Всё кружится стрекоза…
Никак зацепиться не может
За стебли гибкой травы.
Басё
Кровавая Реставрация Мэйдзи и последующая гражданская война стали японской буржуазной революцией, устранившей основы феодальной структуры страны. После уничтожения республики Эдзо и подавления восстаний, новый экономический строй привел к бурному развитию японской промышленности. Сочетание сильной императорской власти и возможностей буржуазного предпринимательства создало основу для формирования дзайбацу (промышленно-торгово-финансовых конгломератов). Но в оборонном секторе правительство, в основном, опиралось на казенные предприятия, которые сформировали, в частности, значительную часть военного судостроения. Одним из таких гигантов стал строящийся с 1866 года с французской помощью Военно-Морской Арсенал в Йокосуке.
После успешной постройки корвета «Сэйки», арсенал в Йокосука запланировал строительство еще более крупного корабля, рассчитывая на рост опыта японских корабелов. Разработкой проекта третьего корабля верфи занимались Леонс Верни ( французский морской инженер на службе сёгуната Токугава, по наследству оставшийся в ранний период Мэйдзи главным администратором и конструктором созданного им арсенала в Йокосуке), а также Чибой.
За основу был взят «Сэйки», только заметно увеличены размеры.
Новый корвет был заложен на Арсенале 9 сентября 1875 года, 22 сентября ему было присвоено имя «Амаги »(天城, Heavenly Castle, Небесный замок ) в честь горы Амаги в префектуре Сидзуока. Гора Амаги - общий термин для группы вулканов в центральной части полуострова Идзу, известная своими красивыми кедровыми лесами, откуда шли поставки хорошей древесины, в том числе и для раннего японского флота.
Он был спущен на воду 13 марта 1877 года (церемония прошла с участием министра флота контр- адмирала Кураносукэ Накамута) и 7 марта 1878 года передан в ведение Токайской военно-морской базы. После завершения работ передан Императорскому флоту Японии 4 апреля 1878 года.
«Амаги» стал третьим кораблем, построенным в Арсенале после его перехода под власть Мэйдзи. На момент постройки он был крупнейшим военным кораблем, когда-либо произведенным внутри Японии. Считается крейсером 1883 года (Мэйдзи 16). Деревянный винтовой шлюп позже был переклассифицирован в канонерскую лодку.
« Амаги » Amagi (天 城,) Военно-морской арсенал Йокосука , Япония. Заказан 1875 финансовый год сентября 1875 г. Заложен 9 Сентября 1875 г. Спущен на воду 13 марта 1877 г. Введен в эксплуатацию 4 апреля 1878 г. Исключен 14 июня 1905 г. Продан 24 ноября 1908 г.
Водоизмещение 926 длинных тонн (941 тонна).( Нормальное 911 тонн, полное 1030 тонн(проект), 523 тонны/1000 имперских тонн). Длина 62,17/62,5/65,3 м (Длина палубы: 65,52 м, длина ватерлинии 59,94 м, длина между перпендикулярами 61,30 м). Ширина 10,1- 10,89 м (максимальная ширина 9,10 м). Глубина 7,41 м, 4,40 м (от вершины киля до низа верхней палубной балки). Осадка 4,37-4,63 м (по проекту 4,05 м, после завершения нос 3,80 м, корма 4,60 м)
Двигатель- горизонтальная 3-цилиндровая паровая машина, 720 л.с. , на испытаниях 634 л.с. или 654 л.с., 2 цилиндрических котла, 1 вал. Шлюп трехмачтовый с парусным вооружением барка. Скорость 11,5 узлов . Запас угля 150 тонн (на 1904-48 тонн). Экипаж 159 человек или 13 офицеров, 30 унтер-офицеров, 87 1-го класса и ниже. Декабрь 1885 года- 171 человек
Вооружение- 1 × 6,7 дюйма (170 мм) казнозарядная пушка Круппа 173 мм/22 RKL/25 C/72, 4 × 4,7 дюйма (120 мм) казнозарядных орудия 120 мм/22 RKL/25 C/78, 3 × 3,1 дюйма (79 мм) казнозарядных 12 фнт пушки 79 мм/25 RKL/27 C/73, 1 x 1 - 120 мм/17 C/65 (Bronze)
1880-е: + 3 x 4 - 25 мм/60 Nordenfelt Mk I
«Амаги» представлял собой увеличенный проект корвета «Сэйки», ранее построенного на этом арсенале. По водоизмещению корабля есть путаница, упоминается проектное в 1030 тонн, готового 1000 длинных тонн, на официальных испытаниях 1066 длинных тонн, на июнь 1894 год 926 британских тонн или 936 имперских тонн. Упоминалось и 1500 имперских тонн. Механизмы имели аналогичную с «Сэйки» конструкцию, но вдвое большей мощности, 720 вместо 443. Скорость выросла на 2 узла. На вооружении тоже стояли пушки Круппа.
По конструкции корабль-трехмачтовый винтовой шлюп с деревянным корпусом в основном из сосны с гор полуострова Идзу, гор Амаги, откуда поступала древесина для постройки первых, деревянных кораблей японского флота.
Двигатель корвета аналогичен "сейковскому", но улучшен благодаря достигнутому за прошедшие два года техническому прогрессу. Была повышена эффективность винта,увеличена площадь охлаждения. Паровая машина представляет собой горизонтальный 2-ступенчатый 3-цилиндровый поршневой двигатель. В 1890 году котлы заменены снятыми с погибшего в 1888 году корвета «Сэйки».
На полной мощности корвет продемонстрировал скорость 10,5 узлов, среднюю 8,75 узлов, упоминалась также скорость 10 и 11 узлов. После замены котлов скорость оказалась 9,8 узла.
По вооружению некоторые японские источники («История организации Императорского флота») дают другую информацию-: 17-сантиметровая поворотная казнозарядная пушка Круппа, 17-сантиметровая казнозарядная пушка Круппа, 4-ствольная казнозарядная пушка Бродуэлла, 12-сантиметровая бронзовая пушка-гаубица.
Новый корабль еще до принятия в строй отправили на "практические занятия". 28 апреля 1878 года он вышел для обследования корейского побережья. Были изучены заливы Мотоямадзу , Цуда и Хокусей, после чего потребовался ремонт винта в Нагасаки, куда корвет прибыл 5 июля. Второй выход 13 августа с посещением заливов Масору и Асами, Пусана, Мисимы и острова Токоясу. Третий поход 11-28 октября прошел с посещением Модзи, Хиого, Юраноути и Тоба. 6 или 9 ноября снова пришлось идти на починку винта, теперь в Йокосуку.
В 1880-1881 годах основное место службы корвета-вновь корейские воды, он снова изучает побережье, возит японских дипломатов на встречи с корейскими коллегами. Пару раз опять пришлось чинить винты, зато в мае 1881 года императрица выбрала корвет для визита из Йокогамы в Йокосука (главное-не перепутать!).
Во время обострения японо-корейских отношений после инцидента в Имо (восстание корейской армии и простолюдинов против короля с королевой и японских советников, при котором несколько японцев было убито) корвет с августа 1882 года приступил к боевому дежурству в корейских водах, продолжавшемуся с перерывами до лета 1883 года.
С 15 мая 1884 года по 22 июня 1885 года командиром корабля служил майор Хейхачиро Того, до этого, с 1882 года он был лейтенантом этого же корабля. 23 августа 1890 года кораблю был присвоен первый класс.
В 1884 году «Амаги» стал первым японским военным кораблем, поднявшимся по реке Янцзы с заходом в договорный порт в Ухане. Корвет также наблюдал за действиями французского флота у Тайваня во время китайско-французской войны 1884-1885 годов.
Во время китайско-японской войны корабль под командованием капитан-лейтенанта Нашибы Токиоки принимал участие в операциях по захвату Даляня, Лушуня и Вэйхайвэя, в битве при Лушунькоу , битве при Вэйхайвэй и битве на реке Ялу.
21 марта 1898 года «Амаги» переквалифицировали в канонерскую лодку второго класса и использовалась для прибрежного патрулирования..
К русско-японской войне «Амаги» имел уже почтенный возраст, более 25 лет, свой срок он доживал в портовой охране Йокогамы.
Уже 14 июня 1905 года корабль исключили из реестра, 24 ноября 1908 года вывели из эксплуатации и продали разоруженный корпус «Тоба Шосен Гакко», где его сделали швартовным учебным кораблем «Амаги» Школы торгового флота Тоба . Дальнейшая судьба неизвестна.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам