Жизнь всего только
Между двумя датами
Тире на камне.
Боевая служба линкоров "Исе" и "Хьюго" (Тыц!) началась в составе Объединенного флота("Исе" исполнял обязанности флагмана 1-го флота) с ожидания,к боевому походу "Исе" привлекли только в марте 1942- когда стоявшую в портах эскадру отправили искать корабли нахальных янки,отбомбившихся сперва по островам Маркус,а потом и по самой Японии,"Хьюго" сопровождал экспедицию к островам Бонин,потом также безуспешно искал американские авианосцы.
5 мая 1942 "Хьюго" навсегда потерял свою 5-ю башню(корма,возвышенная),когда во время учебных стрельб в левом орудии произошел затяжной выстрел. Итог-пожар,52 погибших,кормовые погреба пришлось затопить,а башню окончательно демонтировали в Куре.
С 29 мая по 14 июня 1942 оба линкора прикрывали Алеутскую группу по захвату островов.Это была последняя операция линкоров как таковых.
После катастрофических потерь при Мидуэе японское командование судорожно искало способы пополнить свой поредевший парк авианосцев-японская промышленность не в состоянии была состязаться с американцами,строившими боевые корабли десятками.
Одним из вариантов быстрого и малозатратного решения проблемы стала идея переоборудования линкоров в авианосцы. Выбор пал на серию "Исе". От полномасштабной перестройки пришлось отказаться-в работу пошел проект гибрида- линкора-авианосца.
Решение было принято в июле 1942,14 июля 1942 оба корабля выведены из 2-й дивизии для модернизации.
В соответствии с проектом в кормовой части корпус удлинили на 7,6 м и расширили. На месте демонтированных кормовых башен главного калибра № 5 и № 6 соорудили ангар длиной 60 м, в котором помещалось до 10 самолётов, для подъёма которых был установлен лифт. Ещё 10-12 самолётов стояли прямо на палубе. Чтобы компенсировать потерю веса и сохранить остойчивость, полетная палуба была покрыта 203 мм бетонным покрытием. Зенитные оружие были также усилено. Малая длина палубы не позволяла самолётам свободно взлетать и садиться на неё. Поэтому запуск производился с помощью двух катапульт. Садиться же самолётам приходилось на обычные авианосцы , на береговые аэродромы или их могли поднять на борт кранами.
Авиакрыло обновленного корабля должны были составить 14 пикирующих бомбардировщиков Yokosuka D4Y3 «Суйсей» («Джуди») и восемь гидросамолетов Aichi E16A Zuiun. но из-за нехватки пикировщиков корабль должен был быть укомплектован гидросамолётами-бомбардировщиками Е16A «Цуюн» («Пол»).
Переоборудование официально завершено 8.11.1943("Исе") и 18.11.1943("Хьюго"). 1 мая 1944 корабли официально включены в состав 4-й авианосной дивизии 3-го флота.(флагман-с 6.1944-"Хьюго").
Растущие потери заставляли японское командование усиленно маневрировать оставшимся списочным составом,затыкая дырки в сопровождении конвоев,перевозке и снабжении войск в дальних гарнизонах.
5.10.1944 оба корабля вошли в состав Мобильного соединения Объединенного флота. При этом самолетов корабли не несли- их авиагруппу перевели на Тайвань.
Линкоры-авианосцы(без самолетов) прикрывали остатки авианосного флота- 3-ю дивизию . 25 октября "Исе","Хьюго" вместе с авианосцами "Дзуйкаку" и "Дзуйхо",крейсерами "Ойода","Читозе",""Чийода" и "Тама" приняли участие в бою у м. Энганьо против TF 38.Весь день по японской эскадре американцы наносили авиаудары. У "Исе" бомба малого калибра разорвалась на крыше башни №2,другая бомба снесла катапульту на левом борту и убила около 50 моряков.От близких разрывов и у "Исе" и у избежавшего прямых попаданий "Хьюго" разошлась обшивка-через щели и многочисленные осколочные пробоины в корпус начала поступать вода. "Хьюго" пытался отбуксировать потерявший ход "Чийода"-но безуспешно.На отходе потрепанное японское соединение несколько раз пытались добить американские подводные лодки-но безуспешно.
После краткого ремонта 11 ноября оба корабля отправили в Манилу с войсками и боеприпасами.Потом курсировали между Камранью,Индонезией и Сингапуром. С Сингапура "Исе" привез задыхающейся от блокады японской промышленности топливо,каучук,олово и цинк . При этом он успешно проскочил завесу из 23 англо-американских субмарин.
А потом корабли встали в Куре на прикол-у Императорского флота не было топлива для выхода в море этих гибридов. Их официально вывели в резерв.
19 марта 1945 Куре подвергся мощному авианалету TF 58. "Исе" получил два попадания бомб ,"Хьюго" одно-но с 40 погибшими.
В июне 1945 корабли передали береговой обороне.
Следующий массированный налет 24.07.1945 на Куре самолетов TF 38 стал фатальным для "Хьюго" -10 прямых попаданий с пикировщиков "Хеллдайвер" авианосца "Тикондерога" нанесли кораблю серьезные повреждения и он к вечеру затонул на мелководье ,команда успела сойти с корабля."Исе" получил 5 454 кг бомб с "Хеллкэтов" авианосца "Белло Вуд" в район ангара,центральных башен и надстройки. Около 50 погибших. 28.07.1945 "Корсары" с авианосца "Хэнкок" добили его-еще 5 прямых попаданий 454 кг ,потом еще 13 попаданий и множество близких разрывов заставили команду эвакуироваться. Корабль же вскоре затонул на мелководье недалеко от собрата.
"Исе"и "Хьюго" исключены из списков флота 20.11.1945,в 1946-1947 подняты и разобраны на металл.
- TF-38,TF-58 - Task Force - в войне на Тихом океане американские ударные группы из 3-4 авианосцев,кораблей сопровождения-крейсеров,быстроходных линкоров и эсминцев.
Нельзя сказать что японское командование удачно использовало свои немногочисленные-по сравнению с противником-силы. Линейный флот-после уничтожения американских линейных сил в Пер-Харборе или стоял в своих портах или занимался несвойственными ему функциями транспортировки войск и припасов.В итоге большинство линкоров было бездарно потеряно на финальном этапе войны-когда от них уже ничего не зависело.
Идею самобытного японского разума о гибриде авианосца и линкора-появившуюся безусловно не от хорошей жизни -оценить весьма трудно в связи с тем ,что упомянутые гибриды в данной комплектации в боях участие так и не приняли. То ли действительно самолетов не хватило,то ли после воплощения в металле японские адмиралы осознали тупиковость проекта,а обратно переоборудовать было уже совсем бессмысленно.
В итоге в истории остались только необычные фото,немного напоминающие фишеровские фантазии с "Фьюриесом"...
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Броненосцы береговой обороны.
Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал!
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам