Как рыбки красивы твои!
Но если бы только, старый рыбак,
Ты мог их попробовать сам!
Кикаку (1661–1707)
Торпеда и Японский Императорский флот-почти ровесники, но судьба свела их только к началу 80-х годов. Японские адмиралы тогда находились под обаянием идей французской "Молодой школы", пропагандирующей в том числе и миноносцы, и под давлением стратегических ограничений, отводящих флоту вспомогательную роль береговой обороны. Торпедное оружие тогда считалось едва ли не отменяющим артиллерию, грозой броненосцев, оружием бедных, но гордых стран против владык морей. Успешный опыт применения торпед русским флотом на Черном море в 1877-1878 годах против турок, уничтожение китайского Фуцзяньского флота французами в 1884-1885 годах при Фучжоу и Шипу подтверждали самые смелые ожидания от нового оружия. В мире тогда даже притормозили строительство броненосцев, ибо их считали просто жертвой торпедных кораблей. Расчеты теоретиков "Молодой школы" показывали, что атака множества миноносок будет фатальной для больших неповоротливых броненосцев. Потомки Аматерасу, с их небольшим, бедным, но амбициозным флотом, мимо новинки пройти не могли.
В 1879 году в соответствии с кораблестроительной программой 1878 года был выдан заказ на постройку первых миноносцев для японского флота. Контракт получила британская фирма «Yarrow», признанный лидер мирового миноносцестроения конца 19-го века. 4 корабля по адаптированному Эдвардом Ридом проекту «100-футового» миноносца (разработанного на основе русского «Батума») в разобранным виде в июле 1880 года доставили в Японию. Сборку под надзором британцев произвели в Арсенале Йокосука.
В японском флоте они числились как миноносцы 3-го класса №№ 1-4( 第1水雷艇 - 第4水雷艇 ).
В восьмилетней программе 1882 года планировалось приобрести и построить 48 боевых кораблей, в том числе 22 миноносца. Идея крупного мореходного миноносца для японского флота воплотилась в проекте бронированного миноносца «Котака». «Yarrow» построила этот уникальный корабль и в октябре 1888 года его собрали на японской верфи. Правда в серию он не пошел, слишком дорог был этот инновационный корабль с бронепалубой над машинно-котельным отсеком.
Императорский флот в итоге сделал ставку на стандартные форматы миноносцев того времени. По впервые введенной классификации к 1-му классу относились миноносцы более 50 тонн водоизмещением, ко 2-му классу-те, что менее.
Первоначально запланированные после «Котака» 44 миноносца (12 50-тонных и 32 25 -тонных) по восьмилетней программе 1885 года из-за недостатка финансов вскоре усохли до 16 50-тонников. Этот заказ достался французским судостроителям (“Шантье де Шалоссур-Саун”), которые были тогда одними из лидеров на рынке миноносцев. 14 кораблей соответствовали французскому «35-метровому» (№75)типу (№№ 5-14 и 16-19), а два (№№ 15 и 20) модифицированному французскому «34-метровому»(№130) проекту Нормана. Миноносцы также были в разобранном виде доставлены в Японии и собраны на местной верфи в Онохаме. В 1892-1894 годах эти 16 штук вошли в строй как миноносцы 3-го класса типа "5" (№№ 5-14 и 16-19) и "15" (№№ 15 и 20).
В итоге с 1883 по 1889 год флот пополнился более чем 20 миноносцами. В 1889 году были созданы три минных отряда: в Йокосуке, в Такесики (о. Цусима) и в Сасебо. В 1895 году был сформирован четвертый отряд в Куре.
С 1888 года на правительственном Оногамском заводе около Кобе была налажена сборка миноносцев из поступающих в Японию комплектов под наблюдением французского инженера Беллара (Bellar). Верфь в Оногаме просуществовала с 1885 по 1895 год.
В 1888 году морское министерство предложило пополнить флот еще 30 миноносцами, но вследствие финансовых ограничений построены были лишь три. №21 построила французская верфь Norman как улучшенный французский № 126 или №145. С остальными двумя японцы решили поэкспериментировать, заказав их в Германии фирме «Шихау», стремительно набирающей авторитет на рынке торпедных кораблей. № 22 и № 23 были стандартными миноносцами немецкой верфи по типу "S7"("39-метровый"). Как и предыдущие, эти три миноносца приехали в Японию разобранном виде, здесь их собрали, в Куре и Нагасаки.
Неизбежность войны с Китаем привела к появлению в сентябре 1890 года дополнительной морской программы по строительству 53 боевых кораблей, в том числе 20 100-тонных и 6 30-тонных миноносцев. Осетра снова урезали и на свет появились всего два корабля-№ 24, копия предыдущего нормановского миноносца, и № 25, копия миноносца «Шихау». Зато они были построены в Японии, на верфи Куре, правда из доставленных из Франции и Германии деталей. №24 стал первым миноносцем японской постройки.
Миноносцы германской постройки стали последними, вступившими в строй японского флота до начала войны с Китаем, и приняли в ней активное участие.
В 1894 году, когда началась война с Китаем, японский флот располагал 24 миноносцами, 16 из которых приняли участие в боевых действиях.
По обновленной классификации в японском флоте было три класса миноносцев. Самые маленькие, водоизмещением до 60 тонн относились к 3-му классу, предназначались для прибрежных действий рядом с базами из-за низкой мореходности, к 1-му классу на 1894 год относился лишь один миноносец-«Котака».
Миноносцы 3-го класса
№№ 1-4 (第1水雷艇 - 第4水雷艇)-4 единицы . Yarrow, Poplar, Англия. Вступили в строй 1880. Списаны 1909-1910
Водоизмещение нормальное 40 тонн. Длина 29,4/30,48 м. Ширина 3,68 м. Осадка 0,99 м
Двигатель-1 паровая машина “компаунд”, 1 вал, 1 локомотивный котел, 620 л.с. Максимальная скорость 22 узла, запас угля - 3 тонны. Экипаж 16 человек
Вооружение- 2 x 1 - 37 мм/20 1-фунтовая пушка Hotchkiss Mk I, 2 - 350 мм (нос), 1 x 1 - 350 мм ТА
Первоначально вооружались спаренным торпедным аппаратом под 356-мм торпеды Шварцкопфа, но он оказался слишком громоздким и ненадежным и вскоре был заменен неподвижными носовыми аппаратами. Спаренная 37-мм пушка стояла на кормовой рубке. Небольшие размеры стали причиной низкой мореходности и дальности плавания.
№№ 5-14 и №№16-19 (第5水雷艇 - 第14水雷艇 и 第16水雷艇 - 第19水雷艇 )-14 единиц. Schneider-Creusot, Шалон-сюр-Сон, Франция // Onohama KK. Заложены в 1890 году. Введены в эксплуатацию 1892: №№5-10, 1893: №14 и №16, 1894: №№11-13, №№17-19. Погиб 11 мая 1895 №16. Списаны 1907: №№5-7, 1908: №8, №9, №14, 1910: №№10-13 и 17-19
Водоизмещение нормальное 54 тонн. Длина 33,8/35,0 м. Ширина 3,36 м. Осадка 0,92 м
Двигатель-1 горизонтальная паровая машина “компаунд”, 1 вал, 1 локомотивный котел, 525 л.с. Максимальная скорость 19-20 узлов. Запас угля 3/8,3 тонн. Дальность 1030 миль на 10 узлах, 200-500 миль на 18 узлах. Экипаж 16 человек
Вооружение- 1 x 1 - 47 мм/30, 2 1/2pdr Hotchkiss Mk I, 1 - 350 мм TT (нос), 1 x 1 - 350 мм TT, по другим данным два 37-мм. Торпеды: два 381-мм (1x1, 1н).
Две дымовых трубы располагались поперек корпуса. Ни один из кораблей не смог достичь контрактной скорости. От французского прототипа отличались типом торпедных аппаратов: вместо ненадежного двухтрубного устанавливались один поворотный и один неподвижный носовой.
№15 и №20. (第15水雷艇 и 第20水雷艇). Норманд, Гавр, Франция.Заложены в 1891. Введены в эксплуатацию 1893: 15-го, 1894: 20-го. Списаны 1900: №15, 1910: №20
Водоизмещение нормальное 52- 54 тонн. Длина 34/35,0 м. Ширина 3,51 м. Осадка 0,99 м
Двигатель-1 горизонтальная паровая машина “компаунд”, 1 вал, 1 котел Du Temple(Нормана), 657 л.с. Максимальная скорость 20-21 узлов. Запас угля 5-8 тонн. Дальность 1030 миль на 10 узлах. Экипаж 20 человек
Вооружение- 1 x 1 - 47 мм/30, 2 1/2pdr Hotchkiss Mk I, 1 x 2 - 350 мм TT( поворотный на корме).
Внешне незначительно отличались от серии (одна труба вместо двух), однако имели водотрубные котлы и на испытаниях превысили на 1 узел контрактную скорость. Впервые миноносцы оснащались прожекторами.
Миноносцы 2-го класса
№21 и №24 (第21水雷艇 и 第24水雷艇). Норманд, Гавр, Франция // Онохама КК: №21, Онохама КК: №24. Введены в эксплуатацию 1894: №21, 1895: №24. Списаны 1911: №21, №24
Водоизмещение нормальное 80 тонн. Длина 35,99 м пп/36,85 м. Ширина 4,00 м. Осадка 1,20 м, (носом/кормой) — 1,6/2,65 м
Двигатель-1 горизонтальная трехцилиндровая паровая машина “компаунд”, 1 вал, 1 водотрубный котел Норман, 1150 л.с., 1121 л.с. Максимальная скорость 20,7 узел. Запас угля 10/16 тонн. Дальность 1800 миль на 10 узлах. Экипаж 21 человек.
Вооружение- 1 x 1 - 47 мм/30, 2 1/2pdr Hotchkiss Mk I, 3 x 1 - 350 мм TT(1 носовой и 1х2 поворотный в средней части корпуса).
Контрактных 21 узла достичь не удалось. Зато улучшились мореходность (высота корпуса от киля до верхней палубы 2,65 м) и дальность плавания. Был добавлен неподвижный торпедный аппарат в носу. Также имелся прожектор.
№22, №23, №25 (第22水雷艇 , строительный №444; 第23水雷艇 , строительный №445; 第25水雷艇 . Schichau, Эльбинг, Германия: №22 и №23; Onohama K K, Нагасаки: №25. Заложены в 1891 году, спущены на воду в 1892, №25-1894. Введены в эксплуатацию в 1893: №22 и №23, 1895: №25. Потерян №23 20.7.1898. Списаны 1897: №22, 1913:№25
Водоизмещение нормальное 85 тонн. Длина 39,0 м пп. Ширина 4,81 м. Осадка 1,06 м. (носом/кормой) — 1,8/2,15 м
Двигатель-1 вертикальная паровая машина тройного расширения, 1 вал, 1 локомотивный котел, 990 л.с. Максимальная скорость 22(19) узлов. Запас угля 18/24 тонн. Дальность 1000 миль на 10 узлах, 300 миль на 15 узлах. Экипаж 20 человек.
Вооружение- 2 x 1 - 47 мм/30, 2 1/2 pdr Hotchkiss Mk I, 3 x 1 - 350 мм TT(1 носовой и 2х1 поворотных в средней части корпуса и на корме).
Миноносцы германской постройки отличались от французских формой носовой части, обеспечивающей лучшую мореходность (высота борта в носу 2 м) и торпедными аппаратами для 356-мм торпед Шварцкопфа. Торпеды Шварцкопфа зарекомендовали себя в японском флоте как довольно ненадежные и не очень удачные. Из-за них в японском флоте долгое время одновременно использовались 14- и 15-дюймовые торпеды. Два из трех аппаратов были поворотными. Артиллерия состояла из двух 37-мм револьверных пушек.
Как и все миноносцы Шихау, эти имели небольшие рули в носовой части, значительно улучшавшие маневренность. На испытаниях им не удалось развить проектного 21 узла, и они были приняты со скоростью 19 узлов. На испытаниях №25 развил 19 узлов при мощности машины 904 л.с.
В японо-китайской войне 1894-1895 годов японские миноносцы сумели себя достойно проявить. Во время осады Вэйхайвея японцы провели успешные ночные атаки китайского флота, находившегося в укрепленном порту. Вслед за русскими, французами, чилийцами и бразильцами, японцы добились уничтожения крупных вражеских кораблей.
В ночь на 4 февраля 1895 года отряд из 10 японских миноносцев (2-й и 3-й отряды) скрытно атаковал Вейхайвей. Внимание китайских дозорных отвлекли на себя две канонерки, а миноносцы прошли южнее бонового заграждения, где было много подводных скал. Два миноносца напоролись на скалы, но смогли уйти назад с повреждениями. Двум пришлось перескакивать через боновые заграждения на полном ходу.
С наступлением полной темноты первые 4 миноносца вышли на якорную стоянку Бэйянского флота, с прекрасно освещенными кораблями и хорошо заметным силуэтом флагманского броненосца. Но в это время остальные миноносцы напоролись как раз на сторожевые корабли китайцев (миноносцы и катера) и были обстреляны всей китайской эскадрой из скорострельных орудий и винтовок.
Двум миноносцам удалось подойти к флагману «Динъюань» и выпустить торпеды. Из-за обледенения торпеды вышли не все, но одна из них поразила его в районе кормы. Задраивание перегородок не помогло и оседающий в воду корабль отвели к берегу, где он и сел на мель через несколько часов. При этом палуба осталась над водой и его орудия продолжали стрельбу.
Японцы при нападении потеряли два миноносца и 15 человек убитыми. Из двух атаковавших флагман миноносцев один (№ 9) китайцы утопили артиллерийским огнем (6 убитых, остальной экипаж успели снять), второй (№ 22) на обратном пути задел то ли подводную скалу, то ли китайскую шлюпку, потерял руль и выбросился на берег. Утром при осмотре корабля китайцы среди убитых и замерзших японцев нашли пятерых живых и взяли их в плен.
Ещё два сильно поврежденных при посадке на мель миноносца (№ 8 и № 14) японцы увели на буксире.
В следующую ночь японцы повторили атаку. На этот раз из шести миноносцев 1-го отряда прорвались 4, два получили повреждения и вернулись. Хотя китайцы в этот раз были готовы к нападению и сам адмирал Дин Жучан бдил обстановку с крейсера «Цзиюань», прожекторами обследовалась вся бухта, но японцы снова смогли пройти южнее бонового заграждения и незамеченными подойти к эскадре.
Два миноносца во главе с «Котака» торпедировали броненосный крейсер «Лайюань», который, получив одну торпеду, перевернулся и затонул через 10 минут. Когда удалось вскрыть днище, оставшееся над водой, спасать было уже некого, 170 человек погибли.
Двумя другими миноносцами был потоплен на мелководье учебный корабль «Вэйюань»(отличился №11). В японских отчетах об атаке упоминаются также попадания в оба броненосца и еще в один крейсер.
Роковую торпеду, погубившую «Динъюань», в разных версиях приписывают миноносцам №9, №10 и №23.
После капитуляции китайского флота японский флот пополнился тремя миноносцами германской постройки и одной миноноской. Трофеев было больше, но три миноносца затонули при транспортировке в Порт-Артур.
Потерянные миноносцы №9 и № 22 японцы подняли и восстановили после войны.
№ 16 перевернулся и погиб во время шторма возле Пескадорских островов 11 мая 1895 года.
№ 22 потерпел аварию в 1897 году и был разобран.
№23 налетел на камни 20 июля 1898 года и в августе 1899 года исключен из состава флота.
№№ 1-4 с 1899 года переведены в охрану портов, а в 1904 году сданы на слом.
№ 15 исключен в 1900 году.
К началу русско-японской войны все эти миноносцы считались устаревшими и использовались в береговой обороне, входя в состав 13-го (№№ 7, 8, 9, 10), 7-го (№№ 11, 12, 13, 14), 8-го (№№ 17,18, 19,№ 20), 4-го(№№ 21 и 24) отрядов миноносцев, приписанных к военно-морским базам. № 25 входил в состав 5-го отряда миноносцев, остальными кораблями которого были трофеи, захваченные у Китая.
В активных действиях во время войны не замечены, соответственно боевых потерь не имели.
Оставшиеся миноносцы типа "5" были исключены и сданы на слом в 1908-1910 годах. № 20 исключен и сдан на слом в 1910 году. №№ 21 и 24 исключены в 1911 году. №25 списан в 1913 году.
Развитие японских торпедных кораблей на начальном этапе представляло собой попытку выбрать наиболее удачный вариант в качестве образца. Поэтому миноносцы заказывали у всех лидеров миноносцестроения -у британцев, французов, а затем и немцев. Со временем это помогло создать свой неповторимый тип японского эсминца.
По принятой в 1893 году пятилетней программе для японского флота надлежало построить 18 миноносцев водоизмещением 100-120 тонн. Но к войне с Китаем они не успели.
Принятая в 1896 году после успешного дебюта японских миноносных сил десятилетняя кораблестроительная программа предусматривала ввести в строй 63 миноносца: шестнадцать 120-тонных, тридцать семь 80-тонных и десять 54-тонных.
Но об этом в следующий раз.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам