Найти в Дзене
Морская коллекция

Крейсера. Гешефт по старой дружбе. «Канрин Мару»

Оглавление

«Канрин Мару» в Тихом океане. Художник – Сузуфудзи Яудзиро
«Канрин Мару» в Тихом океане. Художник – Сузуфудзи Яудзиро
Тихого океана
нарушили безмятежный сон
Пароходы;
всего четыре корабля достаточно
чтобы мы не спали ночью.
кёка, юмористическое хокку .1854

Как ни странно, самые теплые отношения с европейской страной у Японии возникли с Голландией, одной из самых агрессивных колониальных держав. Хотя первыми европейцами, прибывшими на острова в 1543 году были португальцы, познакомившие японцев с мушкетами, но укорениться в стране они не смогли. Активная миссионерская деятельность, которой занимались прибывшие вместе с португальскими торговцами иезуиты, подрывала основы синтоистского мировоззрения, создавала противоречия в обществе и разрушала традиционные ценности (например, семейные). Уже в 1587 году миссионерство было в Японии запрещено.

Зато в Японии появились голландцы, предельно прагматичные и не озабоченные обращением в свою веру (протестантизм) других народов. При сёгуне Токугава Иэясу отношения между странами начали активно развиваться. В 1639 году Япония на два века закрылась от внешнего мира, но единственным окном на Запад остались голландские купцы.

Голландец с яванским рабом и собачкой. Эстамп неизвестного художника. Нагасаки, конец XVIII века
Голландец с яванским рабом и собачкой. Эстамп неизвестного художника. Нагасаки, конец XVIII века

Секрет голландской монополии был довольно прост- голландцы не занимались миссионерством, что не нравилось сёгунату, ввиду постоянных проблем в метрополии они не имели ни желания ни возможности захватить Японию и сделать ее колонией. Кроме того, голландская фактория в Нагасаки позволила Голландии сохранить островок суверенитета во время наполеоновских войн, когда Бонапарт кроил из метрополии вассальные государства.

Голландия стала единственным поставщиком в Японию европейской науки. Остров Дедзима в бухте Нагасаки стал перевалочной базой не только для голландских товаров, но и для книг, которые переводились с европейских языков на голландский и также ввозились в страну. Существовало целое сообщество «голландоведов» (ратакуся). Они переводили и адаптировали голландские книги по всем отраслям науки.

Голландцы на острове Дэдзима
Голландцы на острове Дэдзима
Остров Дедзима, 1804.
Остров Дедзима, 1804.

Через голландскую форточку японцы знакомились и с европейскими новинками в военном деле, закупали современные пушки и ружья.

Визит черных кораблей коммодора Перри заставил сёгунат открыть не только голландскую форточку, но и двери с окнами для американцев, англичан, французов, русских и других европейцев.

Черные корабли Перри . 1854
Черные корабли Перри . 1854
Флот коммодора Пэрри во время второго визита в Японию 1854.
Флот коммодора Пэрри во время второго визита в Японию 1854.

Слева – Мэттью Перри (фото в США), справа – таким его изобразил японский художник
Слева – Мэттью Перри (фото в США), справа – таким его изобразил японский художник

Для сёгуна ситуация была очевидной, без мощной военной силы страну колонизаторы растащат на куски. У островной Японии принципиальным приоритетом стало наличие современного военного флота, способного противостоять черным кораблям европейцев. Сами японцы могли на тот момент строить только нелицензионные копии попавших к ним в руки устаревших судов европейского типа. Это привело бы к стабильному отставанию на несколько десятилетий от передовых стран.

В августе 1855 года голландский посол, еще лучше понимавший перспективы Японии после открытия Западу, подарил от имени голландского короля Вильгельма III японскому правительству военный колесный пароход Soembing 1850 года постройки из состава голландской эскадры в Ост-Индии. Корабль назвали «Канко Мару», на нем японцы начали обучаться управлению паровыми кораблями. Парламент Голландии, правда, посчитал подарок слишком роскошным и не укладывающимся в бюджет, но обратно не потребовал.

Однако инвестиции окупились быстро, правительство сёгуната решило обзавестись небольшим винтовым клипером для учебных и представительских нужд. И японцы уже знали, к кому можно обратиться.

Голландцы помогли чем могли- Военно-морской центр в Нагасаки, целый десант морских офицеров и специалистов для подготовки местных кадров, возможность покупать старые и заказывать новые корабли у голландского флота. С голландской стороны проработку комплекса сотрудничества вел капитан-лейтенант Фабий, который и сформулировал концепцию идеального военного корабля для Японии- корвет с плоской палубой в 10-12 орудий и 100 л.с. Но готовых таких не было. И концепт для японцев в итоге стал и концептом для небольшого и недорого корабля голландского колониального флота. Голландцы предусмотрительно учитывали возможность расторжения контракта, чтобы корабль подходил и для себя.

Япония 1727
Япония 1727

Голландия в середине 19-го века уже явно не первоклассная морская держава и не законодатель моды в кораблестроении, но определенными амбициями и промышленными возможностями она обладала. В этот период сама Голландия переходила на винтовой флот. Согласно программе 1852 года была предусмотрена постройка одного винтового фрегата (Piet Hein, позже Wassenaar), двух винтовых корветов (Medusa и Borneo (позже Amelia ), и одной винтовой шхуны (Vuurpijl, позже Montrado).

Но вариант Montrado ( 400 тонн, длина 40 м, осадка 2,68 м) с номинальной мощностью машины 70 л.с. оказался слишком маломощным для военных целей.

В мае 1855 года новый министр военно-морского флота Де Смит ван ден Бруке представил парламенту «План 1855 года» для флота метрополии и Ост-Индии. По плану флот Нидерландов должен был иметь 3 винтовых паровых фрегата мощностью 400 л.с. (50 орудий и 500 человек), кроме того для Ост-Индских колоний 12 винтовых корветов мощностью 250 л.с. (12 30-фунтовых орудий и 125 человек), а для охраны мелких городов и баз- 15 «винтовых пароходов» мощностью 100 л.с. (12 орудий и 85 человек). Для рек и прибрежного мелководья предназначались малые гребные суда.

Для выполнения программы по 100-сильным винтовым пароходам был разработан проект винтового корвета (шлюпа) типа «Бали». Министерство разместило заказ на первые два корабля этого типа на частной верфи Fijenoord в связи с загруженностью казенных верфей. Fijenoord передала заказ в субподряд верфи Fop Smit в Киндердейке (позже переименована в L. Smit en Zoon), что допускалось контрактом. Fijenoord специализировался на двигателях и железных кораблях, для него строительство деревянных корпусов корветов было непрофильным и более дорогим предприятием, Fop Smit же имел хорошую репутацию в современном судостроении, в том числе деревянном.

Головной корабль получил имя «Бали». Считалось, что оба корвета строятся для голландского королевского флота, строили "для себя". Планировалось, что «Бали» будет закончен в апреле и сдан в эксплуатацию 1 мая 1856 года. Но он сойдет на воду лишь 8 октября 1856 года. Машины были изготовлены самим Fijenoord.

Кроме того в прессу попали сведения о том, что в апреле 1856 года был закончен макет корвета в масштабе 1/40 ( над ним полтора года трудились два мастера) и его отправили в подарок японскому императору.

Второй корвет был заложен в июле 1856 года в Киндердейке. 12 ноября 1856 года Фоп Смит спустил на воду «винтовую военную шхуну» («пароход для японского правительства») с машинами Фиеноорда, водоизмещением 600 тонн и 32-фунтовыми пушками, второй винтовой корвет типа «Бали», который, как оказалось, строился по японскому заказу. В 1857 году завершился монтаж паровых котлов и механизмов, изготовленных в Роттердаме.

В январе 1857 года (по другим данным 26 марта 1857 года) корвет, незамысловато названный «Япония», под командованием Хюссен ван Каттендейке (будущий руководитель Учебного центра военно-морского флота в Нагасаки до его закрытия), отправился в Страну тогда еще Восходящего Солнца. 22 сентября 1857 года первый японский винтовой пароход с голландской командой прибыл в Нагасаки.

По прибытии в Японию пароход был включен в военный флот Токугава и переименован в «Канрин Мару»(咸 臨 丸, Непреклонный, по другой версии означает понятие китайской философии о дружбе между правителями и министрами), став первым винтовым военным кораблем Японии. Японской казне, тогда весьма небогатой, корвет обошелся в 100 тысяч серебряных мексиканских долларов (на тот момент мировая валюта). Это было раза в два дороже, чем на основных европейских верфях, но тогда у японцев был всего один друг, Голландия. А дружба стоит дорого.

Третьим кораблем этого типа стал «Зомбинг» (Soembing), получивший имя подаренного японцам в 1855 году парохода, чтобы сгладить последствия парламентского скандала по этому вопросу. Тем более японцы платили за все. Корабль был заложен на государственной верфи Rijkswerf Vlissingen 17 мая 1856 года. 29 ноября 1856 года его спустили на воду.

После завершения «Канрин Мару» Токугава заказал второй винтовой корвет этого типа.

Chōyō Maru (朝陽, Утреннее солнце) и Denryū Maru были построены Корнелисом Гипсом (C.Gips & Sons) в Дордрехте как Jedo и Nagasaki соответственно, с такой же машиной Фидженоорда в 100 л.с. Считается, что они были построены по тем же чертежам, что и «Канрин Мару». Они стали четвертым и пятым корветами типа «Бали». Стоимость Chōyō Maru также составила 100 тысяч серебряных мексиканских долларов. Denryū Maru был заказан уже не от имени сёгуната, а княжеством Сага, куплен в ноябре 1858 года в Нагасаки за те же 100 тысяч мексиканских долларов.

В принципе на этом технические возможности Голландии приобщить Японию к современным технологиям были исчерпаны. Японцы же за свои трудовые рё и иены хотели получить лучшее, что мог предоставить Запад, поэтому в дальнейшем переориентировались на сотрудничество с Англией, Францией и США.

В голландском флоте развитием проекта стали шлюпы типа "Везувий". «Бали» и «Зомбинг», вошедшие в состав голландского флота, испытали на себе все проблемы голландской военно-морской классификации. Первоначально голландцы называли их «винтовыми корветами», затем военными пароходами, а потом винтовыми шхунами. В итоге при вступлении в строй «Бали» был одноклассником маленькой «Монтрадо» как шхуны с паровой тягой.

Когда голландцы в 1857 году ввели номерные классы, «Бали» и «Зомбинг»были классифицированы как винтовые пароходы четвертого класса. В 1866 году оба корабля (кстати и «Монтрадо» ) также стали винтовыми паровыми кораблями 3-го класса.

В более или менее окончательной классификации голландских винтовых пароходов паровые корветы стали 2-м классом, артиллерийские — 4-м классом, а класс «Бали» — 3-м классом. Корабли третьего класса по-английски назывались «шлюпами», ближайший аналог-британские шлюпы типа Swallow.

«Канрин Мару» в продольном разрезе, современная схема
kikonai-kankou.net
«Канрин Мару» в продольном разрезе, современная схема kikonai-kankou.net
Чойо Мару на картине 1868
Чойо Мару на картине 1868

«Бали» HNLMS Bali. Fop Smit (переим. L. Smit en Zoon), Киндердайк. Заложен сентябрь 1855 г. Спущен на воду 8 октября 1856 г. Вступил в строй 16 марта 1857 г. Выведен из эксплуатации около апреля 1877 года

«Канрин Мару», Kanrin-Maru (咸臨丸)( бывший «Япония» ( Japan). Fop Smit (переим. L. Smit en Zoon), Киндердайк; Военно-
морской арсенал Хеллехуфтслайс. Спущен на воду 12 ноября 1856 г. Вступил в строй 26 марта 1857 г. (отплыл). Потерян 1871 г. Потерпел крушение в тайфун

« Зомбинг» HNLMS Soembing. Рейксверф, Флиссинген. Заложен 17 мая 1856 г. Спущен на воду 29 ноября 1856 г. Вступил в строй 3 октября 1857 г. Угольный склад с 1872 г.

«Чойо Мару» или «Тео Мару» Chōyō Maru (朝陽)( бывший "Эдо"(Yedo ). C.Gips & Sons, Дордрехт. Спущен на воду 20 августа 1857 г. Вступил в строй 21 января 1858 г. (отплыл). Погиб 11 мая 1869 г.

«Денрю Мару» Denryū Maru 電流 (бывший "Нагасаки"( Nagasaki). C.Gips & Sons, Дордрехт. Спущен на воду 3 сентября 1857 г. Вступил в строй 3 мая 1858 г. (отплыл). Разобран 1871.

Водоизмещение 300/620 тонн, 600 т (591 длинная тонна ). Длина 41,00 п /п/48,8 м. Ширина 7,27/8,50-8,74 м . Осадка 3,40 - 3,85 м. Глубина трюма 5 м.
паровая машина, 100 номинальных лошадиных сил. 2 коробчатых котла. 1 вал. 3-мачтовая шхуна. Скорость пар- 6-8,5 узлов; паруса 9 узлов. Экипаж 85-100 человек
Вооружение-12 гладкоствольных 32-фунтовых пушек

Серия представляла собой трехмачтовые корветы с деревянным корпусом, парусным вооружением шхуны и вспомогательной одноцилиндровой угольной поршневой паровой машиной мощностью 100 лошадиных сил , вращающей один вал.

Корабли немного отличались по своим данным, например «Бали» и «Зомбинг»: длина по ватерлинии- 40,80 и 41,10 м, ширина по ватерлинии за бортом корпуса составляла 8,74 и 8,52 м, высота борта 3,28 и 3,38 м, водоизмещение 604 и 608 тонн.

Для всех кораблей этого типа использовались паровые машины 100 л.с производства Fijenoord. На испытаниях головной корвет развил под парами скорость 7, 8 узла, при использовании винта большего размера (резервного) скорость увеличилась до 8,25 узла. В итоге максимальная скорость «Бали» составила 8,5 узлов.

Отзывы о мореходности «Канрин Мару» были очень положительными.

По проекту вооружение корветов данного типа в 1859 году составляло 4 длинных 12-фунтовые пушки и 4 30-фунтовые карронады общим весом 9850 кг. До 1861 года на «Бали» было 8 орудий. Планировалось, что у «Зомбинг» будет то же вооружение.

В 1869 году «Бали» имел уже 10 орудий: 2 длинных 12-фунтовые пушки и 8 30-фунтовые карронады - 10680 кг. К тому времени вооружение «Зомбинг» значительно отличалось от вооружения головного корабля, у него было было 2 16-см RML и 4 средних 30-фунтовых № 1 или 2. 16-см RML весил 1792 кг, средний 30-фунтовый весил 1650 кг, поэтому общий вес был 10 184 кг.

По известным данным корабли, построенные для Японии, имели те же технические характеристики, что и голландские. Это логично, у японцев еще не было опыта, чтобы заказывать под себя изменения конструкции.

Экипаж «Чойо Мару» на 4.01.1868-108 человек, в апреле 1868-
17 офицеров, 67 нижних чинов, 1869- 103 человека. Артиллерия- изначально 12 орудий, декабрь 1857 - одна 12-см бронзовая пушка , четыре 1-фунтовые пушки, четыре 12-фунтовые пушки, восемь 30-фунтовых пушек, одна 12-см пушка; 1868
-8 пушек.

«Денрю Мару» имел в 1870 году экипаж 90 человек. Вооружение- штатное - 4 16-см бортовых орудия (сняты в апреле 1870 г. ), одно 40-фунтовое орудие Армстронга, одно 20-фунтовое орудие Армстронга,, одна 12-фунтовая пушка, 4 12-фунтовых орудия Уитворта, 2-4 30-фунтовые «карронады», 1 12-см пушка , 4 1 фунтовые артиллерийские пушки.

«Канрин Мару»? Оказывается нет. Японцы доказали-что это "Цукуба"в 1887 в Сан-Франциско
«Канрин Мару»? Оказывается нет. Японцы доказали-что это "Цукуба"в 1887 в Сан-Франциско

В 1855 году в Нагасаки при помощи голландцев был открыт Учебный центр военно-морского флота. Нагасаки тогда был единственными морскими воротами страны, через которые поддерживалась внешняя торговля с Китаем, Кореей, королевством Рюкю и Нидерландами. Первым учебным судном для курсантов центра, обучавшихся у голландских офицеров, стал колесный пароход «Канко Мару», подаренный голландцами.

Вторым стал «Канрин Мару». 3 года будущие морские волки учились на нем управляться с машиной, парусами, навигацией и пушками во время походов вдоль берегов Кюсю.

В 1859 году изменилась политическая ситуация. Из-за конфликта сёгуната с княжеством Сага (где расположен Нагасаки), учебный центр перенесли в Эдо, столицу Токугава. Сюда же перебазировались и учебные корабли центра.

К 1860 году сёгунат и даймё обзавелись флотами современных пароходов, в общей сложности несколько десятков военных и транспортных кораблей. Но использовались они только в хорошую погоду и рядом с берегом.

А сёгун посчитал, что Япония уже может заявить о себе как о морской державе. Подтвердить это должно было прибытие японского посольства в Сан-Франциско на японском военном корабле. Единственной достойной кандидатурой стал «Канрин Мару». Правда, штатный экипаж для него собирали вручную-из отличившихся кадетов и из опытных рыбаков, офицерский состав-из преподавателей военно-морской школы.

Так как доставка японского посольства в США была в американских интересах, то сопровождать дипломатов американцы выделили фрегат «Паухатан». На американском фрегате в итоге делегацию и повезли, а чтобы сопровождающий японский корвет по дороге не утонул, его команду усилили 10 американскими матросами во главе с офицером Джоном Бруком.

18 января 1860 года небольшой отряд оставил Японию и направился в Сан-Франциско. Первый же шторм стал испытанием для японского суденышка, ветер кидал его по десятиметровым волнам, палубу целиком залило водой, треснула одна мачта, канаты трещали от перегрузок. Японская же часть команды с непривычки целиком слегла с морской болезнью. Вся работа легла на плечи американских матросов. Им помогали два оставшихся на ногах японца, как ни странно, из состава дипломатической миссии. Накахама Мандзиро ехал как переводчик, но имел богатую биографию, побывав нищим рыбаком, американским китобоем, золотодобытчиком, японским чиновником и придворным самураем. Вторым "крепким орешком" среди японцев оказался Фукудзава Юкити, примкнувший к посольству для изучения США.

посольство
посольство

Путешествие продлилось 40 дней, 27 февраля 1860 года «Канрин Мару» и «Паухатан» вошли в гавань Сан-Франциско. Дипломаты отправились в Вашингтон по суше ратифицировать новый договор о дружбе, торговле и мореплавании между Соединенными Штатами и Японией, а корвет починили на верфи Мар-Айленд за счет принимающей стороны. Заменили мачту, починили такелаж и перебрали паровую машину. Обратно в Японию пароход ушел один, без дипломатов и всего с 5 американскими матросами. Тем не менее поход прошел успешно, погода была тихая, 23 июня 1860 года учебный винтовой клипер «Канрин Мару» вернулся домой через Тихий океан.

Это стало вторым официальным посольством Японии, пересекшим Тихий океан, примерно через 250 лет после посольства Японии во главе с Хасекура Цуненага в Мексику, а затем в Европу в 1614 году на борту построенного японцами галеона Сан-Хуан-Баутиста.

Выводы были сделаны и флот Токугава стал ориентироваться на океанские походы. Кроме того, на периферии Японской империи, на Хоккайдо, Цусиме, островах Рюкю и Бонин стали возникать конфликты с европейскими державами и без флота эти территории было не удержать.

В 1861 и 1862 годах «Канрин Мару» посетил остров Цусима и необитаемые Бонинские острова (Огасавара). Японцев интересовали в первую очередь залежи гуано («тихоокеанского золота»), а также возможность заселения и создания военных баз. В итоге японское правительство заявило иностранным дипломатам о своем суверенитете над Цусимой и островами Бонин. Благодаря англо-русскому соперничеству Японии это удалось.

Сёгунат продолжал увеличивать свой военный флот, но внутри страны его авторитет падал. Особенно в южных княжествах, более всего общавшихся с западными государствами, росло понимание необходимости более кардинальных реформ для модернизации страны. В 1864 году княжество Тёсю на юге острова Хонсю попыталось организовать в столице военный переворот. Неудачно.

-13

Флот Токугава перебросил на юг все имеющиеся войска. «Канрин Мару» также занимался перевозкой войск, хотя был готов и к бомбардировке побережья. В этот раз хватило демонстрации силы, Тёсю сдалось и выдало мятежников.

В 1866 году Тёсю вновь начало мятеж. Сёгуну пришлось штурмовать укрепленный остров Суоосима. Из собранного 20 тысячного войска места на пароходах хватило лишь двум тысячам. 5 кораблей Токугава проводили артподготовку по укреплениям островитян. Однако высаженный десант был разгромлен.

Южане закупили в Англии и США стальные нарезные пушки, скорострельные винтовки и карабины, даже униформу, намного опередив отсталую армию сёгуната. «Канрин Мару» шел во второй волне вторжения и ему пострелять не довелось. Старый сёгун Токугава Иэмоти умер и нападение свернули, флот вернулся в Йокосуку.

Карта операции по захвату поселения Суоосима, 1866 год. Автор – Сакамото Рёма
Карта операции по захвату поселения Суоосима, 1866 год. Автор – Сакамото Рёма

Активное использование при плохом техническом обслуживании изрядно поизносило механизмы корабля, паровая машина стала часто ломаться, капитальный ремонт в Японии произвести возможности не было, арсенал в Йокосуке только строился. Поддержание разнородного и устаревшего флота в боеспособном состоянии было крайне трудной задачей. Пополнение флота, исходя из ограниченных финансовых возможностей, также шло уже многое повидавшими кораблями.

В 1866 году, после девяти лет службы, «Канрин Мару» поставили на капитальный ремонт и модернизацию. При этом с корабля были сняты котлы и паровая машина, первый винтовой пароход японского флота превратился в парусник. Особого выбора не было. На тот момент заказ и доставка новой силовой установки по цене были сравнимы с покупкой нового корабля.

Накопившиеся противоречия привели к гражданской войне в Японии. Мятежные южные княжества Сацума и Тёсю объединились вокруг юного императора Мацухито с требованием упразднения сёгуната и передачи всей власти императору. Токугаву поддержали верные ему северные княжества.

Последний сёгун Токугава Ёсинобу сам отказался от должности сёгуна и попытался найти компромисс с мятежниками. Гражданская война или война Босин началась 27 января 1868 года. Уже 30 января, в первой же битве при Тоба–Фусими сторонники сёгуната потерпели катастрофическое поражение, их армия разбежалась, а остатки войск были деморализованы.

Флот во главе с адмиралом Эномото Такэаки прочно стоял за Токугава, его силы превосходили объединенный флот мятежных княжеств: флагманский винтовой фрегат «Кайо Мару», вооруженные винтовые пароходы-канонерки «Тиёдагата» и «Банрю», вооруженный колесный пароход «Кайтен», паровые транспорты «Чогей», «Микахо», «Шинсоку» и парусный транспорт «Канрин Мару».

 Адмирал флота сёгуната Эномото Такэаки. Фото 1868 года
Адмирал флота сёгуната Эномото Такэаки. Фото 1868 года

Однако флот ничем не смог помочь разгромленным сторонникам Токугава, в сентябре 1868 года он принял на борт около 2000 оставшихся бойцов и обосновался в крепости Хакодатэ на острове Хоккайдо, вместе с казной сёгуна и рембазой для флота.

Но путь на север оказался не простым, кораблям Энамото пришлось пройти через тайфун. При этом парусный «Канрин Мару» отнесло в сторону и 11 сентября 1868 года он попытался укрыться в гавани Симидзу, но сел на мель.

Симидзу уже контролировали южане, которые развернули полевую артиллерию и открыли огонь. Экипаж поднял белый флаг, но противник пошел на абордаж и, несмотря на отчаянное сопротивление моряков, захватил судно. Большинство команды погибло в бою, их похоронили на кладбище Симидзу. Выжившие были взяты в плен.

После разгрома республики Эдзо, основанной адмиралом Энамото на Хоккайдо, гражданская война закончилась.

В сентябре 1869 года «Канрин Мару» был передан из военного министерства на гражданскую службу. «Канрин Мару» еще раз пригодился стране, он стал единственным транспортным средством службы по заселению северных территорий.

2 года он доставлял на Хоккайдо переселенцев и грузы. 2 ноября 1871 года, доставив на Хоккайдо 401 переселенца из опального клана Катакура, при возвращении из Хакодате в Отару «Канрин Мару» попал в ураган и сел на мель на скалах мыса Киконай. Все люди, находившиеся на его борту, были спасены, но судно затонуло.

.Мемориал 100-летия визита Канрин Мару в Сан-Франциско
.Мемориал 100-летия визита Канрин Мару в Сан-Франциско
табло на мысе Сараки-на месте гибели
табло на мысе Сараки-на месте гибели

почтовая марка канрин-мару
почтовая марка канрин-мару

В 1984 году был найден железный якорь корабля.

За годы службы ему пришлось сменить множество «профессий», в каждой из которых отражалось стремительное развитие японского государства. Первенец японского флота успел побывать «учителем», «дипломатом», «исследователем» и «воином».

В 1990 году копия корабля в два раза больше оригинала была заказана в Нидерландах. Корабль находится в тематическом парке Huis Ten Bosch в Кюсю, на юге Японии. Сейчас он используется как экскурсионный корабль к водопадам Наруто.

-19
-20

Каждый год 15 и 16 августа в городе Киконай проводится « Фестиваль Киконай Канрин Мару » в честь Канрин Мару, в котором ежегодно участвуют потомки экипажа Канрин Мару, пересекшего Тихий океан.

«Чойо Мару»
«Чойо Мару»

«Эдо» прибыл в Нагасаки в мае 1858 года и вскоре был переименован в «Чойо Мару», он также начал службу в качестве учебного судна в Военно-морском учебном центре в Нагасаки. Возглавлял центр Нагаи Наоюки, а голландскими преподавателями командовал лейтенант Х. ван Каттендейке. Через месяц к учебным судам центра «Канко Мару», «Канрин Мару» и «Чойо Мару» присоединился однотипный последним двум «Нагасаки», вскоре переименованный в «Денрю Мару», который был куплен княжеством Сага.

В 1859 году центр и все его корабли были переведены в Эдо, столицу клана Токугава. В 1862 году «Чойо Мару» участвовал в колонизационной экспедиции на острова Огасавара (Бонин), чтобы закрепить претензии Японии на этот архипелаг.

В 1863 году «Чойо Мару» участвовал в первом карательном походе в Тёсю и, к большому позору сёгуната, был ненадолго захвачен войсками Тёсю. В 1864 году он участвовал в подавлении антисёгунских сил (движение "Почитай Императора, изгоняй варваров") во время восстания в провинции Мито .

После Реставрации Мэйдзи в 1868 году «Чойо Мару» 28 апреля (20 мая по новому стилю) оказался на стороне императора и стал одним из первых кораблей создаваемого Императорского флота. Котел был поврежден. Командовал кораблем Накамута Кураносукэ из провинции Хидзэн, выпускник военно-морского учебного центра Нагасаки.

Во время войны Босин корвет был 30 марта ( 11 апреля) 1869 года отправлен на север в погоню за остатками флота Токугава под командованием адмирала Эномото.

В битве при Хакодате он обстрелял «пятиконечный форт»(Горёкаку), сделав около 170 выстрелов, при этом добился попадания в одну из башен крепости. Во время морского сражения в заливе Хакодате 26 апреля 1869 года он вступил в бой с "Кайтен Мару", произвел по нему более 40 выстрелов из своих орудий.

11 мая в 7-30 в бою с колесным пароходом республики Эдзо "Банрю", «Чойо Мару» получил попадание в артиллерийский погреб. После мощного взрыва корабль затонул вместе с 80 членами экипажа. Еще шесть погибли в море. Однако командир - Накамура, выжил, несмотря на серьезные ранения. Это сражение получило название Кишиноэки , и вскоре после окончания битвы при Хакодате на горе Хакодате был установлен памятник погибшим членам экипажа Чойо Мару .

Потопление Чойо Мару канонеркой повстанцев Банрю
Потопление Чойо Мару канонеркой повстанцев Банрю
Военный мемориал  города Хакодате
Военный мемориал города Хакодате

«Денрю Мару» первоначально был приписан к базе Миэцу княжества Сага. Во время войны Босин реквизирован императорским флотом, использовался как военный транспорт. В 1871 года при упразднении даймё передан Императорскому флоту, но из-за старости и ветхости корабля с него только сняли пушки и оборудование. Остальное разобрали на слом в Имари в июне того же года.

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам