Найти тему
Морская коллекция

Канонерские лодки. Подарок королевы Виктории. «Банрю Мару»

Оглавление

От этой ивы
Начинается сумрак вечерний.
Дорога в поле.
(Бусон)

Сакоку (самоизоляция Японии с середины 17 века) не была абсолютной. В стене была дверка, в Нагасаки целый остров был отдан под голландскую факторию. Так что японцы (далеко не все, конечно) были знакомы и с европейской наукой и с европейским оружием. Визит эскадры коммодора Перри в 1853-1854 годах заставил Японию открыться. Сперва для США, а потом по проторенной дороге пришли британцы, французы, русские. Границы аппетитам европейцев можно было поставить только военной силой. А японцам под страхом смерти запрещалось строить большие корабли и выходить в океан уже два века. Единственным шансом сохранить независимость было приобрести оружие и технологии у самого Запада.

Нагасаки
Нагасаки

Сёгунат Токугава, правящий в это время в Японии, обратился за помощью к старым друзьям -голландцам. Те помогли как могли, прислали советников и приняли заказы на постройку военных винтовых кораблей. А в 1855 году подарили сёгунату настоящий пароход, с пушками, первый военный паровой корабль Японии. Это был «Канко Мару». Затем флот Токугавы стали пополнять построенные в Голландии боевые корабли.

Но Голландия была уже не та, что в 17-18 веках, ее давно отодвинули во второй ряд. А у Великобритании, владычицы морей, были свои виды на Японские острова и в дипломатию с туземными царьками она умела очень хорошо.

К подписанию англо-японского договора о дружбе и торговле (английские ворота на японский рынок) Джеймс Брюс, восьмой граф Элгин и 12-й граф Кинкардин (к слову, генерал-губернатор Канады (1847–1854) и будущий вице-король Индии(1862–1863), с 1857 года "открывал" Китай и Японию для Англии) подогнал Императору Японии яхту.

Джеймс Брюс,
Джеймс Брюс,

Винтовая яхта называлась HMS"Emperor"(«Император») и только что вошла в состав Королевского флота в качестве королевской яхты. Помимо роскошных интерьеров со скульптурами и зеркалами, с резьбой на лестницах и поручнях, она была вооружена четырьмя 12-фунтовыми бронзовыми пушками. Водоизмещение подарка 370 тонн, длина 41,8 метра, ширина 5,45 метра, осадка 3,23 метра.

4 июля 1858 года яхта пришла в японский порт Синагава. 26 августа 1858 года от имени королевы Виктории Джеймс Бонд Брюс вручил сёгуну "ключи" от новенькой "тачки".

Презентация HMY «Император» императору Японии в Йеддо 26 августа 1858 г. Ф. ле Бретон Бедуэлл
Презентация HMY «Император» императору Японии в Йеддо 26 августа 1858 г. Ф. ле Бретон Бедуэлл

Небольшая, удобная и быстроходная прогулочная яхта имела при этом весьма прочную конструкцию. Роскошь отделки поразила неприхотливых японцев, во время осмотра некоторые сановники набивали шишки, пытаясь пройти через зеркала во всю стену. Но все-таки аборигены излишеств не оценили, впереди для японской элиты был век аскетизма, когда все шло на строительство империи, не транжиря скромные доходы на импортный люкс.

Подарок переименовали в «Банрю»(蟠龍, Флаговый дракон) и включили в состав флота Токугавы.

Очевидцы утверждают, что роскошный зеркальный интерьер был уничтожен при артиллерийской перестрелке во время битвы при Хакодатэ, когда захватывали замок Мацумаэ, но и до этого кораблю досталось при посадке на мель и столкновениях с другими кораблями. Ухаживать за сверкающим великолепием тоже было некому.

-5

«Банрю Мару» Banryu 蟠龍 (ранее Emperor   (1856), потом снова Emperor, позднее Raiden-maru и Raiden). R & H Green of Blackwall, Великобритания. Заложен 1856 г. Спущен на воду 1856 г. Введен в эксплуатацию 1857 г. Исключен 1888 г. Демонтирован в 1897 г.

Водоизмещение 370 длинных тонн(376 тонн), длина 41,8/42,2 м, ширина 5,45/6,4 м. Осадка 3,23 м.
Двигатель-паровая машина, 60 л.с., внутреннее колесо (винтовой винт), скорость 7,7 узла. Шхуна-3 мачты. Экипаж 58 человек (2 офицера, 12 младших офицеров, 44 матроса)-90 чел.
Вооружение-6 ×1 12-фнт орудий ( 4 гладкоствольных орудия 12 кат, 2 нарезных орудия 6 кат.)

Деревянная шхуна, корвет. Глубоко отремонтирован в начале эпохи Мэйдзи.

Воины республики Эдзо
Воины республики Эдзо

В ходе Босинской войны «Банрю Мару» участвовал в первом морском сражении войны, битве при Аве 28 января 1868 года, единственном за всю войну, где северяне одержали победу на море.

Воюющие за императора сацумцы намеревались вывезти в Кагосиму свои войска на двух транспортах ("Сё" и "Хэюн") под охраной военного корабля "Касуга"на рассвете решили проскочить незамеченными. Но флот Токугава блокировал бухту и сацумцы в утреннем тумане напоролись у острова Ава на "Кайо Мару". Отряд разделился, "Хэюн" повернул в сторону пролива Акаси, а "Касуга" и "Сё" двинулись на юг, к Китанскому проливу. На дистанции 1200-2500 метров начался бой. "Кайо Мару" произвел 25 залпов, "Касуга" - 18, но ни одного попадания не было.

Бой при Ава. На переднем плане - Касуга Мару.
Бой при Ава. На переднем плане - Касуга Мару.

Но к месту сражения подошли другие корабли Токугавы- «Банрю Мару» и "Сёкаку". "Касуга" вышел из боя и на полном ходу ушел в Кагосиму. Транспорт же выбросился на мель и был сожжен экипажем. Это был первый бой японских паровых судов.

В начале гражданской войны, в марте 1868 года, после Реставрации Мэйдзи и капитуляции Токугавы яхта оказалась в составе флота императора. После сдачи 11 апреля Эдо, на яхте перевозили в ссылку в Сумпо бывшего сёгуна Токугава Ёсинобу. По иронии судьбы это был единственный раз, когда сёгун воспользовался подаренной ему яхтой.

В октябре 1868 года мятежный адмирал Эномото Такэаки увел флот Токугавы на север, где создал Республику Эдзо. Вместе с остальными кораблями в Хакодатэ перешла и яхта «Банрю Мару» под командованием Банкичи Мацуока. К маю 1869 года бывшая яхта стала флагманом мятежного флота.

В марте 1869 года Эномото задумал дерзкую операцию по выведению из строя основных кораблей южан. В сражении в заливе Миоко должен был принять участие и «Банрю Мару», но в связи с неблагоприятной погодой вернулся в Хатинохе.

-8

-9
-10

Зато во время многодневного сражения у залива Хакодатэ бывшая яхта отличилась идеальным "лаки-шотом". 11 мая, во время атаки императорского флота «Банрю Мару» отбивался практически в одиночку, при поддержке береговой артиллерии крепости Бентен Дайба и превращенного в плавучую батарею «Кайтен Мару». В ходе перестрелки с императорским корветом «Чойо Мару» снаряд с «Банрю Мару» попал точно в артпогреб и корвет затонул через 2 минуты после взрыва. Это резко подняло боевой дух бывшей армии сёгуната.

Банрю Мару топит Чойо Мару (Битва при заливе Хакодате) 1869 г.
Банрю Мару топит Чойо Мару (Битва при заливе Хакодате) 1869 г.

Документы и очевидцы с обеих сторон этого многодневного сражения отмечают искусное маневрирование капитана Мацуока и его спокойное поведение. «Банрю Мару» после длительных боев израсходовал весь боекомплект, получил ряд серьезных повреждений и был вынужден выброситься на берег рядом с крепостью Бентен Дайба, запиравшей вход в залив Хакодате.

Ивакити Мацуока запретил поджигать корабль, рассчитывая потом вернуться, ограничившись выведением двигателя из строя. Экипаж высадился на берег и пробился к своим. В тот же день «Банрю Мару» подожгли императорские силы, но быстро разгорелась только мачта,которая при падении потушила очаг возгорания корпуса.

-12

После завершения войны корпус корабля был поднят британцами, отремонтирован и восстановлен в Шанхае. При этом количество мачт сократилось с 3 до 2, а верхнюю часть корпуса капитально переделали, в частности установили на палубе большую рубку. Кораблю вернули первое имя- SS "Emperor". Судно использовалось в коммерческих целях.

В 1873 году судно выкупила японская Комиссией по развитию Хоккайдо, до 1877 года оно использовалось под именем "Raiden-Maru"(雷電 丸, «Гром и молния») для перевозки колонистов и грузов на Хоккайдо.

Судно было куплено Императорским флотом Японии в 1877 году переименовано в «Райден» и переведено в Йокосуку Корабль был классифицирован как канонерская лодка 3-го класса "Raiden" с четырьмя пушками. «Райден» использовался как учебное судно до января 1888 года. Согласно опубликованным в 1894 году «Дайнихон Тейкоку Гунканчо», основным характеристикам, на тот момент были водоизмещение 370 тонн, длина 41,472 м, ширина 6,960 м и осадка 2,896 м.

Он был списан 28 января 1888 года, разоружен и передан префектуре Коти бесплатно, для использования в качестве китобойного судна под именем "Raiden-Maru". После этого он был куплен пароходной компанией в Аити и превращен в торговое судно, а в 1897 (по другим данным 1899) году разобран на верфи Кидзугава в Осаке. Когда его разобрали, Акушу Кимура получил кусок дерева из корпуса с надписью «Банрю».

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам