Найти тему
Морская коллекция

Японцы несут потери.

Несмотря на неудачное начало русско-японской войны и фатальное невезение русского флота, свой "черный день" был и у японских моряков,да и "окна возможностей" судьба иногда предоставляла и нам. К сожалению они так и не были использованы.

Потери японского флота до сих пор не полностью отдокументированы. Отчеты командиров русских кораблей,а иногда и иностранных наблюдателей упоминают о гораздо большем количестве отправленных на дно японцев.Конечно,"туман войны" и неизбежные на войне приписки заставляют относиться к этим сведениям критически. Сообщалось,что в Японии рассекречена часть архивов 1904-1905 годов. Можно ожидать новой информации и о потерях Императорского флота.

После сдачи Порт-Артура 4 января 1905 г. вице-адмирал Того сообщал в японскую ставку : “...В течение длинной блокады была постоянная опасность от неприятельских мин заграждения и плавучих мин... Сначала мы потеряли “Мияко”, “Иосино”, “Хацусе”, “Ясима”, “Осимо”, “Акацуки”, “Каймон”, а позже “Хаядори”, “Хайен”, “Атаго”, “Сайен” и “Такасаго”.

Потери японцев в крупных кораблях более-менее очевидны-это 2 эскадренных броненосца, 2 крейсера 1 ранга, 2 истребителя ,2 трофейных китайских крейсера.

Указаны корабли,погибшие от всех причин во время боевых действий.

Эскадренный броненосец "Ясима",1897 г. – 12 320 тонн. Подорвался 2 (15)мая 1904 года на минах, выставленных российским минным заградителем "Амур", затонул в 5 милях от острова Эткаунтер-рок. Погибло 319 человек.

Эскадренный броненосец "Хацусе",1901 г. – 15 000 тонн. Затонул 2 мая 1904 года под Порт-Артуром в результате подрыва на минах, выставленных российским минным заградителем "Амур" . Погибло около 500 человек.

Бывший китайский броненосный крейсер"Пинь-Юань",1889 г.- 2150 тонн.. В японском флоте-с 1895 -как "Хей-Иен" – классифицирован как броненосная канонерская лодка .Подорвался на российской мине и затонул 18 сентября 1904г. в 1,5 милях от острова Айрон. Погибло 198 чел.

Иосино
Иосино

Бронепалубный крейсер I ранга "Иосино",1893 г. – 4 150 тонн .Затонул у мыса Шантунг 2(15) мая 1904 года после столкновения с броненосным крейсером "Касуга". Погибло и умерло более 340 человек.

Такасаго
Такасаго

Бронепалубный крейсер I ранга " Такасаго",1898 г. – 4 160 тонн. 12 декабря 1904 года подорвался на мине, выставленной российским эсминцем "Сердитый", затонул в Желтом море между Порт-Артуром и Чифу. . Погибло и умерло 280 человек.

"Сайен"
"Сайен"

Бронепалубный крейсер "Сайен" ,бывший китайский "Цзи-Юань",1885 г.- 2300 тонн. Подорвался на российской мине и затонул под Порт-Артуром 17(30) ноября 1904 года. Погибло 38 человек.

Безбронный крейсер (авизо) "Мияко",1899 г.- 1722 тонны. Подорвался на российской мине и затонул (1) 14 мая 1904 года в бухте Керр. к NE от Порт-Артура (39°02'N 121°22,5'E), спаслось всего 8 человек. Погибшими считается около 190 человек.

Редактировать галерею
Редактировать галерею

Истребитель "Акацуки",1901 г.- 363 тонны. Погиб на русской мине в 8 милях к SSW отмели Лаотешань 4(17) мая 1904 г. (38°38'N 121°05'E). Погибло 23 человека.

Истребитель "Хаятори" типа Harusame,1903г.– 375 тонн. Подорвался на мине выставленной российским эсминцем "Скорый" и затонул в 2 милях от мыса Лунь-Вань-Тань под Порт-Артуром 21 августа(3 сентября) 1904 года,по др. данным 21 октября. Погибло 20 человек. (38°47'N 121°30'E).

Кроме того ,на дно были отправлены несколько кораблей,представляющих невысокую боевую ценность- 2 канонерские лодки и старый деревянный корвет.

Канонерская лодка "Осима",1892г.-630 тонн. 3(16) мая 1904 г. столкнулась в тумане с канонерской лодкой "Акаги" к NE от Порт-Артура и утром затонула (39°01'N, 121°08'E). Потерь нет.

Канонерская лодка "Атаго",1889 г.- 612 тонн. Погибла 24 октября(6 ноября) 1904 года к SW от Порт-Артура (38°24'N 120°55'E), наскочив в тумане на скалу. Потери неизвестны.

Деревянный парусно-винтовой корвет "Каймон",1884 г.- 1358 тонн. Подорвался на мине российского минного заградителя "Енисей" в бухте Талиенвань и затонул 22 июня(5 июля) 1904 года.Погибло 22 человека .

Также японцами на сей момент признана потеря 7 миноносцев.

IJN №48 –89 т. Подорвался на российской мине и затонул у Дальнего в бухте Керр 30 апреля(12 мая) 1904 года.(6 убитых).

IJN №51 – 52т, наскочил на рифы и затонул в бухте Керр 15(28) июня 1904 года. (13 погибших).

IJN №53 – 52 т. Подорвался на мине и затонул при попытке атаковать российский броненосец" Севастополь" в Порт-Артуре 1( 14 )декабря 1904 года. Погибших 15 человек (весь экипаж).

IJN №42 – 102т. , поврежден огнем с российского броненосца "Севастополь" в Порт-Артуре 2(15)декабря 1904 года, добит миноносцем "Сердитый" в бухте Белый Волк (8 убитых).

IJN №34 – 89т, затонул после попадания 203мм снаряда российского броненосного крейсера "Адмирал Нахимов" в ночном бою 15 мая 1905 года. Японское море (7 убитых, 12 раненых).

IJN №35 – 89т, потоплен артиллерийским огнем российского крейсера I-ранга "Владимир Мономах" в ночном бою 15 мая 1905 года. Японское море (2 убитых, 9 раненых).

IJN №69 – 87т, затонул после столкновения с эсминцем "Акацуки"(бывший русский "Решительный")-2 14/27 мая 1905 года под занавес Цусимского сражения (2 убитых, 6 раненых).

-14

Миноносцы 2 класса фирмы Шихау постройки 1898-1901 гг.

-15

Миноносцы 2 класса фирмы Ярроу постройки 1899-1902 гг.

-16

-17

Миноносцы 3 класса японской постройки 1899-1902 гг.(№№67-75).

Военные транспорты и коммерческие суда,вооруженные как брандеры и погибшие при попытках "загородить Порт-Артур -количество указывается в 24 штуки.В данном случае по ним-без подробностей.

Общие потери в личном составе флота по официальным данным достигли 3674 матросов и офицеров, из которых 2003 человека погибли или умерли от ран, полученных в боях.  Наиболее крупные потери пришлись на “Ясима” — 319 человек, “Хацусе” — 492 человека, “Такасаго” — 274 человека,"Иосино"-340 человек, на брандерах при заградительных операциях, — до 300 человек.

Из поименно известных 19 боевых кораблей на минах погибло 11 ,вследствие навигационных ошибок 5.Артиллерийским огнем потоплено 3( в т.ч. при Цусиме 2) миноносца.

Значительная часть потерь японского флота пришлась на "черный день",2(15) мая 1904 года-когда были безвозвратно потеряны 2 броненосца,крейсер,канонерская лодка , авизо и около полутора тысяч моряков.

После подписания,но еще до ратификации Портсмутского мирного договора эскадренный броненосец "Микаса"(1902г.,15140 тонн) погиб в Сасебо в ночь с 11 на 12 сентября 1905 года по н.ст. от взрыва кормового погреба (погибло 250 и ранено 340 человек). Был поднят 14.08.1906 года и восстановлен -24 августа 1908 года вернулся в строй.

Правда уже в 1905 г. состав японского флота пополнился трофейными русскими кораблями.Это были как сдавшиеся японцам корабли отряда Небогатова,так и поднятые в Чемульпо и Порт-Артуре русские корабли. Всего в результате войны японцами было захвачено и введено в строй 8 броненосцев, 4 крейсера, 3 эскадренных миноносца,а также транспорты и вспомогательные суда.

Известно также о многочисленных тяжелых повреждениях,нанесенных японским кораблям,которые выводили их из строя иногда чуть не на год.

Безусловного доверия официальные на сей момент японские данные доверия не вызывают.В ходе войны для внешнего потребления,для собственного населения и дезинформации противника японцами активно использовалось сокрытие потерь(как в случае с "Ясимой").Наряду с официальной историей войны 1904-1905 года,была выпущена и секретная версия.От нее уцелел только один экземпляр,окончательно в научный оборот она еще не введена.

Далее,характерной особенностью японцев была активная деятельность по подъему затонувших кораблей и их ускоренному ремонту. В истории мирового флота полноценного аналога этому нет. Все японские верфи были забиты подобными заказами,даже новые корабли некогда было строить. Беспрецедентная рачительность японцев к корабельному составу не могла ограничится только трофеями.

Наверняка,многочисленные миноносцы,уничтоженные при налетах на Порт-Артур,могли быть подняты после сдачи крепости и введены в строй. Иначе цифра в 2 истребителя и 4 миноносца ,потерянных за почти год активных боевых действиях не укладывается даже в статистическую погрешность.

С другой стороны значительное количество боевых кораблей японского флота было исключено из списков в 1906-1913 годах.Возможно так была утилизирована часть "неучтенных" потерь.Как минимум безнадежно поврежденные и непригодные к восстановлению корабли.

Русские донесения ,конечно,тоже не эталон истины-

Телеграмма контр-адмирала Рейценштейна из Шанхая Морскому Министру "По заявлению офицеров команды «Бодрого», «Блестящего», «Ослябя», японцы потеряли два броненосца, один типа «Асахи», один типа «Шикисима», один броненосный крейсер, три легких крейсера" .

Это о Цусиме.

Но даже анализируя официальный список потерь Императорского флота очевидна непропорционально большая доля потерь от минного оружия. Оружия нового,крайне эффективного,но,по определению оборонительного.

Шансов же на уничтожение большего количества японских боевых кораблей,пусть и устаревших,русским флотом не было использовано.Его действия ,за редким исключением,были пассивны и малоинициативны,от обороны. Когда начинали действовать "по-своему"- как капитан Иванов на "Амуре"-тогда был и успех.

Вопрос японских потерь ,как мне кажется,окончательно еще не закрыт.

Японский пропагандистский плакат, изображающий успех японцев на море, в борьбе против русского флота
Японский пропагандистский плакат, изображающий успех японцев на море, в борьбе против русского флота

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.