Найти тему
Морская коллекция

Крейсера. Американский заказ. Фрегат «Фудзияма»

Оглавление

Осенняя луна
Сосну рисует тушью
На синих небесах.
Рансэцу (1654–1707)

Когда эскадра коммодора Перри в 1854 году вывела Японию из состояния "сакоку"(самоизоляции), в стране начался период Бакумацу, попытки правящего сёгуната Токугава за счет сотрудничества с западными странами получить технологии и оружие для того чтобы укрепить обороноспособность страны против Запада. Помимо налаживания контактов в Европе, в Голландии и Британии, японцы не забыли и про своих "первооткрывателей". Ряд первых кораблей японского флота родом с Американского континента.

14 октября 1862 года ( 21 августа 1862 года), в период Бакумацу, сёгунат заказал в США два шлюпа (или паровых фрегата) и одну канонерскую лодку. В июне 1864 года первый корабль, получивший имя «Фудзисан Мару» ( Fujisan Maru, Фудзияма, «Fujiyama»(富士山)) в честь горы Фудзи, был готов. Но президент Линкольн, в связи с началом Симоносекской войны 1863-1864 годов (вооружённый конфликт в Японии между княжеством Тёсю и коалицией Великобритании, Франции, Голландии и США), задержал выход корабля и приказал приостановить строительство других военных кораблей. Сёгунат Токугава аннулировал контракт на оставшиеся корабли. В результате «Фудзисан Мару» прибыл в Йокогаму 23 января 1866 года. Казне фрегат обошелся в 240 000 долларов.

В 1868 году он вместе с Чойо Мару , Шокаку Мару и Канко Мару из флота Сёгуната, были переданы правительству Мэйдзи до ухода основного флота Токугава с адмиралом Эномото Такэаки на север, составив основу будущего Императорского флота, созданного в июле 1869 года.

Официальным названием корабля Императорского флота Японии до 1887 года было Mt.Fuji.

-2

«Фудзияма»«Fujiyama»(富士山). Wester Welt Company, Нью-Йорк, США. Заказан 1862. Спущен на воду 1864, вступил в строй 1866. Приобретен 7 декабря 1866 г. флотом Токугава. Введен в эксплуатацию 28 апреля 1869 г. (по IJN). Списан 10 мая 1889 г. Продан на металлолом, август 1896 г.

Водоизмещение 1000 длинных тонн (1016 тонн); длина 63-63,73/68,28 м, ширина 9,82/10,06/10,3 м, осадка 3,27/3,51 м( носом 3,33 корма 3,34 м). Глубина 4,55 м
Двигатель-2 возвратно-поступательная паровая машина, 180/350-360 л.с, 2 круглых котла, 2 вала; скорость 13 узлов, крейсерская под парусом (?) 8 узлов. Запас угля 240,42 тонны. Экипаж 134 человека. Январь 1885 г. - 231 ; Апрель 1885 г. -27 офицеров и 175 матросов ; Декабрь 1885 г. 134-142, до 160 обучающихся матросов
Вооружение: 1868 г .- 12 пушек; 1-6,3 дюйма (160 мм) дульнозарядная пушка, 2-150-мм дульнозарядные пушки, 10 малокалиберных орудий.

Корабль представлял собой деревянный винтовой фрегат (шлюп) с полным рангоутом.

Корабль имел две паровые машины прямого действия по 180 л.с, работающих на два гребных винта. Хотя в некоторых источниках говорится об одновальной схеме с одним двигателем.

В октябре 1876 года в связи с износом машин и невозможностью их замены или ремонта, они были демонтированы. При этом двухмачтовый пароход превратился в трехмачтовый парусный корабль.

Морская школа
Морская школа
Погрузка угля(бункеровка)
Погрузка угля(бункеровка)

«Фудзияма» был принят в состав флота сёгуната в январе 1866 года. В стране уже было неспокойно. В июне 1866 года фрегат вместе со всеми сухопутными и морскими силами сёгуната был отправлен во вторую карательную экспедицию против мятежного княжества Тёсю, участвовал в в битве при Ошимагути в июне и при Кокурагути в июле. Поход оказался неудачным несмотря на более чем 30-кратное превосходство, армия Тёсю оказалась лучше вооружена и обучена чем бакуфу Токугавы. К тому же старый сёгун а августе скончался и войска были отозваны.

Второй карательный поход в Тёсю
Второй карательный поход в Тёсю
-6
-7

Войска сёгуната во второй экспедиции Тёсю
Войска сёгуната во второй экспедиции Тёсю

После разгрома войск сегуната в войне Босин адмирал Эномото Такеаки передал 11 апреля 1868 года ( 3 мая 1868) имперским войскам четыре корабля, в том числе паровой фрегат «Фудзияма». 28 апреля (20 мая по григорианскому календарю) он официально перешел в собственность государства. А потом вместе с остатками сегунских формирований на остальных кораблях Эномото ушел на Хоккайдо, где создал республику Эдзо. Во время войны Босин 18 сентября (2 ноября по григорианскому календарю) «Фудзияма», Мусаси и Хирю Мару захватили Канрин Мару в порту Симидзу .

После реставрации Мэйдзи в 1869 году корабль вошел в состав Императорского флота и был перевооружен на одно 165- и два 152-мм орудия.

Во время франко-прусской войны Япония для защиты нейтралитета сформировала три флота. 28 июля (24 августа по новому стилю), Касуга-Мару, «Фудзияма» и Сетцу были отправлены в порт Хёго под командование Гэнроку Акацука.

С 1871 года стал первым учебным кораблем Военно -морской академии. Классифицирован как военный корабль 4-го класса (пароход мощностью 150 лошадиных сил и более, военный корабль с экипажем 120 и более)) 15 ноября 1871 года и военный корабль третьего класса 20 ноября 1874 года (с экипажем 170 и более человек).

С июня по июль 1871 год была создана эскадра ( Нисшин , Хигаси , Инуи , № 2, Рюдзё, «Фудзияма» и №1). 9 июля (24 августа 1871 года) «Фудзияма» попал в шторм, упала задняя мачта и взорвался баллон с воздухом, в результате чего один человек погиб и трое получили ранения. 23 апреля 1872 года ( 29 мая 1872 года) «Фудзияма» был исключен из состава флота.

После разделения флота в 1875 году на Восточное и Западное командование, «Фудзияма» вместе с Уньо , Сетцу , Такао-Мару и Осака-Мару оказался в подчинении у Восточного. С 1876 года корабль-трехмачтовый парусник, механизмы демонтированы.

С 19 февраля 1877 года на время Сацумского вомсстания самураев три учебных корабля, Mt.Fuji, Asama и Raiden , временно служили сторожевыми кораблями. Mt.Fuji охранял порт Иокогамы .

До 1880 года Mt.Fuji использовался как учебный корабль Адмиралтейства. С 20 января 1880 года придан Токийской военно-морской базе в качестве стационарного учебного корабля .

5 декабря 1882 года вместимость Mt.Fuji была увеличена до 312 членов экипажа и около 700 стажеров.

Списали его 10 мая 1889 года, после чего несколько месяцев использовали как плавказарму торпедного дивизиона в Куре. В 1896 году корабль был сдан на слом.

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам