Найти тему
Морская коллекция

Авианосцы .Лучше меньше да больше."Рюдзё".

Амбициозные цели Японской империи про "семь углов под одной крышей" неизбежно вели ее к столкновению с англо-саксонским миром,благодаря которому собственно и вырос военно-промышленный потенциал самураев. При этом японцы вполне адекватно оценивали кратное превосходство противников. Для преодоления разницы они делали упор на качественные новации,приспосабливая и доводя до совершенства все увиденное в других странах.Одними из первых сыны Ямато разглядели перспективы палубной авиации. Сперва в 1914 году в строй ввели первый гидроавиатранспорт «Вакамия» (4 гидросамолета),а в 1920 еще два- «Ноторо» и «Камои» (16 и 20 гидросамолетов),переделанных из танкеров. Уже в 1922 японцы построили свой первый авианосец "Хосё",третьими в мире после англо-саксов.

Вашингтонский договор 1922 года выделил Японии 81 000 тонн лимита на авианосцы.С квотой самураи справились быстро- «Акаги»(1927, 34464 тонны) и «Кага»(1928, 33693 тонны). После долгого обсуждения вариантов постройки третьего авианосца ,японцы пришли к гениальной идее-построить "малый авианосец",не попадавший под ограничения вашингтонского договора.

В итоге именно Япония создала первый в мире авианосец специальной постройки.США заложили такой в 1931,Англия в 1935.

В марте 1927 года была принята программа пополнения флота 2-го года Сёва ,в нее и был включен первый 8000 тонный авианосец.

Проектирование 8000-тонного авианосца велось в третьей секции Морского технического департамента (МТД) под руководством капитана 1-го ранга Кикуо Фудзимото. Ориентиром был экспериментальный "Хосё". Но обводы корпуса позаимствовали у тяжелых крейсеров типа "Аоба",энергоустановку -по мотивам крейсеров типа "Такао" . Выбор уже отработанных на практике обводов и механизмов был сделан для упрощения и ускорения процесса проектирования, однако в целом проект вовсе не повторял уже пройденное − Фудзимото применил в нём ряд инженерных решений, отличающих его по стилю от Хираги . По мнению командования Императорского флота Японии, малый авианосец должен был быть способен решать вспомогательные задачи, такие как прикрытие японских конвоев и уничтожение конвоев противника, поддержка морских десантов на второстепенных направлениях или нанесение воздушных ударов по береговым объектам в условиях ограниченных возможностей ВВС противника.

Корабль получил имя «Рюдзё» (Дракон, взмывающий в небеса, Взвившийся дракон ).Так как Япония в это время тоже переживала кризис,в г. Йокогама тихо умирала местная верфь. Чтобы сохранить завод для грядущей войны, именно ей поручили первую часть строительства нового авианосца-до палубы,остальное достраивал казенный арсенал в Йокосуке.

Буквально через полгода после закладки корабля был подписан Лондонский договор ,устранивший лазейку насчет малых авианосцев. Новые строить было запрещено. В части, касавшейся авианосцев, давалось новое определение этого класса кораблей: «любой надводный боевой корабль, вне зависимости от его водоизмещения, спроектированный специально и исключительно с целью нести самолеты, конструкция ко­то­ро­го позволяет самолетам взлетать с него, а также совершать на него посадку». Кроме того, договор уменьшал максимальный разрешенный калибр артиллерийского вооружения новых авианосцев с 203-мм до 155-мм. Идею построить серию маленьких "Рюдзё" зарезали на корню.Японские адмиралы увидели выход в переходе на экстенсивный вариант-больше выжать с того что есть. Проект доработали под увеличение авиагруппы до максимума.Задачу Фудзимото воспринял без энтузиазма,но подчинился. Одноярусный ангар был заменён на двухъярусный, расстояние от киля до полётной палубы при этом возросло с 16,25 м до 20,60 м, что серьёзно повлияло на показатели прочности и остойчивости. Как-либо изменить размеры и конструкцию корпуса уже не представлялось возможным, так как строительство продвинулось слишком далеко вперёд, только для компенсации возросшего верхнего веса должны были быть установлены бортовые були .

Первоначальный результат был весьма посредственным-мореходность и остойчивость оставляли желать лучшего. Чтобы исправить потребовалось две капитальных модернизации.

«Рюдзё» IJN Ryūjō 龍驤 (Дракон, взмывающий в небеса ) «Судостроительная компания Иокогамы», Иокогама,Арсенал флота, Йокосука. Заложен 26 ноября 1929 года .Спущен на воду 2 апреля 1931 года .Введён в эксплуатацию 9 мая 1933 года .Выведен из состава флота 10 ноября 1942 года .Потоплен американской палубной авиацией 24 августа 1942 года

Водоизмещение-Изначально: 9129 т (в малом грузу),11 733 (нормальное),12 829 (полное).После первой и второй реконструкций: 13 301 и 13 773 т (полное).Длина 175,0 м (по ватерлинии, исходно);175,39 м (по ватерлинии, после второй реконструкции);180,0 м (наибольшая).Ширина 18,5 м (по ватерлинии, исходно);20,32 м (после второй реконструкции).Высота 20,5 м (от киля до лётной палубы).Осадка 5,5 м (исходно, при нормальном водоизмещении);6,53 м (после второй реконструкции).Скорость хода 29 узлов .Дальность плавания 10 000 морских миль .Экипаж 924 человека (101 офицер, 823 матросов и старшин).
Вооружение- 12 × 127-мм орудий, Зенитная артиллерия-18 × 25-мм,
24 × 13,2-мм зенитных установок .Авиационная группа 48 самолётов

После переворачивания в 1934 новенького эсминца IJN Tomozuru и попадания в тайфун в сентябре 1935 года, когда корабль чуть не погиб ,свежепостроенный авианосец был капитально модернизирован.Была существенно изменена архитектура авианосца, и на треть возросло его водоизмещение. Корабль оснастили булями и перенесли палубой выше дымовые трубы, (ранее их на полном ходу заливало волнами), а также изменили расположение артиллерийских спонсонов левого борта и для увеличения остойчивости уложили в трюм 1200 тонн балласта.Полубак был увеличен на высоту одной палубы, развал в носовой части увеличен. Это сократило заливаемость корабля во время волнения. После этой модификации стандартное водоизмещение авианосца выросло до 10600 тонн, ширина - до 20,8 метров, а осадка - до 7,1 метров.

Изменялось и вооружение-

1933 -12 -127 мм, 24 -13,2-мм зенитные пулемета

1936 -8 127 мм ,4 -25-мм зенитные автомата , 24- 13,2-мм зенитные пулемета

1942 -8- 127 мм,22- 25-мм зенитные автомата , 24- 13,2-мм зенитные пулемета

Состав авиагруппы

1933- 17 самолетов (5 истребителей A1N и 12 торпедоносцев В1М)

1937-27 самолетов (12 истребителей A2N и A4N и 15 пикирующих бомбардировщиков D1A2)

1941-38 самолетов (22 истребителя A5М4 и 16 торпедоносцев В5N2)

В 1942 году авиагруппа была модифицирована еще раз - в нее вошли 14 истребителей Mitsubishi A6M2 Zero и 20 торпедоносцев Nakajima B5N. В некоторых операциях вместо торпедоносцев использовались пикирующие бомбардировщики Aichi D3A Val.

IJN Ryūjō был авианосцем с плоской полетной палубой 156,5 на 23 метра , без островной надстройки. Навигационный мостик располагался ниже переднего края полетной палубы в длинной застекленной "оранжерее".Корпус имел крейсерские обводы с развитым делением на отсеки: 145 в двойном дне, 26 в пространстве между бортом и продольной переборкой, 22 в булях и 86 — выше уровня ватерлинии.

Надстройка начиналась в 23 метрах от форштевня авианосца, что придавало кораблю легко узнаваемый силуэт.. На палубе были установлены шесть аэрофинишеров.

Ангары корабля имели размеры 102,4 x 18,9 метров и теоретически вмещали 48 самолетов, из которых лишь 37 могли использоваться одновременно. На практике размер авиагрупп авианосца редко превышал 35 самолетов. Основная проблема авианосцев со сплошной полетной палубой – дымоотвод – была решена путем вывода на правый борт двух загибающихся назад и вниз труб разного диаметра.

Ограниченное водоизмещение корабля не позволило обеспечить его полноценным бронированием -отсеки энергетической установки прикрывалась на всём протяжении броневым поясом из 46-мм плит NVNC, который должен был их защищать от огня 127-мм орудий эсминцев. Погреба боезапаса имели бронирование аналогично погребам договорных тяжёлых крейсеров, подобно же были прикрыты и цистерны авиабензина. Конструктивная подводная защита (КПЗ) была представлена двойным дном и обычной продольной переборкой.

Корабль получил двухвальную энергетическую установку суммарной мощностью 65000 л. с., работавшую на нефти и состоявшую из двух паровых турбин и шести котлов. На ходовых испытаниях 12 апреля 1933 года на мерной миле у Татэямы при мощности машин 65 273 л. с. и водоизмещении 10 311 тонн «Рюдзё» развил скорость в 29,5 узлов , а предельная дальность хода составляла 3200 миль при скорости в 25 узлов или 9500 миль при скорости в 12 узлов.

Артиллерийское вооружение авианосца первоначально состояло из двенадцати универсальных 127-мм орудий Type 89 с длиной ствола 40 калибров , размещенных в шести двухорудийных башнях. При стрельбе по кораблям максимальная дальность этих орудий составляла 14,7 км, при стрельбе по воздушным целям потолок достигал 9,4 км. Скорострельность достигала 14 выстрелов в минуту, но при продолжительной стрельбе снижалась до 8 выстрелов в минуту.

Зенитное вооружение первоначально дополняли 12 спаренных установок 13,2-мм пулеметов Hotchkiss.Во время модернизации корабля в 1936 году две 127-мм установки были демонтированы, вместо них были установлены две двуствольные установки 25-мм автоматов Hotchkiss Type 96. В ходе эксплуатации вооружение корабля неоднократно изменяли путем установки дополнительных спаренных 25-мм автоматов.

Численность авиационной группы «Рюдзё» за годы его службы возросла более чем вдвое (в основном, за счет перевооружения корабля самолетами со складывающимися крыльями).Но боевая мощь авианосца выросла гораздо меньше- возможности реального выпуска самолетов были ограничены возможностями небольшого корабля по лифтам,катапультам и размеров палубы.Самым узким местом была именно палуба- одновременно на ней в боевом положении помещалось максимум 6 самолетов.

В результате увеличения численного состава авиагруппы численность экипажа авианосца возросла с 600 человек в 1933 году до 924 человек в 1936 году. Условия для размещения моряков были, как принято в японском флоте,спартанскими .

«Рюдзё» на ходовых испытаниях 12 апреля 1933 года у Татэямы.
«Рюдзё» на ходовых испытаниях 12 апреля 1933 года у Татэямы.

IJN Ryujo, ходовые испытания после первой модернизации, сентябрь 1934 г.
IJN Ryujo, ходовые испытания после первой модернизации, сентябрь 1934 г.

По своим боевым возможностям «Рюдзё» был вполне способен решать такие задачи как прикрытие японских конвоев и уничтожение конвоев противника, поддержка морских десантов на второстепенных направлениях и нанесение воздушных ударов по береговым объектам в условиях ограниченных возможностей ВВС противника. Это подтвердили рейд в Индийский океан и битвы за Филиппины и атолл Мидуэй .

При этом стремление втиснуть в крейсерский корпус максимальную авиагруппу после начала строительства не привело к созданию быстроходного авианосца с большими боевыми возможностями.Бесценным стал только опыт,приобретенный в проектировании и строительстве необычного корабля.Благодаря нему развитие японских авианосцев и привело к созданию весьма удачных кораблей.

"Рюдзё",безусловно, стал вдохновителем американского крейсерско-авианосного проекта-типа "Индепенденс".

Боевую службу "Рюдзё" и его гибель пришлось выделить в отдельную статью.

Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-

Линейные крейсеры.

Линейные корабли.

Тяжелые крейсеры.

Броненосцы береговой обороны.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам