Летние травы
Там, где исчезли герои,
Как сновиденье
Басё (1644–1694)
Эскадра "черных кораблей" коммодора Перри не только открыла японские порты для торговли с коммерсантами Америки, а затем и Европы. Она открыла глаза японской элите на крайне уязвимое положение страны перед внешними вторжениями. Два века самоизоляции лишили японцев навыков постройки крупных кораблей и опыта океанских походов. Сёгунат, на тот момент высшая власть в Японии начал принимать меры, чтобы усилить военный потенциал страны, особенно флот и береговую оборону.
Первоначально японцы обратились к единственной дружественной стране западного мира, связи с которой не прервала даже самоизоляция, Нидерландам. Голландцы в 1855 году помогли создать военно-морскую школу в Нагасаки(на 150 человек), предоставили инструкторов и советников, подарили, продали и построили несколько военных кораблей.
К 1862 году сёгунат обзавелся флотом из паровых кораблей в основном устаревших и с выработанным ресурсом. Японцы решили обзавестись современным и мощным кораблем. Уже тогда проявилась склонность японских моряков к концепции индивидуального превосходства.
Сёгунат обратился к Таунсенду Харрису, посланнику США в Японии, справедливо считая, что возможности Голландии в передаче технологий практически исчерпаны. Однако американец отказал, ссылаясь на гражданскую войну в США. Пришлось вновь обращаться к голландцам.
В 1862 году Хирочика Кузе сформулировал техническое задание на новый корабль-водоизмещение менее 3000 тонн, оснащенный более чем 20 пушками, приводимыми в движение паровой машиной и оснащенный новейшей конструкцией и оборудованием голландского флота.
Тогда же были отобраны 15 японских студентов для обучения за границей.
Проект пароходной компании из Роттердама был готов в марте 1863 года , а строительство заказано верфи Cornelis Gips & Zonen в Дордрехте. Голландцы предлагали стальной корпус, но ради скорости постройки заказчик выбрал деревянный. Нижняя часть корпуса обшивалась медными листами. Спуск на воду был запланирован на июнь 1866 года. Фрегат обошелся почти в 400 000 долларов США.
11 сентября 1862 года покинули Нагасаки и будущие студенты.
В 1864 году, примерно через полтора года после начала работ в Дордрехте, была собрана основа корпуса, завершив первый этап работ. Имя самому мощному кораблю Японии выбирали коллегиально, за результат отвечал Учида. В итоге устояло предложение Эномото-Кайё («Перед рассветом»). 20 октября состоялась церемония присвоения кораблю имени. Среди местных жителей строящийся фрегат стали называть «японский военный корабль Voorrichter (голландское «Перед рассветом»). 14 сентября 1865 года состоялась церемония спуска на воду. Спуск 3000-тонного корабля был событием и для Нидерландов, его освещала вся местная пресса. Ленточку (веревку) перерезал полковник Каттендайк, а после благополучного спуска в устье Мерведе вечером был устроен грандиозный званый обед.
Затем фрегат отбуксировали на военно -морскую верфь в Хеллевутслёйс для оснащения и вооружения в Виллемсдорпе. Первоначально сёгунат заказал для корабля 26 пушек-20 гладкоствольных и 6 нарезных, но Эномото, в ходе прусско-австрийско-датской войны наблюдавший разрушительную мощь нарезной артиллерии, предложил изменить заказ.
После вооружения и испытаний «Кайо» был передан Жюлю Артуру Эмилю Дино, капитану голландского флота для 15-дневных ходовых испытаний, а окончательно достроен в октябре 1866 года. Фрегат продемонстрировал под паром 10 узловую крейсерскую скорость и дальность стрельбы крупповских пушек в 3900 метров. В результате Дино заявил: «в голландском флоте нет военного корабля, который мог бы превзойти Кайё».
«Кайо» 1 декабря 1866 года (25 октября 1866 года) отправился из Флиссингена в Японию. На нем возвращались из Нидерландов 9 японских студентов(из 15, два вернулись годом ранее, один умер от болезни, три взяли трехлетнюю отсрочку для обучения), в том числе Учида. Командовал голландским экипажем Дино. 30 апреля 1867 года (26 марта 1867 г.)после 150 дней пути корабль вошел в Йокогаму. Его встречали морской министр сёгуната Кайсю Катсу и другие.
Пока сёгунат утрясал формальности по платежам с Нидерландами, Катсу назначил Эномото командиром фрегата. 20 мая 1867 года, после завершения оставшихся процедур, состоялась церемония передачи корабля, а голландский министр Полсбрук и Ода Цусима Мамору подписали документ о передаче корабля.
Эномото после повышения разработал униформу для флота Токугава.
«Кайо Мару» Kaiyomaru. Hipps en Zonen, Дордрехт , Нидерланды. Заказ 1862. Заложен 4 августа 1863 г. ( 16 сентября 1863 г.). Спущен на воду 14 сентября 1865 г. ( 2 ноября 1865 г.). Завершен 10 сентября 1866 г. (2 августа 1866 г.). Введен в эксплуатацию 17 июля 1866 г. ( 26 августа 1866 г.). 15 ноября 1868 г. ( 28 декабря 1868 г.) сел на мель и позже затонул
Водоизмещение полное 2590 тонн. Длина верхней палубы 72,08 м, длина между перпендикулярами 68,60 м, максимальная ширина 13,04 м, глубина 7,20 м (от вершины киля до орудийной палубы). Осадка средняя
6,05 м (нос 5,70 м, корма 6,40 м)
Двигатель-2-цилиндровая горизонтальная паровая машина, 2 квадратных паровых котла. 1 тандемный подъемный винт. Расчетная 400 л.с. номинал. Испытания 1200 л.с. Площадь парусов 3-мачтового корабля 2097,8 кв. м. Максимальная скорость около 10 узлов. Запас угля 400 тонн. Крейсерская дальность-8 дней на полной мощности. Планируемый экипаж 350 человек, 1868- 429 человек или 303 человека ( 7 офицеров, 31 ученик офицера , 265 матросов )
Вооружение (как построено)-34 литые стальные дульнозарядные пушки Круппа калибра 16 см, 18 30-фунтовых чугунных гладкоствольных дульнозарядных пушек, 8 30-фунтовые чугунных карронад, 1 12-см бронзовая дульнозарядная пушка Houitzer, 2 7-сантиметровые бронзовые дульнозарядные пушки, 1 5 -сантиметровая бронзовая пушка, 2 дульнозарядные пушки, 2 12 см бронзовых орудия.
позднее -35 16 см орудий Круппа, 18 16 см гладкоствольных орудий, 6 9 орудий Дальгрена 9 и т.д.
Во время переворота в Киото, приведшего к реставрации Мэйдзи, фрегат вместе с «Кайтен Мару» и «Чойо Мару» находился в заливе Эдо.
Самураи из княжества Сацума попытались устроить беспорядки в столице сёгуната Токугава, в ответ сторонники сёгуна 25 декабря подожгли резиденции Сацума и Садовара в Эдо. Мятежники пытались сбежать из Эдо на борту сацумского военного парохода Shoou maru в Осаку. «Кайо Мару», «Канрин Мару» и «Кайтен Мару» пытались его преследовать, произошла перестрелка, сацумцы добились двух попаданий в «Кайтен Мару». Это был первый бой «Кайо Мару».
Беглец укрылся в порту Осака, который был блокирован эскадрой Токугавы-«Кайо Мару», "Фуджисан Мару" , "Банрю Мару" , "Шокаку Мару" и "Дзюндо Мару".
28 декабря Ёсинобу Токугава объявил о добровольном отказе от титула сёгуна, рассчитывая встроиться в новую политическую ситуацию.
2 января 1868 года «Кайо Мару» попытался на выходе из порта Хёго перехватить сацумское судно "Хейун -мару", на холостые выстрелы сацумцы не реагировали, фргегат открыл огонь боевыми. Протест Сацумы адмирал Эномото, командующий флотом Токугава, отклонил.
Ряд подобных инцидентов привел к Босинской (гражданской) войне. В сухопутной битве Тоба-Фусими войска Токугава и его союзников были разгромлены. «Кайо Мару» в битве при Аве одержал победу над сацумскими кораблями "Касуга Мару" и "Шоу Мару". В результате перестрелки "Шоу Мару" загорелся и выбросился на берег на Юкиуре.
Узнав о поражении при Тоба-Фусими, адмирал Эномото покинул «Кайо Мару» и направился на аудиенцию к Ёсинобу Токугава. В это время Ёсинобу покинул замок в Осаке и укрылся на «Кайо Мару».
Эномото, не застав шефа, забрал с Осакского замка документы, важную мебель , мечи и 180 000 рё золота сегунской казны, загрузил их на "Фуджисан Мару", 12-го января принял на борт советников французской военной миссии и 14 января бросил якорь в порту Эдо.
Несмотря на сдачу 11 апреля замка Эдо без боя императорским войскам, Эномото наотрез отказался передать императору вверенный ему флот.
19 августа того же года флот Эномото (Kaiten Maru, Banryu Maru, Chiyodagata Maru) с «Кайо Мару» в качестве флагмана, в сопровождении четырех транспортных корабля ( Kanrin Maru , Chogei Maru, Shinsoku Maru, Мikaho Maru), на которых погрузили оставшихся верными солдат (около 2000), ушли на север, на Хоккайдо.
«Мигахо Мару» и «Канрин Мару» были потеряны во время шторма по пути. «Кайо Мару» удалось добраться до Сендая в конце августа. В Хакодатэ Эномото захватил город, крепость и замок Мацумаэ и организовал республику Эдзо.
15 ноября у берега Эсаси «Кайо Мару» сел на мель из-за сильного местного ветра. Попытка «Кайтен Мару» и Shinsoku Maru прийти ему на помощь закончилась тем что Shinsoku Maru также сел на мель и затонул.
Главный механик Сабуросукэ Накадзима попытался дать залп из всех пушек корабля в сторону земли, чтобы использовать отдачу и снять фрегат с рифа, но это тоже не сработало. Команда спаслась бегством. Через несколько дней спустя на глазах Эномото «Кайо Мару» полностью затонул и исчез в море.
С потерей самого мощного корабля Эдзо потеряла превосходство на море. Остатки флота были разбиты в битве при Хакодатэ.
Фрегат, затонувший возле города Эсаси, несколько раз пытались поднять, но только в 1873 году в ходе масштабной операции удалось поднять пушки, боеприпасы, якоря и прочее. Так как работы проводили без водолазного снаряжения, поднять удалось не все.
Корпус и реликвии «Кайо Мару» были зарегистрированы в 1975 году как первые подводные руины Японии. В 1975 году Совет по образованию города Эсаси запустил первый в мире проект по раскопкам и исследованию подводной и промышленной археологии. Было спасено 32 905 предметов, в том числе пушки, пули, банки с порохом, веревки, парусина, сабли и японские мечи, документы. В апреле 1990 года Кайо Мару был восстановлен по чертежам, хранящимся в Нидерландах, как музей в городе Эсаси. Сегодня здесь находится Мемориальный зал Кайёмару, где выставлены артефакты с корабля. Цена билета 700 иен для взрослых, 300 иен для учащихся.
На фестивале Горёкаку в Хакодате, который проводится в середине мая, по городу Хакодате тянут поплавок , созданный по образцу Кайёмару .
Свидетельство о вводе в эксплуатацию «Кайо Мару» , одобренное Министерством иностранных дел и Адмиралтейства Нидерландов, сейчас находится в Национальном архиве Нидерландов.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам