Найти в Дзене
Морская коллекция

Канонерские лодки. Месть тринадцатого даймё. "Дайни Тейбо"

Оглавление
Kobayashi KIYOCHIKA (1847-1915)
Kobayashi KIYOCHIKA (1847-1915)
Мошек легкий рой
Вверх летит – плавучий мост
Для моей мечты.
Кикаку (1661–1707)

Третий сёгун рода Токугава Иэмицу тремя последовательными указами (1633, 1636 и 1639 гг. ) под угрозой смертной казни запретил японцам покидать пределы своей страны, а также строить большие суда для дальнего плавания. Так в Японии начался двухвековой период Сако́ку (самоизоляции).

После прихода эскадры коммодора Перри японцам стало ясно, что современные пушки легко вскрывают самоизоляцию азиатских гигантов. А чтобы им противостоять, надо иметь такие же пушки и такие же корабли.

Сёгун получил от голландцев в подарок колесный военный пароход и еще несколько купил и заказал в той же Голландии. Запрет на строительство больших кораблей был снят, как и запрет на океанские походы. Но уже были утрачены и строительные компетенции и навыки морских переходов. Японцы практически учились заново. А пока закупали и заказывали суда за границей. Обзаведясь собственным паровым флотом, сёгун не только разрешил, но и стимулировал приобретение военных пароходов отдельными княжествами. В итоге некоторые даймё обзавелись собственными эскадрами. В основном этим увлекались более развитые южные княжества, более тесно контактировавшие с европейцами. Была только одна проблема, именно они относились к правлению Токугава наиболее оппозиционно.

-2

Княжество Тёсю (или Хаги-по столице) находилось на юге острова Хонсю (префектура Ямагути). Оно было в числе тех, кто откликнулся на призыв сёгуна создавать военный флот.

Клан Мори, правящий Тёсю, имел к роду Токугава старые счеты. Еще когда Иэясу Токугава выяснял с Тоетоми Хидэеси кто из них главный по Японии, клан Мори был сильнейшим союзником Тоетоми. Но в войне Токугава с наследником Тоетоми, Мори предали своих, что обеспечило победу Токугава. Правда, благодарность Иэясу была специфической, клан Мори был переселен в более бедный регион и их доходы сократились более чем в 3 раза. Самураям хватило терпения 250 лет ждать ослабления сёгуната и их месть была удовлетворена при 13-ом даймё домена Тёсю, Мори Такачика.

В 1868 году даймё Тёсю приобрел в Англии два военных парохода. В девичестве они назывались "Hinda" или "Benda" (приобретен в январе или с января по февраль 1868 года) и "Asonta"(приобретен в мае или с июня по июль 1868 года). Первый этап жизни кораблей и их реальные ТТХ покрыты туманом неизвестности, противоречивы и запутаны.

Построены в Лондоне в 1866 году, по некоторым сведениям как раз по заказу даймё Тёсю. Цена покупки первого 110 000 долларов.

Переданы владельцам корабли были уже в Японии.

С названиями в княжестве все было просто, называли по году постройки, а чтобы различать близнецов, мудро пронумеровали их, позднее просто назвали их №1 и №2 (главные корабли), Dainiiteibou, Daiichi Teibau,"Тейбо Мару № 1"(«Дайити Уса») и "Тейбо Мару № 2" (第二丁卯, Дайни Тейбо). Головной корабль японцы первоначально называли Дин Умару.

Это были трехмачтовые деревянные пароходы типа шхуны с 5-8 орудиями. По большинству источников корабли были однотипные, одного водоизмещения и размеров, согласно «Руины Кумон 1874 года» разница в размерах корпуса присутствовала, но двигатель тот же. Японская классификация-канонерские лодки 3-го класса.

Разногласия в размерах согласно источникам: «История раннего современного судостроения в Японии, эпоха Мэйдзи»: 126 футов (38,40 м) в длину, 21 фут (6,40 м) в ширину, с осадкой 7 футов 7 дюймов (2,31 м); «Обзор судов Императорского флота» (1928 г.): длина 126 сяку (38,18 м), ширина 21 сяку (6,36 м); «История японского флота» Том 7: Длина 39,4 м, Ширина 6,6 м, Осадка 2,4 м .

-3

Dai ichi Teibau, №1(«Дайити Уса»). Верфь, Лондон , Великобритания. Завершен 1867. Приобретен кланом Тёсю в январе 1868 г. ( с января по февраль 1868 г.) Вошел в строй Императорского флота 8 мая 1870 г. (6 июня 1870 г.). Разрушен 9 августа 1875 г.

Водоизмещение 236 тонн, длина 123 сяку 8 сан (34,49 м)или 36,58 м, ширина 21 сяку 8 сан (6,61 м) или 6,40 м, осадка 2,29 м
Двигатели- 2 паровых коробчатых котла, одна горизонтальная поршневая машина прямого действия, 1 винт, 60л.с. Парусное вооружение 3 -мачтовой шхуны, скорость 5 узлов или 3,0 узла. Экипаж- октябрь 1873 года-65, в 1874 году 16
Вооружение- 6 орудий или одно 5,9-дюймовое орудие и одно 5,5-дюймовое ; 1874 -1 60-фунтовое, 1 40-фунтовое, 20(?) 2-фунтовых пушек

Dai Ni Teibau, №2. Верфь, Лондон , Великобритания. Спущен на воду 1866. Завершен 1867. Приобретен доменом Тёсю в мае 1868 г. ( с июня по июль 1868 г.) [2] Вошел в строй Императорского флота 9 апреля 1870 г. (9 мая 1870 г.). 3 апреля 1885 года сел на мель и погиб.

Длина 122 сяку 6 сун (37,15 м ) или 120 сяку (36,36 м), ширина 22 сяку 4 солнца (6,79 м) или 21 сяку (6,36 м), осадка-нос 8 сяку (2,42 м), корма 8 сяку (2,42 м)
Двигатель- 2 коробчатых паровых котла, горизонтальная паровая машина прямого действия , 1 винт, 60л.с. Парусное вооружение-3 -мачтовая шхуна , скорость полная 8 узлов , средняя 6 узлов, запас угля 75 000 катти (по 600 грамм). Экипаж 75 человек на октябрь 1873 г., 65 на 1874 г., 57, на февраль 1883 г. - 87
Вооружение-1 x 64-фунтовая дульнозарядная пушка Armstrong , 1 x 40- фунтовая казнозарядная пушка Armstrong, 2 x 20-фунтовые двухколесные бортовые пушки Armstrong , 1 x 12-см пушка-гаубица. 1883 г. - одно 64-фунтовое орудие Армстронга, одно 40-фунтовое орудие Армстронга, два 20-фунтовых орудия Армстронга

Основные размеры взяты из «Bakumatsu no Steamship Story» и «Kumon Ruins». Если основные размерения верны, то указанное во многих документах водоизмещение 125 тонн явно ошибочно.

Daiichi Teibau
Daiichi Teibau
Daiichi Teibau №2.
Daiichi Teibau №2.

Во время революции Мэйдзи, вооруженного выступления за передачу власти от сёгуната императору, княжество Тёсю было среди мятежников, выступивших против клана Токугава. Когда их выступление привело к успеху, мятежные князья объединили и свои армии и свои флоты под властью императора Мацухито.

20 февраля 1868 года ( 13 марта 1868 года) правительство Мэйдзи получило в свое распоряжение Daiichi Teibau.

Сёгун вскоре сдался и сдал свой замок в Эдо. Сопротивление Реставрации возглавил адмирал Энамото, который увел большую часть флота Токугава вместе с остатками армии на север, в Хакодатэ на острове Хоккайдо. Там он основал республику Эдзо.

Хакодате
Хакодате

Императорские войска и флот были отправлены против мятежников. 8 марта 1869 года ( 19 апреля 1869 года) корабли Котецу , Ёсун Мару , Касуга Мару , Хирю Мару , Дайити, Чоу Мару , Бошин Мару , Шинпу Мару и Хоан Мару покинули Синагаву и отправились в Хакодатэ. В многодневной битве в заливе Хакодате в мае 1869 года силы адмирала Эномото были разгромлены, он капитулировал, гражданская война Босин закончилась. После войны корабли вернули прежним владельцам, но ненадолго.

битве при Хакодате
битве при Хакодате

В 1870 году феодальные княжества в Японии были отменены, войска и корабли даймё обязали передать правительству Мэйдзи. Даймё Тёсю, кстати, первым передал свои земли императору. 8 мая (6 июня) корабль перешёл в ведение военного министерства и был переименован в Дайитичжоу (корабль). Согласно «Докладу министерства морского флота», он был передан императору кланом Ямагути 29 апреля (29 мая).

С мая-июня и до конца года он участвовал в исследовании южного побережья совместно с британским кораблем.

В мае -июле 1871 года корабль был признан боеспособным и вошел в состав созданного Японского Императорского флота вместе с кораблями Ниссин , Хигаси , Инуи , № 2 , Рюдзё , Фудзияма. 15 ноября (26 декабря) № 1 причислен к кораблям шестого ранга.

По состоянию на 18 мая (23 июня) 1872 года флот состоял из девяти кораблей: «Ниссин», «Хосё» и « Цукуба», Касуга, Уньо, № 2, «Рюдзё», № 1«Чомэ»,«Мэнчун».

12 января 1873 года № 1 был выведен из состава флота и назначен исследовательским кораблем. Его первым заданием стало обследование побережья Рюкю, которым он и занялся с 12 февраля. Кроме того 13 февраля было принято решение о размещении в каждом порту сторожевого корабля-стационера. №1 был назначен порт Синагава.

18 августа № 1 был освобожден от обязанностей исследовательского судна и 22 августа возвращен в состав флота. 28 октября № 1 был выведен из состава флота и отправлен на ремонт. 18 сентября 1874 года №1 был вновь включен в состав флота

По состоянию на 30 июня 1875 года в составе флота числились Уньо, Ниссин, Касуга, Рюдзё, Хигаси, Хосё и Дайичичо.

№1 в 1875 году был отправлен на остров Итуруп (Курилы) для борьбы с браконьерством каланов , но 9 августа потерял курс из-за сильного тумана, сел на мель на западном мысе острова (или восточном побережье острова, и был уничтожен волнами. Командовал канонеркой в это время Кодзо Цубои (1874- 1876), будущий глава Летучего отряда в войне с Китаем.

Среди командиров канонерки также были Ито Сукеюки (1871-1872),

Эпоха Мейдзи
Эпоха Мейдзи

У корабля №2 карьера получилась более длинная. Он был подарен правительству 9 апреля 1870 года ( 9 мая 1870 года) и передан в Синагаве 8 мая (6 июня). Также попал в ведение военного министерства, а название Daiichi Teibau №2 было изменено просто на № 2 (корабль).

Летом 1870 года, с началом франко-прусской войны Япония впервые сформировала временные флотилии для защиты суверенитета. №2 и Тиёдагата были приписаны к Синагаве. Специальный режим был отменен 7 марта ( 26 апреля ) 1871 года.

15 ноября (26 декабря) 1871 года №2 причислен к кораблям шестого ранга. В 1872 году переведен в исследовательское судно и занимался гидрографическими работами. .

По состоянию на 18 мая (23 июня) 1872 года флот состоял из девяти кораблей : «Ниссин», «Мэнчун» , «Рюдзё», № 1 «Чомэ», № 2 «Чомэ», « Уньо » , « Касуга », « Цукуба » и « Хосё ».

12 января 1873 года №2 взвращен в состав флота, но уже 7 марта отправлен на ремонт. 4 апреля канонерка вернулась в строй и на 30 июня флот состоял из Уньо, Ниссин, Касуга, Рюдзё, Хигаси, Хосё и № 2.

13 апреля 1875 года №2 вновь отправили на научную работу, на этот раз изучать гидрографию Цусимы и Кореи. После инцидента с корейской береговой охраной на острове Канхва, №2 вместе с Уньо и Касугой определили патрулировать побережье у Пусана.

-9

После раздела ответственности за побережье страны между Восточным и Западным командованием 28 октября 1875 года, №2 оказался в Западном командовании.

Сацумское восстание
Сацумское восстание

Во время Сейнанской войны (Сацумского восстания) 1877 года, №2 занимался охраной портов в Кобэ и Симоносеки, а также участвовал в захвате Хинагу.

В 1878-1880 годах корабль занимался боевой учебой и выполнял различные задания в прибрежной зоне Японии и Кореи.В 1881-1883 годах корабль прошел несколько ремонтов и параллельно занимался изучением побережья острова Кюсю.

Во время сопровождения эскадры с императором на борту из Йокосуки в Кобе, 3 апреля 1885 года корабль сел на мель в Аноризаки , префектура Миэ и был уничтожен стихией.

Канонеркой в 1883-1884 годах командовал Хейхачиро Того.

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам