Найти в Дзене
Морская коллекция

Канонерские лодки. Короткие судьбы. Шхуна «Мусаси Мару»

Оглавление

Идешь по облакам,
И вдруг на горной тропке
Сквозь дождь – вишневый цвет!
Кито (1741–1789)

Проводимая в Японии после заключения неравноправных договоров с западными державами политика Бакумацу предусматривала, в частности, максимальное усиление флота страны, как центрального (на тот момент флот сёгуната Токугава), так и региональных флотов различных княжеств (кланов). Закупка и заказы паровых кораблей шли настолько интенсивно, что к середине 60-х годов флот Токугава стал сильнейшим в Восточной Азии. Кроме того десятками военных пароходов располагали даймё сильнейших княжеств.

Достигнутый результат по количеству имел и обратную сторону, в спешке японцы приобретали втридорога разнотипные устаревшие корабли постройки различных стран, без понятной классификации и назначения. Кораблей было уже много, а флота не было вообще. Японцы просто пылесосом собирали все предлагаемые на рынке корабли, если они каким-то образом подходили для военных целей. Особенно этим пришлось заниматься правительству Мэйдзи, когда в 1868 году мятежный адмирал Эномото увел большую часть флота с собой на север, в Хакодате.

Одним из таких источников готовых кораблей стали США после гражданской войны. Крупнейший на 1865 год флот планеты гнил в портах или распродавался всем желающим.

К середине 60-х годов для Таможенной службы США по заказу Министерства финансов было построено 6 винтовых шхун типа Pawtuxet. Строились они на различных верфях по цене 103 тысячи долларов за штуку. Во время гражданской войны их использовали для сопровождения конвоев и патрулирования побережья.

После войны они были поставлены на прикол, а три из них были проданы в Японию. Речь идет о USRC Ashuelot (второй в серии), USRC Kankakee (пятый в серии, назван в честь реки Канкаки) и USRC Kewanee (шестой в серии).

В ноябре 1868 года правительство Мэйдзи приобрело USRC Kewanee и переименовало в «Мусаси»( Musashi или Musashikan) в честь провинции Мусаси. В декабре 1869 года правительством был приобретен USRC Kankakee и переименован 29 декабря 1869 года в «Кавачи Мару» (Kawachi Maru), в честь провинции Кавати. 2 января 1870 года корабль был передан военному флоту. USRC Ashuelot был приобретен в марте 1868 года кланом Акита и переименован в «Такао Мару» (Второе небо).

USRC Ashuelot после завершения гражданской войны прошел ремонт в Портленде в сентябре 1865 года. В 1867 году Береговая охрана отказалась от кораблей данного типа и Ashuelot был пришвартован в Статен-Айленде 7 мая 1867 года. Продан Дж. К. Фуллеру из Нью-Йорка 20 июня 1867 года за 28 300 долларов. Фуллер перепродал его японскому клану Акита.

«Канкаки» USRC Kankakee в период короткой службы в Береговой охране США действовала в районе Чарльстона (Южная Каролина) ; Норфолк (Вирджиния) ; и Филадельфия (Пенсильвания). Кроме обычной службы использовалась для перевозки таможенных чиновников. После трехлетней службы из-за несоответствия требованиям, была продана в 1867 году, а затем приобретена правительством Мейдзи.

Служба в Береговой охране принесла кораблю репутацию несчастливого. Уже 1 июня 1864 года опорные тросы дымовой трубы во время стоянки на Норт-Ривер оборвались, дымовая труба «Канкаки» упала на палубу соседней шхуны, погибло два человека и несколько было ранено. Расследование виновных не установило, но комиссия рекомендовала ставить 6 растяжек вместо четырех. Ходовые испытания прошли 1 ноября 1864 года, со скоростью 12 узлов «Канкаки» стал самым быстроходным кораблем серии. Корреспондент New York Times , приглашенный на испытания, отметил, что корабль «очень красиво смотрится на воде. Он прекрасно управляется, разворачиваясь за очень короткое время».

Однако стоило кораблю приступить к регулярной службе, как вновь произошла трагедия

26 декабря 1864 года командир «Канкаки» , капитан Ричард А. Морсел из Вашингтона (округ Колумбия), упал за борт с пристани в Хобокене (Нью-Джерси), при попытке подать сигнал другому судну. Он цеплялся за «свайную» опору причала, пока через двадцать минут его не спасли и не доставили в отель. Все попытки реанимации не увенчались успехом. Коронер установил, что он умер от «психрофобии» (боязнь холода). Капитан Морселл был тогда одним из самых молодых капитанов флота.

В 1865 году «Канкаки», ​​с двумя агентами министерства финансов на борту, отправился на юг, создавать систему таможни для портов только что потерпевшей поражение Конфедерации.

В феврале 1867 года экипаж «Канкаки» понес еще одну потерю, один из корабельных пожарных был сбит на Гранд-стрит в Манхэттене и получил серьезные травмы.

К этому времени Таможенная служба решила избавиться от ряда кораблей типа «Потаксет» из-за слишком капризных машин. «Канкаки» был поставлен на прикол и продан 28 мая 1867 года. Позже он отправился в Японию , где в феврале 1869 года был переименован в «Кавачи».

USRC_Levi_Woodbury систершип
USRC_Levi_Woodbury систершип

«Мусаси» Musashikan (бывший USRC Kewanee). Джон А. Робб и Ко. Спущен на воду 23 сентября 1863 г., завершен в июне 1864 года. Введен в эксплуатацию ВМС США 15 августа 1864 г. Куплен правительством Мэйдзи в ноябре 1868 г.(по другим данным 10 июля 1867 года). Сгорел 22 февраля 1870 г., Восстановлен, продан как торговое судно

«Такао Мару» (бывший USRC Ashuelot, с октября 1868 Daini Kaiten ). Верфь Джон Энглис. Спущен на воду 8 июля 1863 года. Завершен декабрь 1864 г. В марте 1868 года куплен кланом Акита и переименован в «Такао». 27 октября 1868 года захвачен правительством Эномото в Хакодате, и переименован во «Второй Кайтен». В мае 1869 года выбросился на берег после битвы при Мияко , затем сожжен.

«Кавачи Мару» Kawachi Maru ( бывший «Канкаки» USRC Kankakee). JA Westervelt, Нью-Йорк. Спущен на воду 15 сентября 1863 г. Завершен Ноябрь? 1864 г. Списан 1867 г. Куплен правительством Мэйдзи в декабре 1868 г., переименован в «Кавачи Мару». Списан после февраля 1869 г.


Водоизмещение 350 тонн, длина 40/41,8/42 м, ширина 8,08(8,23 или 8,18) м, осадка 1,63 м (на корме). Глубина 3,4 м ( или 2,7)
Двигатель-паровая двухцилиндровая машина ("Kankakee"-фирмы J. & RI Gray с нью-йоркского завода Phoenix Iron Works) ,120 л.с. 1 котел. 1 винт скорость 12 узлов. Декабрь 1868 года- от 8 до 9 узлов. Запас угля 15 тонн. 2 мачты. Крейсерская дальность 5 дней. Экипаж 7 офицеров, 34 рядовых, 1868-48, 1869-50, " Мусаси"- 69, во время битвы у бухты Мияко 70 членов экипажа и 25 солдат
Вооружение- 1 x30-фунтовая нарезная пушка Parrot , 5 x 24-фунтовые гаубиц Dahlgren, в том числе две поворотные

Все корабли этой серии, согласно контрактов, имели корпус из дуба , акации и белого дуба , усиленный диагональными железными распорками. По парусному вооружению бриг или марсельная шхуна.

Гибель « Такао », преследуемого пароходами Императорского флота.
Гибель « Такао », преследуемого пароходами Императорского флота.
Битва в заливе Мияко
Битва в заливе Мияко

Самая интересная судьба в Японии выпала бывшему USRC Ashuelot. Купленный кланом Акита и переименованный в «Такао Мару», он в 1868 году был передан правительству Мейдзи, командиром был назначен Кейдзо Тадзиме, который в октябре 1868 года привел корабль в порт Хакодате, не зная, что он захвачен войсками мятежного адмирала Эномото. Мятежники захватили корабль, а Тадзиме и его помощника Канки Иноуэ на полтора месяца посадили под арест. После освобождения в мае 1869 года он был назначен главнокомандующим Экспедиционного корпуса Мейдзи и принимал капитуляцию мятежников.

«Такао Мару» был переименован мятежниками во «Второй Кайтен»(Daini Kaiten) и включен в состав флота республики Эдзо. Он вошел в состав отряда по захвату /потоплению самого мощного корабля императорского флота-броненосца «Котецу».

Daini Kaiten (Сэцудзо Фурукава) вместе с «Кайтен Мару» и «Банрю Мару» должен был врасплох застать императорские корабли в заливе Мияко и взять на абордаж броненосец, прикрывшись американским флагом. Руководил операцией французский военспец Эжен Колаш.

Три корабля вышли из Хакодате 2 мая 1869 года, но попали на плохую погоду, у Daini Kaiten начались проблемы с машиной и он отстал на 3 узлах, а «Банрю Мару» вообще был вынужден вернуться в Хакодате

6 мая «Кайтен Мару» вошёл в залив Мияко один. Сначала все шло по плану, он приблизился к «Котецу», попытался высадить абордажную партию, но досадная деталь, про которую, видимо забыли, 3-х метровая разница между высотой палуб кораблей, привела к расстрелу самураев из Гатлинга и полному фиаско. «Кайтен Мару» был вынужден ретироваться. Но в это время в залив медленно вошел Daini Kaiten. Поняв, что операция уже провалилась, он пытался бежать, но со своими тремя узлами не смог. Колаш приказал выброситься на берег. Экипаж ушел в горы, но через несколько дней был вынужден сдаться императорским войскам.

Интересно, что примерно в эти годы Японию посещал американский тезка-канонерская лодка USS Ashuelot из состава Азиатского флота США.

С другим кораблем из американской тройки, «Мусаси Мару», есть непонятная ситуация. По официальным данным его покупка состоялась в ноябре 1868 года, но в то же время в захвате мятежного « Канрин Мару » в порту Симидзу 18 сентября 1868 года среди кораблей императорского флота кроме «Хирю Мару » и «Фудзияма» упоминается и «Мусаси Мару». Скорее всего верна дата продажи 10 июля 1868 года.

Прослужил «Мусаси Мару» Японии в любом случае недолго. 22 февраля 1869 года он сгорел во время стоянки в Синагаве , в Токийском заливе. Уцелевший корпус осенью 1870 года был передан Министерству финансов. После ремонта в 1871 году продан как торговое судно.

«Кавачи Мару» также не отличился долголетием, с июня 1869 года его использовали как плавучий склад в порту Хёго. А вскоре совсем списали.

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам