План у самураев был простой-создать самый мощный и непотопляемый боевой корабль в мире.
Строили в обстановке полнейшей секретности,даже док полностью обвешали циновками. Высочайшего напряжения потребовалось и от всей экономики Японии.
Итак, «Ямато» ( 大和)
заложен 4.11.1937,спущен на воду 08.08.1940,вступил в строй 16.12.1941
Водоизмещение - стандартное 63 200т,полное 72 810т,Длина243,9/256/263 м,Ширина38,9 м,осадка 10,4 м,Бронирование -борт — 410 мм,траверсы — 300 мм,главная палуба — 200…230 мм,верхняя палуба — 35…50 мм,башни ГК — 650 мм (лоб), 250 мм (борт), 270 мм (крыша),барбеты ГК — до 560 мм,башни 155-мм орудий — 25…75 мм,барбеты башен 155-мм орудий—75 мм,рубка — 500 мм (борт), 200 мм (крыша)Двигатели- 4 турбозубчатых агрегата и 12 котлов, все марки Kampon. Мощность 150 000л.с.Скорость 27,5узла,Дальность плавания 7200миль (на 16 узлах),экипаж 2500 человек,Вооружение-3 × 3 — 460-мм/45,4 × 3 — 155-мм/60(позже уменьшено до 2 × 3),зенитная -6 × 2 — 127-мм/40 (позже увеличено до 12 × 2),8 × 3- 25-мм (позже — 52 × 3),2 × 2 — 13,2-мм пулемета,Авиагруппа -2 катапульты, 7 гидросамолётов.
Командный пост возвышался над палубой на 28 метров! Бортовая броня 41 см размещалась под наклонам-и по расчетам японских инженеров ни одно орудие в мире пробить ее не могло.Башенная же с наклоном 45 градусов была в 65 см толщиной!!!
Главный калибр метал снаряды весом 1460 кг на 42 км со скоростью 780 м/с. На дальности 20 км пробивал броню 566 мм. Скорострельность-1,5-2 выстрела в минуту. Т.е. до 27 тонн стали и тротила в минуту.
Гигантские размеры сопровождались отсталостью оборудования и технологий. Броня по качеству уступала американской,радары появились только в 1942 и были весьма несовершенны.Зато для управления огнем использовались два довольно неплохих электромеханических вычислителя (СУО тип 98).
Всего было построено два линкора этого типа. Второй-"Мусаси"( 武蔵) заложен 29.03.1938, спущен на воду 01.11.1940,вступил в строй-5.08.1942.
Третий корабль серии -"Синано" был перестроен в авианосец.
В боях близнецам проявить себя не удалось, в сражении у атолла Мидуэй "Ямато" был флагманом и держался в тылу,имея на борту адмирала Ямамото.
Немного пострелять удалось в бою при Лейте,но рапорты японских адмиралов о десятках потопленных американских авианосцев и крейсеров оказались в итоге не соответствующими действительности.
Первым погиб "Мусаси" . 24 октября 1944 в море Сибуян авианосная авиация с 11 американских авианосцев больше 10 часов волнами атаковала суперлинкор.К вечеру торпеды и бомбы отправили гиганта на дно вместе с третью экипажа.
"Ямато" ту атаку пережил,но отправившись поддержать гарнизон на Окинаве 7 апреля 1945 попал под удары американской авиации-и к середине дня ушел на дно вместе с почти 3000 членами экипажа. Американцам это обошлось в 10 сбитых самолетов и 12 погибших летчиков.
Оправдалась мудрость народа- «На свете есть три самые большие и бесполезные вещи — египетские пирамиды, Великая китайская стена и линкор „Ямато“ .
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
Выпуски "Морской коллекции"-
Линейные корабли. Самый большой и бесполезный. "Ямато".
Линейные корабли. Последний из могикан. "Вэнгард"