К западу лунный свет
Движется. Тени цветов
Идут на восток.
(Бусон)
Японский флот одним из первых заинтересовался торпедным оружием. В рамках модных идей французской "Молодой школы" миноносцы считались универсальным средством защиты от вражеских броненосцев, чудо-оружием, способным кардинально изменить войну на море.
Первые миноносцы для японского флота построила в 1880 году английская фирма «Ярроу». Это были четыре 40 -тонных корабля с распространенными тогда для малых миноносцев номерными обозначениями №№ 1—4. По конструкции они напоминали только что построенный для русского флота той же фирмой «Ярроу» мореходный миноносец «Батум».
За несколько лет и ведущие морские державы и флоты второго ранга обзавелись сотнями малых торпедных кораблей-миноносок и миноносцев. Развитие этого класса требовало увеличения водоизмещения и мореходности, а также усиления артиллерии, для борьбы с "собратьями".
Кроме того небольшие, собранные из тонких стальных листов, кораблики были крайне уязвимы в бою-любой осколок мог вывести их из строя.
Нетрадиционное решение проблемы уязвимости привело к разработке в мире нескольких проектов "водобронных" миноносцев, своеобразных торпедных мониторов. В дальнейшем этот функционал достался подводным лодкам.
Второй путь, более традиционный, заключался в бронировании корпуса миноносца. Практической реализацией идеи озадачились японцы, небольшой флот островной империи был готов рисковать. Фирме «Ярроу» в 1885 году в соответствии с восьмилетней программой развития японского флота (1882—1890) было выдано техническое задание на постройку большого миноносца с бронированием палубы и бортов в районе силовой установки.
В 1886 году необычный миноносец сошел со стапеля. Корабль получил имя «Котака», 小鷹, что значит «сокол», «маленький сокол» или «маленький ястреб».
По японской классификации его отнесли к миноносцам I-го ранга. На некоторое время он стал самым большим миноносцем в мире. Сам Ярроу «считал, что Япония фактически изобрела эсминец». В любом случае, «Котака», как и испанский «Деструктор», британский «Свифт», считают прототипами класса эскадренных миноносцев.
Законченный в 1886 году корабль в разобранном виде перевезли в Японию и к 1888 году заново собрали в арсенале Йокосука.
Планировалось, что «Котака» станет головным в целой серии бронированных миноносцев, но из-за дороговизны и проявившихся недостатков, так и остался единственным. Хотя на испытаниях в 1899 году подтвердилось, что «Котака» может атаковать вражеские корабли не только у побережья, но и в море, сама концепция была признана неудачной, в дальнейшем упор делался на скоростные характеристики миноносцев.
В целом, при развитии торпедных кораблей, японцы собрали весь международный опыт- их миноносцы строились в Англии ( причем и у Ярроу и у Торникрофта), во Франции и в Германии. На рубеже веков постройку миноносцев и их проектировании освоили и в Японии.
К 1900 году в Японском Императорском флоте было 8 эсминцев и 29 миноносцев, к началу русско-японской войны в 1904- 19 и 82 соответственно. Из 88 построенных для японского флота до 1904 года миноносцев половина (44) была предназначена для береговой обороны, в основном «34-метровые» и «35-метровые». Кроме того японцы использовали трофейные китайские миноносцы после 1895 года.
Наиболее удачными стали построенные по лицензии 15 кораблей типа «Хаябуса»(копия французского «Циклона») и 89-тонники проекта фирмы «Шихау».
«Котака» IJN Kotaka 小鷹. верфи «Ярроу», г. Поплар, Англия. Строительство начато 7 сентября 1886 года. Спущен на воду 21 января 1887 года. Введён в эксплуатацию 10 октября 1888 года. Выведен из состава флота 1908 года. Сдан на слом в 1927 г.
Водоизмещение нормальное 203 длинных тонны (206 тонн). Длина 50,3 м. Ширина 5,8 м. Осадка средняя 1,7 м.
Броня:борт и палуба до 25 мм.
Двигатели -2 локомотивных котла, 2 паровые машины "компаунд", 1 217 л. с., с 1904 года на смешанном топливе 1400 л.с. 2 винта. Скорость хода 19 узла. Запас топлива 30 т (уголь). Экипаж 28 человек.
Вооружение - 4 × 37-мм четырехствольных орудия. Минно-торпедное вооружение 6 × 381-мм торпедных аппаратов (2 × 2, 2н)
Миноносец получил ярко выраженный укрепленный таранный форштевень, но при волнении таранный нос сильно зарывался в волну. Соответственно мореходность нельзя было признать хорошей.
Силовая установка была по редкой тогда двухвинтовой схеме, две паровые машины "компаунд" и цилиндрические котлы, должны были обеспечить мощность в 1600 л.с. и скорость 19,5 узлов. Оба показателя достигнуты не были. Запас угля на борту составлял 30 тонн.
Отличительной особенностью корабля стало наличие бронирования. Машины и котлы были защищены дюймовой толщины стальными листами в районе бортов и палубы.
Основным вооружением миноносца были шесть 381 мм торпедных аппаратов, в японском флоте такое повторили лишь в 1916 году. Два торпедных аппарата были установлены на носу неподвижно, а два спаренных поворотных -на палубе.
Для защиты миноносец имел четыре четырехствольных пушки, установленных в центральной части корабля-погонная, ретирадная и две побортно.
Миноносец отличился в ходе японо-китайской войны 1894-1895 годов. К началу февраля 1895 года остатки китайского Бэйянского флота были заперты на военно-морской базе Вэйхайвэй. На суше город штурмовали японские войска, с моря блокировала японская эскадра адмирала Ито.
Первая попытка вывести из строя основные китайские корабли в ходе классической ночной атаки миноносцев 4 февраля 1895 года не удалась, четыре миноносца были повреждены.
Следующей ночью, на 5 февраля, отличился «Котака». Шедший перед ним миноносец №23 выпустил по броненосному крейсеру «Лай Юань» две торпеды, одна из которых взорвалась. «Котака» тоже выпустил две торпеды. Они потопили два китайских корабля. Первая попала в броненосный крейсер «Лай Юань», который через 10 минут затонул, погибло около 170 моряков. Вторая торпеда взорвалась от удара о грунт и от взрыва затонул небольшой транспорт, стоявший за крейсером.
В 1904 году на миноносце проводили эксперименты с добавлением к углю жидкого топлива.
В русско-японской войне миноносец, как устаревший, активного участия не принимал. 1 апреля 1908 года его вывели из боевого состава и до апреля 1916 года держали в резерве.
После модернизации силовой установки с февраля 1917 по октябрь 1926 год корабль продолжил службу как вспомогательное судно «Котака Мару». 27 января 1927 года был отправлен на слом.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам