Преподаватель многозначительно и горделиво поглядывал за калитку, где стояла подержанная «Тойота», давно и навсегда утратившая былую кокетливость и бодрость.
Полина измерила преподавателя откровенно насмешливым взглядом:
- Что-нибудь ещё?
Назар Константинович растерялся:
- Простите?..
Полина кивнула на машину:
- Вы же не за этим гнали такую красоту… по нашим степям, чтоб сказать мне, как я похорошела.
Преподаватель сокрушённо развёл руками:
- Что ж вы, Полина… прямо – крапива!.. Не соответствуете своему внешнему очарованию!
-Мы с вами обо всём поговорили – ещё летом.
-Полина!.. Мне необходима ваша помощь.
Полюшка удивлённо свела брови:
- Не думаю, что могу чем-то помочь вам.
-Можете. Причём – вы одна.
-Что вы говорите… Я одна?..
- Вы зря насмехаетесь, Полина. Я всё объясню.
-Может, не стоит?
-Полина! Моя научная работа по педагогике почти окончена. Правда, мне пришлось немного изменить направление исследования… По-другому расставить акценты…
- Что вы говорите!..
- Я рассматриваю вопросы воспитания национального самосознания в украинских семьях.
-Это – «украина – понад усэ»? («украина – превыше всего»)? В аспекте – москаляку на гиляку?
- Полина!.. Вы ещё слишком юная. Но – поверьте: в карьере учёного главное – попасть в струю. В нужную струю. Ещё лучше – попасть на самый гребень волны. Тема научного исследования должна быть максимально современной… я бы сказал – максимально животрепещущей.
-Вы уверены, что я помогу вам – в столь современной… а главное – в столь животрепещущей теме?
- Полина!.. Моя научно-исследовательская работа почти окончена. Для полного завершения осталось нанести несколько ярких… выразительных штрихов. Я сейчас этим занимаюсь. А ваша помощь, Полиночка…
- Полина Андреевна, – сухо перебила Полюшка Назара Константиновича.
- А ваша помощь, Полина Андреевна, будет состоять в следующем...
- Вы уверены, что она будет состоять?
- Видите ли, Полина… Полина Андреевна… Непременное условие: работа должна быть написана на… в общем, работа должна быть написана дэржавною мовою (на государственном языке).
- Представляю, – сочувственно кивнула Полина. – Текст заведомо будет не читаемым. Это ж – не песню малороссийскую спеть за столом… И не с соседкой переброситься парой-тройкой малороссийских слов.
- Полина!..
- Кроме искреннего сочувствия, помочь ничем не могу. Не я же придумала вот эту… вот это… – чтобы научно-исследовательская работа по педагогике была написана некой дэржавной мовой.
- Полина! Вы не поняли. Работу требуется перевести на украинский язык. И с этим справитесь лишь вы. Вы безукоризненно владеете дэржавною мовою. И вам не составит труда…
- Что вы говорите!.. А что ж вы не владеете – мовой-то?
-Ну… Так получилось.
- Ещё скажите: кляти москали не давали вам овладевать ридною… щэ й дэржавною мовою. Уж так не давали, – что все печатные издания выходили на украинском языке… Уж так не давали, что не оставили ни одного русскоязычного теле-радиоканала. А школы с украинским языком обучения? Вам кто не давал учиться в них?
- Полина!.. Это – отдельная тема. Мне нужен быстрый и качественный перевод на украинский язык моей научно-исследовательской работы. Вы просто не понимаете, Полиночка! Это – наш с вами пропуск… пропуск в достойную и счастливую жизнь. Я вам говорил: сначала – Киев… в самом скором времени – европа.
- И я вам говорила: я не собираюсь ехать с вами в европу.
- Доверьтесь мне, Полиночка. Вы достойны другого… значительно большего, чем то, что вы имеете здесь.
- Я сама знаю, чего я достойна. Поэтому я не буду заниматься переводом вашей работы.
-Полина!.. Мою работу читали в Киеве… Она получила высокую оценку.
-Моё мнение не совпадает с мнением тех, кто читал вашу работу.
- Полиночка!.. Почему же? Тема моего исследования очень перспективная.
-Ну, да. Своевременная и животрепещущая: воспитание национального самосознания в украинских семьях. Всё, что с весны происходит на моей родной земле, – это следствие воспитания в украинских семьях национального самосознания. Разбитые снарядами посёлки и шахты, окопы по всей степи – как вы думаете, когда они зарастут?.. Заминированные берега рек – вам, преподавателю педагогики, известно, сколько детей искалечены минно-взрывными устройствами, оставленными украинскими вооружёнными силами… сколько детей погибли – из-за потери крови, потому что «Скорая» не могла проехать под круглосуточными обстрелами дороги?.. Может, вы в своей работе провели исследование – почему в украинских семьях воспитывают такую немыслимую ненависть… и называют её национальным самосознанием? Вы, преподаватель педагогики, знаете, что делают укрокарательные нацбаты в наших посёлках – где остались одни женщины с ребятами да старики, потому что мужики ушли в шахтёрское ополчение?
- Нуу, Полиночка!.. Это очень сложная тема. На украине очень сильно развито национальное самосознание.
- На украине? Это где?
-Нуу, Полиночка!.. Украина – большое государство.
- Может, назовёте города… или хотя бы город, что был построен как украинский – а не русский! – город? Может, назовёте правителей украины, органы власти, скажем, времён Рюриковичей, – раз украина – это государство? Вы, Назар Константинович, про гетьманов хотите?.. Так они никаким государством не правили, а служили полякам. Богдан Хмельницкий опомнился… Может, украинскую денежную валюту назовёте – она же должна была быть, если это – государство?
- Полина! Как же!..
Полина не дослушала:
- Нет. Гривна – это древнерусская денежная единица. Сворованная и присвоенная окрАинцами – как и всё остальное: борщ, вареники… Киевская Русь, Запорожье, само понятие – казачество. А то, что вы так громко и торжественно называете воспитанием национального самосознания, – обычное предательство, и совершается оно не впервые. Предательство – ради того, что кому-то в Киеве очередной раз пообещали европейские ценности. Вот как вам, Назар Константинович. Я о том, что свою научно-исследовательскую работу переводите сами. А заодно подумайте: если ваша мова – государственный язык, почему вы насильно заставляете учить её? В любой стране государственный язык знают все – без гневных напоминаний и суровых окриков. В любой стране – кроме украины – государственный язык востребован без насилия. Это только на украине заставляют учить украинский - якобы государственный - язык. Был бы он нужным – его бы все и так знали. И вы бы сразу написали своё научное исследование на украинском языке.
-Полина! Ваш ополченец… этот мальчишка, никогда не даст вам того, что могу дать вам я.
- Нам не о чём говорить, Назар Константинович.
-Вы пожалеете, Полина.
А на обратном пути Назара Константиновича караулила пребольшая досада: его гордость, недавно приобретённая «Тойота» цвета мокрого асфальта безнадёжно заглохла. Будущее светило украинской педагогики в беспомощной злости носком ботинка пнул колесо: не иначе девчонка эта чего-нибудь пожелала вслед… Что ж, Полиночка… Ты сама выбрала. Надо подсказать хлопцям из "Айдара"... и направить в Светлодольский: они тебе объяснят, что такое слава украине… и каким героям – слава…
Сама выбрала, – тешился в предвкушении справедливости Назар Константинович.
Только справедливость свершилась по-другому.
Просто.
Кто-то из студентов Назара Константиновича – кто не остался в Луганске, а выбрал учёбу в том университете, что отделился от Луганского, – рассказал хлопцям из «Айдара», что Кравец, препод по педагогике, на занятиях говорит по-русски. Ещё и кандидатскую, кацап и москаляка, собирается защищать – в Киеве.
Неожиданному развлечению хлопци обрадовались.
Как стемнело, заявились на квартиру к Назару Константиновичу.
Велели педагогу стать навколишкы (стать на колени).
Назар Константинович растерянно улыбнулся: стать… куда?
Один из хлопцив ударил Назара Константиновича под колено:
- Мовы нэ знаеш, москаляка клятый?! Зараз вчытымэш!
Пока Назар Константинович стоял на коленях и – по заказу айдаровцев – старательно исполнял «Щэ нэ вмэрла украина», шустрый чубатый парубок обратил внимание на монитор: там как раз была открыта научная работа, что должна была обеспечить Кравцу счастливое и достойное европейское будущее… По крайней мере, Кравец на это надеялся.
Небрежным нажатием на клавишу хлопец удалил на… могучее исследование по украинской педагогике, что было написано на русском языке…
… Мальчишка родился перед рассветом, под гранатомётный обстрел.
-Бойцом будет, – устало улыбнулась Анютке акушерка родильного отделения районной больницы.
Продолжение следует…
Начало Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5
Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10
Часть 11 Часть 12 Часть 13 Часть 14 Часть 15
Часть 16 Часть 17 Часть 18 Часть 19 Часть 20
Навигация по каналу «Полевые цветы»
Первая часть повести
↓
Начало Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5
Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10
Часть 11 Часть 12 Часть 13 Часть 14 Часть 15
Часть 16 Часть 17 Часть 18 Часть 19 Часть 20
Вторая часть повести
↓
Начало Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5
Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10
Часть 11 Часть 12 Часть 13 Часть 14 Часть 15
Часть 16 Часть 17 Часть 18 Окончание