Найти в Дзене
Морская коллекция

Миноносцы. Самураи на тропе войны. №№ 29-75

Оглавление

Так я и знал наперед,
Что они красивы, эти грибы,
Убивающие людей!
Исса (1768–1827)

Победа над Китаем упрочила как положение Японии в Восточной Азии как мощнейшей региональной державы, так и позиции японской элиты, выбравшей путь построения сверхдержавы. Однако сразу после триумфа Японию ждал холодный душ, демарш трех великих государств, России, Франции и Германии заставил урезать осетра, причитавшегося победителю по итогам Симоносекского мира. Более того, возвращенный Китаю Ляодунский полуостров вскоре был оформлен в долгосрочную аренду Российской империи, а в Порт-Артуре началось строительство незамерзающей базы российского флота на востоке империи.

Предсказуемо, у Японии появился новый "главный враг" и целеустремленное японское общество начало подготовку к его сокрушению. Причем рекордными темпами. Был найден мощный союзник, Англия, совместно с британцами разработана концепция нового флота, способного победить Россию, британским верфям были выданы заказы на эскадру победы.

В 1896 году была принята новая кораблестроительная программа, помимо броненосных кораблей она предусматривала обновление миноносной эскадры. В строй должны были войти 63 миноносца: шестнадцать 120-тонных, тридцать семь 80-тонных и десять 54-тонных.

Нас сейчас интересуют миноносцы 2-го и 3-го класса, номерные. В этот период заказы на иностранных и отечественных верфях японцы производили примерно поровну, с постепенным ростом доли японского производства. Согласно мировому тренду водоизмещение торпедных кораблей неуклонно росло, соответственно количество строящихся миноносцев 3-го класса вскоре сошло к нулю.

Последней серией миноносцев 3-го класса стали 10 кораблей типа "50", построенных в Японии самостоятельно по чертежам фирмы "Норман" на базе проекта французского миноносца "№130" ( или модернизированного японского миноносца №5). Затем некоторое время основное внимание уделялось миноносцам 2-го класса, затем 1-го, а потом почти все торпедные корабли строились как истребители (эсминцы).

По программе 1896 года фирме "Шихау" заказали 8 миноносцев 2 -го класса по усовершенствованному проекту № 22 (локомотивный котел заменили на два водотрубных "Шихау", соответственно изменилась планировка котельной и силуэт-дымовую трубу и торпедный аппарат поменяли местами, пушки заменили на 2,5 фунтовые "укороченные" 33 калиберные Гочкисы). В Японии миноносцы поставлялись в разобранном виде и собирались на японских верфях. По тем же чертежам еще 8 миноносцев японцы построили по лицензии сами на верфи "Кавасаки" в Кобе. Отличия кораблей японской постройки касались в основном изменений в силовой установке. Они известны как тип "31".

Два миноносца 2-го класса тип "29" заказали у французской фирмы "Норман" и еще десять миноносцев 2 класса типа "39"- у британской "Ярроу" ( по улучшенному проекту австро-венгерского миноносца «Випер» ).

Еще 9 миноносцев 2-го класса построили в Японии по чертежам фирмы "Ярроу", разработанным на основе британского №82.

Тип 29 (№№ 29 и 30) заказывались также по программе 1896 года и стали своеобразным стандартом для нового поколения японских миноносцев- одновинтовая схема, паровые машины тройного расширения вместо прежних “компаунд”, водотрубные котлы, ход не менее 20 узлов, проектная дальность плава­ния не менее 1000 миль. По опыту войны вооружение также было стандартизовано- 14-дюймовые торпед­ные аппараты и 47-мм пушки системы Готчкиса (британские 3-фунтовые). Гочкисы использовали 1,6 кг снаряды, стреляли на 20 кабельтовых и имели внушительную для того времени скорострельность, 20-30 выстре­лов в минуту. Прототипом проекта стал 39-метровый французский миноносец №212. Строительство шло в Гавре, фирмой Нормана. Готовые миноносцы доставлялись в Японию в разобранном виде и собирались на месте. Правда проектных 26 узлов им добиться не удалось, на испытаниях они показали не более 22,5 узлов.

Десять миноносцев по программе 1896 года, построенные британской фирмой "Ярроу" получили обозначение "тип 39". Проект был создан на базе удачного корабля, построенного для австро-венгерского флота («Випер»). Корабль имел неплохую мореходность, но на полной скорости возникала вибрация корпуса, что сильно затрудняло стрельбу. Этот недостаток в полной мере унаследовали и миноносцы, построенные для Японии.

С "Ярроу" японцы также договорились о передаче чертежей миноносца, проект которого был создан на основе британ­ского миноносца № 82. Строились они в Японии по той же программе 1896 года, 9 единиц на различных верфях. Первые два заложили в Йокосука, остальные строились в Сасебо, Йо­косука, а также фирмой “Кавасаки”. Сданы фло­ту перед войной, в 1903 году. Миноносцы отличались высоким ходовым мостиком и вооружением из 3-фунтовых пуш­ек Гочкисса.

Итого 20 миноносцев 2 и 3 классов заказали за границей, а 27 построили сами в Йокосуке, Сасебо и Кобе. Программа 1896 года была выполнена.

Миноносцы 3-го класса применялись в основном в береговой обороне. Основной ударной силой стали миноносцы 1-го и 2-го классов, с водоизмещением от 80 тонн, имевшие лучшую мореходность. К началу войны в строю было 42 миноносца 1-го и 2-го классов , 11 шт. 1-го класса, в т.ч. 3 устаревших и 31 шт. 2-го класса. Они активно использовались для атак на запертые в Порт-Артуре корабли 1-й ТОЭ и для добивания русских кораблей в Цусимском сражении.

-2

Миноносцы 3-го класса.

Добавьте описание
Добавьте описание

Миноносцы 3-го класса №№ 50-59- 10 единиц.第50水雷艇 - 第58水雷艇 Арсеналы Йокосука (№№50-55), Куре(№№56-59). Заложены 1899-1900, вступили в строй в 1900-1902 годах. № 51 погиб 28 июня 1904 г. № 53 по­гиб 14 декабря 1904 г. Остальные исключены в 1912-15 гг. и сданы на слом.

Водоизмещение 52 тонны. Длина 34 м. Ширина 3,5 м. Осадка 0,99 м. Двигатель- 1 паровая машина тройного расширения, 1 котел Нормана, 660 л.с., скорость 20 узлов. Запас угля 14 тонн. Экипаж 18 человек. Вооружение- одна 47 мм/40 3pdr Hotchkiss Mk I пушка, два торпедных аппарата 356-мм (1x2).

Несмотря на плохую мореходность помимо береговой охраны миноносцы 3-го класса японцы использовали и для атак, пытаясь использовать малозаметность небольших кораблей. Во время операций возле Порт-Артура погиб, налетев на скалу, №51. Это произошло около 4-00 утра 28 июня 1904 года в 9 милях северо- западнее острова Сань-Шань-Тао (38°58' с.ш., 121 °59' в.д.). При этом погибло 13 членов экипажа.

Остальные миноносцы приняли участие в атаках на броненосец “Севас­тополь” в бухте Белый Волк. Но русский корабль яростно отбивался, № 56 и № 58 получили повреждения, а № 53 погиб вместе с экипажем 14 декабря 1904 года, вероятно на мине.

Остатки серии кораблей в 1912-1915 годах исключили из состава флота и сдали на слом.

Миноносцы 2-го класса.

Добавьте описание
Добавьте описание
Миноносец № 37 (Наружный вид и вид сверху. 1910 г.)
Миноносец № 37 (Наружный вид и вид сверху. 1910 г.)

Миноносцы №№ 31-38, 44-49, 60,61-16 единиц. 第31水雷艇 - 第38水雷艇, 第44水雷艇 - 第49水雷艇 , 第60水雷艇, 第61水雷艇

"Шихау"-8 ед. (строительные номе­ра 621-628, №№ 31-38). Спущены на воду 1899. Введены в строй 1900. Сборка-Кавасаки, Кобе: 31-й - 36-й, Mitsubishi, Нагасаки: 37-й, 38-й

“Кавасаки”, Кобе-6 ед. ( №№ 44-49),Спущены на воду 1900. Введены в строй 1900.

Арсенал Куре-2 ед. (№№60,61), Спущены на воду 1901. Введены в строй 1901

№ 48 погиб 12 мая 1904 года. № 34 и 36 погибли в Цусимском сражении. № 47 22-23 ноября 1912 года во время тайфуна. № 33 погиб на германской мине 11 нояб­ря 1914 г. Семь единиц (№№ 31, 32, 36, 37, 44, 45, 46) исключили в 1913 году. №№ 39, 49, 60, 61 сданы на слом в 1915.

Водоизмещение 89 тонн. Длина 39 м. Ширина 4,8 м. Осадка 1,6 м. Двигатель- 1 паровая машина тройного расширения,2 котла Шихау, 1200 л.с., скорость 24 узла. Запас угля 15 тонн. Дальность плавания 2100 миль (10 узлов). Экипаж 20-22 человек. Вооружение- две 47-мм/30 2 1/2pdr Hotchkiss Mk I пушки, три торпедных аппарата 356-мм (2x1, 1 нос).

К началу войны самые массовые японские миноносцы входили во 2-й (№№ 37, 38,45, 46), 17-й (№№ 31, 32, 33, 34), 18-й (№№ 35, 36, 60, 61) и 21 -й (№№ 44,47,48,49) отряды миноносцев. Изначально предполагалось использовать их для охраны баз, но проблемы при блокаде Порт-Артура заставили часть кораблей перебросить на временную базу на островах Эллиота в шестидесяти милях от Порт-Артура.

12 мая 1904 года на русской мине у Дальнего погиб № 48. После боя в Желтом море во время ночных атак на русскую эскадру №38 был тяжело поврежден взрывом чьей-то торпеды, возможно, что и японской. На нем погибло 10 человек.

Вместе с другими миноносцами корабли участвовали в атаках на броненосец “Севастополь”, при этом повреждения получили №№ 44, 46, 49 и 60.

В Цусимском сражении малые миноносцы пригодились японцам для добивания разбитой русской эскадры. “Адмиралом Сенявиным” при отражении атак миноносцев был потоплен № 34, а “Адмирал Нахимов” потопил № 35. Еще два, № 32 и № 38, получили повреждения.

После войны миноносцы служили в береговой охране. № 47 погиб во время тайфуна 22-23 ноября 1912 года.

Семь штук (№№ 31, 32, 36, 37, 44, 45, 46) исключили в 1913 году, до сдачи на слом они использовались для вспомогательных целей.

К началу Первой мировой войны пять миноносцев служили в 11-м дивизионе, при военно-морской базе Майдзуру. В середине октября 1914 года их отправили под Циндао для траления минных заграждений.№ 33 погиб вместе с десятью членами экипажа во время подрыва на германской мине 11 нояб­ря. Остальные миноносцы этого типа были сданы на слом в 1915 году.

-6
-7
-8

Миноносцы 2-го класса № 29, № 30. 第29水雷艇 , 第30水雷艇. Норманд, Гавр, Франция. Введены в эксплуатацию 1900.Списаны в 1913(№30) и 1916(№29).

Водоизмещение 88 тонн. Длина 37 м. Ширина 4,1 м. Осадка (носом/кормой) 1,22/2,6 м. Двигатель- 1 паровая машина тройного расширения, 2 котла Нормана, 2000 л.с., скорость 22,5 узлов. Запас угля 15 тонн. Экипаж 20 человек.Вооружение- одно 47-мм орудие/40 3-фунтовая пушка Hotchkiss Mk I, три 356-мм (2x1, 1 нос) торпедных аппарата.

Во время русско-япон­ской войны входили в состав 4-го отряда миноносцев при 3-й эскадре вице-адмирала Катаока вместе с еще одной парой "норманов"- № 21 и № 24. Во время Цусимы в боевом расписании отсутствовали, в июне также в списках не значились. Исключены из боевого состава со­ответственно в 1916 и 1913 годах.

 Миноносец 2-го класса № 39 (Наружный вид. 1910 г.)
Миноносец 2-го класса № 39 (Наружный вид. 1910 г.)
-10

Миноносцы 2-го класса №№ 39-43, 62-66-10 единиц. "Ярроу", Поплар, Англия.第39水雷艇 № 1074,雷艇 № 1075, 雷艇 № 1076, 第42水雷艇 № 1077, 第43水雷艇 № 1078, 第62水雷艇 № 1086, 第63水雷艇 № 1087, 第64水雷艇 № 1088, 第65水雷艇 № 1089, 第66水雷艇 №1194

Первые пять спустили на воду в 1900 г., и они вступили в строй в 1901; ос­тальные соответственное 1901 и 1902 гг. № 42 погиб в ночь на 15 декабря 1904 года. Исключены из списков флота в 1913 году и до сдачи на слом исполь­зовались для вспомогательных нужд.

Водоизмещение нормальное 102 тонны, полное 110 тонн. Длина 46,5 м. Ширина 4,6 м. Осадка 1,5 м. Двигатель- 1 паровая машина тройного расширения, 2 котла Ярроу, 1920 л.с., скорость 26 уз. Запас угля 25 тонн. Дальность плавания 1600 миль (8 узлов). Экипаж 20 человек. Вооружение- две 47-мм/40 3pdr Hotchkiss Mk I пушки, три торпедных аппарата 356-мм (3x1).

В период русско-японской войны миноносцы были распределены между 10-м (№№ 40, 41, 42, 43), 16-м (№№ 39, 66) и 20-м (№№ 62, 63, 64, 65) отрядами миноносцев Первой и Третьей эскадр. Весной 1904 года миноносцы перешли под Порт-Артур, где отвечали за конвоирование войсковых транспортов и прикрытие выгрузки японских дивизий. №66 28 ноября подорвался на русской мине юго-во­сточнее полуострова Ляотешань (2 убитых, 1 раненый) и получил тяжелые повреждения.

В середине декабря 1904 года целью миноносцев стал укрывшийся от обстрелов в бухте Белый Волк броненосец “Севастополь”. Первую атаку в ночь на 13 декабря осуществили миноносцы 20-го отряда, но были отбиты, миноносцы №62 и №64 получили повреждения. В ночь на 15 декабря был поврежден артиллеристами броненосца, а затем добит эсминцем “Сердитый” миноносец №42, затонувший восточнее Ляотешаня (38°45' с.ш., 121 ° 14' в.д.), на нем погибло 8 человек.

Во время Цусимского сражения все три отряда были приданы 3-й эскадре и вели ночные атаки на уцелевшие русские корабли. № 63 вместе с эсминцем "Сирануи" участвовал в бою с эсминцем "Громкий".

После войны миноносцы были исключены из списков флота в 1913 году и до сдачи на слом исполь­зовались для вспомогательных нужд.

Добавьте описание
Добавьте описание
Японский миноносец 2-го класса № 42 1-200.
Японский миноносец 2-го класса № 42 1-200.

-13
Миноносец 2-го класса № 72 (Наружный вид. 1910 г.)
Миноносец 2-го класса № 72 (Наружный вид. 1910 г.)
-15

Миноносцы 2-го класса №№ 67-75-9 единиц.第67水雷艇 - 第75水雷艇 Первые три строились в Йокосука (67-й - 69-й), строители остальных точно не из­вестны, но среди них были верфи Сасебо и Йо­косука, а также фирма “Кавасаки” ( 70 - 75). Сданы фло­ту в 1903 году(67-73) и 1904 (74 и 75). № 69 погиб в Цусимском бою. Остальные исключены из состава флота в 1922(67, 68) и 1923 (70-75)гг.

Водоизмещение 87 тонн. Длина 40,1 м. Ширина 4,9 м. Осадка 1,3 м. Двигатель- 1 паровая машина тройного расширения, 2 котла Яр­роу, 1200 л.с., скорость 23,5 узла. Запас угля 26,5 тонн. Экипаж 24- 25 человек. Вооружение- две 47мм/40 3-фунтовая пушки Hotchkiss Mk I,. Торпеды: три 356-мм торпедных аппарата (2x1, 1 нос).

Самая современная к началу войны серия японских малых миноносцев активно действовала в составе 1-го(№№ 67,68, 69, 70) и 11-го (№№ 72, 73, 74, 75) отрядов миноносцев 1-й и 3-й эскадр соответственно.

При Цусиме миноносцы 11-го отряда добили торпедами тяжело повреж­денный в дневном бою эскадренный броненосец “Князь Су­воров”. 1-й отряд вечером атаковал броненосный крейсер “Адмирал Нахимов”, который активно отстреливался. Тяжелые повреждения получили № 68 (4 убитых, 8 раненых) и № 69 (2 уби­тых, 6 раненых), при этом если первый удалось отбуксировать в Японию, то №69 был добит тараном эсминца “Акацуки”(бывший русский "Решительный").

Оставшиеся миноносцы в 1-й мировой войне использовали как тральщики и для обороны побережья. В 1922-23 годах миноносцы были исключены из списков флота.

-16
Миноносец 2 класса № 66 (Япония 1901 г.
Миноносец 2 класса № 66 (Япония 1901 г.

-18
Миноносец 2 класса № 63
Миноносец 2 класса № 63

Во время войны погибло 7 миноносцев из 47, еще 11 заявлены с сильными повреждениями.

Номерные миноносцы, более легкие, чем миноносцы 1-го класса, японцы использовали с учетом их скромной мореходности, тем не менее они применялись под Порт-Артуром в хорошую погоду и для добивания одиночных кораблей стаей в конце обороны города, в частности по броненосцу «Севастополь» в бухте Белый Волк. С 27 ноября по 3 февраля по броненосцу миноносцы выпустили более 80 торпед; при этом было потоплено два номерных миноносца 3-й эскадры; еще 13 миноносцев получили тяжелые повреждения, надолго выведшие их из строя, в том числе 5 миноносцев 1-го класса.

Интересное наблюдение, согласно справочнику С. Сулиги (на основе боевого расписания Императорского флота в войну Мейдзи), на 24 января (6 февраля) 1904 года, к началу войны, в строю числился 61 номерной миноносец, На 1(14) мая 1905 года, перед Цусимой, их 28. А 1(14) июня 1905 года, после Цусимы, 16.

Не намекает ли нам это на наличие потерь, в данном случае в миноносцах, на которые не совпадали отчеты наших кораблей и официальная история войны Мейдзи? Ведь таланты японцев по подъему и восстановлению утопленников отлично известны. Потопленные китайцами в Вейхайвее японские миноносцы были возвращены в строй так быстро, что потопления как будто и не было.

Вопрос о реальных потерях японцев я уже ставил ранее, с возобновлением цусимского цикла предлагаю обратить на это особое внимание.

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.