Найти в Дзене
Морская коллекция

Авианосцы.Голубой Дракон. "Сорю".

Лондонский морской договор 1930 предоставил Японии лимит водоизмещения авианосного флота в 81 000 тонн. Из него вычитались находившиеся в строю «Акаги» и «Кага» — по 26 900 тонн — и «Рюдзё» — 7100 тонн. Оставшийся лимит в 20 000 тонн японские адмиралы достаточно долго кроили,пытаясь выбрать наиболее оптимальный вариант.Попытка втиснуть в него два корабля по 10 тысяч тонн не удалась в связи с прямым запретом договора на закладку новых авианосцев менее 10 000 тонн водоизмещением и с невозможностью совместить в данных кораблях авианосец и тяжелый крейсер,ограничения по которым тоже сильно мешали японцам.Время гибридов,однако еще не пришло и Морской Генеральный Штаб остановился на более вменяемой концепции быстроходного,т.н. среднего авианосца.

Вторая программа,утвержденная японским парламентом 20 марта 1934 года ,предусматривала строительство двух авианосцев с готовностью на конец 1936 и 1937 года.Сметная стоимость каждого 42 миллиона иен.Принят был проект G-8- водоизмещение 14 000 тонн, 72 самолёта, 5 155-мм и 16 127-мм орудий, уровень бронирования должен был быть аналогичен таковому на «Рюдзё» .

После инцидента с опрокидыванием эсминца «Томодзуру» в марте 1934 проект был доработан. Для улучшения остойчивости от 155 мм орудий отказались,уменьшили количество зенитной артиллерии,уменьшили надстройку,запасы топлива,убрали вертикальные трубы,усилили бронирование. Обновленный проект под индексом G-9 и был заложен в Курэ 20.11.1934.

Корабль получил название «Сорю» — «Синий дракон»(или "Голубой дракон"). В древнекитайской астрономии сочетанием иероглифов 蒼龍 (Цан Лун в китайском, Сорю в японском) обозначалась как восточная четверть небосвода в астрономическом смысле, так и мистический хранитель-защитник этой части неба. Кормовое название писалось дореформенной хираганой (さうりゆう, са-у-ри-ю-у вместо そうりゅう, со-у-рю-у, читается одинаково — со:рю:), наносившимся на лётную палубу опознавательным знаком была буква катаканы サ (са) .

После инцидента с Четвертым флотом в сентябре 1935 (4 крейсера получили повреждения при прохождении через эпицентр тайфуна) пришлось дополнительно проклепать сварные швы,что задержало постройку почти на год.

Второй запланированный по программе авианосец был построен в Арсенале флота в Йокосуке в 1936—1939 годах по улучшенному проекту (индекс G-10) и получил имя «Хирю» .

"Сорю"стал первым японским авианосцем, на который изначально устанавливались такие системы, как аварийный барьер и светотехническая система наведения на посадку. На "Сорю" также были учтены и по возможности исправлены недостатки Ryūjō-значительный перегруз, небольшая полетная палуба, небольшая дальность плавания. В итоге концепция "Сорю" стала стандартом для последующих японских плавучих аэродромов- сплошная летная палуба,двухъярусный ангар,маленький остров,две дымовые трубы,загнутые назад и вниз,три авиалифта,хорошая зенитная защита,многочисленная авиагруппа,высокая скорость и наличие бронирования.

«Сорю» IJN Sōryū , 蒼龍 - со:рю , «Голубой Дракон») Строился на верфи арсенала флота в Курэ. Заложен 20 ноября 1934 года. Спущен на воду 23 декабря 1935 года. Введен в строй 29 декабря 1937 года. Тяжело повреждён американской палубной авиацией утром 4 июня 1942 года, добит торпедами эсминца «Исокадзэ» вечером того же дня. Исключен из списков флота 10 августа 1942.

Водоизмещение-15 900 т (стандартное)? 18 448 т (на испытаниях) 19 800 т (полное) .Длина 222,46 м (по ватерлинии); 227,5 м (наибольшая) /Ширина 21,34 м (наибольшая) .Осадка 7,475 м (средняя) .Бронирование- Погреба — 140–35 мм; палубы — 25 и 40 мм .Двигатели -4 ТЗА «Кампон», 8 котлов «Кампон Ро Го», 152 000 л. с. .Движитель-4 гребных винта .Скорость хода 34,0 узла (проектная) .Дальность плавания 7680 морских миль на 18 узлах (проектная) .Экипаж 1103 человека (125 офицеров и 978 матросов) .Вооружение- Зенитная артиллерия 6 × 2 127-мм/40 тип 89, 14 × 2 — 25-мм/60 тип 96 . Авиационная группа -69 (51+18 запасных) палубных самолётов (проект) 63 (54+9 запасных)—к декабрю 1941 года

Конструктивно "Сорю"-гладкопалубный авианосец с двухъярусным ангаром и расположенной по правому борту островной надстройкой. Корпус проектировали как пропорционально увеличенный корпус крейсера "Могами",удлиненная форма и мощная паротурбинная установка обеспечили ему скорость сопоставимую с "Могами" при большем водоизмещении и сопоставимой мощности двигателей.Корпус собирался из стальных листов толщиной от 18 до 56 мм.

На правом борту располагалась островная надстройка из 4-х ярусов ,вмещавшая мостики.КДП,рубки,прожектора и прочие сервисные службы.Из интересного- на стороне ,обращенной к летной палубе размещалась черная доска -на которой для летчиков готовящихся к взлету самолетов писали свежие смс-ки.

Метацентрическая высота авианосца на испытаниях составила 1,524 м. От установки гироскопического успокоителя качки (как на «Хосё» и «Рюдзё») отказались ещё до начала проектирования в связи с возросшим водоизмещением.

«Сорю» окрашивался в соответствии с общими правилами окраски, принятыми для кораблей Императорского флота. Надводный борт, надстройки, металлические палубы, 127-мм установки покрывались тёмно-шаровой краской («гункан иро»). Ватерлиния и верхушки мачт были окрашены в чёрный цвет, подводная часть корпуса — в тёмно-красный. 25-мм автоматы, деревянный настил палубы и парусиновые обвесы и кожухи не окрашивались и сохраняли свои естественные цвета. На форштевне корабля устанавливалась императорская печать — золотая шестнадцатилепестковая хризантема. Кормовое название писалось по обеим сторонам ахтерштевня хираганой белой краской.

Бронирование защищало только машинное отделение и цистерны авиатоплива( расчетно- от орудий эсминцев) и погреба боезапаса-от снарядов 203 мм орудий вашингтонских крейсеров.

Тонкий главный броневой пояс из 40-мм плит CNC прикрывал район котельных и машинных отделений. Погреба же были защищены сильно и по той же схеме, что на крейсерах типа «Могами», — внутренним (с наклоном верхней кромкой наружу) поясом из плит NVNC максимальной толщиной 140 мм, сужающимся к нижней кромке до 35 мм. Нижняя его часть также выполняла роль противоторпедной переборки.Сверху энергетическую установку прикрывала броневая нижняя палуба из 25-мм листов стали типа D. На большей части её площади она была плоской, однако над котельными отделениями правого борта имела наклон вверх, соединяясь в итоге со средней палубой — из-за необходимости пропустить под ней дымоходы от котлов левого борта к трубам. Погреба же защищала броневая самая нижняя палуба из плит CNC толщиной 40 мм.Цистерны авиабензина защищались теми же внутренним броневым поясом и броневой самой нижней палубой, что и погреба боезапаса, но с меньшей толщиной плит. Броневую защиту имели румпельные отделения и отделения рулевых машин, но точная толщина составлявших её плит неизвестна. Дымоходы котлов имели внутри тонкие броневые колосники там, где они проходили через броневую палубу. Наконец, под погребами боезапаса и цистернами авиабензина находилось бронированное двойное дно, замыкавшее защищавшие их броневые коробки из поясной и палубной брони.

Сравнительно лёгкая конструктивная подводная защита (КПЗ) машинных и котельных отделений была представлена двойным бортом и обычной продольной переборкой. Пространство между ними было поделено платформами на отсеки, использовавшиеся в качестве топливных цистерн. На защиту от взрыва торпеды такая защита и не рассчитывалась.

Четырёхвальная паротурбинная установка мощностью 152 000 л. с. была идентична установленным на тяжёлых крейсерах типа «Могами» (вторая пара — «Судзуя» и «Кумано») и «Тонэ» («Тонэ» и «Тикума»). Максимальная проектная скорость — 34 узла.

На ходовых испытаниях 11 ноября 1937 года в проливе Бунго при мощности машин 152 483 л. с. и водоизмещении 18 871 тонну «Сорю» развил скорость в 34,898 узла. Эти результаты были на уровне крейсеров типа «Могами», имевших такую же паротурбинную установку при существенно меньших размерах, — «Могами» и «Кумано» в январе 1938 года показали 34,73 и 35,36 узла при водоизмещении 13 600 и 13 513 тонн соответственно. На повторных испытаниях в заливе Татэяма 22 января 1938 года «Сорю» развил 34,9 узла при мощности 152 500 л. с. и водоизмещении 19 000 тонн.

«Сорю» имел сплошную лётную палубу длиной 216,9 м и высотой 12,88 м от ватерлинии. Ширина её составляла 16,0 м по носовому обрезу, 17,0 м — по кормовому и 26,0 м — в средней части.

В носовой части лётной палубы находился рисунок в виде кисточки белого цвета. К его вершине была подведена паровая трубка, и стелющийся над нарисованными лучами пар играл роль указателя направления кажущегося ветра для экипажей взлетающих самолётов. Аналогичное устройство было размещено в центральной части лётной палубы для садящихся машин. Разметка палубы включала три параллельные белые линии (центральную и две боковые), образующие дорожку, которых должны были придерживаться лётчики при взлёте и посадке, и двойную белую «остановочную» линию напротив первой дымовой трубы. Кормовой свес имел предупреждающую окраску из красных и белых полос. Для идентификации авианосца с воздуха в кормовой части лётной палубы слева была нанесена буква катаканы サ (са). В военное время к ней добавлялся знак опознавания «свой-чужой» — хиномару. На «Сорю» белый прямоугольник с красным кругом занимал участок лётной палубы в носу на всю её ширину.

Для размещения авиагруппы «Сорю» имел три полностью закрытых двухъярусных ангара (№ 1—3, нумерация шла от носа к корме), отделённых друг от друга шахтами самолётоподъёмников. Нижние ярусы ангаров находились на средней палубе и имели общую длину 142,4 м при высоте 4,3 м (два межпалубных пространства) и максимальной ширине 18,0 м. Конструктивно они были встроены в корпус корабля. Наоборот, находившиеся выше на самой верхней палубе верхние ярусы представляли из себя надстройку лёгкой конструкции из отдельных блоков с компенсационными стыками. При длине 171,3 м, высоте 4,6 м и максимальной ширине 18,0 м они были больше нижних по объёму. В кормовой переборке ангара № 3 изначально предусматривались двери для перемещения в него самолётов, как на более ранних авианосцах. В итоге же там сделали только водонепроницаемый люк площадью около 2 м² для перегрузки авиационных запчастей.

Для подъёма самолётов из ангаров использовались три самолётоподъёмника грузоподъёмностью 5000 кг с размерами платформ 11,5 на 16 м (носовая), 11,5 на 12 м (средняя) и 11,8 на 10 м (кормовая). На платформе можно было поднять сразу два самолета.

По проекту середины 1935 года предполагалось базировать на «Сорю» 18 истребителей (плюс 6 запасных) тип 90 (Накадзима A2N) и 33 палубных бомбардировщика (плюс 12 запасных) тип 94 (Айти D1A1) — всего 69 самолётов: 51 первой линии и 18 запасных. Ударные самолёты (торпедоносцы) в состав авиагруппы по этому проекту не входили. Несмотря на отсутствие планов по включению в авиагруппу торпедоносцев, на авианосце предусматривалось наличие оборудования для хранения и погрузки авиаторпед, рассчитанное на базирование эскадрильи из 18 машин такого типа.

«Нормы» 1941 года установили новый штатный состав, адаптированный теперь для самолётов новых типов. Согласно им на «Сорю» должны были базироваться 12 истребителей (плюс 3 запасных) тип 0 (Мицубиси A6M), 27 палубных бомбардировщиков (плюс 3 запасных) тип 99 (Айти D3A) и 18 ударных самолётов (плюс 1 запасной) тип 97 — всего 64 машины: 57 первой линии и 7 запасных. Перед началом Тихоокеанской войны состав авиагруппы был ещё раз пересмотрен, и эти штаты стали последними официальными. Согласно им на авианосце базировалось 18 истребителей тип 0, 18 палубных бомбардировщиков тип 99 и 18 ударных самолётов, плюс по 3 запасных самолёта каждого типа — всего 63 машины, в том числе 54 первой линии и 9 запасных. Де-факто нехватка авиатехники в ходе войны привела к постепенному отказу от запасных самолётов. Кроме того, в свой последний поход «Сорю» вышел, имея на борту два предсерийных разведчика тип 2 модель 11 (Йокосука D4Y1-C) для проведения их войсковых испытаний.

Базировавшиеся на авианосце самолёты имели стандартный идентификационный номер на вертикальном оперении, состоявший из буквы (латиницы или катаканы, код конкретной авиагруппы) и трёхзначного числа (начинавшегося на 1 — код истребителя, на 2 — бомбардировщика, или на 3 — ударного самолёта).Авиагруппа «Сорю» изначально имела код в виде буквы катаканы イ («и»), но ещё до первого похода к побережью Китая он был сменён на латинскую W. С ноября 1940 года код стал буквенно-цифровым, буква в нём обозначала дивизию авианосцев , а римская цифра — номер корабля в дивизии. Соответственно, самолёты «Сорю» как флагмана 2-й дивизии стали маркироваться как QI. В апреле 1941 года у всех дивизий кодовые буквы были приведены в соответствие с их порядковым номером, для обозначения авиагруппы конкретного корабля в дивизии вокруг хиномару на самолётах стали рисовать также один или два цветных кольца (у 2-й дивизии они были светло-синими). «Сорю» получил код BI, после переноса флага Ямагути на «Хирю» он был изменён на BII.

Авианосец имел двенадцать 127-мм зенитных орудий тип 89 в шести спаренных установках (из которых пять были модели A1 и одна модели A1 второй модификации). При стрельбе по наземным целям, орудия имели дальность 14 700 метров; максимальный потолок 9,440 метров при наибольшей высоте +90 градусов. Максимальная скорострельность 14 выстрелов в минуту, но стабильный темп стрельбы позволял производить около восьми выстрелов в минуту. Само орудие имело хорошую баллистику, имевшиеся в спаренных установках механические досылатели и автоматические установщики взрывателей были на тот момент передовым достижением. Все установки были размещены в спонсонах на уровне палубы зенитных орудий и автоматов. В носовой части находилось три из них, две по правому борту и одна по левому. Остальные три размещались в корме и также располагались асимметрично, но в обратном порядке: две с левого борта и одна с правого. Последняя и была установкой модели A1 второй модификации с куполообразным дымозащитным щитом. Хотя продукты сгорания расположенных перед ней дымовых труб вполне эффективно отбрасывались к поверхности воды, данная мера для защиты расчётов орудий и приборов играла роль подстраховки.

Для управления огнём 12,7-см зенитных орудий служили два комплекса приборов управления зенитным огнём тип 94 («куён сики ко:ся со:ти»)

Малокалиберная зенитная артиллерия была представлена четырнадцатью спаренными автоматами тип 96 (всего 28 стволов), также находившимися в спонсонах, как и орудия. Управление огнём 25-мм зенитных автоматов осуществлялось с пяти постов управления, оснащённых визирными колонками тип 95.

"Сорю" принимал активное участие в первой фазе войны на Тихом океане-в нападении на Перл-Харбор, битве на острове Уэйк. вторжении в Голландскую Ост-Индию, налётах на австралийский порт Дарвин и на Цейлон. В апреле 1942 самолеты Sōryū помогли потопить два британских тяжелых крейсера и несколько торговых судов, во время рейда в Индийском океане. В ходе сражения у атолла Мидуэй утром 4 июня 1942 года корабль был поражён тремя 1000-фунтовыми бомбами американских пикировщиков и был оставлен командой после пожара; вечером того же дня его уничтожил тремя торпедами эсминец «Исокадзэ».

-5

Подгруппа средних авианосцев-детище Лондонского договора 1930,своими новыми ограничениями заставившая впихивать невпихуемое в остатки лимитов. У японцев плодом этих усилий стали «Сорю» и «Хирю» ,в США- «Рэйнджер» .

Однако японцам в условиях экономии водоизмещения и исправления недостатков предыдущего проекта-"Рюдзё" создать достаточно боеспособный корабль.Более всего конечно это относится к "Хирю",на который уже не давили договорные ограничения и на котором был улучшен и сам исходный проект.

"Сорю" имел продуманную бронезащиту,сильное ПВО и многочисленную авиагруппу при небольшом водоизмещении и крейсерской скорости.Отсутствие противоторпедной защиты конечно недостаток-но свойственный всем современникам авианосца.

Насыщенная боевая деятельность "Сорю"-предмет отдельной статьи.

Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-

Линейные крейсеры.

Линейные корабли.

Тяжелые крейсеры.

Броненосцы береговой обороны.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам