Опала листва.
Весь мир одноцветен.
Лишь ветер гудит.
Басё (1644–1694)
Ускоренное создание Большого флота и две выигранные войны привели к красочному разнообразию кораблей в составе Японского Императорского флота к 1906 году. В строю рядом стояли корабли постройки Англии, Франции, США, Италии, Германии и России. Все судостроительное разнообразие планеты. Однако один урок японцы, похоже, из всего многообразия извлекли. После трех неудачных попыток постигнуть "острый галльский смысл", в близкие отношения с французским кораблестроением японцы больше не вступали. Хотя невозможно отрицать значительную роль французских инженеров в создании первого Арсенала и базовой военной промышленности, но с французскими кораблями японцам не везло.
Началось все еще в первые годы Императорского флота Японии.
История появления этого корабля окутана тайной до сих пор. Более-менее точно известно, что трехмачтовый винтовой корвет построили во французском Харрисе в 1869 году. Название города можно предположительно соотнести с городом Аррас в Северной Франции, на берегу судоходной реки Скарпе.
Согласно «Истории агентства Имперского флота», в первый год эпохи Мэйдзи (около 1868 года) в порт Йокогама прибыл перуанский корабль «Англия», который был куплен Комиссией по развитию Хоккайдо (Кайтакуси) и назван Хоккай Мару. Именно этот корабль построили в славном Харрисе-Аррасе.
14 апреля 1874 года Хоккай Мару, принадлежавший Кайтакуси, был передан военно - морскому министерству. С 26 июля он был включен в реестр японского флота, в распоряжение Адмиралтейства. 29 июля ему был присвоен корабельный номер 19, а 23 августа третий ранг. 20 октября корабль получил новое имя «Асама» в честь горы Асама на границе префектур Гумма и префектуры Нагано.
28 октября 1874 года «Асама» перевели на флот. 31 (так в источнике!!!!) ноября 1874 года Асама отплыл из Йокосуки в Синами.
Таким образом, упоминаемой в справочниках покупки корвета во Франции проследить не удается. Видимо, корабль продали с доставкой по какой-то мутной схеме как гражданский. И лишь через несколько лет его прибрали к рукам военные. Судя по дате это состоялось в период Тайваньской экспедиции, когда флот остро ощутил нехватку военных кораблей.
«Асама» Asama (ранее«Англия» и Хоккай Мару). Номер корабля: № 19 (Хоккайдо Мару). Харрис, Франция. Спущен на воду в 1869, в строю с июля 1874. Введен в эксплуатацию 26 июля 1874. Передан Императорскому флоту Японии. Исключен 3 марта 1891 г.
Водоизмещение 1130 длинных тонн /1422 тонны; груз 784 тонны. размеры около 68,5/69,72 п.п. х 8,76(около 9,5) х 4,26( 3,96 м нос, корма 4,42 м) м. Глубина около 7,4 метра
Двигатель-одна горизонтальная паровая машина типа «компаунд» (возвратно-поступательная), 300 л.с. 1 вал, 2 котла; скорость 11 узлов. Запас угля 500 000 катти (ок. 600 грамм). Экипаж 28 офицеров, 30 унтер-офицеров, 194 матроса. 1874 г .- 275, Февраль 1878 г - 132, Декабрь 1885 г.- 183 человека
Вооружение: 8-170-мм, 4-114-мм орудия или 5 16-см орудий Круппа, 4 40-фунтовые орудия, 2 коротких 4-фунтовых полевых пушки
композитный корпус, 3 мачты
После завершения Тайваньской экспедиции 24 января 1875 года « Асама » из состава флота был передан Адмиралтейству и назначен учебным кораблем. 4 мая 1875 года корабль отправился в Одомари для участия в церемонии передачи Карафуто (Сахалин) России в обмен на Курильские острова по договору об обмене Карафуто-Курисима.
28 октября 1875 года прибрежные воды Японии были разделены на Восточный и Западный районы. «Асама» передали в состав западного командования.
29-30 октября 1876 года «Асама» покинул порт Йокогама и направился в префектуру Ямагути для подавления вспыхнувшего там восстания бывших самураев (восстание Хаги). Так как командир корвета майор ( на наши деньги кап-три) Корекацу Огата по какой-то причине был отстранен от командования, корабль в поход повел командир «Нисшина»
подполковник (соответственно, кап-два) Сукеюки Ито. 22 ноября корвет вернулся в порт Йокогама из Симоносеки.
Недальний поход продемонстрировал плачевное состояние корпуса корабля. 5 декабря «Асама» был назначен учебным кораблем, после этого использовался в основном как артиллерийско-штурманский учебный корабль. Предполагалось, что он останется на стоянке на якоре.
Однако в 1877 году вспыхнуло очередное, но гораздо более масштабное восстание самураев на территории современных префектур Кумамото , Миядзаки, Оита и Кагосима. Известное как Сейнанская война.
19 февраля трем кораблям ( в том числе «Адзума» и «Нисшин») было приказано идти в Кобе, а три учебных корабля, «Фудзияма», «Асама» и «Райден», должны были нести сторожевую службу.
«Асама» 27 июня прибыл в Хососиму, но город был уже занят противником и корабль направился в Утиноуру. В сильном тумане, около 3:20 (или 3:25) 28 июня, он сел на мель на рифе к югу от Осимы у побережья Сотоуры и повредил днище корабля. Так как побережье было занято повстанцами, с корабля отправили связных в Осаку и на «Нисшин», находившийся на якоре в заливе Сайки.
Но во время прилива около 20-00 «Асама» удалось сняться с рифа самостоятельно. Корабль направился к Сигоносеки, борясь с поступлением воды через пробоину. В 21:00 29-го июня корвет сел на мель у Сэнсю. Во время отлива все тяжести перенесли на берег, а корабль закрепили, чтобы он не кренился.
Боевые действия закончились 27 сентября, и 9 ноября поврежденный корабль вернулся в порт Йокосука. Ремонт продолжался до конца 1878 года.
7 (или 28) февраля 1878 года «Асама» был передан Токийской военно-морской базе как учебный корабль. В целом ремонт Асамы был завершен лишь 20 июля 1881 года. Но ненадолго. С 18 декабря на верфи Йокосука начался новый ремонт с переоборудованием в учебный артиллерийский корабль. Все мачтовые балки были сняты.
Ремонт был завершен 16 февраля 1883 года. А уже 3 марта 1891 года «Асама» был снят с учета. Корпус потом использовался для обучения Школы торпедистов в Йокосука с июня 1892 года, но был продан в декабре 1896 года.
С 22 ноября 1886 года по 1 июля 1889 года учебным кораблем командовал полковник (кап-раз) Хейхачиро Того.
Так судьба в первый раз предупредила японцев о невыгодности сотрудничества с французскими судостроителями. Но японцы все-таки еще несколько раз прогулялись по французским граблям.
Французский корвет с мутным происхождением в японском флоте служил от ремонта до ремонта, и то недолго. Да и толку от него было мало. Уже через три года его опасались выпускать в открытое море по крайней слабости корпуса.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам