Майских дождей пора.
Словно море светится огоньками
Фонари ночных сторожей.(Басё)
Переход к французским консультантам молодого японского Нового флота был во многом связан с большей договороспособностью французов насчет помощи в создании собственного современного судостроения. Благодаря французским инженерам в Японии возникли современные верфи, металлургические и орудийные заводы.
Первоначально основным центром военного судостроения стал созданный еще при сёгунате с французской помощью Военно-морской Арсенал в Йокосуке. Здесь в 1873 году был заложен первый военный корабль современного типа в Японии-корвет «Сэйки».
Новый, более крупный проект, был создан французскими инженерами в конце 70-х и представлял собой деревянный парусно-винтовой трехмачтовый корвет водоизмещением около 1500 тонн.
Финансирование было выделено в рамках 1877 финансового года. Всего было построено два корабля- «Каймон» (в честь горы Каймон в префектуре Кагосима, в переводе «морские ворота») и «Тэнрю» (в честь реки Тэнрю в префектурах Сидзуока и Нагано, в переводе "Небесный Дракон").
Корветы, хотя и строились по одному проекту, но заметно отличались друг от друга. «Тэнрю», заложенный на несколько месяцев позднее, был несколько больше и нес более тяжелое вооружение. Строительство заняло около семи долгих лет, в строй они вошли лишь в 1885 — 1886 годах. Причиной стали и технические и финансовые трудности. Даже после постройки приходилось для повышения остойчивости добавять накладки на корпус.
Во время церемонии спуска на воду «Каймон» появилась традиция, которая с тех пор сопровождает спуск японских военных кораблей. В небо была выпущена стая белых голубей (традиционного символа синтоистского бога войны Хатимана). Первым командиром корвета стал лейтенант-коммандер Цубой Кодзо, будущий командир Летучего отряда Императорского флота.
Деревянные корветы с паровой-машиной-компаунд, полным парусным вооружением и крупповской артиллерией стали частью Нового флота Японской империи. В некоторых источниках корпус корветов указан как композитный.
К большим войнам, японо-китайской и русско-японской, эти корабли подошли уже в стадии ветеранов, которых, по японской традиции, причисляли к береговой обороне и использовали во вспомогательных целях. Особой боевой ценности эти древние экспонаты не имели, но тем не менее выполняли ряд необходимых рутинных обязанностей.
«Каймон» «Kaimon» 海 門. Военно-морской арсенал Йокосука, Япония. 1877 финансовый год. Заложен в августе (1 сентября) 1877 г., спущен на воду в сентябре ( 28 августа) 1882 г., вступил в строй 13 апреля (марта) 1884 г. 22 июня (5 июля) 1904 г. подорвался на русском минном заграждении в бухте Талиенвань у о. Дасиныпаньдао и затонул. Исключен из списков флота 21 мая 1905 г.
Водоизмещение нормальное 1358 длинных тонн (1380 т), полный 1429 тонн. Длина 64,26/64,68 м . Ширина 9,9/10,9 м. Осадка 5/5,2 м.
Двигатели-горизонтальная паровая машина двойного расширения, 4 цилиндрических котла, 1 винт, 1267 л.с., Запас угля 197/256 тонн угля. Скорость полным ходом 12 узлов. Парусное вооружение барка. Экипаж 210-230,14/199 человек
Вооружение: 1 — 170мм/35 казнозарядное орудие Krupp; 6 — 120 мм/25 казнозарядные орудия Круппа; 1 – 75(80)-мм казнозарядное Крупп; 5 картечниц (4 × 25-мм (1 дюйм) счетверенные пушки Норденфельт, 1 × 11,5-мм (0,45 дюйма) счетверенные пушки Nordenfelt)
«Тенрю» «Tenryu»天龍. Военно-морской арсенал Йокосука, Япония. Заложен в январе (9 февраля)1878 г., спущен на воду в сентябре (18 августа) 1883 г., вступил в строй 5 марта 1885 г. Исключен из списков в 1906 г. Списан 21 декабря 1911 года. Разобран в 1912 году
Водоизмещение нормальное 1525 т. полное 1637 тонн.1547 длинных тонн (1572 т). Длина 64,68-64,71 м . Ширина 10,8 м. Осадка 5,2 м.
Машины мощностью 1267 л.с. 4 цилиндрич. котла. 1 вал. Запас угля 204 т. Скорость полным ходом 12 узлов. Экипаж 17/196, 222 человек.
Вооружение: 2 — 150 мм /22; 4 — 120мм/25; 1 – 75-мм (все фирмы Круппа); 4 картечницы.
по др. данным- 1 × 170 мм (6,7 дюйма) казнозарядная пушка Круппа, 1 × 150 мм (5,9 дюйма) казнозарядная пушка Круппа, 4 × 120 мм (4,7 дюйма) пушки, 1 × 75 мм (3 дюйма) пушка, 4 × 25 мм (0,98 дюйма) счетверенные пушки Nordenfelt
Впоследствии оба корабля были модернизированы: вместо первоначального элегантного форштевня был поставлен другой, мачты с боевыми марсами заменили фок- и грот-мачту.
«Каймон» во время войны с Китаем использовался как транспорт. Он участвовал в высадке японских войск в Чемульпо и присутствовал во время битвы при Ялу. Позднее корвет вошел в состав группы по вторжению на о. Формоза (Тайвань) в 1895 году.
21 марта 1898 года «Каймон» был переклассифицирован в корабль береговой обороны третьего класса и использовался для береговой разведки и патрулирования.
В русско-японской числился как корабль береговой обороны, но использовался и на передовой, в качестве транспорта и для патрулирования берегов Кореи и Цусимского пролива. 22 июня(5 июля) 1904 года в бухте Талиенвань возле Порт-Артура он подорвался и затонул (38°50'N 121°50'E/ 38.833; 121.833) на русской мине, установленной минным транспортом "Енисей"(который тоже погиб на своем минном заграждении еще 29.01.1904). С «Каймон» погибло 22 человека, включая командира. Исключен из списков флота 21 мая 1905 года.
«Тэнрю» в японо-китайской войне использовался как транспорт, присутствовал в битвах при Лушунькоу и в битве на реке Ялу.
21 марта 1898 года «Тэнрю» переклассифицировали в корабли береговой обороны третьего класса и использовали для патрулирования побережья. В ноябре 1897 года он пережил серьезный пожар и потребовал капитального ремонта.
Во время русско-японской войны «Тэнрю» нес службу как дозорный корабль в порту Кобе. После войны, 20 октября 1906 года, был переведен в военно-морской округ Майдзуру, где служил в качестве вспомогательного и учебного судна. Он был исключен из списков флота 21 декабря 1911 года и продан на металлолом 20 октября 1912 года.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам