От этой ивы
Начинается сумрак вечерний.
Дорога в поле.
(Бусон)
Сакоку (самоизоляция Японии с середины 17 века) не была абсолютной. В стене была дверка, в Нагасаки целый остров был отдан под голландскую факторию. Так что японцы (далеко не все, конечно) были знакомы и с европейской наукой и с европейским оружием. Визит эскадры коммодора Перри в 1853-1854 годах заставил Японию открыться. Сперва для США, а потом по проторенной дороге пришли британцы, французы, русские. Границы аппетитам европейцев можно было поставить только военной силой. А японцам под страхом смерти запрещалось строить большие корабли и выходить в океан уже два века. Единственным шансом сохранить независимость было приобрести оружие и технологии у самого Запада.
Сёгунат Токугава, правящий в это время в Японии, обратился за помощью к старым друзьям -голландцам. Те помогли как могли, прислали советников и приняли заказы на постройку военных винтовых кораблей. А в 1855 году подарили сёгунату настоящий пароход, с пушками, первый военный паровой корабль Японии. Это был «Канко Мару». Затем флот Токугавы стали пополнять построенные в Голландии боевые корабли.
Но Голландия была уже не та, что в 17-18 веках, ее давно отодвинули во второй ряд. А у Великобритании, владычицы морей, были свои виды на Японские острова и в дипломатию с туземными царьками она умела очень хорошо.
К подписанию англо-японского договора о дружбе и торговле (английские ворота на японский рынок) Джеймс Брюс, восьмой граф Элгин и 12-й граф Кинкардин (к слову, генерал-губернатор Канады (1847–1854) и будущий вице-король Индии(1862–1863), с 1857 года "открывал" Китай и Японию для Англии) подогнал Императору Японии яхту.
Винтовая яхта называлась HMS"Emperor"(«Император») и только что вошла в состав Королевского флота в качестве королевской яхты. Помимо роскошных интерьеров со скульптурами и зеркалами, с резьбой на лестницах и поручнях, она была вооружена четырьмя 12-фунтовыми бронзовыми пушками. Водоизмещение подарка 370 тонн, длина 41,8 метра, ширина 5,45 метра, осадка 3,23 метра.
4 июля 1858 года яхта пришла в японский порт Синагава. 26 августа 1858 года от имени королевы Виктории Джеймс Бонд Брюс вручил сёгуну "ключи" от новенькой "тачки".
Небольшая, удобная и быстроходная прогулочная яхта имела при этом весьма прочную конструкцию. Роскошь отделки поразила неприхотливых японцев, во время осмотра некоторые сановники набивали шишки, пытаясь пройти через зеркала во всю стену. Но все-таки аборигены излишеств не оценили, впереди для японской элиты был век аскетизма, когда все шло на строительство империи, не транжиря скромные доходы на импортный люкс.
Подарок переименовали в «Банрю»(蟠龍, Флаговый дракон) и включили в состав флота Токугавы.
Очевидцы утверждают, что роскошный зеркальный интерьер был уничтожен при артиллерийской перестрелке во время битвы при Хакодатэ, когда захватывали замок Мацумаэ, но и до этого кораблю досталось при посадке на мель и столкновениях с другими кораблями. Ухаживать за сверкающим великолепием тоже было некому.
«Банрю Мару» Banryu 蟠龍 (ранее Emperor (1856), потом снова Emperor, позднее Raiden-maru и Raiden). R & H Green of Blackwall, Великобритания. Заложен 1856 г. Спущен на воду 1856 г. Введен в эксплуатацию 1857 г. Исключен 1888 г. Демонтирован в 1897 г.
Водоизмещение 370 длинных тонн(376 тонн), длина 41,8/42,2 м, ширина 5,45/6,4 м. Осадка 3,23 м.
Двигатель-паровая машина, 60 л.с., внутреннее колесо (винтовой винт), скорость 7,7 узла. Шхуна-3 мачты. Экипаж 58 человек (2 офицера, 12 младших офицеров, 44 матроса)-90 чел.
Вооружение-6 ×1 12-фнт орудий ( 4 гладкоствольных орудия 12 кат, 2 нарезных орудия 6 кат.)
Деревянная шхуна, корвет. Глубоко отремонтирован в начале эпохи Мэйдзи.
В ходе Босинской войны «Банрю Мару» участвовал в первом морском сражении войны, битве при Аве 28 января 1868 года, единственном за всю войну, где северяне одержали победу на море.
Воюющие за императора сацумцы намеревались вывезти в Кагосиму свои войска на двух транспортах ("Сё" и "Хэюн") под охраной военного корабля "Касуга"на рассвете решили проскочить незамеченными. Но флот Токугава блокировал бухту и сацумцы в утреннем тумане напоролись у острова Ава на "Кайо Мару". Отряд разделился, "Хэюн" повернул в сторону пролива Акаси, а "Касуга" и "Сё" двинулись на юг, к Китанскому проливу. На дистанции 1200-2500 метров начался бой. "Кайо Мару" произвел 25 залпов, "Касуга" - 18, но ни одного попадания не было.
Но к месту сражения подошли другие корабли Токугавы- «Банрю Мару» и "Сёкаку". "Касуга" вышел из боя и на полном ходу ушел в Кагосиму. Транспорт же выбросился на мель и был сожжен экипажем. Это был первый бой японских паровых судов.
В начале гражданской войны, в марте 1868 года, после Реставрации Мэйдзи и капитуляции Токугавы яхта оказалась в составе флота императора. После сдачи 11 апреля Эдо, на яхте перевозили в ссылку в Сумпо бывшего сёгуна Токугава Ёсинобу. По иронии судьбы это был единственный раз, когда сёгун воспользовался подаренной ему яхтой.
В октябре 1868 года мятежный адмирал Эномото Такэаки увел флот Токугавы на север, где создал Республику Эдзо. Вместе с остальными кораблями в Хакодатэ перешла и яхта «Банрю Мару» под командованием Банкичи Мацуока. К маю 1869 года бывшая яхта стала флагманом мятежного флота.
В марте 1869 года Эномото задумал дерзкую операцию по выведению из строя основных кораблей южан. В сражении в заливе Миоко должен был принять участие и «Банрю Мару», но в связи с неблагоприятной погодой вернулся в Хатинохе.
Зато во время многодневного сражения у залива Хакодатэ бывшая яхта отличилась идеальным "лаки-шотом". 11 мая, во время атаки императорского флота «Банрю Мару» отбивался практически в одиночку, при поддержке береговой артиллерии крепости Бентен Дайба и превращенного в плавучую батарею «Кайтен Мару». В ходе перестрелки с императорским корветом «Чойо Мару» снаряд с «Банрю Мару» попал точно в артпогреб и корвет затонул через 2 минуты после взрыва. Это резко подняло боевой дух бывшей армии сёгуната.
Документы и очевидцы с обеих сторон этого многодневного сражения отмечают искусное маневрирование капитана Мацуока и его спокойное поведение. «Банрю Мару» после длительных боев израсходовал весь боекомплект, получил ряд серьезных повреждений и был вынужден выброситься на берег рядом с крепостью Бентен Дайба, запиравшей вход в залив Хакодате.
Ивакити Мацуока запретил поджигать корабль, рассчитывая потом вернуться, ограничившись выведением двигателя из строя. Экипаж высадился на берег и пробился к своим. В тот же день «Банрю Мару» подожгли императорские силы, но быстро разгорелась только мачта,которая при падении потушила очаг возгорания корпуса.
После завершения войны корпус корабля был поднят британцами, отремонтирован и восстановлен в Шанхае. При этом количество мачт сократилось с 3 до 2, а верхнюю часть корпуса капитально переделали, в частности установили на палубе большую рубку. Кораблю вернули первое имя- SS "Emperor". Судно использовалось в коммерческих целях.
В 1873 году судно выкупила японская Комиссией по развитию Хоккайдо, до 1877 года оно использовалось под именем "Raiden-Maru"(雷電 丸, «Гром и молния») для перевозки колонистов и грузов на Хоккайдо.
Судно было куплено Императорским флотом Японии в 1877 году переименовано в «Райден» и переведено в Йокосуку Корабль был классифицирован как канонерская лодка 3-го класса "Raiden" с четырьмя пушками. «Райден» использовался как учебное судно до января 1888 года. Согласно опубликованным в 1894 году «Дайнихон Тейкоку Гунканчо», основным характеристикам, на тот момент были водоизмещение 370 тонн, длина 41,472 м, ширина 6,960 м и осадка 2,896 м.
Он был списан 28 января 1888 года, разоружен и передан префектуре Коти бесплатно, для использования в качестве китобойного судна под именем "Raiden-Maru". После этого он был куплен пароходной компанией в Аити и превращен в торговое судно, а в 1897 (по другим данным 1899) году разобран на верфи Кидзугава в Осаке. Когда его разобрали, Акушу Кимура получил кусок дерева из корпуса с надписью «Банрю».
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам