Наша жизнь – росинка.
Пусть лишь капелька росы
Наша жизнь – и всё же…
(Исса)
Освоение европейских военных технологий и закупки новейшего оружия после открытия Японии эскадрой адмирала Перри стали жизненной необходимостью для сохранения суверенитета страны.
Закупка европейского оружия и кораблей через многочисленных посредников не только приводила к кратной переплате из небогатой японской казны, но и способствовала приобретению заведомо устаревших кораблей.
Наиболее продвинутые княжества понемногу осваивались в Европе, обзаводились нужно информацией и связями. С голландцами у японцев общение было проще, именно голландцы обеспечивали Японии "окно в мир" в период двухвековой изоляции. В 1639–1854 годах Голландия была единственной европейской страной, с которой Япония официально поддерживала контакты. Голландский король Вильгельм III подарил Японии первый военный паровой корабль ("Канко Мару"), с помощью голландцев был создан Военно-морской учебный центр в Нагасаки.
Домен Сага был одним из наиболее прогрессивных в Японии. Сыновей самураев здесь стремились обучать наукам европейского толка. Одним из способных учеников в области медицины был Сано Цунэтами. Домен отправил его на обучение в Военно-морской учебный центр в Нагасаки (открыт 1855). Вместе с японской делегацией он посетил Парижскую выставку 1867 года и задержался в Европе для выполнения ответственного поручения своего князя.
Домен через Сано в 1867 году заказал в Нидерландах постройку современного корабля, ему также был поручен контроль за строительством и изучение современных европейских кораблестроительных технологий. Сано Цунэтами достойно выполнил поручение своего княжества, но его интересы находились немного в другой плоскости. В 1877 году он создал благотворительную организацию, ставшую в 1887 году Японским Красным крестом. Сано Цунэтами стал первым президентом его японской организации.
Построенный же в Голландии деревянный трехмачтовый винтовой корвет (шлюп) с парусным вооружением барка получил название «Nisshin»(日 進, в переводе буквально "День за днем"). Проект был создан на основе серии военных шлюпов Королевского флота Нидерландов типа "Watergeus". Паровые машины корабля были изготовлены на заводах Ван Влиссинген эн Дудок ван Хеел в Амстердаме и Нидерландской пароходной компании в Роттердаме. Общая стоимость составила 273 900 гульденов.
30 марта 1869 года шлюп под командованием Дж.Врума с перегонным экипажем из 42 человек из Броуэрсхафена прибыл в Нагасаки. Доменом Сага он был назван "Нисшин-мару". В 1870 году, в числе трех наиболее современных боевых кораблей, он вошел в состав Императорского флота.
«Нисшин» «Nisshin»(日 進 丸). C. Gips & Co., Дордрехт, Нидерланды. Заложен 29 декабря 1867 года (23 января 1868 года). Спущен на воду 10 января 1868 года (20 февраля 1869 года.) Завершен 12 апреля 1869 года. Введен в эксплуатацию 3 марта 1870. Списан 25 марта 1892. Разобран в 1893 году
Водоизмещение 1468 длинных тонн (1492 тонны). Длина 62 м. Ширина 9,7 м. Осадка 4.9 м
Двигатель- поршневой паровой двигатель, 4 котла, 1 винт, 710 л. с.. Шлюп, оснащенный парусами барка. Скорость 9 узлов. Запас угля 200 тонн. Экипаж 250 человек.
Вооружение-=*1 × 178 мм (7,0 дюйма) дульнозарядное орудие, 4 160-мм (6,3 дюйма) пушки, 2 × 4 ствольных 1 фнт миральезы, 1 × 120 мм (4,7 дюйма) пушка
Корабль представлял собой трехмачтовый винтовой шлюп с деревянным корпусом и железным каркасом.
178-мм дульнозарядная пушка Армстронга стояла на верхней палубе между мостиком и фок-мачтой, 30-фнт орудия — побортно. В 1885 году артиллерия была заменена на шесть современных 120-мм пушек Круппа.
22 июня 1870 года "Нисшин Мару" был передан доменом Сага правительству императора Мэйдзи. Корабль передали Императорскому флоту под именем "Нисшин-кан". Шлюп стал одним из самых современных боевых кораблей флота, в 1874 годуу он принял участие в Тайваньской экспедиции против местных аборигенов.
В августе 1875 году шлюп посетил Курильские острова (острова Чисима) вплоть до берегов Камчатки в рамках разграничения по Санкт-Петербургскому договору 1875 года «об обмене территориями»(Курилы в обмен на Сахалин).
С 26 февраля по 28 августа 1877 года «Нисшин» под командованием будущего адмирала флота Ито Сукэюки участвовал в подавлении восстания княжества Сацума.
С 31 июля 1882 года под командованием будущего адмирала Цубои Кодзо «Нисшин» патрулировал побережье Кореи, в качестве демонстрации силы после поджога японского посольства в Сеуле во время инцидента Имо. Очередное патрулирование с 28 февраля 1884 года шлюп провел после неудачного Гапсинского переворота в Корее.
25 декабря 1885 года шлюп был выведен из боевого состояния и переименован в учебное судно. Списан 25 марта 1892 года, сдан на слом в 1893 году.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам