31,7K подписчиков

Бронепалубные крейсера.Собачки адмирала Того. "Иосино".

2,4K прочитали

Там, над дальней горой… ( БАСЁ )  Японцы по бюджету 1891 финансового года заказали фирме "Армстронг"четвертый крейсер для своего флота по фирменному рецепту верфи.
Вишни в полном цвету!
А рассвет такой, как всегда,
Там, над дальней горой…
( БАСЁ )

Японцы по бюджету 1891 финансового года заказали фирме "Армстронг"четвертый крейсер для своего флота по фирменному рецепту верфи. Бренд "эльсвикских крейсеров" уже приобрел огромную популярность у держав второго уровня.Низкая цена,мощное вооружение и высокая скорость при скромных размерах -рецепт успеха армстронговских проектов.

Классические эльсвикские крейсера составили основу японского флота. Филип Уоттс также отвечал за проекты японских крейсеров Izumi (бывшая чилийская "Эсмеральда") и двух типа Naniwa . За базу при подготовке проекта главный конструктор эльсвикской верфи Филип Уоттс взял крейсер "25 мая",недавно построенный для Аргентины.Имя нового корабля -"Иосино"( Yoshino ) -название горы известной своими красивыми вишнёвыми садами и императорской резиденции .

На момент вступления в строй "Иосино" стал крупнейшим кораблем Императорского флота и самым быстроходным крейсером в мире. 21.03.1898 он был переквалифицирован в крейсер 2 класса. Дальнейшим развитием проекта "Иосино" стал крейсер "Такасаго".

Там, над дальней горой… ( БАСЁ )  Японцы по бюджету 1891 финансового года заказали фирме "Армстронг"четвертый крейсер для своего флота по фирменному рецепту верфи.-2

Yoshino был типичным проектом эльсвикского крейсера со стальным корпусом, разделенным на водонепроницаемые отсеки, двумя мачтами , двумя трубами и усиленным тараном . Силовая установка состояла из двух паровых машин двойного расширения с четырьмя цилиндрическими котлами, приводившими в движение два винта.

Основное вооружение Yoshino состояло из четырех одноорудийных установок QF 6 дюймов / 40 с бронещитами , которые были размещены в носу,корме и в бортовых спонсонах. Вспомогательное вооружение состояло из восьми 4,7-дюймовых скорострельных орудий QF I-IV,установленных по бортам, и 22 пушек Hotchkiss QF 3 .

"Иосино" "Ёсино" IJN Yoshino “Iosino” 吉野 ( гора Ёсино , расположенные в южной части префектуры Нара). Armstrong Whitworth (Эльсвик, Великобритания).Строительный номер 596. Заложен февраль 1892 (01.03.1892). Спущен на воду 20 декабря 1892 года. Введён в эксплуатацию 30 сентября 1893 года . 15 (2) мая 1904 года в 15.30 протаранен в тумане крейсером 1-го класса «Касуга» у мыса Шантунг и затонул . Выведен из состава флота 21 мая 1905 года


Водоизмещение 4150(4217)/5150 т. Длина 109,73 м. Ширина 14,17 м. Осадка 5,18 м. Бронирование-гарвей-Броневая палуба — 45 мм,скосы — 115 мм, орудийные щиты —51- 115 мм. Двигатели-2 вертикальных паровых машины двойного расширения, 12 цилиндрических паровых котлов,15 000 л. с. Скорость хода 23 узла. Максимальная на 15.750 и.л.с.=23,4 уз.(нат.тяга 21,6 уз.). Уголь: 400/1000 т. Дальность плавания 9000 морских миль (10 узлов).Экипаж 26/359 чел. Вооружение- 4 × 152/40, 8 × 120/40 QF Mk I – IV , 22 × 47/43 Гочкис. Минно-торпедное вооружение-5 × 356 мм надводных ТА

Там, над дальней горой… ( БАСЁ )  Японцы по бюджету 1891 финансового года заказали фирме "Армстронг"четвертый крейсер для своего флота по фирменному рецепту верфи.-5
Там, над дальней горой… ( БАСЁ )  Японцы по бюджету 1891 финансового года заказали фирме "Армстронг"четвертый крейсер для своего флота по фирменному рецепту верфи.-6
Там, над дальней горой… ( БАСЁ )  Японцы по бюджету 1891 финансового года заказали фирме "Армстронг"четвертый крейсер для своего флота по фирменному рецепту верфи.-7

Вскоре после вступления в строй крейсер получил задание по патрулированию корейского побережья в связи с растущей напряженностью между Китаем и Японией.

25 июля 1894 года Иосино , Акицусима и Нанива под командованием адмирала Цубоя встретили два китайских корабля у корейского побережья в Желтом море . Это были крейсер Бейянского флота «Цзиюань» Jiyuan и минный крейсер (ранее флота Гуандуна) «Гуанъи»,они ожидали посыльное судно " Цаоцзян "( Caojiang ) и зафрахтованный английский транспорт «Гаошэн» (Kowshing ) перевозивший 1,100 китайских солдат,14 орудий и припасы для усиления китайских войск в Корее.

Там, над дальней горой… ( БАСЁ )  Японцы по бюджету 1891 финансового года заказали фирме "Армстронг"четвертый крейсер для своего флота по фирменному рецепту верфи.-8

Война не была обьявлена,китайцы нападения не ожидали. По официальной японской версии, китайцы не стали салютовать флагу адмирала Цубои, что японцы посчитали достаточным основанием для открытия огня. По другой версии, «Цзиюань», предварительно подняв белый флаг, первый выпустил в сторону «Нанивы» торпеду, прошедшую мимо. Японцы также утверждали, что не обнаружив в Асанском заливе посланные ранее в Корею дозорные корабли «Яэяма» и «Такао», а обнаружив вместо них китайцев, решили, что те потопили лёгкие японские суда. Впрочем, очевидна надуманность японских объяснений. Отряд Цубои с самого начала имел целью атаковать и уничтожить китайские корабли.

Около 8 часов утра крейсер «Нанива» открыл огонь по проходившему мимо «Цзиюаню». Расстояние между кораблями не превышало 300 ярдов (274 м). Это были первые выстрелы японо-китайской войны.В историю сражение вошло как битва при Пунгдо .Захваченные врасплох китайцы были засыпаны снарядами японских скорострельных орудий и не смогли организовать внятного сопротивления.

Поврежденный Гуанъи выбросился на мель и был уничтожен,а «Цзиюань» ,пользуясь тем ,что японцы отвлеклись на гуандунский корабль ,стал уходить. В погоню за тихоходным китайским кораблем устремился флагман адмирала Цубои — «Иосино», признанный на тот момент самым быстрым крейсером в мире. Тем не менее, «Цзиюаню» удалось оторваться от преследования и уйти в море.

Согласно японской версии, догнать китайский корабль "Иосино" помешал сгустившийся над морем туман и неполадки в машине. По утверждениям китайцев, они отразили нападение вражеского флагмана огнём последней оставшейся у них 6-дюймовой пушки. Для этого им пришлось снести выстрелом в упор ютовый тент, хотя это и угрожало взрывом находившихся под ним мин.

Против устаревшей 6-дюймовки на корме «Цзиюаня» у "Иосино" было три стреляющих на нос 6-дюймовых скорострельных орудия. Взрыв японского снаряда уничтожил расчет китайского орудия, остался в живых лишь один человек, который продолжал вести огонь (современная китайская историография утверждает, что героев канониров было двое: наводчик Ван Гочэн и матрос Ли Шимао, подносивший снаряды). Командир китайского крейсера Фан Боцянь заявил, что выстрелы с «Цзиюаня» поразили "Иосино" в боевую рубку, мостик, а также сбили одно из орудий, после чего японцы вышли из боя. Потери японцев, по его рапорту, составили 27 человек убитыми и несколько десятков ранеными, в том числе якобы был убит японский адмирал.

Разумеется китайский капитан немного приврал,но наличие достаточно серьёзных повреждений у "Иосино" чрезвычайно вероятно. По воспоминаниям начальника медслужбы японского флота в "Иосино" у Асана попали дважды. Первый снаряд сбил гафель с мачты, второй пробил броневую палубу и влетел в машинное отделения, к счастью для японцев, не разорвавшись. Видимо, именно он стал причиной неполадок в машине японского крейсера, не позволивших ему догнать и добить «Цзиюань».

У Асана тем временем подошедший "Цаоцзян" был захвачен,а транспортник "Kowshing" потоплен "Нанивой"после отказа китайских солдат сдаться . Японцы расстреливали китайцев на шлюпках и плававших в воде. На «Наниву» было поднято только несколько англичан из советников в китайском отряде.

Там, над дальней горой… ( БАСЁ )  Японцы по бюджету 1891 финансового года заказали фирме "Армстронг"четвертый крейсер для своего флота по фирменному рецепту верфи.-9

Китайские солдаты ,отстреливающиеся с борта "Гаошэна".
Китайские солдаты ,отстреливающиеся с борта "Гаошэна".

спасение китайцев моряками французской канонерской лодки  Lion
спасение китайцев моряками французской канонерской лодки Lion

После официального объявления войны "Иосино" стал флагманом Летучего отряда адмирала Цубои Кудзо в составе Такачихо , Нанива и Акицусима .

В битве при Ялу "Иосино" отличился ,он участвовал в потоплении крейсеров Бейянского флота "Цзинюань" и «Чжи-Юань» и нанесении серьезного урона броненосному крейсеру «Лай-Юань» .

«Чжи-Юань», находившийся под командой храброго и решительного капитана Дэна , в самом начале боя вышел из линии и вступил в жаркий бой с возвращавшейся летучей эскадрой. В него подряд попало несколько снарядов, и при громких кликах японцев он начал крениться на правый борт. Командир его сделал попытку таранить, но тщетно, так как огонь японских скорострельных орудий был очень силен. Когда он схватился с «Иосино», то крен увеличился, винты показались над водой, работая в воздухе, и корабль в 15:50 пошел ко дну со всем экипажем. В то время как он тонул, услышали сильный взрыв. Говорят, что решающий удар был нанесен ему 12,6-дюймовым снарядом одного из больших орудий Кане.

Там, над дальней горой… ( БАСЁ )  Японцы по бюджету 1891 финансового года заказали фирме "Армстронг"четвертый крейсер для своего флота по фирменному рецепту верфи.-12

Потом "Летучий отряд" переключился на уже горевший броненосный крейсер «Лай-Юань» и однотипный ему "Цзинюань" . В 15:52 «Такатихо» открыл огонь по "Цзинюань" с расстояния 3300 ярдов. «Иосино» со своими 6-дюймовыми скорострельными орудиями -с расстояния 2500 ярдов. В 16:48 "Цзинюань" накренился на левый борт и запылал. Показалась подводная часть; руль был бесполезен; корабль рыскал из стороны в сторону в дыму, среди грохота сражения. Целый град снарядов поразил его; корма погрузилась, и со страшным взрывом он пошел ко дну. Все китайцы, видевшие его потопление, приписывали его гибель торпеде, но японцы торпед не пускали. Было видно густое облако дыма, и взрыв произошел как раз перед моментом исчезновения корабля, который, опрокинулся вверх дном. Из 270 человек его экипажа спаслось всего семеро.

Там, над дальней горой… ( БАСЁ )  Японцы по бюджету 1891 финансового года заказали фирме "Армстронг"четвертый крейсер для своего флота по фирменному рецепту верфи.-13

По Симоносекскому мирному договору 1895 года японцам был передан о.Тайвань. Но местный гарнизон оказал сопротивление. "Иосино" в составе эскадры крейсеров прикрывал высадку десанта на Тайване и участвовал в подавлении сопротивления форта Cihou под Гаосюном 13 октября 1895 года.

На "Иосино" в качестве лейтенанта служил будущий адмирал Ясиро Рокуро.

japanese_cruiser_yoshino_ship_1893_at_yokosuka
japanese_cruiser_yoshino_ship_1893_at_yokosuka

Japanese_cruiser_Yoshino_at_Yokosuka1896
Japanese_cruiser_Yoshino_at_Yokosuka1896

После начала в 1904 году русско-японской войны крейсер был включен в состав эскадры, высланной для блокады Порт-Артура. В ночь на 15 мая 1904 года, возвращаясь на базу в густом тумане,он был протаранен броненосным крейсером «Касуга» близ мыса Шантунг, после чего перевернулся и затонул неподалеку от островов Эллиота вместе с большею частью команды . При этом погибли 332(335) члена экипажа. Из-за быстрой гибели спасти удалось всего 19 человек (38°07’N 122°33’E).

Это был черный день японского флота-через несколько часов на минах подорвутся и затонут два японских эскадренных броненосца , два миноносца и посыльное судно.Еще одна канлодка затонула от столкновения с другой канлодкой. Несколько кораблей встали на длительный ремонт.

После этих инцидентов на японских кораблях таран больше не предусматривался.

Там, над дальней горой… ( БАСЁ )  Японцы по бюджету 1891 финансового года заказали фирме "Армстронг"четвертый крейсер для своего флота по фирменному рецепту верфи.-16

"Иосино" стал одним из образцовых эльсвикских крейсеров,на время получившим и титул самого быстрого в мире.Боевыми успехами он и его близкие родственники обязаны удачной концепции Армстронга и умелому применению. Именно Летучий отряд Цубоя при Ялу принес победу японскому флоту,а в русско-японскую войну многочисленные "собачки",как прозвали русские моряки японские бронепалубники обеспечили японцам и разведку и прикрытие миноносцев и выматывающие противника набеги и ,наконец,"загрызание" стаей отставшего от эскадры противника в Цусиму.

Именно таких кораблей остро не хватало нашему флоту -для разведки,прикрытия эсминцев и минных постановок,дальнего дозора и набегов.

Точку в его карьере поставил анахронизм середины прошлого века-таран соседнего корабля отправил его на дно в самый разгар войны без всякого вмешательства неприятеля.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.