Состояние японского флота после русско-японской войны было далеко не блестящим. Из 10 имевшихся в строю броненосцев -6 ( IJN Iki, IJN Tango, IJN Sagami, IJN Suwo, IJN Iwami, IJN Hizen ) были трофейными,в т.ч. и поднятыми после затопления. Разнотипность кораблей,разносистемность их вооружения только усугубляли ситуацию. С постройкой броненосцев IJN Katori, IJN Kashi, IJN Aki, IJN Satsuma ситуация частично улучшилась, но с вводом в строй английского "Дредноута" весь это зоопарк мгновенно устарел. Тем более японцы на своем опыте убедились в важности единого калибра в эскадренных сражениях.
Финансовые проблемы (экономика страны восходящего солнца пострадала от войны гораздо сильнее чем Российская империя) оттянули реализацию планов Японии по вступлению в дредноутный клуб- японцы планировали иметь 8 дредноутов на случай столкновения с США или Россией.
Проект "Кавачи"(иногда "Кавати")был разработан в 1907 на базе Satsuma (Aki)специалистами фирмы "Виккерс" -увеличен размер,установлены лицензионные американские и английские турбины, 16 пушек 305 и 254 мм заменили на 12-но 305 мм.Только орудия в концевых башнях(носовой и кормовой) отличались от тех что устанавливались в 4-х бортовых башнях. Концевые были 50 клб,а бортовые-45 клб. Соответственно-разная баллистика и трудности с корректировкой и управлением огнем.Кроме того три разных калибра имела вспомогательная артиллерия- 152,120,76 мм,и даже 76 мм были тоже двух разных моделей.
Бортовой залп главного калибра был возможен лишь в 8 орудий.
Оборудование было в значительной части импортным и тоже разных производителей.
В общем первый японский блин получился комом.
«Сэтцу» назван в честь исторической провинции Сэтцу (часть территории современной префектуры Осака).
"Кавати" назван в честь исторической провинции Кавати (часть территории современной префектуры Осака)
Главный броневой пояс линкора имел максимальную толщину 305 мм крупповской брони в центральной части корпуса и до 127 мм в оконечностях. Броневой пояс простирался выше ватерлинии на 1,93 м и на 1,95 м под ней. Над главным поясом установили 203 мм броневые плиты, которые защищали корпус до средней палубы. Для защиты казематов использовали 152-мм броневые плиты. Барбеты орудий ГК имели толщину в 280 мм над верхней палубой и 229 под ней. Бронирование палубы составляло 29 мм, а рубка имела толщину в 254 мм.
В качестве энергетической установки использовались паровые турбины Brown-Curtis произведенные по лицензии в Японии. Они вращали два вала соединенных с гребными винтами. Проектная силовая установка выдавала 25000 л.с., что позволяло бы развивать скорость хода в 20 узлов. Однако на ходовых испытаниях, IJN Kawachi удалось достичь мощности ЭУ в 30399 л.с., но достигнутая скорость хода осталась неизвестной.
Основным вооружением линкора были четыре 305-мм/50-клб. (заказаны у "Армстронг")установленных попарно в двух башнях в носу и корме, а так же восемь 305-мм/45-клб.японского производства установленных попарно в четырех башнях находящихся по две на борт.
В качестве артиллерии вспомогательного калибра использовались десять 152-мм/45-кал установленных в казематах по пять орудий на борт, в дополнение на борту установили восемь орудий 120-мм/50-кал и двенадцать зенитных орудий 76-мм/40-кал.
На линкоре устанавливалось пять подводных однотрубных 453-мм торпедных аппаратов установленных по два на борт и один в корме.
Всего построено 2 корабля- «Кавачи» (河内, Kawachi) и «Сэтцу» (摂津, Settsu).
«Кавачи» 河内 IJN «Kawachi» — заложен 1.04.1909 (верфь ВМФ; Курэ), спущен 15.10.1910, в строю с 31.03.1912 гг. Погиб от внутреннего взрыва 12.07.1918г.
«Сэтцу» 摂津 IJN «Settsu» — заложен 18.01.1909 (верфь ВМФ; Йокосука), спущен 30.03.1911, в строю с 1.07.1912 гг. Погиб 24 июля 1945.
«Сэтцу» отличался от сходного «Кавачи» лишь по силуэту корпуса: у «Сэтцу» атлантический штевень, у «Кавачи» — прямой.
Водоизмещение 21 157 тонн — «Кавати», 21 787 тонн — «Сэтцу». Длина160,3 м — «Кавати», 162,5 м — «Сэтцу».Ширина 25,75 м. Осадка 8,25 м — «Кавати», 8,5 м — «Сэтцу».
Бронирование -Главный пояс — 127…305 мм,
верхний пояс — 100…178 мм, (229-127 по др. данным)
башни ГК — 279 мм,
батарея СК — 152 мм,
боевая рубка — 254 мм, (152-254 мм по др. данным)
палуба — 27 мм(51 мм по др. данным)
Двигатели-16 паровых котлов «Miyabara», турбины «Curtis» у "Кавачи","Парсонс" у "Сеттсу" 25 000 л.с.,Скорость 20 узлов(21,5 узл. по др. данным), дальность плавания 2700 миль на 10 узлах. экипаж -998 человек (до 1250 чел. в боевых условиях).
Вооружение-4 × 305-мм/50 калибров,
8 × 305-мм/45,
10 × 152-мм,
8 × 120-мм/40,
12 × 76-мм/40,
4 × 76-мм/28
5 × 457-мм торпедных аппаратов(по др. данным-3)
С 1918 года: 12-76-мм орудий, 4—80-мм зенитки.
В Первой мировой войне оба корабля занимались патрулированием Жёлтого и Южно-Китайского морей, осаждали Циндао.
«Кавачи» затонул на якорной стоянке в бухте Токияма в результате взрыва в пороховом погребе 12.07.1918г . В 15:51 раздался мощный взрыв. Произошла детонация погребов боезапаса правой передней башни главного калибра. Корабль перевернулся и затонул в течении 4 минут в 15:55. Потери экипажа - 700 человек. По итогам расследования комиссии вероятной причиной взрыва оказался некачественный порох, который производился по британской лицензии. 2 сентября 1918 года IJN Kawachi вычеркнут из состава флота. Корпус подняли, признали непригодным и продали на слом.
«Settsu» исключили из боевого состава флота 7.09.1921 г,вывели в резерв,в 1922 разоружили . и поставили на переоборудование в самоходный корабль-мишень, которое продлилось до середины 1924 года. С бывшего линкора демонтировали почти все бронирование и котлы из одного котельного отделения. После перестройки водоизмещение корабля составляло 16130 тонн, а скорость хода была равна 16 узлам ,палуба получила дополнительную броневую защиту, бортовая броня и средняя труба были сняты . До 1940 года "Сетсу" обеспечивал боевую подготовку Императорского флота. После второй перестройки в 1937—38 гг. он стал радиоуправляемой мишенью для тренировки авиации кораблем-мишенью управляли с пульта на эсминце «Юкадзэ» Yakaze . B 1940—41 гг. корабль получил новые машины и котлы. На корабле-цели оставили 4 старых котла и смонтировали 4 новых типа "Кампон". На испытаниях были зафиксированы следующие показатели: мощность механизмов 16000 л.с, а скорость хода была равна 18 узлам. Также на нем появилось символическое вооружение 2 13,2 мм пулемета, позднее их заменили 25 мм автоматы.
Именно на "Сетсу" тренировалась вся палубная авиация японского флота-так удачно отбомбившаяся потом по Перл-Харбору.
В конце августа 1937 года, Settsu , под командованием капитана Наомаса Sakonju , перевез батальон в Сасебо. В начале войны возле Филиппин он изображал радиообмен японских авианосцев для дезинформации американской разведки.
Во время Второй мировой войны на бывший линкор снова установили вооружение — 25-мм зенитные пушки для защиты от вражеской авиации , глубинные бомбы и гидрофон . 24 июля 1945 г. «Settsu» затонул на мелком месте в порту Курэ в результате налета американской авиации.
Был поднят 31 июля 1947 г. и сдан на слом.
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Броненосцы береговой обороны.
Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал!
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам