Мошек легкий рой
Вверх летит – плавучий мост
Для моей мечты.
Кикаку (1661–1707)
Третий сёгун рода Токугава Иэмицу тремя последовательными указами (1633, 1636 и 1639 гг. ) под угрозой смертной казни запретил японцам покидать пределы своей страны, а также строить большие суда для дальнего плавания. Так в Японии начался двухвековой период Сако́ку (самоизоляции).
После прихода эскадры коммодора Перри японцам стало ясно, что современные пушки легко вскрывают самоизоляцию азиатских гигантов. А чтобы им противостоять, надо иметь такие же пушки и такие же корабли.
Сёгун получил от голландцев в подарок колесный военный пароход и еще несколько купил и заказал в той же Голландии. Запрет на строительство больших кораблей был снят, как и запрет на океанские походы. Но уже были утрачены и строительные компетенции и навыки морских переходов. Японцы практически учились заново. А пока закупали и заказывали суда за границей. Обзаведясь собственным паровым флотом, сёгун не только разрешил, но и стимулировал приобретение военных пароходов отдельными княжествами. В итоге некоторые даймё обзавелись собственными эскадрами. В основном этим увлекались более развитые южные княжества, более тесно контактировавшие с европейцами. Была только одна проблема, именно они относились к правлению Токугава наиболее оппозиционно.
Княжество Тёсю (или Хаги-по столице) находилось на юге острова Хонсю (префектура Ямагути). Оно было в числе тех, кто откликнулся на призыв сёгуна создавать военный флот.
Клан Мори, правящий Тёсю, имел к роду Токугава старые счеты. Еще когда Иэясу Токугава выяснял с Тоетоми Хидэеси кто из них главный по Японии, клан Мори был сильнейшим союзником Тоетоми. Но в войне Токугава с наследником Тоетоми, Мори предали своих, что обеспечило победу Токугава. Правда, благодарность Иэясу была специфической, клан Мори был переселен в более бедный регион и их доходы сократились более чем в 3 раза. Самураям хватило терпения 250 лет ждать ослабления сёгуната и их месть была удовлетворена при 13-ом даймё домена Тёсю, Мори Такачика.
В 1868 году даймё Тёсю приобрел в Англии два военных парохода. В девичестве они назывались "Hinda" или "Benda" (приобретен в январе или с января по февраль 1868 года) и "Asonta"(приобретен в мае или с июня по июль 1868 года). Первый этап жизни кораблей и их реальные ТТХ покрыты туманом неизвестности, противоречивы и запутаны.
Построены в Лондоне в 1866 году, по некоторым сведениям как раз по заказу даймё Тёсю. Цена покупки первого 110 000 долларов.
Переданы владельцам корабли были уже в Японии.
С названиями в княжестве все было просто, называли по году постройки, а чтобы различать близнецов, мудро пронумеровали их, позднее просто назвали их №1 и №2 (главные корабли), Dainiiteibou, Daiichi Teibau,"Тейбо Мару № 1"(«Дайити Уса») и "Тейбо Мару № 2" (第二丁卯, Дайни Тейбо). Головной корабль японцы первоначально называли Дин Умару.
Это были трехмачтовые деревянные пароходы типа шхуны с 5-8 орудиями. По большинству источников корабли были однотипные, одного водоизмещения и размеров, согласно «Руины Кумон 1874 года» разница в размерах корпуса присутствовала, но двигатель тот же. Японская классификация-канонерские лодки 3-го класса.
Разногласия в размерах согласно источникам: «История раннего современного судостроения в Японии, эпоха Мэйдзи»: 126 футов (38,40 м) в длину, 21 фут (6,40 м) в ширину, с осадкой 7 футов 7 дюймов (2,31 м); «Обзор судов Императорского флота» (1928 г.): длина 126 сяку (38,18 м), ширина 21 сяку (6,36 м); «История японского флота» Том 7: Длина 39,4 м, Ширина 6,6 м, Осадка 2,4 м .
Dai ichi Teibau, №1(«Дайити Уса»). Верфь, Лондон , Великобритания. Завершен 1867. Приобретен кланом Тёсю в январе 1868 г. ( с января по февраль 1868 г.) Вошел в строй Императорского флота 8 мая 1870 г. (6 июня 1870 г.). Разрушен 9 августа 1875 г.
Водоизмещение 236 тонн, длина 123 сяку 8 сан (34,49 м)или 36,58 м, ширина 21 сяку 8 сан (6,61 м) или 6,40 м, осадка 2,29 м
Двигатели- 2 паровых коробчатых котла, одна горизонтальная поршневая машина прямого действия, 1 винт, 60л.с. Парусное вооружение 3 -мачтовой шхуны, скорость 5 узлов или 3,0 узла. Экипаж- октябрь 1873 года-65, в 1874 году 16
Вооружение- 6 орудий или одно 5,9-дюймовое орудие и одно 5,5-дюймовое ; 1874 -1 60-фунтовое, 1 40-фунтовое, 20(?) 2-фунтовых пушек
Dai Ni Teibau, №2. Верфь, Лондон , Великобритания. Спущен на воду 1866. Завершен 1867. Приобретен доменом Тёсю в мае 1868 г. ( с июня по июль 1868 г.) [2] Вошел в строй Императорского флота 9 апреля 1870 г. (9 мая 1870 г.). 3 апреля 1885 года сел на мель и погиб.
Длина 122 сяку 6 сун (37,15 м ) или 120 сяку (36,36 м), ширина 22 сяку 4 солнца (6,79 м) или 21 сяку (6,36 м), осадка-нос 8 сяку (2,42 м), корма 8 сяку (2,42 м)
Двигатель- 2 коробчатых паровых котла, горизонтальная паровая машина прямого действия , 1 винт, 60л.с. Парусное вооружение-3 -мачтовая шхуна , скорость полная 8 узлов , средняя 6 узлов, запас угля 75 000 катти (по 600 грамм). Экипаж 75 человек на октябрь 1873 г., 65 на 1874 г., 57, на февраль 1883 г. - 87
Вооружение-1 x 64-фунтовая дульнозарядная пушка Armstrong , 1 x 40- фунтовая казнозарядная пушка Armstrong, 2 x 20-фунтовые двухколесные бортовые пушки Armstrong , 1 x 12-см пушка-гаубица. 1883 г. - одно 64-фунтовое орудие Армстронга, одно 40-фунтовое орудие Армстронга, два 20-фунтовых орудия Армстронга
Основные размеры взяты из «Bakumatsu no Steamship Story» и «Kumon Ruins». Если основные размерения верны, то указанное во многих документах водоизмещение 125 тонн явно ошибочно.
Во время революции Мэйдзи, вооруженного выступления за передачу власти от сёгуната императору, княжество Тёсю было среди мятежников, выступивших против клана Токугава. Когда их выступление привело к успеху, мятежные князья объединили и свои армии и свои флоты под властью императора Мацухито.
20 февраля 1868 года ( 13 марта 1868 года) правительство Мэйдзи получило в свое распоряжение Daiichi Teibau.
Сёгун вскоре сдался и сдал свой замок в Эдо. Сопротивление Реставрации возглавил адмирал Энамото, который увел большую часть флота Токугава вместе с остатками армии на север, в Хакодатэ на острове Хоккайдо. Там он основал республику Эдзо.
Императорские войска и флот были отправлены против мятежников. 8 марта 1869 года ( 19 апреля 1869 года) корабли Котецу , Ёсун Мару , Касуга Мару , Хирю Мару , Дайити, Чоу Мару , Бошин Мару , Шинпу Мару и Хоан Мару покинули Синагаву и отправились в Хакодатэ. В многодневной битве в заливе Хакодате в мае 1869 года силы адмирала Эномото были разгромлены, он капитулировал, гражданская война Босин закончилась. После войны корабли вернули прежним владельцам, но ненадолго.
В 1870 году феодальные княжества в Японии были отменены, войска и корабли даймё обязали передать правительству Мэйдзи. Даймё Тёсю, кстати, первым передал свои земли императору. 8 мая (6 июня) корабль перешёл в ведение военного министерства и был переименован в Дайитичжоу (корабль). Согласно «Докладу министерства морского флота», он был передан императору кланом Ямагути 29 апреля (29 мая).
С мая-июня и до конца года он участвовал в исследовании южного побережья совместно с британским кораблем.
В мае -июле 1871 года корабль был признан боеспособным и вошел в состав созданного Японского Императорского флота вместе с кораблями Ниссин , Хигаси , Инуи , № 2 , Рюдзё , Фудзияма. 15 ноября (26 декабря) № 1 причислен к кораблям шестого ранга.
По состоянию на 18 мая (23 июня) 1872 года флот состоял из девяти кораблей: «Ниссин», «Хосё» и « Цукуба», Касуга, Уньо, № 2, «Рюдзё», № 1«Чомэ»,«Мэнчун».
12 января 1873 года № 1 был выведен из состава флота и назначен исследовательским кораблем. Его первым заданием стало обследование побережья Рюкю, которым он и занялся с 12 февраля. Кроме того 13 февраля было принято решение о размещении в каждом порту сторожевого корабля-стационера. №1 был назначен порт Синагава.
18 августа № 1 был освобожден от обязанностей исследовательского судна и 22 августа возвращен в состав флота. 28 октября № 1 был выведен из состава флота и отправлен на ремонт. 18 сентября 1874 года №1 был вновь включен в состав флота
По состоянию на 30 июня 1875 года в составе флота числились Уньо, Ниссин, Касуга, Рюдзё, Хигаси, Хосё и Дайичичо.
№1 в 1875 году был отправлен на остров Итуруп (Курилы) для борьбы с браконьерством каланов , но 9 августа потерял курс из-за сильного тумана, сел на мель на западном мысе острова (или восточном побережье острова, и был уничтожен волнами. Командовал канонеркой в это время Кодзо Цубои (1874- 1876), будущий глава Летучего отряда в войне с Китаем.
Среди командиров канонерки также были Ито Сукеюки (1871-1872),
У корабля №2 карьера получилась более длинная. Он был подарен правительству 9 апреля 1870 года ( 9 мая 1870 года) и передан в Синагаве 8 мая (6 июня). Также попал в ведение военного министерства, а название Daiichi Teibau №2 было изменено просто на № 2 (корабль).
Летом 1870 года, с началом франко-прусской войны Япония впервые сформировала временные флотилии для защиты суверенитета. №2 и Тиёдагата были приписаны к Синагаве. Специальный режим был отменен 7 марта ( 26 апреля ) 1871 года.
15 ноября (26 декабря) 1871 года №2 причислен к кораблям шестого ранга. В 1872 году переведен в исследовательское судно и занимался гидрографическими работами. .
По состоянию на 18 мая (23 июня) 1872 года флот состоял из девяти кораблей : «Ниссин», «Мэнчун» , «Рюдзё», № 1 «Чомэ», № 2 «Чомэ», « Уньо » , « Касуга », « Цукуба » и « Хосё ».
12 января 1873 года №2 взвращен в состав флота, но уже 7 марта отправлен на ремонт. 4 апреля канонерка вернулась в строй и на 30 июня флот состоял из Уньо, Ниссин, Касуга, Рюдзё, Хигаси, Хосё и № 2.
13 апреля 1875 года №2 вновь отправили на научную работу, на этот раз изучать гидрографию Цусимы и Кореи. После инцидента с корейской береговой охраной на острове Канхва, №2 вместе с Уньо и Касугой определили патрулировать побережье у Пусана.
После раздела ответственности за побережье страны между Восточным и Западным командованием 28 октября 1875 года, №2 оказался в Западном командовании.
Во время Сейнанской войны (Сацумского восстания) 1877 года, №2 занимался охраной портов в Кобэ и Симоносеки, а также участвовал в захвате Хинагу.
В 1878-1880 годах корабль занимался боевой учебой и выполнял различные задания в прибрежной зоне Японии и Кореи.В 1881-1883 годах корабль прошел несколько ремонтов и параллельно занимался изучением побережья острова Кюсю.
Во время сопровождения эскадры с императором на борту из Йокосуки в Кобе, 3 апреля 1885 года корабль сел на мель в Аноризаки , префектура Миэ и был уничтожен стихией.
Канонеркой в 1883-1884 годах командовал Хейхачиро Того.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам