развитие японского подводного флота.

К 1920 году Императорский флот Японии был третьим по величине военно-морским флотом в мире и одним из лидеров в технологиях. К 1921 году военно-морские расходы Японии достигли почти 32% национального государственного бюджета.

Послевоенная ситуация заставила пять оставшихся ведущих морских держав договориться о прекращении гонки морских вооружений и сокращении флотов. Японии досталось почетное третье место, после Англии и США. Японии разрешалось иметь линей­ный флот общим водоизмещением 60 % от сум­марного тоннажа флотов Великобритании или США (соотношение 5:5:3). Соединенным Штатам и Великобритании было выделено по 525 000 тонн крупных кораблей, Японии 315 000, Франции и Италии по 175 000 в соотношении 5: 3: 1,75.

Большое число уже за­ложенных линкоров предстояло пустить на слом, на строительство новых действовал 10 летний мораторий. Исключение-только для замены потерянных или отслуживших более 20 лет. Были также установлены максимальные пределы 35000 тонн и 16-дюймовые орудия.

Искусство японской дипломатии позволило сохранить от разделки линкор Mutsu, который японцы представили как построенный на сэкономленные от завтраков деньги школьников.

 Mutsu
Mutsu

Авианосцы были ограничены тем же соотношением 5: 5: 3, а Японии выделила 81 000 тонн. Ограничивались максимальные показатели крейсеров, что породило понятие предельного,договорного или "вашингтонского крейсера".

С другой стороны, строительство крей­серов и эсминцев, отнесенных договором к ка­тегории “вспомогательных надводных кораб­лей для боя”, не запрещалось, хотя устанавли­вались ограничения на водоизмещение и ка­либр орудий. Это обстоятельство послужило толчком к бурному развитию легких сил япон­ского флота.

В феврале 1922 года Вашингтонское соглаше­ние было подписано. Это оказалось самое эффективное ограничение гонки вооружений до 1945 года.

В марте 1923 г. парламент принял “Про­грамму военного кораблестроения 1923 года”, в которую включили 21 эсминец типа “Улуч­шенный “Камикадзе”.

Удар по японскому флоту нанесло не только Вашингтонское соглашение, но и страшное землетрясение 1923 года. Погибли сотни тысяч человек ( официально 142 000), были разрушены заводы, верфи, повреждены корпуса строящихся кораблей. Ущерб-4,5 миллиарда долларов, два годовых бюджета страны.

Военно-морской арсенал Йокосука сразу после Великого землетрясения Канто 1923 года
Военно-морской арсенал Йокосука сразу после Великого землетрясения Канто 1923 года

К чести японцев, трудолюбивые жители страны Ямато быстро восстановили разрушенное. Правда поврежденные корпуса восстановлению не подлежали.

линкор класса Tosa готовится к затоплению в Куре 31 января 1925 года.
линкор класса Tosa готовится к затоплению в Куре 31 января 1925 года.

В межвоенный период Япония продолжала оставаться одним из технологических лидеров . В 1921 году был спущен на воду первый в мире специально спроектированный авианосец Hōshō; японский флот лидировал и в области артиллерии главного калибра- первые 356 мм пушки появились на "Конго", 406 мм-на "Нагато", наконец 460 мм-на "Ямато"; в 1928 году был спущен на воду уникальный эсминец « Фубуки» с двумя башнями со 127 мм универсальными орудиями и торпедными аппаратами в противоосколочных башнях; японцы создали "Лонг Лэнс", тип 93, самую мощную торпеду второй мировой калибра 610 мм.

Японцы при этом не чурались перенимать передовой опыт, у англичан были получены чертежи авианосцев HMS Argus и HMS Hermes, образцы самолетов и авиационных технологий для палубной авиации.

Hōshō , первый в мире авианосец ,построенный специально для этой цели в 1922 году.
Hōshō , первый в мире авианосец ,построенный специально для этой цели в 1922 году.

IJN  линкоры Yamashiro , Fuso и  Харуна , Tokyo Bay, 1930 - е годы
IJN линкоры Yamashiro , Fuso и Харуна , Tokyo Bay, 1930 - е годы

 линкор Нагато , ок. 1920 и ок. 1925 г.
линкор Нагато , ок. 1920 и ок. 1925 г.

В 1930 году англичане попытались тщательнее зарегулировать военно-морское строительство великих морских держав, закрыв лазейки, позволяющие молодым агрессивным державам обойти владычицу морей. Были ограничены крейсера и легкие силы.

Японцы в ответ в течение 30-х годов приняли четыре программы пополнения флота (hoju keikaku)-1931, 1934, 1937 и 1939 годов. Первая предусматривала строительство 39 кораблей в 1931-34 годах и увеличение морской авиации до 14 авиагрупп. Вторая была пересмотрена из-за опрокидывания нового эсминца "Томодзуру" и повреждений 4-го флота при тайфуне, показавших недостатки японского кораблестроения- слабые корпуса и перегруженность вооружением при низкой остойчивости. Основные средства ушли на укрепление корпусов и модернизацию существующих кораблей. В итоге вторая программа появилась в 1934 году и предусматривала постройку 48 военных кораблей, включая крейсера типа "Тоне" и авианосцы "Сорю" и "Хирю".

В декабре 1934 года Япония отказалась от международных ограничений и в 1937 году приняла третью программу-за 6 лет должны были быть построены свободные от ограничений два линейных корабля- Ямато и Мусаси , два авианосца типа Сёкаку, а также шестьдесят четыре других военных корабля. Кроме того перевооружению подлежали четыре быстроходных линкора типа "Конго", а крейсера типа "Могами" и "Тоне" заменяли свои 152 мм пушки на 203 мм. Морская авиации получала дополнительно 827 самолетов.

Четвертая программа из-за второго американского акта Винсона была принята на полгода раньше, в сентябре 1939 года. По ней морская авиация Японии за 5 лет должна была удвоиться, закладывались еще два линкора типа "Ямато", авианосец, шесть эскортных авианосцев, шесть крейсеров, двадцать два эсминца и двадцать пять подводных лодок.

Основной ударной силой полагалась авиация, 874 самолета корабельного базирования и 3 341 самолет в 128 авиационных группах наземного базирования, 65 из которых будут боевыми авиационными группами и 63 учебными.

В 1941 году Императорский флот Японии имел 10 линкоров, 10 авианосцев, 38 крейсеров (тяжелых и легких), 112 эсминцев, 65 подводных лодок и различные вспомогательные корабли.

Боевую учебу японский флот обеспечил себе во время второй японо-китайской войны 1937-1945. Задачей Императорского флота были переброска японских войск на континент, поддержка десантных и прибрежных операций, стратегические бомбардировки китайских городов. При этом часть операций проводилась на полноводных китайских реках.

Воздушная торпеда Type 91 на палубе авианосца IJN Akagi .
Воздушная торпеда Type 91 на палубе авианосца IJN Akagi .

7 декабря 1941 года внезапным ударом авианосной авиации по линейному флоту США в Перл-Харборе Япония вступила во вторую мировую войну.

Первый этап был успешным для японцев. В Перл-Харборе они вывели из строя почти все линкоры американцев на Тихом океане. Японской авиацией у Сингапура были потоплены британские линкор «Принц Уэльский» и линейный крейсер «Рипалс». Они стали первыми линкорами, потопленными авиацией. В апреле 1942 года японцы потопили авианосец «Гермес», крейсера «Корнуолл» и «Дорсетшир». В феврале 1942 года в битве в Яванском море японцы практически уничтожили англо-американо-голландско-австралийскую эскадру.

Были захвачены Малайя, Филиппины, капитулировали Сингапур и Коррехидор.

Но у союзников всего было больше. Уже в мае 1942 года в Коралловом море японцы были остановлены. В июне 1942 года японский флот потерпел сокрушительное поражение у острова Мидуэй, потеряв практически всех обученных морских летчиков. Далее, несмотря на отдельные победы, как в августе 1942 года у острова Саво, для японцев все стало очень плохо.

Подводные лодки IJN Ha-101 Ha-105 , Ha-106 и Ha-109, спроектированные как транспортные подводные лодки для пополнения запасов изолированных островных гарнизонов, 1945 год.
Подводные лодки IJN Ha-101 Ha-105 , Ha-106 и Ha-109, спроектированные как транспортные подводные лодки для пополнения запасов изолированных островных гарнизонов, 1945 год.

Японцы несли невосполнимые потери, теряя лучшие корабли и кадровые экипажи, американцы получали новые боевые корабли практически ежедневно. Поражения на Гуадалканале, у о. Трук и Марианских островов, наконец, сражение при Лейте сломали хребет Императорскому флоту. В апреле-июле 1945 года американцы добили остатки его, потопив в том числе и "Ямато" с "Мусаси", самые большие линкоры в мире.

В июле 1945 года Нагато был единственный линкором Императорского флота , оставшимся на плаву.

Линкоры  IJN  Yamato и Musashi  в лагуне Трук , 1943 год
Линкоры IJN Yamato и Musashi в лагуне Трук , 1943 год

С капитуляцией Японии, подписанной 2 сентября 1945 года на борту американского линкора "Миссури", закончилась история Японского Императорского флота. Написанной американцами Конституцией стране было запрещено иметь вооруженные силы. Однако с 1954 года американцы разрешили Японии Силы самообороны, включая многочисленный и современный флот (Японские морские силы самообороны, JMSDF).

IJN Авианосец « Ибуки» на разборке в военно-морском арсенале Сасебо . Октябрь 1946 г.
IJN Авианосец « Ибуки» на разборке в военно-морском арсенале Сасебо . Октябрь 1946 г.

Японцы, без сомнений, одна из самых морских наций. Благодаря этому, трудолюбию, целеустремленности, самоотверженности, причем как народных масс, так и правящего слоя, японцам удалось на очень скудных ресурсах создать в кратчайшие сроки один из величайших флотов мира. Конечно, помощь британцев была велика и эффективна, японский флот получился своеобразной копией британского и , в итоге, ученики превзошли своих учителей. Но, как мы помним, первоначально британцы ставили на Китай и место фаворита японцы добыли себе сами, как крайним аскетизмом своей элиты, так и усиленной профессиональной подготовкой.

систематизированный каталог статей канала-по ссылке:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам