Найти тему
Морская коллекция

Крейсера. Флагман "Вампирской флотилии". «Цзянсу»/«Касуга»

Оглавление
флотилия Лея и Осборна в китайских водах, слева направо: «Киангсу», «Квантун», «Амой», «Пекин», «Тиетсин» и «Китай».
флотилия Лея и Осборна в китайских водах, слева направо: «Киангсу», «Квантун», «Амой», «Пекин», «Тиетсин» и «Китай».
Был всех наглей, всех льстивей этот "перец".
      Он тоже пожелал благоухать.
      Но разве могут быть благоуханны
      Предательство и грязные дела?
( Лисао)

Нынче выпал ясный день.
Но откуда брызжут капли?
В небе облака клочок.
(Басё)

Разгром Империи Цин в ходе Первой опиумной войны привел к потере Китаем Гонконга, открытию для торговли с иностранцами еще четырех портов кроме Кантона, выплате гигантской контрибуции в 21 миллион долларов. Еще 6 миллионов Китай выплатил за конфискованный британский опиум. Это оказалось сильным потрясением для и так уже подгнивших основ манчжурской империи. Манчжурские завоеватели уже потеряли свою пассионарность, а китайское население под радикальными социальными лозунгами все настойчивее стремилось скинуть иноземную династию.

Летом 1850 года в провинции Гуаньси вспыхнуло восстание тайпинов (Тайпин тяньго, Небесное государство великого благоденствия), вскоре охватившее значительную часть южного Китая с населением 30 миллионов человек). Тайпины для Империи Цин представляли гораздо более серьезную угрозу чем западные колонизаторы, их целью было полное уничтожение существующего порядка.

Поэтому Вторую опиумную войну 1856-1860 годов с Англией и Францией цинские власти проиграли без проблем.

Подавление тайпинского восстания, в том числе с помощью Англии и Франции, затянулось до 1864 года и привело к частичной смене правящей элиты, повышению роли китайского элемента в управлении и вооруженных силах.

Закупленные у британцев в Шанхае пароходы оказались очень эффективны против повстанцев на китайских реках и князь Гун, лидер реформаторов в цинской власти, был заинтересован в укреплении военного флота, чтобы выбить тайпинов из Нанкина. От британского посла сэра Фредерика Брюса в июле 1861 года поступило предложение купить для этого британские канонерские лодки.

Проблема была техническая, империя Цин не имела представительств в Европе. Зато одним из последствий Нанкинского договора с Великобританией (1842) стало учреждение в Шанхае Императорской морской таможни для регулирования международной торговли. Замечательно, что эта служба состояла из европейцев, преимущественно британцев. Во главе этой службы были тоже британцы- Горацио Нельсон Лей (родня, правда, дальняя) и временно сменивший его Роберт Харт.

Джентльмены решили воспользоваться проблемам империи с тайпинами, благо в Лондоне у Китая, кроме Лея, никого не было. Харт договорился с князем Гуном и находившийся в Англии Лей получил в 1862 году задание и 250 тысяч фунтов стерлингов на создании флотилии канонерских лодок для Империи Цин.

Лей порешал с британским правительством вопрос о закупке кораблей, снабжении их боеприпасами и вербовке экипажей. 2 сентября 1862 года согласование получили у самой королевы Виктории. На командование флотилией был нанят капитан Королевского флота Шерард Осборн.

Корабли флотилии должны были иметь опознавательный флаг. Так как Лей от князя Гуна инструкции на этот счет не получил, то вместо китайского государственного флага (треугольной формы с голубым драконом на круглом красном поле) флаг флотилии он придумал сам. Самым странным был тем не менее не флаг, а соглашение между Леем и Осборном. Осборн по нему выполнял только приказы Лея, но не все, а те, которые хотел. Интересы китайского заказчика, за чей счет шел весь этот банкет, вообще не учитывались.

Корабли приобретались у британского флота, у частных лиц и заказывались на британской верфи. Флагманом флотилии стал колёсный фрегат (пароходофрегат или колесный шлюп) «Цзянсу» ( или «Киангсу») водоизмещением 1000 строительных тонн, построенный для турецкого правительства на верфи Уайта, но так и не оплаченный заказчиком. Фрегат под командованием Чарльза Стюарта Форбса стал самым большим из кораблей флотилии.

13 февраля 1863 года флотилия Лея-Осборна из семи военных и одного транспортного корабля отплыла в Китай и в сентябре прибыла в страну. Китайцы уже назначили на корабли своих командиров и сменили им названия. Так «Цзянсу» переименовали в «Чжэньу» ("Приводящий в повиновение провинцию Цзянсу").

Но китайской империи это ничем не помогло. Осборн отказался подчиняться приказам китайских чиновников, хотя с удовольствием принимал от Ли Хунчжана деньги на жалованье и продовольствие. Лей вообще высказался прямо : “представление о джентльмене, действующем под руководством азиатского варвара, нелепо”.

Когда китайские власти попытались перекупить сами экипажи, Осборн увел флотилию в Чифу (ныне Яньтай ). Китайцам надоело наличие никем не контролируемой силы на своей территории и они пожаловались в британское посольство. Посол приказал флотилии покинуть Китай, либо вернуться в Англию либо увести флот в Индию. Осборну китайцы выдали на дорожные расходы 10 000 мексиканских серебряных долларов. Флотилия ушла в Индию и в Бомбее была арестована англичанами, которые опасались, что ее перекупят для участия в гражданской войне в США.

Потом Осборн вернулся в метрополию и дослужился до адмирала Королевского флота. Лея китайцы уволили с должности главы таможни, но сменил его на посту друг и партнер-компаньон, Роберт Харт. Лей в 1869 году взялся организовать получение Японией первого иностранного займа на 1 миллион фунтов стерлингов от частных инвесторов, но был уличен в мошенничестве.

Корабли флотилии, прозванной "Вампирской", после завершения в 1865 году гражданской войны в США, были распроданы. «Цзянсу» был выкуплен его командиром, Форбсом. В 1866 году он начал переговоры о продаже фрегата и еще одного судна флотилии. В 1867 году фрегат купили японцы.


Пароходо-фрегат "Цзяньсу" на пути в Китай, 1863 г. Гравюра того времени.
Пароходо-фрегат "Цзяньсу" на пути в Китай, 1863 г. Гравюра того времени.
-3

«Цзянсу» 江 蘇(Дзян-Цу, Кеангсу,«Chiangtzu», KIANG-TSE), с 1864 г. – «Чжэньу» 鎮吳(Чен Ву). J. Samuel Whites (Дж. Сэмюэл Уайт), Коуз, Великобритания. Заложен 1862. Спущен на воду 5.03.1863. Вступил в строй 1863. Продан Чарльзу Стюарту Форбсу в 1865 г. Продан домену Сацума 3 ноября 1867 г, переименован в «Касуга» «Kasuga». Списан 2 февраля 1894 г. Разобран в 1902 г.

Водоизмещение 1289 длинных тонн (1310 тонн), 1000 длинных брт(1016 т). Размерения: 64,6(пп)/73,6×8,8×2,82 (75,76 х 8,84 х 3,6) м
Двигатели- одна горизонтальная паровая машина простого расширения, 4 котла, 1217 и.л.с.( 300 н.с., 2279 л.с.). Скорость 12 узлов (обычная под машиной 9 узлов, под парусами -11 узлов). Максимальная-до 17 узлов. Экипаж 134-138 человек
Вооружение: 2 – 68-фнт, 4 – 18-фнт длинные орудия, после перевооружения 1- 176 мм 17- тонное орудие Армстронга, 4- 114 мм, 2- 47 мм.

Двухтрубный колесный корабль с деревянным корпусом и трехмачтовой парусным вооружением баркентины. Паровая машина изготовлена фирмой «Day & Co.» (Саутгемптон) мощностью 300 н.л.с. с четырьмя котлами. На испытаниях при мощности 2279 л.с. оказался одним из самых быстрых военных кораблей в своем классе – на мерной миле развил 16,9 узлов. На двух котлах средняя скорость составила 14,2 узла. Артиллерия-гладкоствольные дульнозарядные 68 и 18 фунтовые пушки. Максимальная дальность стрельбы 68 фнт пушек 3300 метров, эффективная 2700.

"Касуга" (бывш. "Цзяньсу") в составе японского флота в 1880-е гг.
"Касуга" (бывш. "Цзяньсу") в составе японского флота в 1880-е гг.

3 ноября 1867 года колесный фрегат был приобретен в Нагасаки Мацуката Масаёси, аристократом княжества Сацума за 160 000 рю (около 250 000 долларов по текущему обменному курсу) и переименован в «Касуга-мару» ( 丸,, «Весеннее солнце»). На тот момент он был быстрее любого корабля сегуната и со своими шестью орудиями казался весьма выгодным приобретением. Но старейшины клана отказались оснастить его как боевой корабль, ибо покупка обошлась вчетверо дороже предусмотренного бюджета.

Корабль решили использовать как транспортный и Мацуката отказался от командования им. Однако через несколько месяцев «Касуга-мару» все-таки перевели в боевые корабли и перевооружили на одно 100 фнт (7-дюймовое) орудие, четыре 40 фунтовых (4,5 дюймовых) и двух 12-фнт орудий, все-дульнозарядные и гладкоствольные. Экипаж вырос до 147 человек, скорость составляла около 9 узлов по данным японцев. Командование кораблем принял Акацука Гэнроку.

-5

В январе 1868 года фрегат был заблокирован в гавани Хёго тремя кораблями флота Токугавы: Кайё Мару , Банрю Мару и Сёкаку Мару. С 3 января на корабле появился новый офицер третьего класса и артиллерист, Того Хейхачиро. Ночью 28 января корабль вместе с двумя другими сацумскими судами ( транспорты Hōō (翔凰) и Heiun (平 運) вышел в Кагосиму. Хэйун ушел через пролив Акаси, а «Касуга-мару» и Hōō столкнулись с флагманом Эномото Кайё Мару .

Столкновение Касуга Мару из флота Сацума (на переднем плане) и Кайо Мару из флота сёгуната Токугава (на заднем плане) во время морского сражения при Ава .
Столкновение Касуга Мару из флота Сацума (на переднем плане) и Кайо Мару из флота сёгуната Токугава (на заднем плане) во время морского сражения при Ава .

В проливе Ава с 1200-2500 метров между кораблями произошла перестрелка, Кайё Мару произвел около 25 выстрелов, а «Касуга-мару»– ответил 18 выстрелами, но ни одна из сторон не добилась попаданий. При появлении оставшихся двух кораблей Эномото, «Касуга-мару» вышел из боя и пользуясь преимуществом в скорости, ушел в Кагосиму. Тихоходный транспорт был вынужден, оставшись без охраны, выброситься на берег. Затем он был уничтожен своей командой. Глядя на горящее судно Эномото произнес свою знаменитую фразу-"Хотя они и враги, но это прекрасно".

В истории войны Босин осталась Морская битва при Аве, вторая морская битва в Японии с участием современных паровых кораблей после битвы в Симоносекинском проливе 1863 года.
В марте 1869 года фрегат принял участие в походе флота, верного императору, против республики Эдзо на Хоккайдо, куда сбежали остатки сил сёгуна.

битва при Мияко
битва при Мияко
-8

В бухте Мияко, во время попытки взятия на абордаж флагманского корабля имперцев броненосца «Котецу», «Касуга-мару» своей артиллерией помог отбить атаку мятежников.

-9
-10
-11

«Касуга-мару» в мае 1869 года участвовал и в заключительном морском сражении у Хакодате, положившем конец войне Босин.

В апреле 1870 года корабль был передан княжеством Сацума в состав созданного Императорского флота и 27 ноября зачислен в списки флота как «Касуга».

В 1872 году корабль под командованием Ито Тосиёси доставлял японскую дипломатическую делегацию по налаживанию отношений в Корею. Миссия окончилась неудачей, за ней последовал инцидент 1875 года на острове Канхва с японской канонеркой. Во время последующего обострения «Касуга» занимался блокадой Пусана.

Тайваньский поход
Тайваньский поход

В 1874 году корабль принял участие в Тайваньской экспедиции по наказанию аборигенов за убийство японских рыбаков. С 1894 года корабль исключили из списков флота и передали в состав отряда охраны острова Цусима для установки морских мин. На слом судно сдали в 1902 году.

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам