Найти в Дзене
Морская коллекция

Крейсера. Первый Королевский подарок. «Канко Мару»

Оглавление

Современная реплика голландского подарка – парохода «Канко Мару»
Современная реплика голландского подарка – парохода «Канко Мару»
«Буря началась!»–
Грабитель на дороге
Предостерег меня.
Бусон (1716–1783)

С начала 17 века реальная власть в Японии оказалась в руках клана Токугава, глава которого становился сёгуном, правителем при номинальном императоре. Уже к середине века сёгунат осознал опасность, которую несут Японии открытые контакты с Западом. Миссионерская деятельность по распространению христианства приводила к разрушению традиционного общества и снижению лояльности к власти. Дошло до восстаний японских христиан.

В результате Япония самоизолировалась, контакты с внешним миром проводились только через порт Нагасаки, через голландскую факторию. Японцам запретили иметь океанские корабли, выходить в океан и покидать империю. Торговать можно было только через один порт и только с Голландией, Китаем, Кореей и Рюкю.

Однако активная колонизационная политика Запада стремилась "открыть" Японию для мировой торговли. Голландия, как единственный западный торговый партнер Японии превосходно понимала перспективы японского упрямства. В 1844 году король Нидерландов Вильгельм II направил письмо, в котором по-дружески призвал Японию самостоятельно прекратить политику изоляции, прежде чем изменения будут навязаны извне.

В июле 1853 года действительно прибыла американская эскадра коммодора Перри с требованием заключить торговый договор, при этом пушки американских кораблей стали основным аргументом. Японцы попытались тянуть время и Перри действительно предоставил им паузу, отлучившись к китайским берегам.

Правительство Японии пыталось найти правильный выбор, но параллельно попыталось укрепить береговую оборону и флот на случай возвращения коммодора.

Был немедленно отменен запрет строить большие океанские корабли, но за двести лет их строить и так разучились. У единственных европейских "друзей", голландцев, были заказаны современные военные корабли.

22 августа 1854 года в Нагасаки прибыл военный колесный пароход «Зембинг» или «Сомбинг» (капитан Герхардус Фабиус) Королевского флота Нидерландов, названный в честь вулкана на Яве. Он был отправлен правительством Нидерландов, чтобы познакомить японцев с методами навигации. Фабиус с помощью «Зембинг» давал практические уроки в бухте Нагасаки. Новенький (1853) корабль произвел на японцев хорошее впечатление.

Пока в Голландии строились корабли по заказу сёгуната, голландский посол и глава Нидерландского торгового общества Ян Хендрик Донкер Курциус на свой страх и риск 5 октября 1855 года в Нагасаки передал японскому правительству сегуна Токугава Иэсада «Зембинг» в подарок от имени короля Вильгельма III. Голландский посол стремился закрепить место самого лучшего и щедрого друга Японии на фоне борьбы европейских держав за "японский пирог". Под это дело он по-братски заключил с сёгуном договор, открывавший голландцам Японию так же, как было обещано американцам.

Японцами корабль был переименован в Канко-мару(観文丸) в честь строки из "И Цзин": "Кан коку ши ко" (觀國之文, чтобы увидеть свет страны). Он стал первым паровым военным кораблем империи.

В Нидерландах подарок вызвал парламентский скандал, часть парламента резко возражала против таких дорогих подарков другой стране. При этом японцы вдвое переплачивали при строительстве кораблей, так что операция стала сверхприбыльной.

-2

«Канко Мару» Kankō Маru (観光丸), до 1855- «Зембинг» или «Сомбинг»(Soembing). Амстердамские военно-морские верфи. Заложен 25 Октября 1850. Спущен на воду 9 Июня 1852. Введен в эксплуатацию 21 февраля 1853 года. Подарен Японии в 1855 году. Приобретен Японской империей 25 Августа 1855. Списан Март 1876

Водоизмещение 781 тонна (769 длинных тонн). Длина 66 м o / a. Ширина 9,1 м. Осадка 4,2 м.
Двигатель-паровая машина, 150 л.с. Паруса-барк.
Вооружение- 1 60 фнт дульнозарядная пушка, 2 длинноствольных дульнозарядных 30 фнт пушки, 1 30 фнт дульнозарядное орудие

«Канко Мару»- трехмачтовое парусное судно со смешанным парусным вооружением типа jackass-barque. Вспомогательный двигатель- одноцилиндровая угольная поршневая паровая машина мощностью 150 лошадиных сил, вращающая боковые гребные колеса. Его общая длина составляла 66,8 метра, а водоизмещение - 781 тонна. Вооружение шесть дульнозарядных пушек

"Сомбинг" модель
"Сомбинг" модель

«Канко Мару» стал учебным кораблем для созданного голландцами в том же 1855 году Военно-морского учебного центра в Нагасаки под командованием Нагаи Наоюки. 22 голландца обучали японских курсантов морским премудростям под руководством лейтенанта Пелса Райкена, а потом лейтенанта Х. ван Каттендийке, который прибыл в Японию на втором японском военном паровом корабле-"Канрин Мару".

После перехода княжества Сага в разряд нелояльных сёгуну Центр переехал в Эдо в апреле 1857 году. Учебный корабль совершил переход на новое место с полностью японским экипажем из 103 курсантов.

После реставрации Мэйдзи и капитуляции Эдо перед имперскими войсками корабль был передан имперскому правительству 28 апреля 1868 года. В походы Босинской войны его не отправляли, он мирно служил при Японской императорской военно-морской академии в Цукидзи вплоть до своего списания в 1876 году.

-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11

Точная копия «Канко Мару» была построена на верфях Веролме в Нидерландах в 1987 году на основе чертежей "Соэмбинга" из Национального морского музея в Амстердаме. Он использовался как туристического судно в тематическом парке Хуэйс Тен Бош в Сасебо, Нагасаки, и с тех пор плавает вдоль побережья Японии. Для судна требуется команда из 14 человек, и оно может перевозить до 300 пассажиров в коротких дневных круизах.

Название «Канко Мару» получил также проект японской многоразовой транспортной космической системы с вертикальным стартом и посадкой, совмещающая одноступенчатую ракету-носитель и пилотируемый космический корабль.

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам