31,8K подписчиков

Канонерские лодки. Флот статической обороны. «Банджо»

387 прочитали
   И осенью хочется жить  Этой бабочке: пьет торопливо  С хризантемы росу.

И осенью хочется жить
Этой бабочке: пьет торопливо
С хризантемы росу.
Басё (1644–1694)

Победа, одержанная союзом южных княжеств под эгидой императора Мацухито (Революция Мэйдзи) в 1868 году, привела к гражданской войне Босин 1868-1869 года, а затем и к самурайским восстаниям в княжествах Сага и Сацуми. Центральная власть в децентрализованной, разделенной на феодальные уделы со своими армиями и флотами, стране была слаба и неустойчива. Союзники, объединив армии и флоты своих княжеств для борьбы с мятежным севером на время войны, по ее окончании снова раздали корабли и солдат даймё. Единого флота в 1868-1870 годах создано не было, флот правительства состоял из захваченных кораблей Токугава, а у даймё были свои ВМС.

Однако в японской элите возобладало понимание, что без централизации Японии не скинуть ярмо кабальных договоров с западными странами, заключенных под дулами пушек колонизаторов. Не зря в японской культуре культивировалось чувство долга. Центральному правительству удалось найти более-менее компромиссный путь мирной централизации. Некоторые даймё добровольно передавали свои владения государству, а в 1870 году княжества были полностью упразднены, их территории, армии и корабли передавались государству. Взамен бывшие владетельные князья получали приличное денежное содержание. В японской аристократии сложился своеобразный консенсус по целям развития страны, самоограничениям, на которые японцы готовы пойти ради них.

И это получилось. Япония из нищей феодальной страны, практически без ресурсов, за 40 лет превратилась в великую державу. Да, в истории не осталось красивых историй о кутежах японских принцев в парижских злачных местах, о сорящих деньгами в Америке японских нуворишах, в желтой прессе не писали о бриллиантах императрицы, но к началу 20-го века Япония была главной силой на Тихом океане, имела первоклассный флот, третий на планете, боеспособную армию и поголовно грамотный трудолюбивый и дисциплинированный народ.

Это было впереди, в 1870 году страна стояла только в начале пути. Ресурсы были крайне ограничены, реальным основным врагом были недовольные самураи, организующие региональные восстания; теоретическим- потенциальная интервенция какой-либо западной державы. И правительство Мейдзи , несмотря на давление профлотского лобби ( чего стоит только предложенная программа постройки 200 боевых кораблей), принимает разумную стратегию-«Рикушу Кайдзю» (армия на первом месте, флот на втором), флот ограничен концепцией "Сюсей Кокубо" ("Статическая оборона"), прибрежной зоной. При этом продолжается массовое обучение морских кадров и заказ единичных современных боевых кораблей за границей. В 1870 году указом императора меняется ориентир для японского флота- им становится Королевский флот Британии.

По мере роста квалификации рабочих и инженеров, набираются опыта и отечественные верфи. Еще в 1866 году верфь "Исикавадзима" построила первый японский современный военный корабль-деревянную канонерскую лодку 3-го класса «Chiyoda», затем инициатива перешла к казенным верфям-арсеналам в Йокосуке и Нагасаки. В 1873 году в Йокосуке был заложен первый боевой корабль, корвет «Seiki». Но флоту береговой обороны, которым тогда был флот Японии, требовались небольшие корабли для поддержки армии, для замены устаревших ветеранов гражданской войны.

Проект новой канонерской лодки был создан на основе изучения кораблей иностранной постройки. Канонерка стала четвертым кораблем, построенным на верфи в Йокосуке. Ей было присвоено имя «Банджо» (磐 城, Cliff Castle ) в честь горы в префектуре Сидзуока, дословно "Замок на горе". Ее первым капитаном стал капитан-лейтенант Цубои Кодзо, будущий герой войны с Китаем, своим Летучим отрядом решивший судьбу сражений.

Цубои Кодзо
Цубои Кодзо

   И осенью хочется жить  Этой бабочке: пьет торопливо  С хризантемы росу.-3

«Банджо» Banjō (磐城,) Заказ 1877 г. Йокосука военно-морской арсенал. Заложен 1 февраля 1877 г. Спущен на воду 16 июля 1878 г. Введен в эксплуатацию 5 июля 1880 г. Списан 12 июля 1907 г. Разобран 23 мая 1911 г.

Водоизмещение нормальное 656 длинных тонн (667 тонн), полное 708 тонн. Длина 46.9/47,7 м. Ширина 7,78 м. Осадка 3,7-3,9 м
Двигатель-поршневой паровой двигатель, 1 вал, 4 котла, 520 и.л.с., 659 л.с. Скорость 10,0-10,7 узлов. Запас угля 107 тонн. Экипаж 112-115 человек
Вооружение- 1 × 170-мм (7 дюймов) казнозарядная пушка Круппа( по др. данным 149 мм/22 RKL/25 C/74), 1 × 120-мм/22 RKL/25 C/78 (4,7 дюйма) казнозарядная пушка Круппа, 2 × 12-фунтовые орудия (79 мм/25 RKL/27 C/73),с 80-х годов добавлены 3 × 25-мм /60 Nordenfelt Mk I (0,98 дюйма) четырехствольных орудия

Канонерская лодка с тремя мачтами, деревянным корпусом, паровой машиной двойного расширения с четырьмя прямоугольными котлами, работающей на один винт. Канонерка отличалась выступающей кормой.

Японская канонерская лодка Banj в 1889 году
Японская канонерская лодка Banj в 1889 году

«Банджо» применялась во время японо-китайской войны 1894-1895 годов, она патрулировала треугольник между Кореей, Вейхайвеем и Дайреном в составе резерва 2-го флота.

21 марта 1898 года корабль переклассифицирован в канонерскую лодку второго класса и использовался для прибрежной разведки и патрулирования, а также в качестве судна для защиты рыболовства.

   И осенью хочется жить  Этой бабочке: пьет торопливо  С хризантемы росу.-5

В русско-японской войне канонерка участвовала в осаде Порт-Артура и в сражении при Цусиме находилась в резерве.

Из активного состава канонерку исключили 12 июля 1907 года, а из списков флота- 25 мая 1911 года. Корабль разоружили и 23 апреля 1912 года продали Коммерческой средней школе префектуры Ниигата в Ниигате для использования в качестве учебного судна. Дальнейшая судьба корабля неизвестна.

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам