В начале 30-х годов Японский Императорский флот исчерпал лимит на тяжелые крейсера,соответственно для новых проектов калибр артиллерии был ограничен 155 мм.По японской классификации это были крейсера «класса B» .
Согласно принятой 9 ноября 1930 года «Первой программе пополнения флота», с 1934 года предусматривалась выполнение её второй стадии, включавшей в себя постройку 78 новых кораблей. В мае 1933 года Морской Генеральный штаб (МГШ) начал обсуждение планов её реализации, все они включали в себя постройку двух 8450-тонных крейсеров класса B. В октябре проект был одобрен кабинетом министров, в декабре его представили на 65-й сессии парламента, а 20 марта 1934 года его официально приняли под названием «Вторая программа пополнения флота». На 8450-тонные крейсера по ней выделялось 62,53 млн иен, или по 31,265 млн на единицу . Строительство пары крейсеров «класса B» японской классификации планировалось завершить в 1937 году.
Как крейсера 2 класса, новые корабли в соответствии с предписанием морского министра Минору Сайто от 1913 года были названы по именам рек.1 августа 1931 года крейсер №5 назвали "Тоне" (река Тоне в провинции Ибараки севернее Токио на о.Хонсю), а крейсер №6 - "Тикума" (или Чикума - так называлась река в префектуре Нагано на о.Хонсю). Оба имени уже использовались в Императорском японском флоте. "Тоне" - бронепалубный крейсер, служивший в 1910—1931 годах "Тикума" - турбинный бронепалубный крейсер, служивший в 1912—1931 годах .
За основу при проектировании был взят крейсер "Могами",проект получил обозначение «С-38» . Разработка крейсеров велась Четвёртой секцией Морского технического департамента под руководством контр-адмирала Кикуо Фудзимото .Техзадание- пятнадцать 155-мм орудий с углом возвышения в 75°, восемь 127-мм орудий в спаренных установках, двенадцать зенитных автоматов, шесть 610-мм торпедных труб на борт, четыре гидросамолёта;Броневая защита, выдерживающая попадания 203-мм снарядов в районе погребов и 155-мм в районе силовой установки;Максимальная скорость хода в 36 узлов (на 1 меньше, чем у «Могами»), дальность плавания в 10 000 морских миль 18-узловым ходом;Основные задачи как у крейсеров класса A.
После инцидента с «Томодзуру» (12 марта 1934 года только вступивший в строй эсминец перевернулся в штормовом море и потерял около 100 человек) и инцидента с 4-м флотом( четверка тяжелых крейсеров типа "Мёко" попала в эпицентр урагана и получила серьезные повреждения) ,руководителя проекта заменили на капитана 1-го ранга Кэйдзи Фукуда. Сам проект также претерпел кардинальные изменения- количество башен ГК уменьшено на одну,оставшиеся 4 сосредоточены в носовой части крейсера,количество гидросамолетов увеличено до 6(в кормовой части корабля),а ПВО усилено 127 мм спаркой. Дальность плавания снизилась при этом до 8000 миль.
Перенос всех башен ГК в нос позволил уменьшить разброс залпов главного калибра,получить более устойчивую артиллерийскую платформу,снизить верхний вес,переместить торпедные аппараты-фетиш японского командования-к корме,увеличить прочность корпуса, и остойчивость и мореходность корабля,увеличить мощность ПВО и численность авиагруппы. Перенос артиллерии в носовую часть корабля устранил проблему повреждения самолетов ,расположенных на корме,пороховыми газами при стрельбе.
Правда попутно крейсера получили мертвую зону для стрельбы главным калибром и в целом ограниченный угол обстрела ,да и шанс потери сосредоточенной в одном месте артиллерии ГК увеличился.
Крейсера обновленного проекта получили классификацию «разведывательные крейсера» (сакутэки дзюнъёкан) и предназначались для службы в авианосных соединениях в качестве разведчиков. Базирующиеся на них самолёты должны были обеспечивать дальнюю разведку, корректировку огня и борьбу с подводными лодками. Итоговое техзадание-Водоизмещение 12 500 тонн с 2/3 запасов;Максимальная скорость хода в 36 узлов при 150 000 л. с., дальность плавания 8000 (против 10 000) морских миль 18-узловым ходом;Вооружение из четырёх (вместо пяти) трёхорудийных 155-мм башен, сосредоточенных в носовой части, десять (против восьми) 127-мм орудий в спаренных установках, восемь 25-мм зенитных автоматов и четыре 13,2-мм пулемёта, четыре строенных 610-мм торпедных аппарата, шесть-восемь гидросамолётов (2-4 трёхместных, 4 двухместных).
Применение электросварки было значительно сокращено,по итогам инцидента с 4-м флотом и испытаний "Могами" заклепки посчитали более надежными.
Вторую кардинальную переработку проекта вызвал выход 1.01. 1937 Японии из всех международных морских договоров. Соответственно заложенный при проектировании "Могами" вариант перевооружения 155 мм "легких" крейсеров на 203 мм пушки был приведен в действие. В силу большего диаметра погона у башен с 203 мм барбеты обрели конусовидную форму. Пятую установку 127мм все-таки не стали устанавливать, места не хватило,но пулеметы удалось заменить 25 мм спаренными автоматами,которых стало 6.Башен на все "Могами" и "Тоне" не хватило,достройка крейсеров затянулась.
"Тоне" IJN "Tone" 利根 重巡洋艦 Верфь «Мицубиси», Нагасаки,заложен 1 декабря 1934, спущен на воду 21 ноября 1937,вступил в строй 20 ноября 1938, Потоплен американской авиацией в Курэ 24 июля1945 года, поднят и разделан на металл в 1947—1948 годах
"Тикума" IJN “Chikuma” 筑摩 Верфь «Мицубиси», Нагасаки ,заложен 1 октября 1935 , спущен на воду 19 марта 1938 ,вступил в строй 20 мая 1939, Потоплен американской авиацией у острова Самар 25 октября 1944 года
Водоизмещение 11 231 т (проектное стандартное),15 201 (полное). Длина 189,10 м (между перпендикулярами);198,00 м (по ватерлинии);201,60 м (наибольшая). Ширина 18,5 м (по ватерлинии)19,4 м наибольшая). Осадка 6,48 м (при водоизмещении 14 070 т).
Бронирование- пояс — 100–18 мм в районе силовой установки и 145–55 мм в районе погребов;
палуба — 65-31 мм;
ПТП — 175–67 мм;
башни — 25 мм;
рубка — 130-40 мм
Двигатели-4 ТЗА «Кампон»,8 котлов «Кампон Ро Го», 152 000 л. с.. Движитель- 4 гребных винта. Скорость хода 35,5 узла (проектная) .Дальность плавания 12 000 морских миль на 14 узлах или 8000 миль на 18 узлах. Экипаж 874 человека.
Вооружение-4 × 2 — 203-мм/50 тип 3 № 2, Зенитная артиллерия-4 × 2 127-мм/40 тип 89,6 × 2 — 25-мм/60 тип 96. Минно-торпедное вооружение-12 (4 × 3) — 610-мм ТА тип 90 (24 торпеды тип 93). Авиационная группа-2 катапульты тип № 2 модель 5, 6–8 гидросамолётов по проекту
И Tone и Chikuma имели незначительные отличия в носовой надстройке: сигнальные огни, трапы, и антенны могли располагаться с разных бортов, на разной высоте.
В январе – марте 1943 года дополнительно установили по 2х2 25-мм автомата и радар тип 21.
В январе 1944 установили дополнительное зенитное вооружение, доведя до 24 стволов (4х3, 4х2 25-мм зенитных автоматов и 4х1 13,2-мм зенитные орудия).
В июне-июле 1944 года добавили 4х3 и 25х1 25-мм автоматов и убрали 13,2-мм пулеметы. Добавили один радар тип 13 и два тип 22. Тип 22 модели 4S в сентябре приспособили для управления огнем.
В феврале 1945 года на "Тоне" дополнительно установили 4х3 25-мм автомата, 7 одиночных 25-мм автомата демонтировали. Модернизированный радар тип 22 теперь мог использоваться в системе управления огнем. При этом один радар тип 21 был демонтирован.
Крейсера типа "Тоне" ,как и их прототип "Могами" проектировались изначально с возможностью замены трехорудийных башен 155 м на двухорудийные 203 мм,что автоматически переводило числившиеся легкими крейсера в тяжелые.После выхода из ограничивающих морских соглашений японцы довольно быстро провели эту операцию на построенных и строящихся кораблях,в итоге они имели к началу войны 18 тяжелых крейсеров,как и американцы.Аналога такого изощренного восточного коварства в морской истории вспомнить затрудняюсь..
В итоге крейсера получили 4 модифицированные двухорудийные башни типа «Е» с углом возвышения 55°.Первые три башни располагались по схеме «пирамида», четвертую развернули назад, чтобы уменьшить мертвую зону на кормовых углах. Вторая и четвертая башни имели 8-метровые дальномеры. 203,2-мм орудия тип 3 № 2 являлись модернизацией более раннего тип 3 № 1, на вооружение ВМФ Японии были приняты 6 апреля 1931 года, изначально ими вооружались крейсера типа «Такао». Орудие имело длину ствола в 50 калибров и максимальную скорострельность 4 выстрела в минуту, оснащалось поршневым затвором, ствол скреплялся полупроволочным способом . Максимальная дальность стрельбы при угле возвышения в 45° достигала 29,4 км Боезапас в 120 снарядов на орудие состоял из стандартного набора бронебойных типа 91, фугасные типа 0 и 3 и учебные. 203-мм орудия имели довольно высокую кучность стрельбы и бронебойность. Японцы считали возможным привлекать 203 мм для заградительного зенитного огня на дальней дистанции по низколетящим целям.На практике это ,однако,было неэффективно.
IJN Tone и IJN Chikuma получили стандартный набор из 8 127-мм орудий Type 89 в спаренных установках со щитами. Расположены они были по бокам от дымовой трубы очень близко друг к другу. С максимальным углом возвышения в 90° их эффективная досягаемость по высоте достигала 7400 метров. Для управления их огнём использовались две СУАЗО тип 94 (по бокам надстройки), каждая с 4,5-метровым дальномером Боезапас насчитывал 200 унитарных выстрелов, подача боезапаса производилась четырьмя подъемниками, помещения готового боезапаса располагались у основания трубы.Дополнительно крейсера оснащались шестью спаренными 25-мм автоматами тип 96 для ведения огня на расстояние до 3000 метров : первая пара размещалась на спонсонах в передней части надстройки, вторая-на прожекторной площадке позади дымовой трубы, третья-рядом с грот-мачтой. Их боекомплект включал 24 000 снарядов (по 2000 на ствол). Для управления огнём зенитных автоматов использовались три визирные колонки тип 95: одна на надстройке и две между дымовой трубой и грот-мачтой .
Благодаря концентрации башен ГК в носу, торпедное вооружение из четырех поворотных 3-трубных 610-мм аппаратов тип 90 модель 1, располагавшихся на верхней палубе в задней части надстройки. удалось разместить ближе к корме, что позволило обойтись без спонсонов. Аппараты располагались по два на борт под шельтердеком и могли выпускать торпеды через специальные порты. Между портами торпедных аппаратов имелся порт погрузки торпед с небольшим краном.Каждая труба торпедного аппарата имела систему быстрой перезагрузки как на типе Mogami. Используемые кислородные торпеды тип 93 модель 1 при стартовой массе в 2,7 тонны несли 490 кг взрывчатого вещества тип 97 и могли пройти 40 000 м на 36 узлах, 32 000 на 40 и 20 000 на 48. Из общего их боекомплекта в 24 штуки двенадцать находились в торпедных аппаратах, а ещё двенадцать—в системе быстрой перезарядки. Боеголовки торпед имели защиту из броневого кожуха. Для управления их огнём использовались два визира тип 91 модель 3 и два прибора управления торпедной стрельбой тип 93 на надстройке. На фок-мачте (рядом с радиопеленгатором тип 93) находился прибор управления торпедной стрельбой тип 92, необходимый для использования кислородных торпед на дальность до 30 000 м, а на уровне верхней палубы—торпедный автомат стрельбы тип 93 .
Японское командование справедливо отдавало приоритет палубной авиации. При этом самолетами максимально насыщались и неавианосцы. Например ,тяжелые крейсера МГШ считал идеальными носителями для авиаразведки ударных авианосных соединений Императорского флота.На гидросамолеты крейсеров возлагалась обязанность обнаруживать вражеские корабли,наносить по ним удары,подсвечивать цели ночью для массированных торпедных атак. На "Тоне" под авиагруппу удалось выделить всю корму. 6- 8 гидросамолетов (по проекту два трёхместных (тип 94, на стрелах катапульт) и четыре двухместных (тип 95, на системе рельсов на верхней палубе в кормовой части) , «Тикуму» планировалось оснастить восемью машинами (четырьмя тип 94 и четырьмя тип 95)), две пороховые катапульты тип Куре № 2 модель 5, расположенные побортно над торпедными отсеками и краны для установки самолетов,возможность выбора типа самолета , который можно было быстро поднять под стрелку крана и установить на катапульту. В реальности в первый год войны на обоих крейсерах использовались лишь 5 гидросамолетов, а затем и вовсе — по 4. На вооружении крейсеров в разное время стояли следующие гидросамолеты Aichi E13A тип 0, Nakajima E8N тип 95, Kawanishi E7K и Mitsubishi F1M. Авиабомбы (60-кг и 250-кг) хранились в защищённом бронёй помещении за 4-й башней ГК, бензиновые цистерны (с системой заполнения углекислым газом) находились на трюмной палубе .
Защита крейсеров типа Tone практически полностью повторяла защиту крейсеров типа Mogami. Она проектировалась с расчетом на противостояние артиллерийским снарядам (от 200-мм в районе погребов и от 155-мм по машинно-котельному отделению) и против торпед .
Главный броневой пояс из плит NVNC при длине 77,80 м, ширине 2,60 м, наклоне в 20° и толщине от 100 мм (в верхней части) до 65 мм (в нижней) защищал котельные и машинные отделения. Ниже он продолжался двумя слоями плит стали типа D шириной в 2,6 м и толщиной от 34 до 45 мм. Наконец, ещё ниже шёл третий ряд из 18-мм или 25-мм аналогичных плит. Для защиты погребов боезапаса в носовой части имелся отдельный пояс из сужающихся к низу плит NVNC. Он имел длину в 44,82 м, ширину в 4,0 м и наклон в 20°, с толщиной у верхнего края в 145 мм, 55 мм на уровне нижней палубы и 75 мм—на уровне трюмной.
К верхнему краю прикрывающего энергетическую установку пояса стыковалась средняя палуба, составленная на этом участке из плит CNC толщиной 31 мм. Её участки шириной по 2,9 м с каждого борта представляли собой броневые скосы с наклоном в 15° и толщиной 65 мм. К более толстому носовому поясу крепилась плоская броневая нижняя палуба, составленная из 56-мм плит CNC, и игравшая роль горизонтальной защиты погребов. В целом, усиленное палубное бронирование наиболее серьёзно выделяло тип «Тоне» среди других японских крейсеров .
Четыре поперечные переборки из плит NVNC (доходившие до уровня нижней или трюмной палуб) крепились к поясам и играли роль траверзов, защищавших погреба боезапаса и силовую установку. Первая из них, огибавшая первую башню ГК, имела толщину от 175 (края) до 130 (центр) мм, вторая (перед первым котельным отделением)—67 мм. Третья имела толщину от 105 до 67 мм, последняя, отделявшая машинные отделения от кормовых отсеков, собиралась из 105-мм плит.
Барбеты башен ГК общей высотой 5,15 м выше уровня нижней палубы защищались 25 мм CNC. Ниже находилась коническая часть толщиной 145-70 мм (№ 1, 3, 4) или 155-75 мм (№ 2) NVNC, увенчивались же они 25-мм опорным броневым кольцом.Дымоходы от задних котельных отделений прикрывались 105-мм (внешняя сторона) или 70-мм (передняя и задняя часть, внутренняя сторона) плитами CNC на 1,62 м от уровня средней палубы. Каналы вентиляторов машинных и задних котельных отделений имели защиту из 90 мм (бока) или 60 мм (перед и зад) того же материала на 0,75 м. Находившиеся в районе барбетов 3-й и 4-й башен погреба 127-мм орудий, помимо бронированной нижней палубы, имели защиту в виде 140-70 мм плит по бортам и 125-70 мм спереди и сзади. Стены и потолок рулевого отделения защищались от 35 до 100 мм NVNC и CNC. Боевую рубку окружали плиты толщиной от 40 до 130 мм.
Конструкция корпусов в основном повторяла стандартную для японских крейсеров- изогнутая форма форштевня, волнообразная форма верхней палубы, развитые противоторпедные були и зауженные обводы. Только после инцидента с Четвёртым флотом корпуса усилили еще в период постройки.Удачная форма корпуса и необычная компоновка корабля позволила японцам получить скоростной маневренный остойчивый корабль с мощным вооружением.
Довольно скромная по высоте башнеподобная надстройка напоминала «Могами». Её семь ярусов включали в себя оперативную, штурманскую и радиорубку, ходовой мостик, приборы управления огнём, комнаты отдыха капитана и флаг-офицеров, а также мастерскую и часть складских помещений.За ней располагалась четырёхногая решётчатая фок-мачта и зенитная палуба,на которой размещались сдвоенная дымовая труба, воздухозаборники вентиляторов машинных и котельных отделений, прожекторная площадка, резервный визир центральной наводки тип 94, две визирные колонки тип 95, 127-мм зенитные орудия и часть 25-мм автоматов. За ними находились трёхногая грот-мачта с массивной грузовой стрелой, две катапульты и обширная система рельсов для хранения и перемещения гидросамолётов, занимавшая всю корму.
Остойчивость кораблей после гибели зсминца «Томодзуру» стала лучше, чем у типа «Могами». Метацентрическая высота на испытаниях крейсера «Тоне» на стабильность 5 ноября 1938 года составила 1,76 м при полной нагрузке (15 201 т).
На официальных испытаниях в сентябре 1938 года IJN Tone при мощности 152189 л.с. и водоизмещении 14097 т показал скорость 35,55 узла , а IJN Chikuma в январе 1939 года при 152915 л.с. и 14080 т — 35,44 узла .
По проекту экипаж крейсеров состоял из 874 человек,из-за усиления малокалиберной зенитной артиллерии во время войны численность всей команды превысила 1000.На матроса приходилось 4,4 м³ жилых помещений,на офицера- 31,7 м³ ,межпалубное расстояние 2,55-2,6 м. Стационарные койки вместо устаревших подвесных, улучшенная вентиляция за счет установки центробежных вентиляторов в жилых помещениях. На кораблях имелись кладовые для риса и маринованных продуктов (в носовой части) и морозильная камера (в корме),на средней палубе размещались лазарет, матросская баня и санитарно-гигиенические помещения командного состава. Раздельные (для офицеров и матросов) камбузы находились на верхней палубе с правого борта, у переднего торпедного отсека. Некоторые бывшие офицеры Императорского флота после войны утверждали, что «Тонэ» и «Тикума» пользовались репутацией самых лучших японских крейсеров с точки зрения условий обитаемости .
При доработке проекта в процессе строительства крейсеров типа "Тоне" упор был сделан на повышение мореходности и остойчивости,однако им удалось сохранить высокую скорость-36 узлов (против 33 у "Балтиморов") и хорошую маневренность.Бронирование лучше было у американцев-более толстые бронеплиты при большем угле наклона.
Боевое применение крейсеров типа "Тоне"-в отдельной статье.
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Броненосцы береговой обороны.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам