Пашка аж светился – в предвкушении долгожданной благодарности от Мыронюка…
А что?..
Вполне может быть и такое: Мыронюк – за верную службу! – назначит его своим помощником.
Ещё бы: разве может не понравиться такая девочка-русалочка… в белом платьице!
Несорванный бутон.
Да Роман Вытальевыч таких и не видел!
Пропустил Мыронюка вперёд, – чтоб он первым увидел Вику…
Мыронюк в недоумении обвёл комнату глазами… Оглянулся на Пашку:
-Бовдур (обалдуй, остолоп). Кацап. Москаляка чОртив (чёртов). И что здесь лучше самогонки?
Дьячишин шагнул в комнату:
- Ты же хотел… чтоб – цвет. Ты же первым хотел, Романэ Вытальевычу. Куда там той самогонке!.. Захмелеешь… захмелеешь так… что… – Пашка вдруг осёкся.
Мыронюк подумал.
Стукнул Пашку в лоб согнутым пальцем, ухмыльнулся:
- Это… ты, что ли, – цвет?..
Пашка пролепетал:
-Я… Я… Не я… Девчонка… Вика, была… была здесь. Вика была здесь.
- Да хоть Маруся была!.. Я, кроме тебя, цап смэрдючый (козёл вонючий), в упор никого не вижу.
- Она… Вика, была здесь… в хате была!
Мыронюк пятернёй сгрёб футболку у Пашки на груди:
- Была? И это – лучше самогонки, что она была? Нуу… москаляка!..
- Была!.. Я сам привёз её!.. Сам в хате закрыл!.. И сумка… сумка была! С харчами сумка была! Хлеб в сумке… сало, помидоры!
Про сумку Пашка вспомнил зря…
Сумка с салом осталась у калитки, и её утащил заглянувший во двор пёс.
Мыронюк разгневался пуще прежнего:
- Ах ты ж… кацапня клята! Москаляка чОртив! Сказки Пушкина будешь мне пересказывать – про девку и про сало?! Пургу гнать?!
Треснул Пашку затылком о стенку…
У Пашки искры из глаз посыпались.
А Мыронюк скользнул взглядом по столу, по дивану…
Обомлел.
Рванул Пашку к себе, взревел:
- Где?!.. Калаши где?!.. Где автоматы, спрашиваю?!
Дьячишин втянул голову в плечи, заблеял:
- Автоматы?.. Калаши?.. Какие… калаши, Романэ Вытальевычу?
- Розовые в белый горошек! Одиннадцать штук!
Дьячишин затряс головой:
- Ты, Романэ Вытальевычу… ты что-то перепутал… Может, – самогонка шибанула… в голову самогонка шибанула, Романэ Вытальевычу… Здешняя самогонка – она такая… Запросто! Ещё не то покажется… Не только калаши привидятся. Не было здесь автоматов – ни одного.
- Ах ты ж!.. – Мыронюк несколько раз ударил Пашку затылком о стенку: – А ну, – говори: куда калаши дел?! Девка, говоришь, была здесь? Цвет, говоришь? Это ты, кацапчура клята, натешился с нею, – пока хлопци отдыхали… А потом вместе с ней калаши наши сбыл? Сепарам?!
-Не было калашей… Клянусь… Романэ Вытальевычу, матерью клянусь, – не было в хате автоматов!
- Сдаалась мне… твооя мать! Где калаши, гад?
Пашка похолодел…
Про свой автомат вспомнил.
Вспомнил, как встрепенулся ото сна в чернобривцах и левкоях, – когда ужаленный осой Мыронюк заорал. Надо было срочно броситься к Мыронюку: служба. Пашка и бросился – без калаша.
Калаш оставался в палисаднике, в чернобривцах и левкоях.
А что, если…
- Попал ты, Дьячишин. Думал, – самогонкой хлопцям головы затуманишь, а сам за это время – со своей сепаркой! – калаши сопрёшь? Слухай мэнЭ, москаль. Калаши – где хочешь, бери. Чтоб вернул. – Мыронюк задумался: – С процентами вернёшь. Не одиннадцать, а… пятнадцать штук вернёшь.
- Романэ Вытальевычу! – взмолился Пашка. – Где ж я их... – пятнадцать штук!
-Слухай дальше. Девку обещал, кацап клятый? К тому же – цвет обещал. Думал, – я забуду? Думал, – хлопци забудут? Заменишь девку.
Пашка оторопел:
- Это… как?.. Как я девку заменю?
Мыронюк сощурился. Ещё раз грязно ухмыльнулся:
-Как?.. А ты не знаешь, Дьячишин?
-Я… я… я…
Мыронюк пообещал:
- Ты сегодня пожалеешь о том, что мамка на свет тебя родила. Юрко з Тарасом у нас недавно с зоны откинулись. А там – по этим делам – целую науку преподносят. Тарас з Юрком науку успешно постигли. И шарики у них вшиты. Не пробовал?..
Пашка побелел:
- Я… я… я…
- Попробуешь. Пожалеешь, что на свет родился. Кроме Юрка з Тарасом, – других хлопцив тоже обслужишь. За девку. И вспоминай, кому ты отпёр автоматы, – пока хлопци отдыхали. –Мыронюк отшвырнул Пашку: – Жди. Хлопци не задержатся.
Когда Мыронюк вышел, Пашка первым делом подбежал к окну.
Лихорадочно соображал: выпрыгнуть… схватить калаш…
У хлопцив, выходит, – ни одного автомата…
Выпрыгнуть в окно… схватить калаш, и… – каждого, кто приблизится...
Отчаянно шарил глазами по траве и цветам.
Калаша в чернобривцах и левкоях не было…
… Степняк – позывной командира – приказал:
- Домой, Макаров. Вечером в твои края машина будет, – поедешь с ними.
Санька от боли прикусывал почерневшие губы:
- Чего я там забыл – дома?
Степняк нахмурился:
- Приказ слышал? Мы с тобой не в Горно-металлургическом, Сань.
Командир – такой же студент, на курс старше Сани Макарова.
- Приказ слышал. Только домой я не поеду.
Женька кивнул на Санькино плечо:
- И что ты будешь делать – с такой раной? Не видишь, – что предстоит?
- Вижу. Потому и говорю: никуда я не поеду.
- С твоей раной…
Санька перебил:
-Жень! Ну, какая рана! Царапина. Лера перевязала – до завтра всё заживёт. И не вспомню, где была царапина-то. – Взглянул на медсестру: – Да, Лер? Скажи ему, – авторитетно, как медик.
Лера подняла глаза на командира:
- Жень, Санька прав. В большинстве посёлков медпункты разбиты… и фельдшеров-то не осталось. Кто ему перевязки будет делать?
- Думаешь, в Светлодольском не найдётся, – кому Саньке плечо перевязать? – Степняк подмигнул медсестре: – Макарова там будущая жена ждёт. Она и перевяжет: пусть тренируется – на шахтёрскую жену.
Лера скрыла растерянность. Сухо заметила:
- Командир, мы не на «Зарнице», где девочки тренируются... и учатся перевязывать мальчиков. Я медсестра, и я знаю, что Сане… что Макарову необходима медицинская помощь. Поэтому считаю, что он должен остаться в батальоне. Здесь дом недалеко. Крыша разбита, но веранда уцелела. На эти дни вполне подойдёт – для медпункта. – Сдержанно скомандовала: – Пойдём, Макаров. Ночью надо ещё раз обработать рану.
Степняк достал сигареты:
- Ладно. Медицине виднее.
В доме, под кусками штукатурки, под обломками шифера и досок, Лера нашла одеяло и даже подушку. Постелила на веранде, грустновато улыбнулась Сане Макарову:
- Не дома, конечно. Но тебе полежать надо, – чтоб кровотечение не открылось.
Саня и сам чувствовал, что надо. Боль разрывала плечо – даже голова кружилась…
Лера достала бутылку с водой:
- Попей. И постарайся поспать. – Погладила пушистую трёхцветную кошку, что уже устроилась рядом с Саней: – Я её Алисой зову… Отзывается. Не уходит никуда, не оставляет дом: кошки – они такие… домовитые. Только когда обстрел начинается – в погреб спускается, там пережидает. Ты спи, Сань. Слышишь?.. – Алиса тебе песенку поёт.
От Лериных слов – таких девчоночьих… от её бережных прикосновений боль утихала…
Саня смотрел вслед медсестре.
Видно же: совсем девчонка…
Повзрослевшая за эти месяцы войны.
Ополченочка кареглазая…
А снилась Саньке Полюшка-Полинка.
Проснулся оттого, что почувствовал на лбу прохладную Лерину ладонь.
Новейшая история. Война на Донбассе. Лето 2014-го: как у нас было.
В середине августа 2014-го бронегруппа войск киевской хунты из Луганского аэропорта с боями прорвалась на восток, захватила Новосветловку и Хрящеватое (Краснодонский район Луганской Народной Республики) и заняла дорогу на Изварино. Другая бронегруппа пошла через Лутугино – Александровск – Юбилейный. Однако попытки ворваться в Луганск со стороны Георгиевки – Роскошное были отбиты, и бронегруппа и сопровождающий ее батальон «Айдар» понесли значительные потери. Завязнув в боях под Хрящеватым (Краснодонский район), каратели подвергли поселок массированным обстрелам, включая фосфорно-зажигательные снаряды и тяжелые РСЗО «Смерч». Поселок был выжжен начисто, погибло много мирных жителей. Оставшихся в живых жителей поселка каратели согнали в здание церкви и собирались поджечь храм, но не успели – ввиду стремительного наступления ополченцев. Армией Луганской Народной Республики была взята под контроль дорога Лутугино – Красный Луч.
Перелом наступил 23–24 августа, когда ополченцам удалось начать освобождение посёлков Краснодонского района и нанести удар по Стукаловой Балке в тылу у Металлиста. 25-го августа был возвращен под контроль ЛНР Вергунский разъезд, 26-го освобожден Металлист, затем Малониколаевка и Штеровка на Алчевском направлении. Отступающие из Новосветловки – Хрящеватого каратели сосредоточились в Лутугино и в аэропорту, где образовался «Лутугинский котел». В нем ВСУ потеряли рекордное количество тяжелой артиллерии: три батареи«Гиацинтов», две батареи гаубиц «МСТА-С», больше десятка 2С1 «Гвоздика» и 2С3«Ака́ция». 28-го августа Луганск подвергся последнему сильному обстрелу из тяжелых РСЗО «Ураган» и САУ «Гиацинт». 30 августа началось реальное наступление на позиции ВСУ,повлекшее за собой стремительное освобождение окрестностей Луганска и Алчевска: Красный Яр, Вергунка, Георгиевка, Роскошное, Сабовка, Желтое, Кировск, Славяносербск.Скопившуюся в Лутугино живую силу противника накрыли артиллерией. А бегущие из Металлиста и Шишково возле Счастьинского моста наткнулись на засаду новообразованного батальона «Дон» и понесли большие потери.
Первого сентября 2014-го созданный из ветеранов бригады «Призрак» новый танковый батальон «Август» совместно с другими подразделениями полностью разгромил группировку противника в Луганском аэропорту.
Армия Юго-Востока взяла под контроль стратегически важный посёлок Весёлая Гора в 20-ти км от Луганска, откуда велись регулярные обстрелы города. Освобождение посёлка резко сокращало количество обстрелов столицы республики; ВСУ лишились последнего плацдарма для нового наступления на Луганск; ополченцы сами получили возможность контролировать с высот переправу через Северский Донец около г. Счастье.
2 сентября 2014 г. был ликвидирован «Лутугинский котёл» и освобождён город Лутугино.
До 5 сентября силы Армии Юго-Востока вышли к окраинам Станицы Луганской и Счастья. Параллельно была атакована северная группировка противника в районе Северодонецка, Лисичанска, Попасной и Чернухино. Отдельные небольшие группы украинских солдат попадали в плен вплоть до начала сентября. Линия разграничения между Луганской Народной Республикой и Украиной установилась по реке Северский Донец.
(По материалам исследования «Начало войны в Луганской Народной Республике в 2014-м году». Автор - кандидат исторических наук Федоровский Ю.Р., Луганский государственный университет имени В. Даля).
Продолжение следует…
Начало Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5
Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10
Часть 12 Часть 13 Часть 14 Часть 15 Часть 16
Часть 17 Часть 18 Часть 19 Часть 20 Часть 21
Навигация по каналу «Полевые цветы»
Первая часть повести
↓
Начало Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5
Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10
Часть 11 Часть 12 Часть 13 Часть 14 Часть 15
Часть 16 Часть 17 Часть 18 Часть 19 Часть 20
Вторая часть повести
↓
Начало Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5
Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10
Часть 11 Часть 12 Часть 13 Часть 14 Часть 15
Часть 16 Часть 17 Часть 18 Окончание