Найти в Дзене
Морская коллекция

Минные крейсера. Французское фиаско. «Тисима»

Оглавление
ChishimaТисима в 1890 году
ChishimaТисима в 1890 году
Верно, эта цикада
Пеньем вся изошла?
Одна скорлупка осталась.
(Басё)

Сотрудничество с французской кораблестроительной школой японцы начали еще при сёгунате, французские военспецы и оружие поддерживали мятежников во время гражданской войны Босин. Победители, укрепившиеся при императорском дворе, наоборот, активно сотрудничали с британцами. Первые шаги Императорского флота также прошли под заботливым английским кураторством.

Но японцы старались взять лучшее. А рубеж 70-80 годов в морских делах Британия прошла не в лучшей форме. На коне была "Молодая школа" французов, обещавшая с минимумом затрат, с помощью небольших кораблей, миноносцев и малых крейсеров, разобраться с громоздкими неповоротливыми броненосцами. Японии, не самой богатой тогда стране, эта теория очень подходила. К тому же в 1884-1885 годах французы наголову разбили южные китайские флоты, что для японцев, которым империя Цинь стояла на пути к освоению Кореи и Формозы, было явным достоинством.

Японцы вновь вернулись к французской школе, в стране начали работу многоисленные французские инженеры, создававшие верфи и современную оборонную промышленность. В Японию по контракту переехал работать и знаменитый инженер Эмиль Бертен.

По программе расширения Императорского флота 1882 года Эмиль Бертен разработал проект минного крейсера, заказ на который был размещен на французской верфи Ateliers et Chantiers de la Loire в Сен-Назере. В рамках концепции Jeune Ecole небольшой легковооруженный корабль, который также классифицировали как торпедную канонерскую лодку, должен был защищать побережье страны. Во французской классификации корабль относился к классу авизо, быстроходного корабля для разведки и доставки сообщений.

Крейсер получил название «Тисима», 千島, буквально «Тысяча островов», так в Японии называют Курильские острова.

«Тисима» был заложен в Сен-Назере в 1890 году. Так как на испытаниях вместо 22 узлов по контракту авизо продемонстрировало всего 19 узлов, отправка корабля затянулась на год с лишним. В итоге французам пришлось выплачивать японцам компенсацию.

Проблемы на этом не закончились. На переходе в Японию отказал котел, в паропроводах образовались трещины и протечки. Перегоняли крейсер командой из 80 японцев и 11 французских специалистов, маршрут проходил через Александрию, Суэцкий канал и Сингапур. Тем не менее «Тисима» добрался в Нагасаки и 24 ноября был официально включен в состав Императорского флота.

-2

«Чисима» IJN «Chishima» (千島, Тисима ). Ateliers et Chantiers de la Loire. Заказан 1887 финансовый год. Строительство начато 29 января 1890 года. Спущен на воду 26 ноября 1890 года. Завершен 1 апреля 1892 года. Введён в эксплуатацию 24-26 ноября 1892 года. Погиб при столкновении 30 ноября 1892 г.

Водоизмещение 741 длинная тонна (753 т)/762 тонны. Длина 71 м. Ширина 7,7 м. Осадка 2,97 м.
Двигатели-вертикальная паровая машина тройного расширения, 2 винта; 5000 л.с. Скорость хода 22 узла, фактическая 19 узлов. Экипаж 90 человек.
Вооружение-5 × 76-мм, 6 х 37-мм. Минно-торпедное вооружение 3 × 380-мм торпедных аппарата

Крейсер имел удлиненный элегантный корпус с двумя дымовыми трубами и тремя мачтами с легким рангоутом. Парусное вооружение барка дополняло паровую машину. В носовой части был заметен ярко выраженный таранный форштевень.

Крейсер не имел бронирования.

Артиллерия главного калибра (76 мм) из пяти орудий размещалась в бортовых спонсонах (четыре штуки) и на носу (одно орудие). Шесть 37 мм 1-фунтовых пушек стояли на мостике, в районе миделя и на корме-по паре штук.

Торпедные аппараты размещались как под водой (носовой), так и на палубе (два).

Мемориал на кладбище Аояма в честь Унеби и Чисимы.
Мемориал на кладбище Аояма в честь Унеби и Чисимы.

Всего через неделю после ввода в строй крейсер штормовой ночью 30 ноября 1892 года у побережья Мацуямы (префектура Эхимэ, координаты 33 ° 55′N 132. ° 39'E) столкнулся с британским торговым судном компании P&O «Равенна» (3257 тонн). Торговое судно (почти в 5 раз больше по водоизмещению) по миделю перерезало крейсер пополам. Погибли командир и 74 моряка, большая часть команды. «Равенна» получила лишь незначительные повреждения.

Гибель «Чисимы» привела к появлению в Японии «морских правил предотвращения столкновений». Столкновение стало предметом рассмотрения в судах. Морской трибунал в Кобе (на базе британского консульства) оправдал компанию P&O. Однако японское правительство обратилось с иском к P&O в Британский суд Японии. Встречный иск компании был отклонен как не подлежащий юрисдикции суда. Британцы обратились в Верховный суд Великобритании по Китаю и Японии в Шанхае, где встречный иск был удовлетворен. Потом Судебным комитетом Тайного совета была удовлетворена японская апелляция об отсутствии у P&O права на встречный иск. Дело вернулось для рассмотрения в Британский суд для Японии.

В итоге стороны пришли к компромиссному соглашению. P&O выплатила японскому правительству компенсацию в размере 10 000 фунтов стерлингов (примерно стоимость корабля). Компенсации семьям погибших офицеров и экипажа не выплачивались. Судебные издержки Японии не компенсировались. Капитан английского судна не понес никакой ответственности, не штрафовался и не арестовывался.

Результатом стало повышение активности японской общественности за отмену неравноправных договоров с западными державами и особенно экстерриториальности.

Одна из пушек «Чисимы» хранится в мемориале на кладбище Аояма в Токио , а посвященная жертвам катастрофы крейсера каллиграфия Того Хейхачиро на мемориальном камне, находится в буддийском храме Дзофуку-дзи в Мацуяме.

Вместо погибшей «Чисимы» японцы заказали на замену крейсер «Тацута». Но уже в Англии.

Полномасштабное сотрудничество японского флота с французами принесло японцам в основном только проблемы. Были потеряны два новейших крейсера, символично, кстати, что «Чисиму» протаранил именно английский пароход. В составе японского флота на память остались три бесполезных бертеновских уродца- недокрейсера типа «Мацусима».

Но японцы смогли быстро перестроиться, вовремя вернувшись к англичанам и став одним из первых и успешных потребителей "эльсвикских крейсеров", а затем заказав "под ключ" и полноценный броненосный флот.

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам