Найти в Дзене
Морская коллекция

Канонерские лодки. На чужих берегах. «Осима»

Оглавление

Японская канонерская лодка "Осима" в 1892 у берегов Кобе
Японская канонерская лодка "Осима" в 1892 у берегов Кобе
Там, куда улетает
Крик предрассветный кукушки,
Что там? – Далекий остров.
Басё (1644–1694)

Развитие сил береговой обороны и растущий колониальный интерес к Корее и Манчжурии требовали, помимо строительства и покупки крейсеров, обновления флота канонерских лодок. Роль небольших универсальных артиллерийских кораблей японцы оценивали достаточно трезво. Благо, развитие отечественной промышленности уже давало возможность строить такие корабли на японских верфях.

Проект новой канонерки по программе 1889 года был создан на основе серии канонерок типа "Майя", в его разработке участвовал Эмиль Бертен. Канонерка стала первым кораблём с вертикальной паровой машиной тройного расширения, построенной в Японии.

Корабль получил имя «Осима» в честь острова Осима у префектур Сидзуока и Хёго. Закладка состоялась на верфи "Онохама" в Кобе под присмотром специалистов Военно-морского арсенала Куре 29 августа 1889 года. На воду корабль сошел 14 октября 1891 года, 31 марта 1892 года он был завершен.

-2
-3

-4

«Осима» Oshima (大島) Onohama, Кобе. Заказ 1889 года. Заложена в 29 августа 1889 года, спущена на воду в сентябре (14 Октября) 1891 года, вступила в строй 31 марта 1892 года. 3 (16) мая 1904 г. недалеко от Порт-Артура столкнулась в тумане с канонеркой «Акаги» и затонула 4 (17) мая.

Водоизмещение нормальное 630 тонн; 640 длинных тонн (650 тонн). Длина 53,65 м. Ширина 8,0 м. Осадка 2,75 м
Двигатели- 2 поршневая паровая машина, 4(2 цилиндрических) котла, 1217 л.с., 2 винта. Скорость 13,0 узлов, полным ходом 16 узлов. Запас угля 70/140 тонн. Экипаж 130 человек. Палубная броня 30 мм
Вооружение -4 × 120 мм/32 Five Lille(4,7 дюйма) орудия, 5 × 47 мм/40 (1,9 дюйма) 3-фунтовых Hotchkiss Mk I пушек, 1 x 5 - 11,4 мм/94 картечница

Стальная трехмачтовая канонерская лодка с вертикальной паровой машиной тройного расширения и двумя винтами. Скорость 13 узлов. Канонерка вооружена была четырьмя 120-мм пушками QF, по одной на носу, корме, и в спонсонах по бортам. Вспомогательное вооружение-пять 47 мм скорострелок Гочкис.

Во время японо-китайской войны артиллерия заменена на скорострельную- вместо старых 32 клб пушек поставили 4 х 1 - 120 мм /40 скорострельные Армстронг Р.

-5

Во время японо-китайской войны «Осима» в составе Второго флота патрулировала между Кореей, Дайреном и Вэйхайвеем, составляя резерв Объединенного флота.

21 марта 1898 года «Осима» была переклассифицирована в канонерскую лодку второго класса и использовалась для береговой разведки и патрулирования. В сентябре 1898 года китайский диссидент-либерал (реформатор, философ и журналист) Лян Цичао на борту канонерки бежал из Китая в Японию. Побег организовало японское правительство, беглеца доставили в Миядзиму. Он долго жил в Японии, вернулся в Китай только после Синьхайской революции 1911 года.

Канонерская лодка OSHIMA в Чемульпо. На фоне подорванной каноненерской лодки КОРЕЕЦ.
Канонерская лодка OSHIMA в Чемульпо. На фоне подорванной каноненерской лодки КОРЕЕЦ.
 Хиросе Кацухико
Хиросе Кацухико
-8

Во время русско-японской войны «Осима» участвовала в осаде Порт-Артура. В ночь с 3 (16) мая (по другим данным 18 мая) на 4 (17) мая 1904 года под командованием коммандера Хиросе Кацухико (старшего брата знаменитого Такео Хиросе) во время неудачного маневрирования при постановке на якорь она столкнулась в сильном тумане с канонерской лодкой «Акаги». «Акаги» ее протаранила, и рано утром на следующий день«Осима» затонула в заливе Ляодун (Кинджоу) у Порт-Артура ( 39°01'N 121°08'E, Координаты:/ 39.017; 121.133). Жертв не было. Хиросе Кацухико потом дослужился до контр-адмирала.

-9

«Осима» была исключена из списков ВМС только 15 июня 1905 года. Опять к вопросу о потерях. До этого надеялись поднять и восстановить.

Осима погибла под Порт-Артуром в результате столкновения с Акаги 18 мая 1904
Осима погибла под Порт-Артуром в результате столкновения с Акаги 18 мая 1904

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам