Найти тему
Морская коллекция

Канонерские лодки. Первая колониальная. «Удзи»

Оглавление
Канонерская лодка Удзи близ Куре, 1903
Канонерская лодка Удзи близ Куре, 1903

По горной тропинке иду.
Вдруг стало мне отчего-то легко.
Фиалки в густой траве.
Басё (1644–1694)

Победа в японо-китайской войне расширила зону применения Императорского флота Японии. Большое значение приобрели небольшие корабли прибрежного действия, способные действовать в мелководных прибрежных водах Китая и его многочисленных реках. Пока для этого могла использоваться только канонерская лодка «Осима». С учетом полученного военного опыта и взяв за основу британские канонерки типа «Брэмбл» (1898), предназначенные для службы в колониях, японцы разработали свой проект "колониальной канонерки".

К началу 20-го века подобные корабли уже освоила отечественная промышленность и заказ на новую канонерскую лодку по послевоенной программе 1896/1897 годов был выдан Арсеналу в Куре. Заложили корабль в сентябре 1902 года. Имя он получил «Удзи», в честь города Удзи в префектуре Киото. На воду канонерку спустили 14 марта 1903 года, в состав флота вошла как канонерская лодка 2-го класса 11 августа 1903 года.

Главным отличием от предшественниц было отсутствие парусного вооружения. Вместе с «Осима» она должна была патрулировать берега и реки Китая. Но лодка вступила в строй к началу русско-японской войны и приняла участие в боевых действиях.

Как только у Японии появились колониальные интересы на материке, появилась и первая классическая колониальная канонерская лодка, скопированная у старших товарищей.

-2
-3

«Удзи» IJN Uji (宇治). «Военно-морской арсенал Куре». Заказана к постройке 1901 год. Заложена в сентябре 1902 года, спущена на воду 14 марта 1903 года., вступила в строй 11 августа 1903 года. Выведена из состава флота 1 апреля 1936 года. Списана 25 августа 1936 года.Разобрана на металл

Водоизмещение нормальное 620 длинных тонн (630 тонн). Длина 57,8/64,99 м. Ширина 8,41 м. Осадка 2,11 м.
Двигатели-две паровые машины тройного расширения, 1000 л. с. 2( 4) котла Канпон. Движитель 2 гребных винта. Скорость хода 13 узлов. Запас угля 150-156 тонн. Расчетная дальность плавания 2500 миль на скорости 14 узлов. Экипаж 80-86 человек
Вооружение-4 × 76,2 мм/40 (80 мм (3 дюйма) QF); 3-6 пулемётов

Во многих справочниках ширина корабля ошибочно указывается в 2,1 метра. С "легкой" руки справочника Конвея дата вступления в строй отнесена на год позже-на август 1904 года, что нереально как с точки зрения сроков достройки, так фактов участия в боевых действиях весной 1904 года.

Корпус корабля стальной, впервые среди японских канонерок парусное вооружение изначально не предусматривалось. Силовая установка -две паровые машины тройного расширения, вращавшие два винта.

Небольшие размеры, невысокая мореходность и относительно небольшая (2,1 метра) осадка позволяли использовать лодку в прибрежной морской зоне и в низовьях Янцзы.

-4

Первое боевое столкновение на суше во время русско-японской войны ( и первое для канонерки) состоялось 18 апреля (1) мая мая 1904 года на реке Ялу у города Цзюляньчэн ( Тюренчен), где она поддерживала огнем наступающие японские войска. Японцев было втрое больше, а конкретно у Тюренчена впятеро.

Ю. И. Репин «Тюренчен. В славной смерти вечная жизнь.» (11-й Восточно-Сибирский стрелковый полк в Тюренченском бою).
Ю. И. Репин «Тюренчен. В славной смерти вечная жизнь.» (11-й Восточно-Сибирский стрелковый полк в Тюренченском бою).

Затем канонерка занималась береговой охраной побережья южной Маньчжурии и северной Кореи. В битве при Цусиме канонерка входила в 9-й боевой отряд 4-й эскадры вице-адмирала Дева вместе с тремя канонерками типа "Майя". Летом канонерка участвовала в операции «Карафуто» по захвату Сахалина.

После войны лодка несла стационерную службу в Шанхае по защите японских граждан и коммерческих интересов во внутренних водах Китая. Осадка в 2 метра ограничивала использование канонерки низовьями реки Янцзы. В 1914 году «Удзи» участвовала во взятии Циндао и патрулировании побережья Южно- Китайском моря.

В 1932 году, во время первого Шанхайского инцидента, занималась патрулированием реки Янцзы.

«Удзи» из списков флота исключена 1 апреля 1936 года, переведена в корабли специального назначения(тендер подводных лодок) и списана на слом 25 августа 1936 года.

Кораблем за время службы командовали в том числе будущие адмиралы Японской империи Комакити Сэкида, Чуичи Нагумо, Эйдзиро Мацуура.

После списания лодки имя «Удзи» получила одна из канонерских лодок типа «Хасидате» периода Второй мировой войны.

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам