31K подписчиков

Крейсера. Школа нового флота. Броненосные корветы «Конго»

1K прочитали

 Где ты, луна, теперь?  Как затонувший колокол,  Скрылась на дне морском. (Басё)  Немного укрепившись внутри страны, правительство императора Мэйдзи стало проводить более активную внешнюю политику.
Где ты, луна, теперь?
Как затонувший колокол,
Скрылась на дне морском.
(Басё)

Немного укрепившись внутри страны, правительство императора Мэйдзи стало проводить более активную внешнюю политику. Одним из испытаний реальных возможностей Японии стал Тайваньский кризис 1874 года. Несколько десятков японских рыбаков, потерпевших кораблекрушение, были убиты аборигенами острова Формоза, находившегося под властью империи Цин. Дикарей цинские чиновники не контролировали, и японские власти, идя навстречу пожеланиям японского народа, решили самостоятельно наказать преступников.

На побережье Тайваня в мае 1874 года высадился японский экспедиционный корпус, который начал "карать" дикарей, жечь прибрежные деревни и истреблять местные племена. Однако при продвижении вглубь острова японские солдаты подвергались не только нападениям аборигенов, но и местным болезням, на которые пришлась большая часть потерь "карателей". С китайцами в итоге договорились, те выплатили солидную компенсацию серебром, но экспедиция выявила отсутствие у Японии флота, способного поддержать подобные интервенции. Проблему отсутствия флота для противодействия японскому вторжению осознали и китайцы.

Эмиссары обеих империй направились в Лондон. Китай запросил возможность приобретения английских броненосцев, а японцы начали прицениваться к бразильскому броненосцу Independencia, строившемуся в Англии. В октябре при спуске на воду броненосец получил повреждения, кризис на Тайване был завершен дипломатически, а японцы потеряли интерес к переговорам.

Но в том же октябре министр флота Кавамура Сумиёси запросил выделить ¥ 3,9-4,2 млн. на приобретение трех современных кораблей. В парламенте аппетиты моряков сократили до 2,3 млн. иен.

В 1875 году японцы обратились к британцам с заказом на броненосный фрегат и два броненосных корвета. Проекты заказали сэру Эдварду Риду, бывшему главному конструктору Королевского флота. Еще за 5% от стоимости Рид согласился контролировать строительство кораблей.

Итого по трем контрактам смета составила 433 850 фунтов или 2 313 563 иены без вооружения. Вооружение заказали у Круппа с 50-процентной предоплатой в размере 24 978 фунтов стерлингов. Хотя это превышало заложенные в бюджете суммы, японцы 24 сентября все подписали.

Броненосец получил имя «Фусо», а два броненосных корвета-«Конго» и «Хиэй». Японское судостроение тогда корабли такого класса построить не могло. Проект броненосного корвета был создан на основе британских корветов типа «Джем» и под влиянием русского броненосного крейсера «Генерал-Адмирал». Корветы имели композитный корпус, с железным каркасом, обшитым деревом.

«Конго» получил имя от горы Конго (金剛山, Конго-сан ) высотой 1125 метров в районе Кавати префектуры Осака , Кансай.

«Хиэй» получил имя в честь горы Хиэй к северо-востоку от Киото , на границе между префектурами Киото и Сига. Контракт на его постройку был заключен 24 сентября 1875 года с компанией Milford Haven Shipbuilding and Engineering Co. в Пемброк-док, Уэльс, по цене 119 600 фунтов стерлингов без учета вооружения. Датой закладки официально считается дата заключения контракта, что явно не соответствует действительности. Спущен на воду корвет был 12 июня 1877 года, крестной матерью стала дочь Рида, разбившая об него бутылку шампанского.

В феврале 1878 года, когда Британия оказалась на пороге войны с Россией, чьи войска вплотную подошли к Стамбулу, англичане неофициально предложили выкупить практически готовые корветы, но японцы вежливо отказали.

Конго
Конго

Корветы отплыли из Британии в феврале-марте и через два месяца, 22 мая, прибыли в Иокогаму. Они шли под командованием британских капитанов и с британскими командами, у IJN еще не было возможности для таких дальних рейсов. Одним из пассажиров на борту «Хиэй» был будущий адмирал Того Хейхачиро , который только что закончил шесть лет обучения в Соединенном Королевстве.

10 июля в Йокогаме в официальной церемонии получения кораблей участвовали император Мэйдзи и многие высокопоставленные чиновники. Три дня после церемонии на корабли устраивали экскурсии для дворян и их семей, затем избранная публика провела на них недельный круиз вдоль японских берегов.

 Где ты, луна, теперь?  Как затонувший колокол,  Скрылась на дне морском. (Басё)  Немного укрепившись внутри страны, правительство императора Мэйдзи стало проводить более активную внешнюю политику.-3
 Где ты, луна, теперь?  Как затонувший колокол,  Скрылась на дне морском. (Басё)  Немного укрепившись внутри страны, правительство императора Мэйдзи стало проводить более активную внешнюю политику.-4
 Где ты, луна, теперь?  Как затонувший колокол,  Скрылась на дне морском. (Басё)  Немного укрепившись внутри страны, правительство императора Мэйдзи стало проводить более активную внешнюю политику.-5

«Конго» IJN Kongō (金剛) Earle's Shipbuilding & Engineering Co., Халл. Заказан 24 сентября 1875 г., спущен на воду 17 апреля 1877 г., вошел в строй в январе 1878 г. Сдан на слом в 1909 г.

«Хиэй» IJN Hiei(比叡) Milford Haven Shipbuilding & Engineering Co. , Пемброк-док , Уэльс. Заказан 24 сентября 1875 г., спущен на воду 11 июня 1877 г., вошел в строй в феврале 1878 г. С 1887 как учебный корабль. С 21 марта 1898 г. как корабль береговой обороны 3-го класса. С 1906 как исследовательский корабль. Исключен из состава флота 1 апреля 1911 г. Продан на металлолом до 25 марта 1912 г.

Водоизмещение нормальное 2248 тонн (2284 тонн), полное 3718 тонн. Длина между перпендикулярами 67,1 м, по ватерлинии 70 м. Ширина 12,47 м. Осадка 5,6-5,8 м(5,5 нос и 5,8 корма)
Двигатель- горизонтальная паровая машина «компаунд», 1 вал, 6 цилиндрических котлов, 2450  л.с. Парусное вооружение-барк. Скорость 13- 13,5 узлов. Запас угля 330-340 тонн. Дальность 3100  миль при 10 узлах. Экипаж 234 человек(22 офицера)
Броня:Пояс : 3–4,5 дюйма (76–114 мм)
Вооружение: 3 × 170 мм/22 орудия Krupp, 6 × 150 мм/25 Krupp, 2 десантных пушки 75 мм/11

Корветы имели композитный корпус (по некоторым данным «Хиэй» имел полностью железный корпус ), подводная часть была обшита медью во избежание обрастания моллюсками и водорослями. Дымовая труба имела телескопическую конструкцию, чтобы не мешать полному парусному вооружению барка на трех мачтах. Площадь парусов 1304 м 2.

Силовая установка включала горизонтальную двухцилиндровую паровую машину двойного расширения производства Earle's Shipbuilding, шесть цилиндрических котлов проектной мощностью 2500 л.с. Расчетная скорость составляла 13,5 узлов (по другим данным 14 узлов). На испытаниях скорость «Конго» развил 13,729 уз при 2450 л.с.; «Хиэй» – 13,92 узла при 2490 л.с. Максимального запаса угля в 345–390 тонн (351–396 тонн) было достаточно, чтобы пройти 3100 морских миль со скоростью 10 узлов.

В 1889 году оба корабля прошли модернизацию в военном морском арсенале Йокосука, «Хиэй» получил два стальных двусторонних цилиндрических котла, а «Конго» новые, но того же типа. Паропроизводительность новых котлов на обоих кораблях стала ниже, снизилась и скорость. На испытаниях «Конго» достиг 12,46 узла при 2028 л.с., а «Хиэй» 10,34 узла при 1279 л.с.

Бронирование состояло из полного броневого пояса по ватерлинии из кованого железа толщиной 4,5 дюйма на миделе, в районе машинного и котельного отделения, а в оконечностях уменьшался до 3 дюймов. Палуба не бронировалась, артиллерия устанавливалась на открытой батарейной палубе.

Вооружение состояло из трех 170-миллиметровых (6,8-дюймовыми) нарезных казнозарядных орудий Krupp (RBL) и шести RBL-150-миллиметровых (6,0-дюймовыми) нарезных казнозарядных орудий пушек Krupp. 170 мм были установлены для ведения погонного огня (две пушки через углубленные амбразуры) и ретирадного(одна пушка). Сектор обстрела носовых орудий составлял по 122 градуса, а кормового-250 градусов. 150 мм пушки размещались вдоль бортов в центральной батарее.

Батарея 150-мм орудий корвета Конго
Батарея 150-мм орудий корвета Конго

Два десантных орудия можно было использовать как для стрельбы с корабля, так и на берегу, при десанте.

Бронебойный снаряд 172 мм пушки весил 59,9 кг, имел начальную скорость 460 м/с и пробивал 262 мм плиту кованого железа у дульного среза.

В 80-х вооружение корветов было усилено противоминной батареей из четырех четырехствольных 25-миллиметровых (1,0 дюйма) картечниц Nordenfelt и двух пятиствольных 11-миллиметровых (0,4 дюйма) картечниц Nordenfeldt (Гатлинга ). Тогда же корабли получили у форштевня два 356 мм надводных торпедных аппарата Шварцкопфа с одной торпедой для каждого аппарата.

В 1895 году были удалены марсы с мачт. В 1897 году к противоминной артиллерии добавили две 47 мм 2,5-фунтовые пушки Hotchkiss.

После 1905 года при переоборудовании в гидрографические суда вооружение было сокращено до трофейных русских шести 75мм 12-фунтовых орудий и шести 47 мм 2,5-фунтовых орудий.

Масштабная модель японского железного корвета Хиеи, представленная в военно-морском музее Стамбула .
Масштабная модель японского железного корвета Хиеи, представленная в военно-морском музее Стамбула .
Масштабная модель японского  корвета Конго, представленная в военно-морском музее Стамбула .
Масштабная модель японского корвета Конго, представленная в военно-морском музее Стамбула .

В 80-х годах броненосные корветы были основной боевой силой Императорского флота. В конце 1879 года «Конго» принимал принца Томмазо Савойского, 2-го герцога Генуэзского, во время посещения им Японии. «Хиэй» в 1880 году побывал в Китае и посетил Персидский залив, порты Индии, Персии и Юго-Восточной Азии. В 1881–1883 ​​годах «Хиэй» совершал ежегодные визиты в порт Инчхон (Чемульпо) в Корее.

В 1885–86 годах оба корабля были назначены в Малый Постоянный Флот. Вскоре флот получил первые эльзвикские крейсера и уже в 1887 году корветы переклассифицировали в учебные корабли.

Они с курсантами ходили и по портам Тихого океана и посещали Средиземное море. Оба корвета совершили учебный круиз в Средиземное море в 1889–90 годах с курсантами Императорской японской военно-морской академии. Попутно они доставили 2 января 1891 года в Турцию 69 оставшихся в живых членов экипажа османского фрегата "Эртугрул", потерпевшего крушение у берегов Японии. Офицеры кораблей были приняты султаном Абдулом Хамидом II, а в стамбульском морском музее есть экспозиция по визиту японских кораблей. На обратном пути они посетили порт Пирей, где их посетили греческий король Георг I и его сын, наследный принц Константин.

Японский крейсер Конго в Константинополе , 1891 год, Луиджи Аккуароне (1800-1896).
Японский крейсер Конго в Константинополе , 1891 год, Луиджи Аккуароне (1800-1896).

в Стамбульском военно-морском музее
в Стамбульском военно-морском музее

30 сентября 1891 года «Хиэй» начал еще один поход с курсантами и посетил Австралию и Манилу.

До конца 19-го века как минимум один из корветов с курсантами ежегодно посещал тихоокеанские порты. Например, «Конго» оказался в Гонолулу во время одного из этих походов во время Гавайской революции 1893 года, но в ситуацию не вмешивался. В 1894 году его вновь направили на Гавайи, которыми усиленно занимались США, в качестве стационера. Но в связи с приближением войны с Китаем он был отозван в метрополию.

Еще один вид на Kongō на якоре
Еще один вид на Kongō на якоре
 Где ты, луна, теперь?  Как затонувший колокол,  Скрылась на дне морском. (Басё)  Немного укрепившись внутри страны, правительство императора Мэйдзи стало проводить более активную внешнюю политику.-12

Оба корабля были мобилизованы во время японо-китайской войны 1894-1895 годах. «Хиэй» принял участие в битве при Ялу в сентябре 1894 года. Здесь он, будучи последним в японском строю, на некоторое время попал под огонь всех китайских броненосцев и крейсеров, был сильно поврежден и вынужден покинуть строй. Он получил 33 попадания (в т.ч. двух 305-мм снарядов), была разрушена надстройка, экипаж потерял 55 человек убитыми и ранеными.

После ремонта он вернулся в строй и оба корвета участвовали в осаде Вэйхайвэя в январе-феврале 1895 года, хотя в активных действиях не использовались. «Хиэй» использовался также при оккупации Формозы и бомбардировке китайских прибрежных фортов в Такове ( Гаосюн ) 13 октября 1895 года.

21 марта 1898 года устаревшие корветы переклассифицировали в корабли береговой обороны третьего класса. При этом они продолжали выполнять функции учебных судов.

«Хиэй» и «Конго» по очереди ходили в учебные походы на западное побережье Северной Америки и Гавайи («Хиэй»с 13 апреля по 20 сентября 1897 года и с 14 декабря 1898 года по 28 августа 1899 года). Совместный поход корабли совершили в 1902 году с 19 февраля по 25 августа в Манилу и Австралию.

В русско-японской войне корабли практически не использовались в боевых действиях.

В 1906 году их переоборудовали в исследовательские гидрографические суда.

«Конго» исключили из списков флота в 1909 году и в следующем году продали на металлолом.

«Хиэй» вычеркнули из списков 1 апреля 1911 года, военно-морской округ Майдзуру сообщил о продаже на слом 25 марта 1912 года.

Броненосный корвет Конго
Броненосный корвет Конго
Конго 1878
Конго 1878

Конго
Конго
Хиэй
Хиэй
Броненосный корвет Хиэй в 1878 г.
Броненосный корвет Хиэй в 1878 г.
Хиэй
Хиэй

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам