«Буря началась!»–
Грабитель на дороге
Предостерег меня.
Бусон (1716–1783)
С начала 17 века реальная власть в Японии оказалась в руках клана Токугава, глава которого становился сёгуном, правителем при номинальном императоре. Уже к середине века сёгунат осознал опасность, которую несут Японии открытые контакты с Западом. Миссионерская деятельность по распространению христианства приводила к разрушению традиционного общества и снижению лояльности к власти. Дошло до восстаний японских христиан.
В результате Япония самоизолировалась, контакты с внешним миром проводились только через порт Нагасаки, через голландскую факторию. Японцам запретили иметь океанские корабли, выходить в океан и покидать империю. Торговать можно было только через один порт и только с Голландией, Китаем, Кореей и Рюкю.
Однако активная колонизационная политика Запада стремилась "открыть" Японию для мировой торговли. Голландия, как единственный западный торговый партнер Японии превосходно понимала перспективы японского упрямства. В 1844 году король Нидерландов Вильгельм II направил письмо, в котором по-дружески призвал Японию самостоятельно прекратить политику изоляции, прежде чем изменения будут навязаны извне.
В июле 1853 года действительно прибыла американская эскадра коммодора Перри с требованием заключить торговый договор, при этом пушки американских кораблей стали основным аргументом. Японцы попытались тянуть время и Перри действительно предоставил им паузу, отлучившись к китайским берегам.
Правительство Японии пыталось найти правильный выбор, но параллельно попыталось укрепить береговую оборону и флот на случай возвращения коммодора.
Был немедленно отменен запрет строить большие океанские корабли, но за двести лет их строить и так разучились. У единственных европейских "друзей", голландцев, были заказаны современные военные корабли.
22 августа 1854 года в Нагасаки прибыл военный колесный пароход «Зембинг» или «Сомбинг» (капитан Герхардус Фабиус) Королевского флота Нидерландов, названный в честь вулкана на Яве. Он был отправлен правительством Нидерландов, чтобы познакомить японцев с методами навигации. Фабиус с помощью «Зембинг» давал практические уроки в бухте Нагасаки. Новенький (1853) корабль произвел на японцев хорошее впечатление.
Пока в Голландии строились корабли по заказу сёгуната, голландский посол и глава Нидерландского торгового общества Ян Хендрик Донкер Курциус на свой страх и риск 5 октября 1855 года в Нагасаки передал японскому правительству сегуна Токугава Иэсада «Зембинг» в подарок от имени короля Вильгельма III. Голландский посол стремился закрепить место самого лучшего и щедрого друга Японии на фоне борьбы европейских держав за "японский пирог". Под это дело он по-братски заключил с сёгуном договор, открывавший голландцам Японию так же, как было обещано американцам.
Японцами корабль был переименован в Канко-мару(観文丸) в честь строки из "И Цзин": "Кан коку ши ко" (觀國之文, чтобы увидеть свет страны). Он стал первым паровым военным кораблем империи.
В Нидерландах подарок вызвал парламентский скандал, часть парламента резко возражала против таких дорогих подарков другой стране. При этом японцы вдвое переплачивали при строительстве кораблей, так что операция стала сверхприбыльной.
«Канко Мару» Kankō Маru (観光丸), до 1855- «Зембинг» или «Сомбинг»(Soembing). Амстердамские военно-морские верфи. Заложен 25 Октября 1850. Спущен на воду 9 Июня 1852. Введен в эксплуатацию 21 февраля 1853 года. Подарен Японии в 1855 году. Приобретен Японской империей 25 Августа 1855. Списан Март 1876
Водоизмещение 781 тонна (769 длинных тонн). Длина 66 м o / a. Ширина 9,1 м. Осадка 4,2 м.
Двигатель-паровая машина, 150 л.с. Паруса-барк.
Вооружение- 1 60 фнт дульнозарядная пушка, 2 длинноствольных дульнозарядных 30 фнт пушки, 1 30 фнт дульнозарядное орудие
«Канко Мару»- трехмачтовое парусное судно со смешанным парусным вооружением типа jackass-barque. Вспомогательный двигатель- одноцилиндровая угольная поршневая паровая машина мощностью 150 лошадиных сил, вращающая боковые гребные колеса. Его общая длина составляла 66,8 метра, а водоизмещение - 781 тонна. Вооружение шесть дульнозарядных пушек
«Канко Мару» стал учебным кораблем для созданного голландцами в том же 1855 году Военно-морского учебного центра в Нагасаки под командованием Нагаи Наоюки. 22 голландца обучали японских курсантов морским премудростям под руководством лейтенанта Пелса Райкена, а потом лейтенанта Х. ван Каттендийке, который прибыл в Японию на втором японском военном паровом корабле-"Канрин Мару".
После перехода княжества Сага в разряд нелояльных сёгуну Центр переехал в Эдо в апреле 1857 году. Учебный корабль совершил переход на новое место с полностью японским экипажем из 103 курсантов.
После реставрации Мэйдзи и капитуляции Эдо перед имперскими войсками корабль был передан имперскому правительству 28 апреля 1868 года. В походы Босинской войны его не отправляли, он мирно служил при Японской императорской военно-морской академии в Цукидзи вплоть до своего списания в 1876 году.
Точная копия «Канко Мару» была построена на верфях Веролме в Нидерландах в 1987 году на основе чертежей "Соэмбинга" из Национального морского музея в Амстердаме. Он использовался как туристического судно в тематическом парке Хуэйс Тен Бош в Сасебо, Нагасаки, и с тех пор плавает вдоль побережья Японии. Для судна требуется команда из 14 человек, и оно может перевозить до 300 пассажиров в коротких дневных круизах.
Название «Канко Мару» получил также проект японской многоразовой транспортной космической системы с вертикальным стартом и посадкой, совмещающая одноступенчатую ракету-носитель и пилотируемый космический корабль.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам