Амбициозные цели Японской империи про "семь углов под одной крышей" неизбежно вели ее к столкновению с англо-саксонским миром,благодаря которому собственно и вырос военно-промышленный потенциал самураев. При этом японцы вполне адекватно оценивали кратное превосходство противников. Для преодоления разницы они делали упор на качественные новации,приспосабливая и доводя до совершенства все увиденное в других странах.Одними из первых сыны Ямато разглядели перспективы палубной авиации. Сперва в 1914 году в строй ввели первый гидроавиатранспорт «Вакамия» (4 гидросамолета),а в 1920 еще два- «Ноторо» и «Камои» (16 и 20 гидросамолетов),переделанных из танкеров. Уже в 1922 японцы построили свой первый авианосец "Хосё",третьими в мире после англо-саксов.
Вашингтонский договор 1922 года выделил Японии 81 000 тонн лимита на авианосцы.С квотой самураи справились быстро- «Акаги»(1927, 34464 тонны) и «Кага»(1928, 33693 тонны). После долгого обсуждения вариантов постройки третьего авианосца ,японцы пришли к гениальной идее-построить "малый авианосец",не попадавший под ограничения вашингтонского договора.
В итоге именно Япония создала первый в мире авианосец специальной постройки.США заложили такой в 1931,Англия в 1935.
В марте 1927 года была принята программа пополнения флота 2-го года Сёва ,в нее и был включен первый 8000 тонный авианосец.
Проектирование 8000-тонного авианосца велось в третьей секции Морского технического департамента (МТД) под руководством капитана 1-го ранга Кикуо Фудзимото. Ориентиром был экспериментальный "Хосё". Но обводы корпуса позаимствовали у тяжелых крейсеров типа "Аоба",энергоустановку -по мотивам крейсеров типа "Такао" . Выбор уже отработанных на практике обводов и механизмов был сделан для упрощения и ускорения процесса проектирования, однако в целом проект вовсе не повторял уже пройденное − Фудзимото применил в нём ряд инженерных решений, отличающих его по стилю от Хираги . По мнению командования Императорского флота Японии, малый авианосец должен был быть способен решать вспомогательные задачи, такие как прикрытие японских конвоев и уничтожение конвоев противника, поддержка морских десантов на второстепенных направлениях или нанесение воздушных ударов по береговым объектам в условиях ограниченных возможностей ВВС противника.
Корабль получил имя «Рюдзё» (Дракон, взмывающий в небеса, Взвившийся дракон ).Так как Япония в это время тоже переживала кризис,в г. Йокогама тихо умирала местная верфь. Чтобы сохранить завод для грядущей войны, именно ей поручили первую часть строительства нового авианосца-до палубы,остальное достраивал казенный арсенал в Йокосуке.
Буквально через полгода после закладки корабля был подписан Лондонский договор ,устранивший лазейку насчет малых авианосцев. Новые строить было запрещено. В части, касавшейся авианосцев, давалось новое определение этого класса кораблей: «любой надводный боевой корабль, вне зависимости от его водоизмещения, спроектированный специально и исключительно с целью нести самолеты, конструкция которого позволяет самолетам взлетать с него, а также совершать на него посадку». Кроме того, договор уменьшал максимальный разрешенный калибр артиллерийского вооружения новых авианосцев с 203-мм до 155-мм. Идею построить серию маленьких "Рюдзё" зарезали на корню.Японские адмиралы увидели выход в переходе на экстенсивный вариант-больше выжать с того что есть. Проект доработали под увеличение авиагруппы до максимума.Задачу Фудзимото воспринял без энтузиазма,но подчинился. Одноярусный ангар был заменён на двухъярусный, расстояние от киля до полётной палубы при этом возросло с 16,25 м до 20,60 м, что серьёзно повлияло на показатели прочности и остойчивости. Как-либо изменить размеры и конструкцию корпуса уже не представлялось возможным, так как строительство продвинулось слишком далеко вперёд, только для компенсации возросшего верхнего веса должны были быть установлены бортовые були .
Первоначальный результат был весьма посредственным-мореходность и остойчивость оставляли желать лучшего. Чтобы исправить потребовалось две капитальных модернизации.
«Рюдзё» IJN Ryūjō 龍驤 (Дракон, взмывающий в небеса ) «Судостроительная компания Иокогамы», Иокогама,Арсенал флота, Йокосука. Заложен 26 ноября 1929 года .Спущен на воду 2 апреля 1931 года .Введён в эксплуатацию 9 мая 1933 года .Выведен из состава флота 10 ноября 1942 года .Потоплен американской палубной авиацией 24 августа 1942 года
Водоизмещение-Изначально: 9129 т (в малом грузу),11 733 (нормальное),12 829 (полное).После первой и второй реконструкций: 13 301 и 13 773 т (полное).Длина 175,0 м (по ватерлинии, исходно);175,39 м (по ватерлинии, после второй реконструкции);180,0 м (наибольшая).Ширина 18,5 м (по ватерлинии, исходно);20,32 м (после второй реконструкции).Высота 20,5 м (от киля до лётной палубы).Осадка 5,5 м (исходно, при нормальном водоизмещении);6,53 м (после второй реконструкции).Скорость хода 29 узлов .Дальность плавания 10 000 морских миль .Экипаж 924 человека (101 офицер, 823 матросов и старшин).
Вооружение- 12 × 127-мм орудий, Зенитная артиллерия-18 × 25-мм,
24 × 13,2-мм зенитных установок .Авиационная группа 48 самолётов
После переворачивания в 1934 новенького эсминца IJN Tomozuru и попадания в тайфун в сентябре 1935 года, когда корабль чуть не погиб ,свежепостроенный авианосец был капитально модернизирован.Была существенно изменена архитектура авианосца, и на треть возросло его водоизмещение. Корабль оснастили булями и перенесли палубой выше дымовые трубы, (ранее их на полном ходу заливало волнами), а также изменили расположение артиллерийских спонсонов левого борта и для увеличения остойчивости уложили в трюм 1200 тонн балласта.Полубак был увеличен на высоту одной палубы, развал в носовой части увеличен. Это сократило заливаемость корабля во время волнения. После этой модификации стандартное водоизмещение авианосца выросло до 10600 тонн, ширина - до 20,8 метров, а осадка - до 7,1 метров.
Изменялось и вооружение-
1933 -12 -127 мм, 24 -13,2-мм зенитные пулемета
1936 -8 127 мм ,4 -25-мм зенитные автомата , 24- 13,2-мм зенитные пулемета
1942 -8- 127 мм,22- 25-мм зенитные автомата , 24- 13,2-мм зенитные пулемета
Состав авиагруппы
1933- 17 самолетов (5 истребителей A1N и 12 торпедоносцев В1М)
1937-27 самолетов (12 истребителей A2N и A4N и 15 пикирующих бомбардировщиков D1A2)
1941-38 самолетов (22 истребителя A5М4 и 16 торпедоносцев В5N2)
В 1942 году авиагруппа была модифицирована еще раз - в нее вошли 14 истребителей Mitsubishi A6M2 Zero и 20 торпедоносцев Nakajima B5N. В некоторых операциях вместо торпедоносцев использовались пикирующие бомбардировщики Aichi D3A Val.
IJN Ryūjō был авианосцем с плоской полетной палубой 156,5 на 23 метра , без островной надстройки. Навигационный мостик располагался ниже переднего края полетной палубы в длинной застекленной "оранжерее".Корпус имел крейсерские обводы с развитым делением на отсеки: 145 в двойном дне, 26 в пространстве между бортом и продольной переборкой, 22 в булях и 86 — выше уровня ватерлинии.
Надстройка начиналась в 23 метрах от форштевня авианосца, что придавало кораблю легко узнаваемый силуэт.. На палубе были установлены шесть аэрофинишеров.
Ангары корабля имели размеры 102,4 x 18,9 метров и теоретически вмещали 48 самолетов, из которых лишь 37 могли использоваться одновременно. На практике размер авиагрупп авианосца редко превышал 35 самолетов. Основная проблема авианосцев со сплошной полетной палубой – дымоотвод – была решена путем вывода на правый борт двух загибающихся назад и вниз труб разного диаметра.
Ограниченное водоизмещение корабля не позволило обеспечить его полноценным бронированием -отсеки энергетической установки прикрывалась на всём протяжении броневым поясом из 46-мм плит NVNC, который должен был их защищать от огня 127-мм орудий эсминцев. Погреба боезапаса имели бронирование аналогично погребам договорных тяжёлых крейсеров, подобно же были прикрыты и цистерны авиабензина. Конструктивная подводная защита (КПЗ) была представлена двойным дном и обычной продольной переборкой.
Корабль получил двухвальную энергетическую установку суммарной мощностью 65000 л. с., работавшую на нефти и состоявшую из двух паровых турбин и шести котлов. На ходовых испытаниях 12 апреля 1933 года на мерной миле у Татэямы при мощности машин 65 273 л. с. и водоизмещении 10 311 тонн «Рюдзё» развил скорость в 29,5 узлов , а предельная дальность хода составляла 3200 миль при скорости в 25 узлов или 9500 миль при скорости в 12 узлов.
Артиллерийское вооружение авианосца первоначально состояло из двенадцати универсальных 127-мм орудий Type 89 с длиной ствола 40 калибров , размещенных в шести двухорудийных башнях. При стрельбе по кораблям максимальная дальность этих орудий составляла 14,7 км, при стрельбе по воздушным целям потолок достигал 9,4 км. Скорострельность достигала 14 выстрелов в минуту, но при продолжительной стрельбе снижалась до 8 выстрелов в минуту.
Зенитное вооружение первоначально дополняли 12 спаренных установок 13,2-мм пулеметов Hotchkiss.Во время модернизации корабля в 1936 году две 127-мм установки были демонтированы, вместо них были установлены две двуствольные установки 25-мм автоматов Hotchkiss Type 96. В ходе эксплуатации вооружение корабля неоднократно изменяли путем установки дополнительных спаренных 25-мм автоматов.
Численность авиационной группы «Рюдзё» за годы его службы возросла более чем вдвое (в основном, за счет перевооружения корабля самолетами со складывающимися крыльями).Но боевая мощь авианосца выросла гораздо меньше- возможности реального выпуска самолетов были ограничены возможностями небольшого корабля по лифтам,катапультам и размеров палубы.Самым узким местом была именно палуба- одновременно на ней в боевом положении помещалось максимум 6 самолетов.
В результате увеличения численного состава авиагруппы численность экипажа авианосца возросла с 600 человек в 1933 году до 924 человек в 1936 году. Условия для размещения моряков были, как принято в японском флоте,спартанскими .
По своим боевым возможностям «Рюдзё» был вполне способен решать такие задачи как прикрытие японских конвоев и уничтожение конвоев противника, поддержка морских десантов на второстепенных направлениях и нанесение воздушных ударов по береговым объектам в условиях ограниченных возможностей ВВС противника. Это подтвердили рейд в Индийский океан и битвы за Филиппины и атолл Мидуэй .
При этом стремление втиснуть в крейсерский корпус максимальную авиагруппу после начала строительства не привело к созданию быстроходного авианосца с большими боевыми возможностями.Бесценным стал только опыт,приобретенный в проектировании и строительстве необычного корабля.Благодаря нему развитие японских авианосцев и привело к созданию весьма удачных кораблей.
"Рюдзё",безусловно, стал вдохновителем американского крейсерско-авианосного проекта-типа "Индепенденс".
Боевую службу "Рюдзё" и его гибель пришлось выделить в отдельную статью.
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Броненосцы береговой обороны.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам