Найти в Дзене
Морская коллекция

Тяжелые крейсеры. Последний самурай."Хагуро".

Оглавление

Боевая служба третьего крейсера типа "Мёко"-"Хагуро" началась в 4-й дивизии крейсеров с базой на Сасебо. Корабль почтил своим присутствием сам император Хирохито,проведший на нем ночь с 22 на 23 октября 1930г.26 сентября 1935 "Хагуро" благополучно пережил проход через эпицентр тайфуна вместе с систершипами во время инцидента с Четвертым флотом. 9 апреля 1936 года во время манёвров у Циндао ночью столкнулся с "Нати". Оба корабля получили незначительные повреждения.

Крейсер Хагуро в море. 1936 год
Крейсер Хагуро в море. 1936 год

В 1936-37 годах, совместно с другими крейсерами своего типа, осуществлял переброску войск из Японии в Китай и осуществлял патрулирование прибрежных китайских вод. К началу войны входил в состав 5-й дивизии.

-2

схема бронирования
схема бронирования

-4

Фото модели любезно предоставлено каналом (кликабельно)-

Верфь на столе. Судомоделист

на котором вышла статья о модели крейсера «Хагуро» ,одного из знаменитой четверки. Много фото.

«Хагуро» (яп. 羽黒 по названию горы в префектуре Ямагата)

10 980 т (стандартное)
13 300 т. (полное)Длина201,7 мШирина20,7 м,Осадка 6,32 м.Бронирование-пояс
— 102 мм;
палуба — 32-35 мм;
башни — 25 мм;барбеты— 76 ммДвигатели4 паровые турбины,
12 котлов «Кампон»130 000л.с.
.Движитель4 гребных винта.Скорость 36 узлов.Дальность 8000 миль( на 14 узлах),экипаж 813 человек ,по проекту
1929 792 чел. ,1941 891 чел.Вооружение-1943 Радар тип 21 № 2
1944 Радар ПВО тип 13, радар тип 22 № 4S,Артиллерия-1929 5х2 200-мм орудий тип 3 № 1
1934 5х2 203-мм орудий тип 3 № 2,1929 6х1 120-мм зенитных орудий тип 10,2х1 7,7 мм пулемета,
1934 4х2 127-мм орудий тип 89
2х4
13-мм пулемёта тип 93
2х1
7,7-мм пулемёта
1939 4х2 127-мм орудий тип 89
2х2
13-мм пулемёта тип 93
4х2
25-мм орудий тип 96
1943 4х2 127-мм орудий тип 89
8х2, 8х1
25-мм орудий тип 96
1944 4х2 127-мм орудий тип 89
4х3, 8х2, 24х1
25-мм орудий тип 96

Торпедные аппараты-1929 4х3 ТА тип 12 (24 торпеды тип 8)
1934 2х4 ТА тип 92 (16 торпед тип 93)
1938 4х4 ТА тип 92 (24 торпеды тип 93).

Авиагруппа-1929 1 катапульта, 2 самолёта
1934 2 катапульты, 2-4 самолёта

-5

японский флот уходит из Брунейского залива
японский флот уходит из Брунейского залива

-7

5-я дивизия крейсеров контр-адмирала Такаги ( флагман-"Мёко") входила в состав Южного соединения (авианосец Рюдзе, 3 тяжёлых, 1 лёгкий крейсер и 7 эсминцев), прикрывавшего крупный войсковой конвой, который высадил десант на остров Минданао. В январе-феврале 1942 участвовал в захвате морской и авиационной баз Амбон,Макасар,островов Тимор,Борнео и других.

Голландский адмирал Карел Доорман собрал на о. Ява обьединенную эскадру для защиты от японского вторжения голландских колоний.26 февраля эскадра Доормана вышла навстречу десантному конвою японцев из 41 транспорта в сопровождении крейсеров "Хагуро" и "Нати",двух легких крейсеров и 14 эсминцев.В союзной эскадре было 2 тяжелых ( американский «Хаустон», британский «Эксетер») ,3 легких крейсера (голландский «Де Рейтер», австралийский «Перт», голландский «Ява») и 9 эсминцев.

27 февраля ,в 16-16 японские крейсера обнаружили противника и открыли огонь с дистанции 25 км. Первым попадание 203-мм снаряда получил флагманский корабль союзников —голландский крейсер "Де Рейтер", но снаряд не разорвался. Затем Хагуро вместе с эсминцами своей группы атаковал строй противника торпедами. Японские дальнобойные торпеды часто выпускались с максимальных дистанций, существенно снижая шансы на попадание. Не удивительно, что из 43 торпед ни одна не попала в цель. Во время этой атаки японские корабли были атакованы голландской авиацией, но безрезультатно.

Тонущий тяжелый крейсер Эксетер
Тонущий тяжелый крейсер Эксетер

В 17.08 полубронебойный снаряд с Хагуро почти вертикально попал в правую кормовую установку 102-мм зениток на английском крейсере "Эксетер" и разорвался в кормовом котельном отделении . Английский крейсер получил тяжелые повреждения, скорость его резко упала вдвое. Строй союзников был расстроен,японцы повторили торпедную атаку. В 17.15 одна из торпед, выпущенных возможно Хагуро попала в борт голландского эсминца "Кортенаэр", который мгновенно взорвался и затонул. Американские эсминцы нанесли торпедный удар по японцам, но из-за большой дистанции японские корабли успели отвернуть от торпед. Остатки союзной эскадры попытались выйти из боя,но в 23.00 противники вновь обнаружили друг друга и в 23.20 японские крейсеры в очередной раз атаковали строй противника торпедами. На этот раз они были выпущены всего с расстояния в 40 кабельтовых. Торпедная команда Хагуро вновь отличилась поразив Де Рейтер, торпеда с Нати попала в крейсер Ява. Оба крейсера потеряли ход и вскоре затонули. Оставшиеся корабли союзников оторвались от преследования и ушли в Батавию. Всего за бой Хагуро израсходовал 774 снаряда главного калибра (три четверти). Эффективность стрельбы была очень низкой (оба крейсера добились всего 5 попаданий) при этом четыре снаряда не взорвались. Торпедные удары были чуть точнее (3 из 153 торпед). Зато эффект от попаданий бы исключительным. Единственное попадание вывело из строя тяжелый крейсер, а каждая из достигших цели торпед отправила на дно вражеский корабль.

Через день японские тяжелые крейсеры приняли участие в ещё одном бою, перехватив, пытавшиеся уйти на Цейлон повреждённый Эксетер и два эсминца. Имея небольшой боекомплект Хагуро и Нати приняли ограниченное участие во втором бою в Яванском море, тем не менее их появление не позволило союзному отряду избежать боя, в котором все корабли противника были потоплены. Хагуро в ходе боя выпустил 117 снарядов главного калибра и 4 торпеды. Правда не попал ни разу.

тонущий "Де Рейтер"
тонущий "Де Рейтер"

Весной 1942 года японское командование попыталось захватить Порт-Морсби, Хагуро(вместе с Мёко) был включён в состав Ударного соединения адмирала Такаги, главной ударной силой которого были два тяжелых авианосца. Сражение в Коралловом море закончилась неудачей,захват не состоялся.В сражении у о . Мидуэй артиллерия и самолеты корабля не были задействованы.В июне участвовал в оккупации о. Кыска и других Алеутских островов.

В августе основные силы американского и японского флотов столкнулись у Соломоновых островов. 7 августа американцы высадились на Гуадалканал, начав решающую операцию в ходе Тихоокеанской кампании. Японское командование первый удар был нанесло по американской эскадре, охранявшей подступы к острову. Она была разгромлена в бою у острова Саво. Обе стороны активно подтягивали резервы. В конце августа 1942 года японцы предприняли попытку отбить остров, используя главные силы своего флота. 5-я дивизия тяжелых крейсеров (Хагуро и Мёко) вошла в состав Передового соединения вице-адмирала Кондо. Крейсер Хагуро не сыграл значительной роли в этом сражении, успешно отразив несколько атак американских самолетов,включая В17.После проведения ремонта в метрополии, Хагуро вновь был направлен в район Соломоновых островов.В феврале 1943 года крейсер вместе с другими кораблями 4-й и 5-й дивизии тяжёлых крейсеров принимал участие в прикрытии эвакуации японских войск с Гуадалканала. После поражения в боях за Гуадалканал, японский флот фактически свернул активную деятельность, сберегая силы для решающего сражения с американским флотом. Тяжёлый крейсер Хагуро в мае вернулся в метрополию, где с 19 мая по 12 июня находился в районе острова Парамушир из-за угрозы американцев в районе Алеутских островов. Затем в течение июня-июля корабль проходил очередную модернизацию. Прежде всего, было в очередной раз было усилено зенитное вооружение.

 Тяжелый крейсер "Haguro" после воздушной атаки на Симпсон-Харбор, Рабаул. 2 ноября 1942 г.
Тяжелый крейсер "Haguro" после воздушной атаки на Симпсон-Харбор, Рабаул. 2 ноября 1942 г.

Тем временем американские флот и армия медленно продвигались вдоль цепочки Соломоновых островов, создавая угрозу крупной японской базе в Рабауле. Хагуро дважды (в начале августа и середине сентября 1943 г.) использовался для доставки подкреплений в Рабаул, а также эскорта транспортных соединений. В результате, крейсера Мёко и Хагуро оказались на стоянке в Рабауле во время начала высадки американцев на остров Бугенвиль. Командующий 8-м Флотом вице-адмирал Самедзима решился на любимый японцами ночной бой, бросив в ночь на 2 ноября в бой имеющиеся у него силы: 2 тяжелых крейсера, 2 лёгких крейсера и 6 эсминцев. Целью похода были в первую очередь американские транспорты.

 Крейсер Хагуро в Рабауле. 2 ноября 1943 года
Крейсер Хагуро в Рабауле. 2 ноября 1943 года

Однако американцы ожидали нападения,крейсера были заранее обнаружены авиацией. Ещё перед боем Хагуро, в ночь на 2 ноября у мыса Мольтке получил некоторые повреждения носовой надстройки и борта в средней части корпуса от близкого разрыва 227-кг бомбы, сброшенной самолетом-разведчиком SB-24 из состава 5-й бомбардировочной группы. Скорость крейсера упала до 26 узлов. Противник отвёл транспорты, а соединение прикрытия (4 лёгких крейсера и 8 эсминцев) заняло позиции для перехвата. В последовавшем затем ночном бою в заливе императрицы Августы японцы потеряли лёгкий крейсер Сендай и 1 эсминец, не нанеся существенных потерь противнику (повреждён один эсминец). Решающую роль сыграло наличие у американцев хороших радаров, позволивших раньше обнаружить японские корабли. Японские тяжелые крейсеры принял участие в завершающей стадии боя, получив шесть попаданий 152-мм и 127-мм снарядов, не причинившего серьёзных повреждений (к тому же 4 вообще не разорвались). Был убит 1 и ранено 5 человек. Сам крейсер атаковал противника торпедами и возможно попал тремя неразорвавшимися снарядами в лёгкий крейсер Денвер. В очередной раз японцы вышли из боя, ошибочно посчитав, что противник понёс большие потери. Утром 2 ноября гавань Рабаула была атакована 75 бомбардировщиками В-25. Несколько судов было потоплено и повреждено но Хагуро попаданий не получил.

Повреждения Хагуро в бою в заливе Императрицы Августы были незначительными, но требовали ремонта, поэтому 4 ноября крейсер вышел в Трук, ведя на буксире повреждённый танкер Ниссо Мару, а затем в Сасебо. Это позволило ему избежать повреждений во время следующего налета авианосной авиации на Рабаул.В метрополии тяжёлый крейсер получил ещё восемь одиночных 25-мм автомата.

-12
IJN_1st_Mobile_Fleet_under_attack_20-June-1944
IJN_1st_Mobile_Fleet_under_attack_20-June-1944

23 декабря 1943 Хагуро в очередной раз прибыл в Трук, где находился до середины февраля, из Трука он ушёл 10 февраля 1944 года счастливо избежав мощного налета авианосной авиации неделей спустя. 6 апреля 1944 года, во время очередной перехода Хагуро и другие корабли был атакован американской подводной лодкой SS-247 Дейс, которая безрезультатно выпустила 6 торпед.

Решающее сражение, к которому японцы готовились столь долгое время произошло в районе Марианских островов. 5-я эскадра тяжёлых крейсеров была придана соединению авианосцев, осуществляя его непосредственную охрану. Сражение прошло крайне неудачно для японского флота. 19 июня почти в самом в начале боя Хагуро принял с повреждённого американской подводной лодкой (и позднее затонувшего) авианосца "Тайхо" штаб Объединённого флота во главе с адмиралом Одзава. Таким образом, в конце сражения Хагуро ненадолго стал флагманским кораблём японского флота. Крейсер был не приспособлен к этой роли: на нём не хватало места для многочисленного штаба и он не был обеспечен достаточными средствами связи. В итоге, Одзава был лишён возможности полноценно управлять огромными силами. Это не позволило ему своевременно оценить обстановку и принять решение об отходе. Лишь на следующий день штаб адмирала был переведён на авианосец"Дзуйкаку". К вечеру флот был атакован американскими палубными самолётами и понёс новые потери. Хагуро во время атаки прикрывал авианосцы, не получив попаданий, но и не сбив ни одного самолёта. После понесённого поражения японский флот вернулся в метрополию.

После победы в сражении у Марианских островов следующей целью американского флота стали Филиппины, высадка на которые началась в октябре 1944 года.Японцы ввели в бой все доступные силы. 5-я дивизия тяжелых крейсеров (Мёко и Хагуро) была включена в состав Центрального соединения . На подходе к Филиппинам крейсеру Хагуро удалось избежать атаки американской подводной лодки Дейс 23 октября, увернувшись от двух торпед. Другие атаки привели к гибели двух и повреждению ещё двух тяжёлых крейсеров. На следующий день соединение подверглось мощнейшим ударам авиации в море Сибуян. После повреждения Мёко, заставивших его покинуть соединение, Хагуро стал флагманским кораблём 5 дивизии тяжелых крейсеров.

Через два дня Хагуро принял участие в бою у острова Самар. 25 октября Центральное соединение вышло в Филиппинское море и у острова Самар атаковало соединение американских эскортных авианосцев в охранении эсминцев. В ходе сражения американцы задействовали всю доступную авиацию с шести эскортных авианосцев, в то время как японский флот обрушил всю мощь своей артиллерии. Крейсер принял активное участие в бою и, скорее всего, внёс решающий вклад в потопление авианосца Гэмбиер Бэй. Кроме того он нанес повреждения эсминцам Хеерманн и Семюэль Л. Робертс, который позже затонул. В свою очередь в 08.25 Хагуро получил прямое попадание 454-кг бомбой в башню главного калибра № 2 которая взорвалась внутри боевого отделения, убив 30 человек. Быстрое закрытие пожарных дверей спасло корабль от взрыва погребов. Бомба была сброшена самолетом"Эвенджер" с одного из эскортных авианосцев 77-й оперативной группы. Повреждённый крейсер вместе с Центральным соединением успешно избежал атак американской авиации на обратном пути и 28 прибыл в Бруней, а затем вернулся в Сингапур. Сражение у Филиппин(залив Лейте) стало настоящим избиением крейсерских сил японского флота — было потоплено 7 тяжёлых крейсеров и повреждено 6 кораблей.

Из Сингапура тяжёлый крейсер почти не выходил в море, британский флот активно охотился за ним. В конце декабря Хагуро принял участие в спасении крейсера Мёко, который был повреждён американской подводной лодкой. 23 декабря Хагуро удалось взять повреждённый корабль на буксир и через два дня привести его в Сингапур. В мае 1945 года крейсер был использован для доставки продовольствия гарнизону Андаманских островов. Первый рейс был отменён из-за угроз встреч с превосходящими силами английского флота, которые целенаправленно охотились за последними крупными японскими кораблями в этом районе.

Через несколько дней Хагуро с эсминцем Камикадзе выступил в поход. На следующий день корабли были замечены с самолетов 61-го авиакрыла и атакованы бомбардировщиками "Эвенджер" из 851-й эскадрильи. Бомбардировщики нанесли лишь небольшие повреждения крейсеру, который сбил один из них а экипаж взяли в плен. Вечером 15 мая была получена информация о английских эсминцах. В тяжелых дождевых условиях со шквалистым ветром и грозой британский эсминец HMS Venus (R50) запеленговал японские корабли на расстоянии 39 миль. Британская эскадра выстроилась в форме полумесяца позволяя японской группе двигаться в ловушку. Командир соединением вице-адмирал Хасимото принял решение уклониться от боя, но ночью встретился с 26-й флотилией эсминцев (Сомарец, Верулам, Виджилант, Венус и Вираго), что привело к бою в Малаккском проливе. Хагуро первым визуально обнаружил эсминцы и сделал по ним два залпа из главного калибра, добившись попадания в Сомарец (2 убитых и 3 раненых). Снаряды главного калибра крейсера пробили борт эсминца в районе котельного отделения №1, разорвали подающий паропровод и не разорвавшись вышли насквозь. HMS Saumarez (G12) потерял ход и получил крен на правый борт, но успел выпустить торпеды. Вскоре Хагуро получил попадание двух 533-мм торпед Mk IX в левый борт — напротив башен № 1 и № 3. Корабль потерял ход и накренился на 30°. Вскоре в крейсер попала третья торпеда (с HMS Verulam (R28 )— на этот раз в машинное отделение левого борта. HMS Venus (R50) попал в корабль одной торпедой в 1:25. Крейсер затонул носом вперед в 27 милях к северо-востоку от Пенанга в 2:06 после получения торпеды от HMS Vigilant (R93) и второй от HMS Venus (R50) . IJN Kamikaze был поврежден и вынужден был отступить, он вернулся на место боя на следующий день, чтобы спасти оставшихся в живых,после полудня 17 мая вернувшийся из Пенанга Камикадзе подобрал из воды 320 человек. Остальные 880, включая вице-адмирала Хасимото и командира корабля Кайю Сугируа погибли. Корабль был исключен из списков флота 20 июня.

Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-

Линейные крейсеры.

Линейные корабли.

Тяжелые крейсеры.

Броненосцы береговой обороны.

Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал!

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам