Найти тему
Морская коллекция

Крейсера. Первый Арсенал Империи. Корвет «Сэйки»

Оглавление

Цветок… И еще цветок…
Так распускается слива,
Так прибывает тепло.
Рансэцу (1654–1707)

В закрытую для внешних контактов японскую дверь в 1854 году громко постучали пушки коммодора Перри, затем британцы в 1863 году разрушили Кагосиму, втолковывая японцам уважение к подданым английской королевы. Создание армии и флота современного образца стало для Японии срочной необходимостью. За помощью сёгунат обратился к Франции. С участием французских специалистов, в том числе морского инженера Леонса Верни, в 1866 году был создан арсенал и военно-морская база в Йокосуке.

Верни привез из Франции 45 инженеров и рабочих вместе с семьями. В Йокосуке Верни обучил 65 японских техников и нанял 2500 рабочих. Здесь сёгунат мог строить боевые корабли и оборудование западного образца. Для Арсенала были построены акведук, литейный, кирпичный, пороховые и оружейные заводы, технические школы для подготовки японских техников. Военно-морской арсенал в Йокосуке завершил строительство своего первого военного корабля «Йокосука-мару» в ноябре 1866 года.

После победы в войне Босин Арсенал в 1871 году перешел под контроль правительства императора Мэйдзи, он получил название Йокосука Дзосендзе (Yokosuka Shipyards). От французских специалистов решили не отказываться. В том же году верфь обзавелась первым сухим доком (действует до сих пор). Были достроены запланированные два судоремонтных и три строительных стапеля.

Верни, который после падения сёгуната перешел на службу к императору, возглавив Военно-морской Арсенал в Йокосуке, пришлось приложить значительные усилия для создания с нуля целых промышленных отраслей. Требования японских заказчиков были традиционно высоки, при этом бюджет китайского Арсенала в Фучжоу, который также строили французы, был ВТРОЕ выше!

Строительство арсенала в Йокосуке около 1870 года.
Строительство арсенала в Йокосуке около 1870 года.

Усилия французских инженеров в итоге увенчались успехом. Теперь можно было приступать к постройке боевых кораблей.

Закладка первого, корвета, состоялась 20 июня 1873 года в Арсенале Йокосуки под руководством Леонса Верни. Корвет получил имя «Сэйки», 清輝, "Чистая Яркость".

Этот винтовой шлюп стал одним из первых современных военных кораблей, построенных в Японии и первым судном постройки Арсенала в Йокосуке после его передачи в распоряжение императора.

5 мая 1875 года в присутствии императора Мэйдзи корабль спустили на воду. 21 июня 1876 года корвет был зачислен в Императорский флот Японии

Завершение строительства и должность командира были возложены на лейтенант-коммандера Иноуэ Йошика.

Японская канонерка Seiki, 1878 г.
Японская канонерка Seiki, 1878 г.

«Сэйки» IJN «Seiki»清輝. Военно-морской арсенал Йокосука, Япония. Заказан 1873 финансовый год. Заложен 20 июня 1873 года. Спущен на воду 5 мая 1875 года. Введен в эксплуатацию 21 июня 1876 года. 7 декабря 1888 г. Затонул 10 декабря 1888 года.

Водоизмещение 897 длинных тонн (911 тонн). Длина 62,17 м. Ширина 9,14 м. Осадка 3,96 м
Двигатели- горизонтальная паровая машина, 2 котла, 1 вал, , 443 л.с. Скорость 9,5 узлов. Экипаж 167 человек
Вооружение- 1 × 150-мм (5,9 дюйма) казнозарядное орудие Круппа, 1 × 120-мм (4,7 дюйма) казнозарядное орудие Круппа, 1 × 6-фунтовая пушка Армстронг, 1 × 80-мм (3,1 дюйма) орудие Nordenfelt

Корабль представлял собой трехмачтовый шлюп с деревянным корпусом. Силовая установка- паровая машина тройного расширения с тремя цилиндрами, двумя цилиндрическими котлами и одним винтом.

IJN_sroop_of_war_SEIKI_around_1878
IJN_sroop_of_war_SEIKI_around_1878

«Сэйки» выпала честь первым из военных кораблей японской постройки совершить дальнее плавание, посетить Европу. В ноябре 1878 года под командованием Иноуэ корвет отправился в поход. Корвет прошел Суэцким каналом, посетил Стамбул и Лондон, а также другие порты. Европейские СМИ описывали его поход как первое путешествие построенного в Японии военного корабля с японским экипажем по европейским портам. Поход прошел успешно, в августе 1879 года корвет вернулся в Японию.

7 декабря 1888 года корабль около двух часов ночи сел на мель в заливе Суруга возле устья реки Фудзи. Снять корвет с мели не удалось, в 14-00 10 декабря 1888 года он затонул, координаты 35 ° 07′N 138 ° 40′E / 35,117 ° с. Ш. 138,667 ° в.д.

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам