Найти тему
Морская коллекция

Крейсера. Старый британский конь на японской борозде. Корвет «Цукуба»

Оглавление

Вот выплыла луна,
И самый мелкий кустик
На праздник приглашен.(Исса)

Пушки европейцев произвели на японцев гораздо большее впечатление чем орудия Королевского флота в первую опиумную войну на китайцев. Это стало грандиозным стимулом для проведения глубокой внутренней модернизации, которая была оформлена как реставрация императорской власти, освободившейся от опеки сегуната.

1868 год стал официальным годом революции Мэйдзи. Из раздробленной феодальной страны железной рукой сверху создавалась единая империя. Полунезависимые княжества были ликвидированы, а самураи "деклассированы". Разумеется, последовала кровопролитная гражданская война, война Босин.

Империя победила. У страны появились единые вооруженные силы, с единым Военным министерством, который руководил тогда и флотом. После гражданской войны к 1869 году флот сформировался из кораблей императорского правительства-бакуфу и кораблей отдельных княжеств, самым крупным из которых был флот княжества Сацума. В строю имелся один броненосец (бывший конфедератский), деревянный корвет, деревянная канонерка и несколько вооруженных паровых и парусных судов.

Значение флота для островной Японии было очевидным и уже в 1870 году появились планы укрепления флота новыми кораблями. "Равняйся на лучшего" японцы восприняли буквально и за помощью обратились к британцам. Английские инструкторы приступили к обучению моряков и флотоводцев современным методам морской войны. Многие британские морские традиции с тех пор прочно вошли в основание японского флота.

Британские консультанты посоветовали японцам закупить корабли современного типа, естественно, у Британии. Одним из первых был приобретен весьма подержанный корвет, которому, однако, была суждена долгая жизнь в Императорском флоте.

История его началась еще в конце первой половины 19-го века. Проект тогда еще шлюпа разработал Департамент геодезии (он был утвержден 9 декабря 1848 года).

9 ноября 1847 года строительство корабля из тика по этому проекту было заказано колониальной верфи мистера Молда в бирманском Моулмейне.

"By the old Moulmein pagoda
Lookin' lazy at the sea..."
(У старой пагоды Мулмейн /Лениво смотрю на море. Киплинг)

Закладка состоялась 29 мая 1849 года, 9 апреля 1853 года он сошел на воду под именем HMS Malacca (первым кораблем этого имени был 36-пушечный корабль, прослуживший с 1809 по 1816 год) как 17-пушечный деревянный шлюп. Когда скончался мистер Молд, его предприятие обанкротили. Достроить корабль взялся государственный инспектор мистер Лэдд .

16 мая 1853 года шлюп парусником под командованием лейтенанта Джона А.П. Прайса отправили в мерополию, нагрузив тиком, достаточным на еще один корабль. В Англии на него установили механизмы (двухцилиндровая наклонная паровая машина мощностью 200 номинальных л.с. и два огнетрубных котла от компании John Penn & Sons) и дооснастили на Чатемской верфи. 8 августа 1854 года корабль был готов. Трехмачтовый шлюп нес полное парусное вооружение.

Первоначальный комплект артиллерии 17-пушечного шлюпа включал одну 8-дюймовую 65-фнт дульнозарядную пушку системы Миллера (разновидность Пексана) на поворотном креплении впереди и шестнадцать 32-фунтовых дульнозарядных гладкоствольных (MLSB) пушек вдоль бортов. Водоизмещение на этот период указывается от 1758 до 1978 тонн.

Предназначался корвет в основном для колониальной службы, как метко было отмечено-нести миру демократию, бремя белого человека и "миральезой настраивать слух языческим королям". Однако и в европейских водах корабль использовался активно.

Носовое украшение "Малакки"
Носовое украшение "Малакки"

Корабль перенес на британской служье три кампании, включая Крымскую войну 1854-1856 годов. В 1854 году он, под командованием капитана Артура Фаркуара, был на Балтике, в эскадре сэра Роберта Нейпира, а перед замерзанием Балтики, в сентябре 1854 года ушел -на Черное море, где и провел кампанию 1854-1855 годов. В январе 1857 года он спас выживших с сицилийского корабля « Карло III», на котором взорвался котел, а сам корабль затонул. Спасти удалось менее половины из сотни членов экипажа. Затем служил в американских и тихоокеанских водах.

В 1862 году « Малакка» был переоборудован и переклассифицирован в корвет (по другим данным исходно корвет стал шлюпом-источники противоречивы). При одной из модернизаций он получил современную машину фирмы "Humphrys & Tennant" в 707 и.л.с. 14 октября 1863 года корвет сел на мель у форта Сант Анджело на Мальте, но практически не пострадал. Следствие установило, что ошибку командира корабля. Вскоре ситуация повторилась. По халатности дежурного офицера 16 сентября 1867 года он сел на мель в проливе Лоренцо, ремонт обошелся в 1371 фунт стерлингов.

Grappler , Shearwater и Malacca (крайний справа) на Тихоокеанской станции, Британская Колумбия.
Grappler , Shearwater и Malacca (крайний справа) на Тихоокеанской станции, Британская Колумбия.

В 1869 году корвет был исключен из состава Королевского флота и продан в июне 1869 года Э. Бейтсу. А Бейтс практически сразу продал старый (15 лет в строю) деревянный корабль Японии.

В Императорском флоте корабль нарекли «Цукуба», в честь города и горы в регионе Канто на острове Хонсю. Первоначально даже применялось название «Цукуба-кан», где "-кан" подразумевало обозначение военного корабля (в отличие от "-мару", означающего гражданское судно). Но вскоре на военных кораблях от дополнительной приставки отказались, хотя для гражданского флота "-мару" действует до сих пор.

С 1875 года в качестве учебного корабля обветшавшее, но добротно построенное британцами, судно ходило с курсантами на борту в дальние походы. В Америку, Австралию, Гонконг, порты Китая, Владивосток и даже в Вальпараисо.

Сиднейская газета с новостью о прибытии японского корвета "Цукуба"
Сиднейская газета с новостью о прибытии японского корвета "Цукуба"

Хотя под парами корабль давал не более 10 узлов, бережливые японцы активно использовали его и даже дважды перевооружали. В 1892 году «Цукуба», например, получил четыре 152-мм скорострельных орудия.

Старый корабль усиленно ковал кадры для Объединенного флота.

После 1900 года он уже "не ходил", став стационарной морской школой на воде. Лишь в 1906 году его отправили на слом.

-5
-6

«Цукуба» Tsukuba 筑波 (до 1870 года HMS Malacca). Mould, Moulmein, Burma. Заказан 9 ноября 1847 г. Заложен 29 мая 1849 (1851). Спущен на воду 2 июня 1851 года( 9 апреля 1853). Вступил в строй 7 мая 1853 г.(19 июня 1854). Завершен 17 августа 1854. Продан в июне 1869, перепродан Японии 1870 г.. Стационерное учебное судно с 1900. Списан 1906

Водоизмещение нормальное 1758/1978 тонн. Длина 51,27 по килю/58,52по палубе/60,3 м. Ширина10.6 (10,36-10,46)м. Осадка 4,83(нос), 5,74(корма), среднее-5.48 (Глубина трюма 6,91 м) м. Загрузка 1034 тонны.
Двигатели-1 паровая машина, 1 вал, 2 прямоугольных котла, 200 л.с. После 1862 года 692  л.с.- 707 л.с. Максимальная скорость 9,2 узла. После 1862 г - 9,5 узлов. Экипаж 180-301 человек.
Вооружение- 1 × 8-дюймовая (65 фнт) пушка, 16 × 32-фунтовых орудий
на японской службе-6 × 4,5-дюймовых орудий BL, 2 × 30-фунтовые пушки, 2 × 24-фунтовые пушки, 4 × 6-дюймовых орудия QF (после 1892 г.)

1892 год-новое вооружение - 4 х 1 - 152мм/40 Armstrong W.

Силовая установка при постройке: 2-цилиндровый двигатель John Penn & Son, наклонный одинарного расширения, одновинтовая. После 1862 года-Humphrys & Tennant 2-цилиндровая горизонтальная паровая машина одинарного расширения.

Офицерский состав  в 1876 году
Офицерский состав в 1876 году

-8

Во время японо-китайской войны «Цукуба» выполнял функции брандвахты по охране акваториибазы в Йокосука и пунктов временного базирования. В сражениях не участвовал.

Особенностью японской флотоводческой школы стало использование устаревших кораблей в качестве "кораблей береговой обороны".

В подобном же качестве корабль принял участие в русско-японской войне. С новыми 152 мм скорострельными пушками Армстронга он обстреливал побережье во время японских атак. Несмотря на маленькую 8-узловую скорость, в качестве плавбатареи он оказался на своем месте.

Один из эпизодов осады Порт-Артура как раз был связан с отправкой девяти русских миноносцев на поиск и уничтожение отряда старых кораблей, которыми японцы блокировали порт. Это был отряд капитана 2 ранга Нисияма, состоящий из различной рухляди, судов береговой обороны "Цукуба", "Хайен" и канонерок "Акаги" и "Чокай" (7-й боевой отряд, часть "Забавного флота"). Опасаясь, что это японские "собачки", русский отряд спешно вернулся на базу. Так они и не встретились.

А японцы продолжали выполнять свою задачу, используя при этом даже деревянный корабль полувековой давности.

В умелых руках и палка-оружие.

Разумеется, вечно это продолжаться не могло и в 1906-1907 годах корабль отправили на слом, а его имя передали броненосному крейсеру нового типа японской постройки.

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам