К западу лунный свет
Движется.
Тени цветов
Идут на восток.(Бусон)
Период французского шефства над молодым японским флотом, так активно начавшийся в начале 80-х, продлился примерно десятилетие и завершился двумя страшными катастрофами японского флота. В декабре 1886 года в Южно-Китайском море во время перехода в Японию бесследно исчез бронепалубный крейсер «Унэби», построенный во Франции. Разбирательство установило сильную перегрузку крейсера вооружением при проблемах с остойчивостью.
Ночью 30 ноября 1892 года только что прибывший из Франции новенький минный крейсер «Тисима» (Chishima) столкнулся с британским торговым судном «Равенна» и затонул почти со всей командой. Недостатки «Тисима» были уже известны, японцы приняли его только вместе со значительной неустойкой за низкое качество. В результате репутация французского судостроения в глазах японцев упала очень низко, благо следующая попытка оценить его уровень также закончилась плачевно-крейсер "Адзума", один из шести броненосных крейсеров класса "Асама", оказался самым неудачным.
Япония вернулась к английской школе. Корабль на замену затонувшего «Тисима» Страна Восходящего Солнца заказала в Британии. Планировалось ввести его в строй к планируемой войне с Китаем.
Финансирование было выделено в бюджете 1891 финансового года. Заказ получила верфь Армстронг в Элсвике , Ньюкасл-апон-Тайн ( Англия) в 1893 году.
К началу войны с Китаем торпедная канонерская лодка (по британской классификации) была готова. Ей было присвоено имя «Тацута», в честь реки Тацута , недалеко от Нары.
Корабль был уже на пути в Японию, когда была объявлена война, но Британия, как гарант и хранитель международного права на тот момент, скрупулезно соблюдала установленные правила. «Тацута» был задержан и интернирован британцами в порту Адена 28 августа 1894 года. Лишь после войны, в декабре 1896 года, корабль вернули владельцу.
В японском флоте корабль, который можно было классифицировать как безбронный крейсер, торпедная канонерская лодка, авизо, использовался для разведки, охранения и доставки важных сообщений.
Первоначально корабль имел одну дымовую трубу и пять торпедных, после модернизации дымовых стало три, а торпедных две.
«Тацута» IJN Tatsuta (龍田). Армстронг Уитуорт, Великобритания. Заводской номер 609. Заказан 1891 финансовый год. Строительство начато январь (7 апреля )1893 года. Спущен на воду 6 апреля 1894 года. Введён в эксплуатацию 24 (31)июля 1894 года. Выведен из состава флота. Списан 1 апреля 1916 г. Реклассифицирован 9 декабря 1916 г. В 1918 году переоборудован в плавбазу подводных лодок и переименован в «Нагаура-мару». Исключен 26 марта 1926 г. Списан 6 апреля 1926 г.
Водоизмещение 650 длинных тонн (660 т)/830 (864) т. Длина 73,1/77,1 м. Ширина 8,38 м. Осадка 2,9 м.
Двигатели -4 цилиндрич. котла, с 1903 г. - 4 котла Канпон, три дым. трубы. 2 винта. Мощность 5000 л. с. Скорость хода 21 узел. Запас угля 200 тонн. Дальность плавания 3000 миль (10 узлов). Экипаж 100-125 человек.
Вооружение-2 × 120-мм/40 Mk I – IVs, 4 × 47-мм/40 QF 3-фунтовые пушки Гочкиса, с 1903 - 2 × 120-мм/40, 4 × 76-мм/40. Минно-торпедное вооружение 5 × 356-мм торпедных аппарата, с 1903 - 2× 457-мм торпедных аппарата
«Тацута» имел стальной корпус, но сохранил парусное вооружение на двух мачтах в дополнение к паровой машине.
На вооружении корабль имел два орудия QF 4.7 inch Gun Mk I – IVs , четыре 3-фунтовых пушки Hotchkiss QF, пять 2,5-фунтовых орудий и пять торпедных аппаратов, установленных на палубе. Вся артиллерия была скорострельной.
«Тацута» 21 марта 1896 года был переклассифицирован в посыльное судно (авизо). Во время подавления боксерского восстания в Китае в 1900 году международными силами корабль принял участие в сопровождении высадки японского десанта в Тяньцзине.
В 1902 -1903 годах корабль прошел капитальный ремонт и перевоооружение в Военно-морском арсенале Куре, он стал первым в японском флоте обладателем новейших котлов Niclausse, которыми заменили старые цилиндрические котлы локомотивного типа.
Во время русско-японской войны корабль, несмотря на почтенный возраст, активно участвовал в блокаде Порт-Артура, сражении у Порт-Артура 8-9 февраля 1904 года, в битве в Желтом море и в Цусимском сражении.
2(15) мая 1904 года, в черный день японского флота, при гибели на русских минах броненосцев «Ясима» и « Хацусе», он занимался спасением экипажей, именно на «Тацута» перешел со своим флагом и штабом адмирал Насиба Токиоки. День для японцев был крайне неудачным, «Тацута» с адмиралом на борту в тот же день через несколько часов сам сел на мель у островов Эллиота. Адмирала снова пришлось пересаживать.
Снять крейсер получилось лишь через месяц. Затем корабль прошел ремонт в Арсенале Йокосука с 16 июля по 31 августа 1904 года.
28 августа 1912 года «Тацута» был переклассифицирован в канонерскую лодку 1-го класса. 1 апреля 1916 года он был официально исключен из военно-морского списка и с него сняли вооружение. Однако он продолжал использоваться в качестве вспомогательного судна, а 9 декабря 1916 года стал плавучей базой и ремонтным кораблем подводных лодок и переименован в «Нагаура-Мару» ( Nagaura Maru (長 浦 丸)). Название сократили до Nagaura 1 июля 1920 года. Корабль исключили 12 марта 1926 года и продали на металлолом 6 апреля (26 марта)1926 года.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам