Чтоб холодный вихрь
Ароматом напоить, опять раскрылись
Поздней осенью цветы.
Басё (1644–1694)
Получившая в начале XVII века власть над Японией династия сёгунов Токугава практически сразу закрыла страну от тлетворного влияния западной цивилизации, прежде всего пропаганды христианства. Был запрещен выезд японцев за границу, как и въезд иностранцев в Японию, международная торговля могла идти только через один порт, Нагасаки, куда допущены были только голландцы, доказавшие свою прагматичность на деле. На внешнюю торговлю была введена государственная монополия, европейские науки были теперь доступны только некоторым книжникам. Во избежание соблазнов, в июне 1635 года был введен и полный запрет на строительство больших океанских кораблей. Изначально морская нация японцев была ограничена прибрежным рыболовством и каботажным судоходством
Политика самоизоляции (сакоку) была грубо нарушена американцами. С третьей попытки в 1854 году коммодор Перри, за спиной которого маячила эскадра черных, пропитанных дымом паровых военных кораблей, заставил сёгунат подписать торговый договор, открывающий японские порты для американских торговцев. Правительство сёгуна было вынуждено изменить законы страны, чтобы сохранить ее независимость. Этот период получил название Бакумацу (последний период бакуфу (ака сёгуна). Вынужденная открыться западному миру, страна срочными мерами пыталась сократить отставание в военной области и укрепить береговую оборону.
Первый американский звонок прозвенел еще в 1846 году, когда американская экспедиция коммодора и дипломата Джеймса Биддла прибыла к японским берегам, в пролив Урага в устье залива Эдо, с двумя кораблями (72-пушечный линкор USS Columbus и 18-пушечный шлюп USS Vincennes, оба чисто парусные) и предложила заключить торговое соглашение, аналогичное только что заключенному им с Китаем. Биддлу отказали, но наиболее прозорливые японцы поняли, что мир изменился.
По итогам инцидента японцы в Ураге построили шлюп западного образца, скопированный с одного из кораблей Биддла. За основу взяли модель небольшого корабля в западном стиле под названием Батейра, полученная из княжества Сага.
Назвали его Soshun Maru. Строительство началось в Ураге 22 апреля 1849 года (30 марта 1849 года) и было завершено 9 августа того же года (21 июня 1849 года). Размер корпуса составлял 55 сяку (16,7 м) в длину, 13 сяку (3,9 м) в максимальной ширине и 4,2 сяку (1,3 м) в осадке. На момент готовности он был покрашен в красно-черные цвета.Парусное снаряжение представляло собой традиционную японскую схему со складной мачтой и трапециевидным квадратным парусом западного типа. Хотя было приказано иметь только одну мачту, на самом деле было две мачты высотой 7,7 и 11,7 метра, что было нехарактерно тогда для японских кораблей. Вспомогательным движителем были 22 весла европейского образца. Вооружен он был двумя 3 -дюймовыми мортирами и еще шестью пушками.
Всего было построено 10 подобных шлюпов, названных типом «Ао Хаябуса Мару». В основном они использовались для охраны Токийского залива.
Но первым двухвековой закон нарушил даймё княжества Сацума.Под протекторатом княжества Сацума находилось формально независимое островное королевство Рюкю. Даймё Сацума планировал через него обойти ограничения Сакоку и наладить торговлю с Францией.
Могущественное княжество Сацума во главе с Нариакира Симадзу долгое время было опорой власти сёгунов, приемная дочь Нариакиры Тэнсёин ( из семьи Идзуми Симадзу), была законной женой Токугавы Иэсада , 13 - го сёгуна Эдо. Но Нариакира проиграл в интригах по выбору 14-го сёгуна Токугава и перешел в оппозицию в 1858 году. Но при Иэсада он был весьма влиятелен.
В своем княжестве даймё развивал промышленность (металлургию, производство стекла, мин, газовых фонарей, парусины и судостроение западного образца). Помощником у него был Джон Мандзиро, простой бедный рыбак, волею океана попавший в США и освоивший кроме языка множество наук, математику, геодезию , навигацию и судостроение. В 1851 году он вернулся в Японию и попал под покровительство Нариакиры.
Для защиты Рюкю, формально не подпадавшего под сёгунский запрет) Нариакира в декабре 1852 года подал заявку на постройку военного корабля западного образца «Рюкю», Ryugun (артиллерийский корабль). Так как на самих островах Рюкю с древесиной все было очень грустно, верфь построили в деревне Сакурадзима Сето (Сосинура), территория современной префектуры Кагосима.
29 апреля 1853 года (5 июня 1853 года) было получено разрешение и строительство началось 29 мая 1853 года (5 июля 1853 года). Артиллерийский корабль «Рюкю» был спущен на воду 3 апреля 1854 года ( 29 апреля 1854 года ), еще до визита "черных кораблей" Перри. Но зато строился он долго и был достроен лишь 12 декабря 1855 года ( 29 января 1856 года). Строительством руководил Наосуке Тахара. Для соблюдения "гражданства" Рюкю два чиновника королевства Рюкю были откомандированы в Сацума (мастер Гусикава и мастер Кацурен) как наблюдатели и участники стройки. Стоимость строительства составила 30 000 рё.
Из-за медленной постройки он, в итоге, стал вторым военным кораблем западного типа, его на полгода опередил «Хо-о-мару», строительство которого было завершено 10 мая 1854 года (5 июня 1854 года).
В тот же день корабль отплыл в Маэнохаму, а на следующий день вышел на испытательный пробег.
26 января 1855 года (14 марта 1855 года) «Рюкю» был переименован в «Сёхей Мару» и отправился из Кагосимы в Эдо, представляться сёгуну. Это был первый поход корабля, первым его командиром стал Рюсукэ Исихара. 18 марта (4 мая 1855 года) фрегат прибыл в Синами , а 28-го числа того же месяца (14 мая 1855 года) Нариакира Симадзу поднялся на борт корабля и лично провел испытания пушечной стрельбы. 7 июня (20 июля 1855 года) Нариаки Мито и его сын, будущий последний сёгун (Нариаки Токугава и Ёсинобу Токугава ) поднялись на борт корабля и постреляли из пушек.
9 июня (22 июля 1855 года) сёгун Токугава Иэсада осмотрел корабль из окон пляжного дворца, а 13 августа (23 сентября 1855 года) по его приказу корабль был официально представлен и передан сёгунату.
На церемонию, для соблюдения юридических тонкостей (формально фрегат являлся собственностью королевства Рюкю) прибыл посол Рюкю. С 3 сентября (13 октября 1855 года) корабль отправился из Синкая с первыми курсантами школы из Нагасаки.
После первого визита кораблей Перри в июне 1853 года, сёгунат распорядился выдать приказы на постройку парусных кораблей западного типа 8 августа (10 сентября) 1853 года даймё Мито («Асахи Мару») и 8 сентября (10 октября 1853 года) магистрату порта Урага («Хо-о-мару») .
15 сентября (17 октября 1853 г.) был снят запрет на постройку больших кораблей в сёгунате и многие княжества начали строить и покупать военные корабли западного типа.
9-й даймё из области Мито, Токугава Нариаки (отец будущего последнего сёгуна Ёсинобу, да и вообще отец-герой более 40 детей от 10 жен и наложниц), один из ведущих военных специалистов при правительстве Эдо, агитатор за активное освоение западной военной науки (при этом ярый сторонник изоляции от Запада с помощью военной силы), в декабре 1853 года получил официальное разрешение от сёгуна Токугавы Иесады на строительство крупного военного корабля европейского типа на основе голландских книг, учебников и изучения готовых голландских кораблей.
Ответственным за постройку корабля был назначен правая рука Нариаки, Татеваки Адзиме. С большим трудом ( при спуске на воду он сел на мель) новый корабль спустили на воду в 1855 году, а в июне 1856 года он вошел в строй. Он получил имя «Асахи Мару» 旭日丸. Он был построен с 1854 по 1856 год на острове Исикавадзима в устье реки Сумида в Токио, рядом с резиденцией княжества Мито в Эдо , на созданной в 1853 году верфи, которая позже стала верфью IHI (Ishikawajima Harima). «Асахи Мару» стал «первым в Японии военным кораблем западного образца» и был подарен сёгунату.
Наместник порта Урага Накадзима Сабуросукэ (中島三郎助) также получил разрешение от старшего родзю Абэ Масахиро на постройку нового судна. Постройкой Хоо Мару руководили сам Накадзима и местные чиновники, а проект разработали местные корабелы.
В княжестве Сацума, благодаря усилиям Нариакира Симадзу разрабатывали и другие проекты по судостроению. По приказу Нариакиры Джон Мандзиро обучал феодальных вассалов и местных корабелов судостроению и навигации в западном стиле,
Около 1854 года в Сацуме было завершено первое парусное судно в западном стиле «Ироха Мару».
В Сацума построили также небольшой деревянный парусник европейско-японского стиля "Коцусэн" (длина 14 м, ширина 2,7 м, две мачты с квадратными парусами японского типа). Позже на этот кораблик поставили первую паровую машину японского производства (тоже сделанную в Сацума), реальной мощностью в 2-3 л.с.(номинальная 12 л.с., но были гигантские утечки мощности из-за несовершенной технологии) и 3 октября 1855 года (23 августа 1855 года) первый японский пароходик (впоследствии названный «Кумё Мару» или «Ункомару», Ungyo Maru) начал эксплуатацию.
Кроме того в Хакодате были построены три парусные шхуны для транспортировки грузов флота Токугава, использовавшиеся также в учебных целях. Корпус был окрашен в черные, красные и белые полосы. На борту было 3 лодки. Постройкой кораблей занимался магистрат Хакодате, строителем назначили корабельного плотника Тойохару Цукуи, а в помощники ему определили японца, который ранее был арестован за излишне пристальный интерес к прибывшему в город иностранному судну.
Суда активно использовались для внутренней и внешней торговли, а «Камеда Мару» по Амуру поднималась аж до Николаевска, попутно выполняя задачи по шпионажу. «Хакодате Мару» неудачно пробовали в китобойном промысле на Курилах. В 1988 году реплика «Hakodate Maru» была изготовлена для памятной выставки Seikan Tunnel Opening Commemorative Expo. После выставки потомки Тойохару Дзоку купили его и подарили городу Хакодате , где он в настоящее время выставлен на западной пристани порта Хакодате .
«Хакодате Мару». Построена июнь 1857, сожжена экипажем в сентябре 1869 года у берегов Сахалина после разрушения штормом.
« Камеда Мару ». Назван в честь округа Камеда. Построена в ноябре 1859.
«Оно Мару» . Построена в ноябре 1859 по заказу клана Ону.
Водоизмещение 500 тонн. Размеры - 29,1/32,7 * 7,1-7,3 * 5,5 м. Экипаж 36 чел., двухмачтовые шхуны с двумя мачтами и вертикальными парусами
В 1860 году было начато строительство корабля нового типа в японско-западном стиле, завершенное в 1861 году и названное «Тойохару» в честь Тойохару Цукуи (Дзоку).
В военно- морском учебном центре Нагасаки построили небольшой парусник европейского типа « Нагасаки гата» (его также называют « Ниноура - гата » или «Таманура-гата»). Строительство началось 18 ноября 1856 года ( 21 октября 1856 года) и было начато 16 июня 1857 года (25 мая 1857 года) . Он был построен в Нагасаки Охато как учебное парусное судно, а также служил для обучения судостроению стажеров. Кораблик обошелся в 2000 рё.
Однотипный корабль, «Шинфу Мару», был построен в княжестве Сага.
Водоизмещение 50-60 тонн, длина 21,8 м, ширина 5,8 м. Глубина 4,24 м. Он мог нести четыре 6-фунтовые бронзовые пушки производства Нагасаки и четыре 1-фунтовые поворотные пушки. Экипаж 18 чел.
Позже при училище построили еще три небольших судна и водовоз для собственных нужд. В апреле 1861 года, уже после переезда школы, в Соноги были построены три небольших корабля западного типа по заказу магистрата Нагасаки (тип Тамаура-гата).
Несколько парусных кораблей для флота Токугава были куплены на Западе ( в том числе «Мигахомару», бывшее прусское торговое судно «Бранденбург», приобретенное сёгунатом в августе 1865 года во время пребывания судна в Нагасаки за 35 000 долларов ( очень примерно 262,5 миллиона иен или 52,5 кг золота).
Открытие Японии привело к необходимости иметь государственный флаг для японских кораблей, отличающий их от кораблей других стран. Первоначально предполагалось, что отличительным признаком японских кораблей будет «Онакагуро» (знамя клана Нитта, предка клана Токугава, с горизонтальными чёрными буквами на белом фоне), но, согласно легенде, Нариакира Симадзу (Сацума) и Нариаки Токугава (военный советник сёгуна) предложили использовать флаг «Хиномару» (восходящее солнце), а 9 июля (2 августа 1854 г.) Масахиро Абэ, родзю сёгуната, утвердил это решение. Считается, что «Хиномару» впервые был поднят на корме «Сёхей Мару» в Эдо, при представлении корабля сёгунату.
По более прозаической версии Хиномару была предложена магистратом Урага , и при решительной поддержке Нариаки Токугава стала флагом японских кораблей начиная с «Хоо Мару». «Сёхей Мару» стал вторым.
Парусный фрегат «Асахи Мару»
«Асахи Мару» 旭日丸 IHI . Заложен 30 января 1854 года. Спущен на воду 1855 г. Введен в эксплуатацию июнь 1856 г
Водоизмещение 750 длинных тонн (760 тонн). Длина 138,9 футов (42,3 м). Ширина 29,10 фут (9,1 м). Осадка 23,7 футов (7,2 м)
Вооружение 20 пушек
«Асахи Мару»-трехмачтовый парусный фрегат с корпусом, окрашенным красным лаком и в подводной части обшитым медными листами. Паруса с черными горизонтальными полосами символизировали принадлежность к флоту Токугавы. Корабль нес флаг с восходящим солнцем без лучей, зафиксированный на гравюре 1859 года. На каждый борт было по десять орудий.
Фрегат, построенный в эпоху паровых винтовых кораблей, устарел еще на стапелях. Во флоте Токугава он использовался в качестве войскового транспорта, в частности во время Второй экспедиции на Тёсю. После войны Босин корабль был продан правительством Мэйдзи частному судовладельцу и стал транспортом для каботажных перевозок.
Парусный фрегат «Сёхей Мару»
«Сёхей Мару» (昇 平丸) Shohei Maru, до 26 января 1855 г. (14 марта 1855 г.) «Рюкю». Верфь деревни Сакурадзима Сето (Сосинура), Кагосима , Япония. Заложен 29 май 1853 г.( 5 июля 1853 г. ) Введен в эксплуатацию 12 декабрь 1854 г.( 29 января 1855 г.). Списан 1870, разобран март 1870 г.
Водоизмещение 370 тонн (оценка), длина 30,9 м, по ВЛ 27,27 м, ширина 7,27 м или 7,58 м, глубина 4,24 м (от верха) или 5,46 м
Паруса- 3 мачты, 3 и 10 парусов. Экипаж 40 человек
Вооружение- 10 пушек или 8 х 24 - фунтовые пушки, 2 х 6-фунтовые пушки, 2 х 11,5-дюймовых гаубицы, 4 х 200 пушки
«Сёхей Мару»-трехмачтовый парусный фрегат с парусным вооружением типа барка. Корабль нес по пять пушек на каждый борт. Паруса несли отличительный знак флота Токугава-черную полосу. На гравюре 1855 года на корабле был поднят флаг восходящего солнца. Корабль был построен на основе чертежей и учебников, полученных из голландской фактории в Дэдзима, а также изучения иностранных судов и, возможно, знаний Джона Манджиро.
«Сёхей Мару» в феврале 1855 года перевели в Эдо и в августе 1855 года передали флоту сёгуната. Затем он был передан в качестве учебного корабля Военно- морскому учебному центру в Нагасаки.
Во время Реставрации Мэйдзи корабль попал в руки императорских сил, но оказался непригоден для военного флота и 29 августа 1869 года ( 4 октября 1869 года) корабль, находившийся в ведении Министерства финансов, был передан Министерству колонизации (Кайтакуси) вместе с «Канрин Мару» в качестве транспорта для развития северного острова Хоккайдо.
24 декабря 1870 года ( 25 января 1870 года) корабль был загружен в г.Исикари и отправился в Хакодате за рисом, но столкнулся со штормом у побережья Мацумаэ. Он затонул на песчаной отмели у современного города Каминокуни на Хоккайдо ( 41°52′N 140°07′E ) после шторма 2 марта 1870 года. На месте катастрофы установлен мемориальный памятник.
* Shōhei Maru не следует путать с одноименным пассажирским/грузовым судном времен Второй мировой войны , потопленным подводной лодкой USS Spadefish у берегов Кореи.
Парусный фрегат «Хоо Мару»
«Хоо Мару» Hōō Maru (鳳凰丸, (в переводе- Феникс) ) Верфь Урага. Строительство нового судна началось 23 октября 1853 года и было завершено 6 июня 1854 года.
Водоизмещение 600 длинных тонн (610 тонн). Длина 36,4 м. Ширина 9,1 м. Осадка 4,5 м. Паруса-барк. Вооружение 10 пушек (4 60 фунтовых , 6 24 фунтовых орудий).
Hōō Maru представлял собой трехмачтовый парусный фрегат. Деревянный корпус был окрашен красным лаком, а ниже ватерлинии обшит медными листами. Его вооружение состояло из десяти дульнозарядных пушек (4 больших, 6 малых). На парусах были черные полосы, характерные для военных кораблей Токугава.
Только что построенный Хоо Мару уже устарел. Несмотря на хорошую управляемость и маневренность, он сильно уступал паровым кораблям западных держав, поэтому использовался в основном как военный транспорт. Во время войны Босин он сбежал из Эдо до его падения, укрылся в области Сендай, а затем присоединился к флоту Эномото Такеаки, отплыв в Хакодате в декабре 1868 года. После падения Горёкаку 15 июля 1869 года он ушел вместе с 305 беглецами в Муроран, где был захвачена правительственными силами.
После реставрации Мэйдзи новое правительство направило корабль в военное министерство, а затем в министерство финансов.
Военный транспорт «Мигахомару»
«Мигахомару» 美賀保丸 (Микахомару, Микахомару, Микахомару, Микахомару и Микахомару). Построен в Пруссии как торговое судно «Бранденбург». Приобретен в августе 1865 года сёгунатом.
Водоизмещение 800 тонн. Длина 52,2 м, ширина 9,9 м. Парусное вооружение барка. 3 мачты, деревянный корпус.
.«Мигахо Мару» использовался в качестве транспорта флота Токугава. Во время Босин 5 октября 1868 года (20 августа 1868 года) ушел из Синагавы вместе с мятежным флотом адмирала Такеаки Эномото на Хоккайдо. На борту у него было 614 солдат и офицеров, в том числе отряд Югекитай, и большое количество боеприпасов. Его буксировал флагман Kaiyo Maru, но 6 октября (21 августа по лунному календарю) начался шторм и буксирный трос оборвало. Порывами ветра были сломаны две мачты, 11 октября (26 августа по лунному календарю) судно вынесло на берег около Инубозаки в Тёси на берегу Курохэ. Судно налетело на камни и затонуло у берега, 13 человек утонуло вместе с кораблем, остальных спасли местные рыбаки.
Около 250 выживших попытались уйти вверх по реке Тонэгава к Цучиуру, а примерно 150 отправились через горы в Эдо. За мятежниками начали охоту войска императора и добровольцы. Большинство беглецов сдались, некоторые были казнены. Немногие, в том числе Хачиро Иба (однорукий фехтовальщик) из Югекитай смогли добраться к адмиралу Эномото.
В 1882 году местными жителями на побережье был поставлен «Памятник бедствию Микахо Мару» (широко известный как «Курган спасения»), где были похоронены 13 утонувших с корабля. В храме Хотайдзи в городе Сидзуока также есть могила тех, кто утонул или был казнен. Носовую фигуру корабля в виде статуи женщины выбросило позже на берег, она находится в храме Энпуку-дзи в городе Тёси под именем « Рюдзинзо ». Однако есть версия, что статуя принадлежит другому кораблю, судну клана Тацуно «Синрю Мару», затонувшему в том же году.
Модель корабля выставлена в Морском музее Университета Кобе .
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.