В прославленной стране
В Инами
На взморье поднялась огромная волна,
И встала в тысячу рядов она,
От взора спрятав острова Ямато!
Построенные по программе 1922 крейсера "Аоба" и "Кинугаса" должны были стать третьим и четвертым кораблями типа "Фурутака", но накопившиеся требования адмиралов к техническим характеристикам кораблей привели к созданию нового типа.Главными изменениями стали переход к двухорудийным башням ,120 мм орудия вместо 80 мм зениток , установка катапульты для гидросамолета,увеличенная высота дымовых труб и переделанные надстройки.Появление на свет нового типа крейсеров стало результатом хитроумной интриги. Контр-адмирала Хираги,автора проектов знаменитых японских кораблей,отправили в командировку в Европу-на повышение квалификации,оставшемуся за главного кавторангу Фудзимото на уши плотно присели адмиралы из МГШ со своими хотелками. Изменение проекта привело к росту водоизмещения ,снижению остойчивости,скорости,дальности плавания и надводной части бронепояса."7000 тонный"крейсер по факту весил уже почти 10 000тонн. Но в итоге "Аобы" стали первыми японскими крейсерами,на которых было предусмотрено размещение гидросамолетов.
"Фурутаки" в конце концов модернизировали по типу "Аоба",что позволило тому же "Джейнсу" отнести все 4 корабля к одному типу.
Все 4 однородных корабля планировалось использовать в составе одного соединения.
«Аоба» IJN Aoba 青葉 重巡洋艦 -по названию горы в префектуре Киото Заложен 23 января 1924 года,Спущен на воду 25 сентября 1926 года, Введён в эксплуатацию 20 сентября 1927 года.Потоплен американской авиацией 28 июля 1945 года
«Кунугаса» IJN Kinugasa 衣笠 -по названию горы в префектуре Киото Заложен 23 января 1924 года, Спущен на воду 24 октября 1926 года,Введён в эксплуатацию 30 сентября 1927 года. Потоплен американской авиацией 14 ноября 1942 года
Водоизмещение-Изначально: 8300 т(стандартное), 10 583 (полное)
После модернизации: 8738 т (стандартное), 11 660 (полное) . Длина 183,48 м (по ватерлинии);185,17 м (наибольшая). Ширина 16,5 м (исходно),17,56 м (после модернизации). Осадка 5,66 м (после модернизации).
Бронирование-Исходно: Броневой пояс — 76 мм;
палуба — 32-35 мм;башни — 25-19 мм;
После модернизации: добавлены 35-мм броня мостика и 57-мм барбеты
Двигатели - 4 ТЗА «Кавасаки-Кёртисса»,12 котлов «Кампон» (10 «Кампон Ро Го» после модернизации), 102 000 (исходно);110 000 (после модернизации) л. с. в 1939 году.Скорость хода34,5 узла (по проекту);
34,0 узла (после модернизации). Дальность 7000 (проектная)/8000 (после модернизации) морских миль (на 14 узлах),Экипаж 622 человек по проекту;632-647 фактически в 1927-1938 годах; 657 после модернизации
Вооружение-
Артиллерия- 1928 3 × 2 — 200-мм/50 Тип 3
1940 3 × 2 — 203-мм/50 Тип 2 № 1
Зенитная артиллерия-1928 4 × 1 120-мм/45 Тип 10,2 × 7,7-мм пулемёта Льюиса;
1932 4 × 1 120-мм/45 Тип 10,2 × 7,7-мм пулемёта Льюиса; 2 × 4 13,2–мм пулемёта Тип 93
1940 4 × 1 120-мм/45 Тип 10,4 × 2 25-мм орудий ,2 × 2 13,2–мм пулемёта
1943 4 × 1 120-мм/45 Тип 10,1 х 3, 6 × 2 25-мм орудий
1944 4 × 1 120-мм/45 Тип 10,3 х 3, 6 × 2, 15 х 1 25-мм орудий
1945 4 × 1 120-мм/45 Тип 10,3 х 3, 10 × 2, 15 х 1 25-мм орудий.
Торпедное вооружение- 12 (6 × 2) — 610-мм ТА Тип 12 (12 торпед Тип 8);
1940 8 (2 х 4) - 610-мм ТА (16 торпед Тип 93).
Авиационная группа-1929-1 катапульта, 1 гидросамолёт
1940 1 катапульта, 2 гидросамолёта
Радиолокационное вооружение-1943: РЛС Тип 21 ,1944: РЛС Тип 22 № 4,
Основным вооружением крейсеров типа "Аоба" являлись 6 200 мм /50 орудий тип 3,размещенных в трех двухорудийных башнях. Башни тип С были приняты на вооружение в 1926 и обеспечивали дальность стрельбы в 26 км при угле возвышения в 40 ° .По сравнению с "Фурутаками" была повышена скорострельность,дальность и уменьшена нагрузка на боевой расчет.В ходе модернизации 1938-40 гг на крейсерах орудия заменили на новые 203 мм пушки тип 2№1 с дальностью при том же угле возвышения до 29 км.В боекомплект были включены современные ныряющие снаряды тип 91.
С октября 1942 "Аоба" имела только 4 орудия главного калибра(одна из башен была полностью уничтожена в бою у мыса Эсперанс и только осенью 1943 на ее место,закрытое временно стальным листом,была установлена новая башня..
Роль среднего калибра на крейсерах выполняли 4 120 мм/45 орудия тип 10,основной задачей их было ПВО корабля. Размещались они в одноорудийных безщитовых установках с ручным управлением.В 1930 установили щиты и электрогидравлические приводы.Новые 127 мм в конце 30-х поставить не получилось-корабль и так был сильно перегружен.Заменили только систему управления огнем.Дополняли ПВО два импортных пулемета "Льюис"(на вооружении с 1925)на мостике ,с 1932 по бокам носовой надстройки добавили две счетверенные установки 13,2 мм пулеметов тип 93(Гочкис).
В 1938-40 счетверенные пулеметы заменили на спарки,зато добавили 4 спаренных 25 мм автомата тип 96.В начале 1943 количество 25 мм автоматов довели до 14.
К середине 1944 года число этих орудий достигло 36 единиц. Единой системы управления огнем у них не было и эффективность ПВО оказалась весьма сомнительной.В конце войны "Аоба" фактически был плавучей зенитной батареей в Куре и ему установили еще 4 25 мм спарки.Всего получилось 44 25 мм автомата.
Первоначальный проект не предусматривал размещения "Лонг Лэнсов",но в итоге крейсера получили 6 двухтрубных неподвижных торпедных аппарата тип 12 с запасом 24 торпед тип 8 №2 калибр 610 мм.С 1938-40 их заменили на 2 *4 поворотных торпедных аппарата со щитами по бокам от катапульты.Боезапас -16 торпед на боту.
В 1929 на крейсера установлен по катапульте ,первым типом гидросамолета на борту стал Йокосука K1Y , его заменили Накадзима E2N .Потом были Каваниси E7К и Накадзима Е8N ,причем один был установлен на катапульте,а второй-на платформе с краном.С ноября 1940 по сентябрь 1941 на кораблях оставляли по одному гидросамолету.Во время войны крейсера получили новые самолеты Аичи Е13А1 и Мицубиси F1M2 .
Боевой путь крейсеров "Аоба" и "Кинугаса" будет рассмотрен в отдельной статье.
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Броненосцы береговой обороны.
Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал!
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам