Найти тему
Морская коллекция

Эскадренные броненосцы. Японские недолгожители. "Катори".

Вода так холодна!
Уснуть не может чайка,
Качаясь на волне.
(Басё)

Японское отношение к боевым кораблям после революции Мейдзи можно описать только одним иероглифом-бережливость. В русско-японскую войну еще несли службу древние суда начала паро-винтовой эпохи,включая китайские трофеи. Еще шли сражения в Манчжурии ,а японцы активно поднимали русские корабли в гавани Порт-Артура и экстренно,даже в ущерб новым заказам, их ремонтировали. Даже в конце 30-х потопленные китайские корабли поднимались,ремонтировались и опять шли на войну.

И только в середине 20-х годов японцы сами отправили под нож свои достаточно новые корабли,прослужившие меньше пары десятилетий.

В преддверии войны с Россией японское правительство разработало новую кораблестроительную программу, принятую на специальном собрании парламента в июне 1903 года ("Третья расширенная программа строительства флота"). В том же году планировалось обеспечить начало постройки четырех броненосцев .Японские верфи еще не были готовы к постройке крупных кораблей,а японцы нуждались в пополнении флота .

Как всегда,японский заказ с удовольствием приняли британские верфи.Контракт на постройку двух эскадренных броненосцев был заключен с фирмами Виккерса и Армстронга в период с декабря 1903 по февраль 1904 года,за несколько дней до нападения японцев на русские корабли в Порт-Артуре и Чемульпо.Контракт предусматривал строительство броненосцев в 16 400 тонн,со скоростью в 18,5-19 узлов. Стоимость за корабль составила 1,5 миллиона английских фунтов или 6 миллионов американских долларов. Естественно в счет неограниченного британского кредита.

Прототипом новых японских линкоров стали британские King Edward VII. По требованию японских заказчиков в проект были внесены многочисленные изменения. Основной упор делался на повышение огневой мощи,бронированием заказчики готовы были пожертвовать.

Главные размерения планировались следующими: длина 138,7 м (примерно на 9 м больше, чем у "Кинг Эдуард VII"), ширина 23,8 м, осадка 8,1 м. Вместо четырех 234-мм орудий в качестве промежуточного калибра установили такое же количество десятидюймовых. Орудия батарейной палубы японцев стояли несколько выше над ватерлинией, чем у британского броненосца (3,89 м), и, в добавок к этому, были сгруппированы заметно ближе к миделю, что в совокупности заметно снижало их заливаемость в тяжёлых штормовых условиях и при наклонах во время поворотах корабля. Техническим заданием предлагалось увеличить по сравнению с прототипом вес выпускаемых в минуту снарядов с 9 до 11 т. Таким образом, снова ожидалось, что новые японские броненосцы станут самыми сильными в мире.

Броневую защиту 152-мм орудий организовали по концентрированной казематной системе, впервые применённой на броненосце "Микаса", построенном фирмой Виккерса в 1902 г. (это сделали и на заложенных в 1902 г. броненосцах "Триумф" и "Свифтшур"), и на 8 английских броненосцах класса "Кинг Эдуард VII" (заложенных в 1902-1904 гг.). Значительные изменения претерпела схема бронирования. Если у прототипа выше главного 229-мм пояса до батарейной палубы находился 203-мм пояс, а орудия каземата защищала 178-мм броня, то у японского броненосца до самой верхней палубы стояла 152-мм защита, а второй ярус каземата прикрывался 102-мм броней . Кормовая оконечность японского броненосца на уровне главного пояса защищалась лучше (63,5 мм против 38). Барбеты и носовая боевая рубка на "Кинг Эдуард VII" защищались лучше (305 мм – главного калибра, 178 – промежуточного, 305 мм – рубка) и лишь кормовая рубка слабее – 76 мм.

Зато японцы получили два броненосца очень быстро: их постройка заняла всего 2 года. Корабли получили наименования-"Касима" и "Катори". Kashima, по русски- «Олений остров» — город, монастырь, древнее святилище, район побережья и даже прибрежная акватория в Японии. Katori получил название в честь храма Катори - одного из древнейших в Японии.

“Касима” и “Катори” стали последними японскими линкорами, построенными за границей. И первым в японском флоте шестибашенными кораблями , в башнях которых располагались только крупнокалиберные орудия.

Церемония закладки IJN Kashima состоялась на верфи Armstrong Whitworth в Эльсвике 29 февраля 1904 под номером номером 755. Спуск корабля состоялся 22 марта 1905 г., за два месяца до Цусимского сражения, и он оказался десятым военным кораблем, построенным этой фирмой для Японии. К боевым действиям "Касима", конечно, уже не успевал и вошел в строй лишь 23 мая 1906 г.

Броненосец "Катори", однотипный с "Касима", но имеющий незначительные отличия в размерениях, заложили 27 апреля 1904 г. на верфи фирмы Виккерса и Максима в Барроу. На "Катори" ещё до спуска установили всю броню и закончили монтаж барбетов и казематов. Поэтому корпус броненосца при спуске (4 июля 1905 г.) имел водоизмещение 9300 т. В строй корабль вошел почти одновременно с "Касима", 20 мая 1906 г.

Их спуск мог бы состояться одновременно, но спуск "Катори" решили отложить до приезда в Англию адмирала принца Арисугавы.

По сообщению журнала "Engineering", 1 мая 1906 г. закончились морские испытания броненосца "Катори" В среднем за четыре пробега получилась скорость хода в 20,2 узла . До того ,с 3 по 9 апреля 1906 г. около устья реки Тайн проводились испытания "Касима", показавшие, согласно официальному отчёту, хорошие результаты. Существенных недоработок выявлено не было.

Катори IJN Katori 香取 Vickers Limited. заложен 27 апреля 1904,спущен на воду 4 июля 1905,вступил в строй 20 мая 1906. пущен на слом в 1924—1925

Касима IJN Kashima 鹿島 Armstrong Whitworth . заложен 29 февраля 1904 ,спущен на воду 22 марта 1905 ,вступил в строй 23 мая 1906. пущен на слом в 1924

Водоизмещение-15 950 дл. тонн (нормальное),16 663 полное. Длина 129,5 м (по ВЛ). Ширина 23,8 м. Осадка 8,2 м.
Бронирование-цитадель пояса: 229 мм
носовая оконечность: 102 мм
кормовая оконечность: 63 мм
верхний пояс: 152 мм
палуба: 50—76 мм
башни ГК: 229 мм
барбеты ГК: 127—305 мм
башни ВК: 203 мм
барбеты ВК: 152 мм
командирская башня: 229 мм
Двигатели-20 котлов Никлосса,4-цилиндровые машины,15 800 л.с.
Движитель 2 винта. Скорость хода 18,5 узлов полная,
10 узлов крейсерская. Дальность плавания 10 000 миль на ходу 10 узлов. Экипаж 864 человека.
Вооружение-2 × 2 — 305-мм/45 ,4 × 1 — 254-мм/45 ,12 × 1 — 152-мм/45
12 × 1 — 80-мм/40 ,4 × 1 — 47-мм/43. Минно-торпедное вооружение- 5 × 457-мм ТА

По другим данным, корабль первоначально нес 14 76-мм пушек (в 1916 г. их стало 10, но добавились 2 80-мм зенитных орудия).

Различия в ТТД "Катори" и "Касима"- Длина между перпендикулярами, м 128,02 и 129,54.Осадка при нормальном запасе угля, м 8,23 и 8,08. Водоизмещение, т 16206 и 16663. Мощность машин, инд. л. с.16000 и 15600.

В 1914 г. IJN Kashima и IJN Katori имели посты для управления артиллерийским огнём, смонтированные на их мачтах. IJN Kashima имел два якоря по левому борту, а один по правому, в отличие от IJN Katori, имевшего один левый якорь и два правых.

Броненосец "Катори".(Наружный вид. 1908 г.)У "Катори" передняя труба оказалась смещенной в корму, а задняя размещалась так же, как и у "Касима", поэтому расстояние между ними было заметно меньше. Равенство диаметра носовой трубы с большой осью кормовой делало их на виде сбоку одинаковыми.
Броненосец "Катори".(Наружный вид. 1908 г.)У "Катори" передняя труба оказалась смещенной в корму, а задняя размещалась так же, как и у "Касима", поэтому расстояние между ними было заметно меньше. Равенство диаметра носовой трубы с большой осью кормовой делало их на виде сбоку одинаковыми.

Kashima311906 церемония передачи японскому флоту
Kashima311906 церемония передачи японскому флоту

Корабль имел таран и два бортовых киля длиной около половины корпуса.Броневая защита состояла из сплошного пояса крупповской брони по ватерлинии высоты 2,3 м, из которых 2/3 размещались ниже ватерлинии, а 1/3 выше её. Главный пояс в средней части на протяжении 0,6 длины корабля имел толщину 229 мм, утончаясь к носовой оконечности до 102 мм, а к кормовой до 63,5 мм. Окончания 229-м участков брони замыкались в обеих оконечностях броневыми траверзами той же толщины, размещавшимися между средней и нижней палубами. Выше него размещался до (уровня верхней палубы) второй 152-мм пояс высотой 4,58 м, простиравшийся между носовым и кормовым барбетами главного калибра.
Как и на
Mikasa, пятиорудийная казематная 152-мм батарея каждого борта имела 152-мм наружную защиту, а пушки батарейной палубы отделялись друг от друга броневыми траверзными переборками толщиной в 51 мм. Толщина продольных переборок позади них тоже составляла 51 мм. Броня батарейной палубы в своих окончаниях имела шедшие под углом к диаметральной плоскости траверзы, сопрягавшиеся с барбетами главного калибра. В итоге из надводного борта выше главного пояса незащищёнными оставались лишь его участки длиной 24,4 м в нос (высотой от батарейной палубы до верхней) и 26,8 м в корму (от главного пояса до верхней палубы).
Броневая палуба имела в средней горизонтальной части толщину 51 мм, на бортовых скосах - 76 мм, а в оконечностях была традиционно карапасной с толщиной 63,5 мм. Защита барбетов орудий главного калибра имела толщину 229 мм в тех частях, которые находились выше поясной брони, а в остальных ограничивалась до 127 мм. В четырёх углах броневой цитадели, впервые в японском флоте, появились ещё четыре барбета орудий промежуточного калибра с толщиной броневых плит 152 мм. Вращающиеся части 305-мм башен с лицевой стороны имели 254-мм броню, а с бортов и тыла 203-мм. Остальные четыре башни, предназначенные для установки 254-мм орудий, имели защиту толщиной 229 и 152 мм соответственно. Боевая рубка получала 229-мм броню, а запасная кормовая - 127-мм.
Впервые появились три боевых (или наблюдательных) поста управления огнем артиллерии, оснащённых дальномерами и защищенных 76-мм бронёй. Один размещался на крыше боевой рубке, а два других - побортно в средней части броненосца на спардеке.

Артиллерийское вооружение состояло из 4 305-мм/45 , установленных в двухорудийных башнях, 4 254-мм /45 в четырех одноорудийных башнях на верхней палубе по углам броневой цитадели, 12 152-мм /45 скорострельных в казематах на батарейной (10) и на верхней (2) палубах, между башнями 254-мм орудий.
Из малокалиберной артиллерии броненосец нес ещё 12 76-мм, 3 47-мм и 6 37-мм орудий. Три 47-мм пушки снабжались и шлюпочными станками, а 6 пулемётов Максима также могли быть применены как десантные и шлюпочные.
Углы обстрела башен 305-мм орудий составляли по 270° для каждой ( максимальные углы возвышения орудий 18°, снижения 3°). Вес снаряда 385,56 кг,начальная скорость снаряда, м/с 871,73 . Углы обстрела башен 254-мм орудий равнялись 120°.Вес снаряда - 226,8 кг,начальная скорость снаряда, м/с 859,54 . Углы возвышения и снижения были такими же, как и у 305-мм орудий. Шесть средних 152-мм пушек в батарейной и обе на верхней палубах имели углы обстрела по 120° каждое . Четыре крайних 152-мм орудия батареи, расположенные ближе к оконечностям, чем барбеты 254-мм пушек, имели (теоретическую) возможность вести огонь вдоль диаметральной плоскости, соответственно в нос или в корму, поэтому их углы обстрела были по 150° . Каждое из этих орудий снабжалось своим элеватором. Вес снаряда - 45,36 кг,начальная скорость снаряда, м/с 883,92 . Во время испытаний артиллерии при проверке на скорострельность из 254-мм орудий сделали 5 выстрелов за 128 секунд и из 152-мм 8 выстрелов за 52 секунд. Торпедное вооружение составило 5 457-мм подводных аппаратов - четырех бортовых и одного кормового. От носового аппарата отказались.
Броненосцы
имели две четырёхцилиндровые машины тройного расширения . Машины при суммарной мощности 16000 инд.л.с. должны были обеспечить броненосцу скорость не ниже 18,5 уз. Пар к машинам подавался от 20 водотрубных котлов Никлосса . Машины и котлы броненосца также изготавливал завод-строитель корабля. Экипажи IJN Kashima и IJN Katori составляли, по разным данным, от 864 до 980 человек.

Недавно вступивший в строй броненосец IJN Kashima понес первые потери без всяких военных действий. 16 сентября 1907 г. броненосец получил значительные повреждения в результате взрыва в одной из артиллерийских башен. Во время учебных стрельб на Внутреннем Японском море произошел взрыв кормовой 10-дюймовой башни. При взрыве погибло 34 человека, в том числе 8 офицеров. Еще 8 человек были ранены. Во время расследования было установлено, что вероятной причиной могли стать тлеющие остатки картуза в зарядной каморе, которые воспламенили следующий заряд. Это привело к тому, что внутри башни вспыхнуло почти 150 кг пороха — 6 картузов, поданных в башню для следующих выстрелов. В целях экономии японцы использовали для учебных стрельб старые заряды с давно истекшим сроком.


"16 сентября 1907 года на линейном корабле "Кашима" во время выполнения практической стрельбы по щиту в Хиросимском заливе в 2 часа 10 минут пополудни произошёл взрыв кормовой десятидюймовой артиллерийской башни правого борта. Из четырёх выстрелов, которые запланировали из орудия этой башни, два произвели, снаряд для третьего выстрела и первая секция порохового заряда были уложены в его зарядную камеру, вторая и третья секции готовились к подаче. Когда произошел взрыв, заряд для четвёртого выстрела находился в башне у казённой части орудия. ....

Из разговора с другими офицерами я определил, что они имеют разные мнения. Некоторые думали, что "повторное возгорание" и послужило причиной взрыва. ... Я был информирован японским военно-морским министерством,что комиссия, назначенная главным командиром военно-морской базы в Куре для расследования несчастного случая загорания заряда коричневого шестиугольного пороха в одной из 10-дюймовых пушек линейного корабля "Кашима" 16 сентября 1907г., свидетельствует, что причиной пожара стало неполное смачивание (зарядной камеры) водой из губки. Таким образом, оставшиеся в зарядной камере остатки от предыдущего выстрела загорелись. Губка, что использовалась, предназначалась для кордита (бездымного пороха), который требовал много меньше воды при смачивании, чем коричневый порох.

Из рапорта морской разведки морскому министерству США, опубликованном в "Официальных военно-морских сведениях за 1907 г. "[* Национальный архив, документ группы 38, запись 98, серия I (1886 – 1939), ящик 1260, дело №07-672. Взрыв на японском линейном корабле "Кашима" Исходящий X. №112 3 октября 1907 г.]("U. S. Navy Office of Naval Intelligence")

Во время Первой мировой войны броненосцы не принимали участия в значительных операциях. IJN Kashima вместе с IJN Katori находились на тихоокеанском театре,занимались охраной баз,ремонтами и боевой учебой. В 1916—1917 гг. IJN Kashima стал флагманским кораблем второй дивизии, входящей в состав второй эскадры, а в 1918 г. стал флагманским кораблем пятой эскадры.

В 1918 IJN Kashima и IJN Katori участвовали в японской интервенции на Дальний Восток, в конце 1918 г. "Катори" стал флагманским кораблем главнокомандующего японскими экспедиционными силами в Николаевске.

"Касима" и "Катори" в 1921 г. совершили учебный поход в Европу. Они посетили Мальту с 24 по 26 апреля. Это был их последний поход.Оба корабля разоружили по условиям Вашингтонского договора 1922 г и вычеркнули из списков военно-морского флота 20 сентября 1923 г .

В Майдзуру с них сняли орудия и броневые пояса. Полный демонтаж брони завершили в феврале 1924 г. , а окончательную разборку "Касима" закончили 24 ноября 1924 г., "Катори" 29 января 1925 г.

Броненосец "Касима".(Наружный вид и вид сверху. 1908 г.)
Броненосец "Касима".(Наружный вид и вид сверху. 1908 г.)

Броненосец "Касима".
Броненосец "Касима".

Судьба была ,как всегда, иронична по отношению к задуманным как "самые мощные в мире" линейным кораблям.Их срок жизни оказался весьма коротким,причем без всякого влияния противника.Резкий скачок технологий ,случившийся во время их строительства,поставил их сразу в группу устаревших кораблей, а Вашингтонское соглашение 1922 года окончательно вывело их из строя.

По отношению к боевым качествам этих броненосцев имеют место диаметрально противоположные точки зрения. С одной стороны их считают мощными и удачными кораблями,с другой указывают на несбалансированность проекта и его явную перевооруженность в ущерб защите.

Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-

Линейные крейсеры.

Линейные корабли.

Тяжелые крейсеры.

Броненосцы береговой обороны.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам