Найти в Дзене
Морская коллекция

Канонерские лодки. Рабочие лошадки на две войны. «Майя»

Оглавление
Роса на цветах шафрана!
Прольется на землю она
И станет простой водою…
Тиё (1703–1775)

После Реставрации Мейдзи 1868 года развитие обороноспособности Японии происходило в соответствии с принципом приоритета армии. Задачей флота было укрепление береговой обороны и поддержка армии. Эта политика позволила не распылять скудные силы довольно бедной тогда империи, а решать вопросы по мере их возникновения. На первом этапе страна получила современную и боеспособную армию и сильную береговую оборону. Так был решен стоявший с 1853 года вопрос отражении агрессии западных колониальных держав. "Зубастая" Япония потеряла для них интерес.

В составе флота империи на тот момент преобладали корабли, которые были построены еще при сёгунате. К началу 80-х годов судостроение Японии достигло уровня развития, позволяющего заменить старые корабли современными силами собственных верфей.

Серия из четырех канонерских лодок, первых металлических канонерок, построенных в Японии была заказана по программе 1882 года для усиления береговой обороны, на замену устаревшим кораблям эпохи Босинской войны. Заказ был передан трем верфям, одной государственной и двум частным.

Лодки получили имена в честь японских гор- «Майя» в честь горы Майя в Кобе, «Атаго» в честь горы Атаго в Киото, «Чокай» (Тёкай) в честь горы Тёкай между префектурами Ямагата и Акита и «Акаги» (по ней на канале есть отдельная статья).

Две канонерки ( головная «Майя» и «Акаги») построили частные верфи Onohama Shipyards (впоследствии Hitachi Zosen Corporation ) в Кобе. «Чокай» создали на частной верфи Ishikawajima-Hirano Shipyards в Токио. И только «Атаго» появилась на свет в казенном военно-морском арсенале в Йокосука.

В зависимости от возможностей верфей корабли получили разные корпуса: «Акаги»-стальной, «Майя» и «Чокай»-железные, а «Атаго»-композитный (железо и сталь).

-2
-3

Класс Maya (摩耶型砲艦, Maya -gata hōkan )-4 ед.

«Майя» Maya (摩耶) Верфи Онохама , Кобе Заложена 5 мая (1 июня) 1885 г., спущена на воду 18 августа 1886 г., вступила в строй в декабре 1887 г. (10 или 20 января 1888 г). Исключена из боевого состава в апреле - мае (16 мая) 1908 г., разоружена 1 декабря 1911 г. Разобрана в 1913–1914 гг. Списана 1932 .

«Чокай»Chōkai (鳥海) Верфи Исикавадзима-Хирано , Токио. Заложена в декабре 1885 г.(1 или 25 января 1886 г.), спущена на воду 20 сентября(20 августа) 1887 г., вступила в строй в октябре(27 декабря) 1888 г. Исключена из списков 1 апреля 1908 г., разоружена 23 мая 1911 г. Списана 1912 г. Разобрана в 1913–1914 гг.

«Атаго» Atago (愛宕) Йокосука Военно-морской арсенал , Йокосука Заложена 17 июля 1886 г. , спущена на воду 18 июня 1887 г., вступила в строй 2 марта 1889 г. 24 октября (6 ноября) 1904 г. у Порт-Артура наскочила на скалу и затонула. Исключена из списков флота 15 июня 1905 г.

«Акаги» 赤城 Верфи Онохама , Кобе Заложена в июне 1886 г., спущена на воду в августе 1888 г., вступила в строй в июле (20 августа) 1890 г. Исключена из списков в апреле — мае 1908 г., исключена в апреле 1911 г., разоружена в 1912 г. разобрана в 1913–1914 гг. Списана в 1953 г.

Водоизмещение 614 длинных тонн (624 тонн)или нормальное 622 тонны. Длина 46,8/ 47,0 м . Ширина 8,2 м. Осадка 2,95-3,11 м.
Двигатели- две горизонтальных поршневых паровых машины, 2 цилиндрических котла, 2 винта, 950(963) л.с. Скорость 10,25/11,0 узлов, максимальная 12 узлов. Запас угля 60 (66 коротких тонн) тонн или 68 - 74 тонны. Экипаж 104 человека. Паруса-шхуна
Вооружение-
«Майя»- 2 × 150-мм (6 дюймов) казнозарядная пушка Krupp L / 22
RKL/25 C/74, 2 x 1
57мм /43 Nordenfelt Mk I, 2 × 1-дюймовые четырехствольные пушки 25 мм/60 Nordenfelt Mk I
«Чокай» и «Атаго»-1 × 210-мм/19 (8 дюймов) казнозарядная пушка Krupp L / 22 RKL/22 C/72 , 1 × Krupp 120-мм (4,7 дюйма) казнозарядная пушка L / 22 RKL/25 C/78 , 2 × четырехствольных 25,4 мм/60 1-дюймовых орудия Nordenfelt Mk I
«Акаги»- первоначально как у«Чокай» и «Атаго», затем 4 — 120 мм/25-32 Five Lille; 6 — 47 мм/40 орудий (или 4 x 1 - 47 мм/40 3pdr Hotchkiss Mk I, 2 - 25 мм/60 четырехствольных Nordenfelt Mk I

1894 год - «Акаги» - вместо 4 х 1 - 120 мм/32 установлены 4 x 1 - 120 мм/40 Armstrong R и 4 x 1 - 47 мм/40 3pdr Hotchkiss Mk I;

Конец 1890-х- «Майя» была перевооружена на 4 x 1 - 120 мм /40 Armstrong R и 2 x 1 - 47 мм/40 3pdr Hotchkiss Mk I.

Четыре двухмачтовых канонерки типа «Майя»-это наглядная демонстрация эволюции возможностей японского судостроения. «Атаго» получил композитный корпус, «Майя» и «Чокай»-железный, а «Акаги» стальной. «Акаги» также отличался от других кораблей серии приподнятым полубаком.

Силовая установка включала две горизонтальные 2-цилиндровые паровые машины двойного расширения с двумя цилиндрическими котлами и двумя винтами. Номинальная мощность 614 л.с., расчетная скорость 10,25 узла. Канонерские лодки несли помимо паровых машин вспомогательное парусное вооружение типа шхуны.

По проекту вооружение всех кораблей серии состояло из одной 210-мм (8 дюймов) казнозарядной пушки Krupp L /22 и одной 120-мм (4,7 дюйма) казнозарядной пушки Krupp L/22 с двумя четырехствольными 1 дюймовыми пушками Nordenfelt в качестве вспомогательного вооружения.

-4

После модернизаций к 1906 году каждая канонерка получила свой состав вооружения.

«Атаго» от систершипов отличался желтой полосой вдоль корпуса.

-5

Все четыре канонерки участвовали в китайско-японской войне, особенно отличилась «Акаги», но о ней уже было в отдельной статье.

«Майя» под командованием капитан-лейтенанта Хасимото Масааки, «Чокай» под командованием лейтенант-коммандера Того Масамити,
«Атаго» под командованием капитан-лейтенанта Иноуэ Ёситомо
патрулировали между Кореей и Дайреном и сопровождали японские транспорты.

«Чокай» и «Атаго» затем участвовали в битве при Вэйхайвэй. «Атаго» вместе с «Майя» и авизо «Яэяма» 18 января 1895 года прикрывали высадку японского десанта. 29 января и 7 февраля «Атаго» обстреливала китайские форты.

В ночь на 5 февраля «Чокай» вместе с «Атаго» участвовал в ночной операции, когда канонерские лодки предприняли ложную атаку на северный вход в гавань в качестве отвлекающего маневра, а миноносцы атаковали с восточного входа, потопив китайский линкор «Динъюань» и повредив крейсер «Лайюань».

После капитуляции Китая «Атаго» и «Чокай» остались в Вэйхайхэе в составе японского оккупационного контингента.

21 марта 1898 года все корабли серии были переклассифицированы в канонерские лодки второго класса.

«Майя», «Чокай» и «Атаго» между войнами использовались для обследования побережья и патрулирования.

Во время боксерского восстания «Чокай» и «Атаго» патрулировали форты Таку во время захвата и потом до октября 1900 года.

В ходе русско-японской войны «Майя» участвовала в осаде Порт-Артура, также привлекалась для рейда вверх по реке Ялу и атаки русских войск в Манчжурии. В 1905 году канонерка участвовала в захвате Сахалина.

«Чокай» приняла участие в осаде Порт-Артура, во время третьей атаки брандеров, пытавшихся заблокировать выход из бухты, она прикрывала их огнем. В ходе бомбардировки позиций русской армии (вместе с крейсером «Цукуси») во время битвы при Наньшане 26 мая 1904 года, «Чокай» была обстреляна русской артиллерией, ее командир, лейтенант-коммандер Хаяси Мичио, был убит. Новым командиром канлодки стал лейтенант-коммандер Хиросе Кацухико , старший брат знаменитого Такео Хиросе. Новый командир командовал кораблем до конца войны, включая участие во вторжении на Сахалин.

Для «Атаго» участие в русско-японской войне закончилось трагически, 6 ноября 1904 года к юго-западу от Порт-Артура, она наткнулась в тумане на скалу и затонула.

«Майя» была выведена из боевого состава 16 мая 1908 года и использовалась как учебное судно в военно- морском округе Йокосука. 1 декабря 1911 года ее исключили из списков военно -морского флота и передали Министерству внутренних дел для использования в качестве полицейского корабля в гавани Кобе. Затем ее разоружили и в декабре 1918 года продали коммерческой торговой фирме Икэда Сёдзи, которая использовала ее в качестве транспорта, пока в 1932 году ее не отправили на слом.

«Чокай» вывели из боевого состава 1 апреля 1908 года и использовали в качестве учебного корабля в военно- морском округе Сасебо. 1 декабря 1911 года она была исключена из списка военно -морского флота и передана Министерству внутренних дел для использования в качестве полицейского корабля в гавани Кобе. Вскоре ее разоружили и в 1912 году продали на слом.

«Майя»
«Майя»
«Чокай»
«Чокай»
«Атаго» at Kure, 1897
«Атаго» at Kure, 1897
-9
«Чокай»
«Чокай»

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам