Переход от Латинской Америки к Восточной Азии органично проходит через корабли, которые связаны с обоими регионами. Интересно, что первым боевым кораблем, связавшим эти цивилизации, стал первый опыт компании "Армстронг" в области крейсеростроения.
Дебют "Армстронга" в военном судостроении обеспечили канонерские лодки типа "Рендел", разработанные конструктором сэром Джорджем Уайтвиком Ренделем. Это были небольшие корабли прибрежного действия с одним крупнокалиберным орудием.
Рендел на основе своих канонерок разработал проект недорогого крейсера, скомбинировав его из двух канонерок. Концепция была основана на идеях Jeune Ecole, небольшой небронированный корабль с высокой скоростью и мощными пушками, способный по мнению конструкторов противостоять неприятельским броненосцам.
Однако британское Адмиралтейство проект не заинтересовал, его мореходность была недостаточной для Северного моря. Армстронгу пришлось искать заказы за границей.
Первый заказ сделали чилийцы, они готовились к войне с Боливией и Перу. Заказанный крейсер получил имя одного из первых героев войны, погибшего в битве при Икике 21 мая 1879 года командира корвета "Эсмеральда" капитана Артуро Прата, «Артуро Прат».
Однако через несколько месяцев чилийцам удалось захватить своего основного противника на море-перуанский монитор "Уаскар". Чилийский флот получил полное господство на море. При текущих военных расходах финансирование строительства уже ненужного крейсера для Чили стало невыгодным.
Недостроенный крейсер перекупила Япония по программе 1883 финансового года, которая в это время встала перед необходимостью создания современного военного флота.
В Императорском флоте крейсер получил имя в честь традиционного названия острова Кюсю-"Цукуси" (筑紫).16 июня 1883 года крейсер пришел в Японию. Это был один из самых быстрых кораблей своего времени.
По тому же проекту у "Армстронга" для китайской империи Цин было заказано два крейсера-Chaoyong и Yangwei (Чаоюн и Янвэй). Они пополнили Бэйянский флот.
Развитие технического прогресса и появление скорострельной артиллерии привели к быстрому устареванию кораблей. Армстронгу пришлось улучшать проект, что в итоге привело к созданию эльсвикских крейсеров.
«Цукуси» «Tsukushi» (筑紫), ранее "Артуро Прат"(Arturo Prat). Armstrong Whitworth, Уокер, Ньюкасл-апон-Тайн. Заводской номер 399. Заложен 10 февраля 1879 г., спущен на воду 11 августа 1880 г., введен в эксплуатацию 18 июня 1883г. Списан 26 мая 1906 г. Сдан на слом 1910 г.(декабрь 1909).
Водоизмещение 1350 длинных тонн (1370 т)/1542 тонны. Длина 64 м. Ширина 9,7 м. Осадка 4,4 м .
Силовая установка: две поршневых паровых машины, 2 вала, 4 котла, 2 887 л.с. Скорость16,5 узлов. Запас угля 250/300 тонн. Дальность хода 5380 миль,3000 миль(8 узлов). Экипаж 13/137, затем 18/159, до186 человек.
Вооружение: 2 × 254-мм/32 орудия казнозар. Армстронга (нос и корма)25-ton BLR, 4 × 120-мм/35 (4,7 дюйма) казнозар. Armstrong M орудия (побортно), 2 × 9-фунтовые пушки, 1 × орудие Гатлинга, 2 × 381 мм торпедных аппарата
В 1898 г. мелкие орудия заменили на 1-76 мм/40 Armstrong N, 2-47мм/40 3pdr Hotchkiss Mk I, 2 пулемета, ТА заменены на 457 мм
Крейсер имел стальной корпус, с двумя мачтами и одной наклонной дымовой трубой, усиленным таранным форштевнем. Корпус делился водонепроницаемыми переборками на несколько герметичных отсеков. Мачты могли нести парусное вооружение.
Силовая установка состояла из двух горизонтальных поршневых паровых машин двойного расширения "Хоторн"с четырьмя цилиндрическими котлами и двумя винтами. В 1887 году крейсер свободно хлдил на 14 узлах.
Вооружение крейсера включало две казнозарядных 254 мм пушки Армстронга обр. 1880 года на носу и корме. На перезарядку орудий требовалось около 2,5 минут. Еще четыре 5,1-дюймовых орудия стояли побортно. Малокалиберная артиллерия- два длинных 57-мм орудия и одно орудие Гатлинга. Дополнительно корабль имел два торпедных аппарата.
Из новинок были применены гидравлический привод рулевого управления и электрическое освещение.
Уже к началу японо-китайской войны крейсер устарел и использовался только для патрулирования между Кореей , Дайреном и Вэйхайвэй, обеспечивая тылы флота. Он стал флагманом отряда канонерок (Banjō, Maya, Chōkai), которые на реке Тэдон в Корее обеспечивали поддержку сухопутных войск при взятии Пхеньяна в сентябре 1894 года.
После войны крейсер переклассифицировали в канонерскую лодку первого класса. В 1898 году канонерку перевооружили.
При подавлении боксерского восстания 1900 года «Цукуси» нес службу в Шанхае и Сямэ, защищая интересы японских концессионеров и подданных микадо.
Русско-японскую войну бывший крейсер прошел уже в качестве простого сторожевого корабля, он эскортировал военные транспорты в Корею, патрулировал Цусимский пролив. Пассивно поучаствовал в Цусимском сражении.
Затем «Цукуси» стал сторожевым кораблем в округе Курэ в порту Кобе. После войны его использовали как учебный торпедный корабль. 25 мая 1906 года его исключили из списков, а в 1910 году списали на слом.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам