Красное-красное солнце
В пустынной дали... Но леденит
Безжалостный ветер осенний. (Басе)
Программа 1896 года,принятая Японией уже в сотрудничестве с британскими кураторами планировала превращение в течение 10 летнего периода флота Японской империи в мощный современный флот регионального уровня, "руки" Британской империи на Дальнем Востоке. Программа предусматривала ускоренное строительство 4 новейших броненосцев и 6 броненосных крейсеров(кроме двух эскадренных броненосцев,что уже строились на британских верфях). Все броненосцы и 4 броненосных крейсера строились в Англии. Сам флот ,его строительство,тактика и обучение личного состава организовывались по английскому образцу.
Громадные изменения происходили на жизни одного поколения. Еще недавно Япония была закрытой отсталой феодальной страной.Первыми кораблями европейского образца страна обзавелась только в 1855 году- это были шхуна «Хэда» построенная русскими моряками с фрегата «Диана» и колесный пароход «Канко Мару» подарок голландцев. Уже в 1869 Япония обзавелась первым броненосным кораблем- «Котэцу». Постепенно ,с помощью европейцев-сперва французов,а потом и британцев,японцы обзавелись и современными кораблями и собственной судостроительной промышленностью.
По концепции создателя японского флота,морского министра Гомбэя Ямамото ,японские броненосцы должны иметь максимальное водоизмещение, соответствующие вооружение,бронирование и скорость,а также нести максимальное количество технических новшеств.
Третий корабль программы(пятый японский эскадренный броненосец) получил имя "Асахи" -в честь гор Асахи. Название в переводе с японского означает «утреннее солнце» или "восходящее солнце" .
Японские броненосцы для лучшей эскадренной слаженности предполагалось строить по одному образцу. Но "Асахи",несмотря на близость конструкции к предыдущим "Сикисима" и "Хацусе"(одно время их считали однотипными) имел значительные отличия,позволяющие выделять его в отдельный тип.
Считается что прототипом был взят британский броненосец HMS Canopus(увеличенный), а сам Asahi по силуэту был похож на заложенный тогда же британский броненосец HMS Formidable.
"Асахи" имел две трубы вместо трех у "Сикисим"из-за другого расположения котлов,в его постройке использовался минимум дерева, палубы были покрыты кортицином — специальным материалом на основе пробковой крошки, вся мебель стальная- шкафы, умывальники и рундуки изготавливались из тонких стальных листов ( практически основоположник "хай-тека") . Отличался он также внутренним устройством, лучшим делением на отсеки, другими установками главного калибра. Проект был очень тщательно проработан,при постройке корабля использовалось более 2500 чертежей.
Asahi заложили 1 августа 1898 года на заводе фирмы "J&G Thomson & Co" в Глазго (Клайдбэнк)(по японским данным закладка состоялась еще 18 августа 1897 года, 明治30年8月18日) .В 1899 г. John Brown & Co выкупил верфь и спустили корабль на воду 13 марта 1899 года ."Асахи" стал вторым после «Сикисимы», сошедшим со стапелей (опередив «Хатсусе»)броненосцем из четырех ,предусмотренных программой. Строительство продолжалось всего 24 месяца.
Первое время "Асахи" преследовали неприятности-28 апреля ,во время испытаний он сел на мель,что на три месяца задержало отправку корабля заказчику.Кроме того кораблю мешали частые поломки механизмов и чрезмерный расход угля. Прибыл он в порт Йокосука, что в префектуре Канагава - 23 октября 1900 года .
Тем не менее до вступления в строй последнего корабля серии-"Микаса" он был самым мощным кораблем японского флота,а с 31 июля 1900 года по 1 марта 1902 года и после гибели "Микасы" исполнял обязанности флагмана.
Когда "Асахи" вступил в строй, в японском флоте насчитывалось уже 90 боевых кораблей, в том числе 8 броненосцев, из которых два, "Хатсусе" и "Микаса", еще достраивались (первый на плаву, а второй на стапеле). Из числа первоклассных броненосцев "Асахи" заслуженно занимал лидирующее место до ввода в строй "Микаса". В то время водоизмещение 15200 т выводило его в число самых больших боевых кораблей мира.
«Асахи» IJN “Asahi” 朝日 John Brown & Company , Клайдбэнк (Англия) . Заложен 1 августа 1898 года. Спущен на воду 13 марта 1899 года. Введён в эксплуатацию 31 июля 1900 года. Выведен из состава флота 25 мая 1942 года
Водоизмещение: 15200 / 15374 т. Длина 122/126,5/129,6 м. Ширина 22,91 м. Осадка 8,38 м . Экипаж 40 офицеров и 796 матросов
Двигатели -25 котлов Бельвилля; 3-цилиндровые паровые машины тройного расширения,16 000 л. с. Движитель 2 винта. Скорость хода 18 узл. ,18,3 узлов(при 16360 и.л.с. ). Уголь: 700/1549 т. Дальность плавания 4000 миль ходом 10 узлов
Бронирование- (гарв.-ник.) - полный пояс по ВЛ (2,4 м) 102-178-229/127-178-102, верхний пояс (66х2,3 м) 152, переборки 356-152, казематы 51-152, барбеты 203-356, башни 203-254, рубки 356 и 76, палуба 51-102.
Вооружение-2 × 2 — 305-мм /40 , 14 — 152-мм /40 , 20 — 76,2-мм /40 (12-фунтовых), 6-47 мм/40 (на марсах), 6-47 мм/33. Зенитная артиллерия- 2 × 76-мм (установлены в 1917 году). Минно-торпедное вооружение-Пять 457-мм торпедных аппаратов ( 4 подводных ТА 457 мм )
"Асахи" имел стальной корпус с двойным дном и бортовыми корридорами,пригодными для хранения угля. Обводы подводной части корпуса — типичные для английских броненосцев 1890-х годов. В отношении мореходности «Асахи» примерно соответствовал своим британским «родственникам». Для уменьшения амплитуды качки устанавливались боковые кили. Некоторые из примыкавших к ватерлинии отсеков заполнялись пробкой .
В отличие от "Сикисимы" и "Хатсусе", "Асахи" имел не три, а две трубы в связи с более рациональным расположением 25 котлов Бельвиля.Его передняя труба имела круглую форму, а другая эллипсовидную с перпендикулярной к диаметральной плоскости главной осью. Непотопляемость обеспечивалась водонепроницаемыми переборками, корпус "Асахи" имел 288 отсек. Корабли этого типа имели срезанный дейдвуд улучшавший их маневренные качества. Осадка у всех четырёх кораблей, включая и "Микаса", была, конечно, неодинакова, но разнилась всего лишь в пределах 30 см(у броненосцев типа "Бородино" разница в осадке была более значительной).
Экипаж его состоял из 40 офицеров и 796 матросов. По другим данным, общая численность экипажа колебалась от 741 до 773 человек. По уровню обитаемости "Асахи" соответствовал британским броненосцам. Указывалось, например, что помещение его кают-компании было очень просторно, а за столом одновременно могли усаживаться 40 человек.
Тип брони(гарвеевская), ее толщина, общий вес (30,4-32% проектного нормального водоизмещения, схема установки, а также состав артиллерийского вооружения и схема его размещения для "Сикисима", "Хатсусе", "Асахи"были аналогичны. По другим данным, броненосец"Асахи" имел 12 47-мм малокалиберных орудий. На нем стояло 4 подводных торпедных аппарата калибром 457 мм, размещенных, как на "Хатсусе". Поясная броня была гарвеевская никелевая, состояла из двух поясов: нижнего — высота 2.44 м, длинна 67.1 м, толщина 229 мм. верхнего — высота 2.3 м, длинна 76.2 м, толщина 152 мм.
Броненосцы вооружались орудиями Армстронга, эта же фирма обеспечила орудия главного калибра электрическими приводами. Скорость заряжания обеспечивала минутную готовность каждого 305-мм орудия к выстрелу, что могло обеспечить боевую скорострельность не ниже одного выстрела в 2 минуты. Орудия главного калибра заряжались при любом положении относительно диаметральной плоскости. Малокалиберные 47-мм пушки Гочкиса на станках Ямаути, различались длиной ствола, размещались: 4 на надстройке (навесной палубе) в районе миделя, 4 на верхних крыльях мостиков и по 3 на каждом нижнем марсе. Из марсовых пушек четыре были симметричны относительно диаметральной плоскости, а две — вдоль нее.
Боекомплект составлял из бронебойных, фугасных и шрапнельных снарядов. Японцы снаряжали свои снаряды взрывчатым веществом на основе пикриновой кислоты разработанной профессором С.Масатаки (так называемая «шимоза»), использовался бездымный порох. К началу русско-японской войны на японских броненосцах боезапас состоял из 90 305-мм.(55 бронебойных и 35 фугасных), 130 152-мм.(65 бронебойных и фугасных), 300 76-мм.(бронебойных),400 47/40 и 418 47/33 снарядов на ствол.
Система управления огнем-два дальномера FA2 фирмы «Барр энд Струд»(Шотландия), замененные в 1904 году на улучшенные FA3.Погрешность в определении дистанции составляла 3 %,расчеты по установке прицела и целика делались в ручную, по таблицам.
На "Асахи" были установлены 4×457 мм траверзные подводные торпедные аппараты которые могли стрелять при скорости корабля до 14 узлов.
К началу войны с Россией броненосец оборудовали радиостанциями фирмы «Маркони». Антенны натягивались между фок-мачтой и специальным гафелем на грот-мачте. На "Асахи" такая антенна длиной 71,4 м располагалась на высоте 42,7 м. Дальность радиосвязи обычно не превышала 100—180 миль.
Максимальную скорость на испытаниях броненосец показал 18,65 узла. Во время завершения этого цикла испытаний машин дул довольно свежий ветер при большом волнении, но тем не менее скорость хода достигала 17,5 узлов. Со скоростью 17,5 узла, броненосец мог пройти 2915 миль.
"Асахи" стал активным участником русско-японской войны. В составе Объединённого флота под командованием Хэйхатиро Того участвовал в битве на Желтом море с 1-ой эскадрой русского Тихоокеанского флота адмирала Витгефта, в которой получил пробитие под ватерлинией около кормы и серьёзное повреждение кормовой башни с орудиями главного калибра.В ходе боя "Асахи" выпустил 150—305 мм ,660-152 мм , 770-76 мм снарядов.
Во время блокады Порт-Артура. 26 октября 1904 г. "Асахи" подорвался на русской мине,к счастью для японцев сильных повреждений корабль не получил. 1 ноября корабль отправился на базу Куре,а затем Сасебо для проведения капитального ремонта и ремонтировался до апреля 1905 г. Были заменены на новые кормовые 305 мм орудия , демонтированы марсы, уменьшено число 47-ми мм пушек.
К весне 1905 года все японские броненосцы были отремонтированы и прошли модернизацию -были сняты боевые марсы и сигнальные семафоры,часть орудий оснастили новыми телескопическими прицелами «Дж. Хикс»установили новые дальномеры,увеличили боезапас на треть
В Цусимском.сражении броненосец пострадал меньше всех ,получив 10 попаданий калибром не более 152 мм , 8 погибших и 23 раненых. 152 мм снарядов было два.
25 июля 1909 года во время выполнения практической стрельбы, проводившейся в бухте Изе, на "Асахи" произошел разрыв одного из 305 мм орудий. Четыре человека погибло, а два офицера и три моряка были ранены.
Во время Первой мировой войны нес службу у берегов Японии, а далее, в 1914 г., стал артиллерийским учебным кораблем. В 1921 году "Асахи" принимал участие в интервенции против Советской России. В сентябре 1921 г. его перевели в корабли береговой обороны 1 класса , где он прослужил до июля 1923 г., после чего оказался вычеркнут из списков действующих кораблей флота и разоружен.
По решению Вашингтонской конференции 1922 года значительная часть японского флота должна была пойти на слом, но броненосец "Асахи" стал сначала плавбазой, а затем в 1927 г. был переоборудован под корабль-спасатель подводных лодок. На палубе были установлены две лебедки а по бортам две пары подъемных стрел, изменился и внешний вид у корабля.Осталась всего одна труба, водоизмещение составило 11441 т.,скорость 12 узлов.
В 1928 году на "Асахи" была установлена 19-ти метровая пневматическая катапульта для запуска гидросамолетов, но через шесть месяцев испытаний эксперимент сочли неудачным и катапульту сняли. Некоторое время (до 1938 г.) он находился в резерве, а затем снова стал ремонтным кораблем. В 1938 году "Асахи" отправили в Китай на реку Хуанпу, для демонстрации силы, для этого на корабле из подручных материалов были сделаны макеты орудий главного калибра, стволы были из дерева. С 1940 по 1942 годы "Асахи" использовался в качестве плавмастерской сперва на Камрани потом в Сингапуре.
25 мая 1942 года "Асахи" вышел из Сингапура в Куру,26 мая корабль был обнаружен и торпедирован и американской подводной лодкой «Сэлмон», "Salmon" к юго-западу от м. Падерас в Южно-Китайском море . Из четырех выпущенных торпед две попали в цель: одна в корму и еще одна в машинное отделение, большая часть экипажа — 582 человека спаслись,16 погибли.
Второй по мощности корабль японского флота во время войны находился в тени "Микасы",основная доля славы и русских снарядов доставалось флагману адмирала Того.
"Пусть нет звезды тусклее, чем у них, —
Уверенно дотянут до кончины —
Скрываясь за отчаянных и злых,
Последний ряд оставив для других —
Умеренные люди середины."
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.