Майские льют дожди.
Что это? Лопнул на бочке обод?
Звук неясный ночной.(Басё)
Полное уничтожение Фуцзяньского флота в битве при Фучжоу во время франко-китайской войны 1884-1885 года, обаяние идей "Молодой школы", так хорошо совпавшее с японским несовпадением между гигантскими амбициями и скромными возможностями японской экономики, качнули маятник симпатий японской морской элиты в сторону французской морской школы как образца для подражания.
Соблазн относительно недорогого флота из крейсеров и миноносцев, который за счет самурайского духа должен был стать могучим и непобедимым, был непреодолим.
Японцы стали активно размещать заказы на французских верфях, приглашать из Франции инструкторов и технических специалистов. Вершиной же японо-французского сотрудничества стало приглашение на трехлетний(потом продленный на год)контракт известного французского кораблестроителя Эмиля Бертена на 1886-1890 годы.
Помимо реализации за японский счет бредовой идеи составного из крейсеров броненосца ("Мицусимы" в количестве трех штук), это принесло Японии удачные реализованные проекты арсеналов в Куре и Сасебо, ускоренную индустриализацию японской промышленности, а также уважение и умение управляться с легким флотом, что стало сильной стороной Императорского флота и в японо-китайской и в русско-японской войне.
В частности речь шла о классе авизо, шлюпов, небронированных малых крейсеров, предназначенных для решения универсального набора задач- разведки, дозора, посыльной и стационерной службы, прикрытия миноносцев, как канонерская лодка и прочее и прочее. Японский флот получил достаточное количество таких кораблей и умело их использовал.
Одним из таких кораблей стал небронированный крейсер или авизо «Мияко». Имя он получил в честь островов Мияко в префектуре Окинава.
Проект был разработан под надзором Бертена. Он напоминал французский крейсер "Милан"(1885) или японский авизо "Яэяма". Небольшой легковооруженный небронированный и быстроходный корабль в рамках "Молодой школы".
Построен он был по программе 1892 года на созданном Бертеном военно-морском арсенале в Куре, став первым построенным там боевым кораблем. Несмотря на скромные размеры постройка малого крейсера растянулась на долгие 5 лет. Арсенал не имел опыта строительства кораблей, а японская промышленность не могла обеспечить строительство необходимыми ресурсами, основную часть составлял импорт.
Тем не менее, на постройке небольших легких кораблей нарабатывался опыт и проектирования и строительства, а флот имел возможность готовить на этих кораблях кадры и проводить боевую учебу.
В военное время эти корабли также были крайне полезны, став одним из факторов превосходства японского флота.
«Мияко» IJN Miyako 宮古 Kure Naval Arsenal (Военно-морской арсенал Куре) Заказан 1893 финансовый год. Строительство начато март (26 мая ) 1894 года. Спущен на воду 27 октября 1898 года. Введён в эксплуатацию 31 марта 1899 года. Погиб на русской мине 1/14.05.1904 г. Исключен из списков 21 мая 1905 г. После войны корпус поднят и сдан на слом.
Водоизмещение 1772 длинных тонны (1800 т). Длина 95,7 м. Ширина 10,4 м. Осадка 4,28 м.
Двигатели- Двухвальный, две поршневые паровые машины, 8 локомотивных цилиндрических котлов, 6130 л. с. Скорость хода 20 узлов. Запас 400 тонн угля. Дальность плавания 4000 миль. Экипаж 10/120 человек, затем 200 человек.
Вооружение- 2 × 120-мм/40 QF Armstrong R Mk I – IVs, 8 × 47-мм/40 QF 3-фунтовых пушек Гочкиса. Минно-торпедное вооружение 2 × 457-мм торпедных аппарата
Крейсер имел стальной гладкопалубный корпус, кроме паровой машины он мог использовать парусное вооружение благодаря двум разнесенным мачтам.
Вооружение включало две 120 мм скорострельные пушки QF 4.7 inch Mk I – IV в одинарных установках в оконечностях и восемь трехфунтовых скорострельных пушек QF Hotchkiss. Кроме того на палубе было установлено два однотрубных торпедных аппарата.
Крейсер из-за долгостроя не успел к японо-китайской войне, Дин Жучана громили без него. С июня 1900 по октябрь 1902 года авизо находилось под командованием Ясиро Рокуро, до этого военно-морского атташе в Санкт-Петербурге, а впоследствии адмирала и Морского министра Японской империи.
К русско-японской корабль устарел, но тем не менее активно использовался для дозорной и разведывательной службы, участвовал в блокаде Порт-Артура под командованием Точиная Содзиро.
Во время исследования гавани Дайрена (Далянь, Дальний) ночью на 14 мая н.ст. по поиску места для высадки 2-й японской императорской армии авизо стоял на якоре у мыса Робинсон, прикрывая японские тральщики, занимающиеся тралением бухты Керр. Плавсредства самого «Мияко» тоже были задействованы в тралении. После завершения работ на авизо был поднят паровой катер. В это время корпус авизо задел русскую мину, которую при тралении пропустили.
Мина взорвалась в районе машинного отделения у левого борта. Через 23 минуты крейсер затонул. Гальваноударные взрыватели русских мин оказались эффективны и против кораблей, стоявших на якоре.
На следующий день русские наблюдатели с поста Дагушан заметили в 6 милях подозрительное движение. Несколько японских миноносцев и шлюпок кружили возле торчащих из воды двух мачт. Как только бухту накрыло туманом, начальник наблюдательного поста прапорщик запаса Дейчман с матросами Клецовым и Мельниковым на китайской шлюпке отправились к мачтам.
На месте были обнаружены возвышавшиеся над водой две трубы и две мачты затонувшего корабля. При этом на боевом марсе грот-мачты обнаружились антенна радиостанции (беспроволочного телеграфа) и пулемет. Клевцов предложил пулемет отвинтить и приватизировать. За инструментами пришлось вернуться, но течение отнесло шлюпку к вражескому берегу. Уклонившись от японских патрулей, охотники вернулись к утопленнику. Рядом были обнаружены четыре вехи, обозначавшие протраленный японцами проход. Матросы срезали вехи, а одну захватили с собой как вещдок. Действия русских диверсантов были замечены с японского миноносца и они были обстреляны из пулемета.
Дейчман с матросами выбрался на берег и горными тропами вышел к своим. Правда при опросе Дейчман опознал утопленника как броненосный крейсер типа "Асама".
По японским потерям есть кардинальные разногласия. По одним данным погибло 190 человек и лишь 8 спаслось. Но по другим данным при взрыве погибло всего двое японцев.
Место гибели «Мияко» к северо-востоку от Порт-Артура, в бухте Керр, в точке 39°02′00″ с. ш. 121°22′30″ в. д..
Потеря «Мияко» стала частью черных дней японского флота, когда, казалось, удача отвернулась от сынов микадо.
Официально из списков флота крейсер исключили только 21 мая 1905 года. После войны обломки были подняты и проданы на металлолом 4 июля 1906 года.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам