Найти в Дзене
Полевые цветы

Ждала нас первая любовь... (Часть 4)

Оглавление

В воскресенье, после утренней службы, Мария Ильинична прохаживалась по дорожке в городском саду. Полураспустившиеся тополиные листья кружили голову горьковатой нежностью, ласковая Луганка дышала чистотой и свежестью.

Сегодня классная дама пришла в городской сад не только затем, чтобы присмотреть за гимназистками...

Мария Ильинична незаметно присматривалась к гимназистам, грустновато улыбалась: знать бы… угадать среди них того, чьё письмо сделало такою счастливою гимназистку Леночку Антипину… Подошла бы к нему, объяснила, – почему Лена не пришла сегодня в городской сад…

Вот озорной и шумною стайкой опустились на скамейку мальчишки. Классная дама определила: пятый-шестой класс. Эти ещё не назначают девочкам свиданий: их больше интересует мороженое, которое с наступлением тёплых дней продают в городском саду, и качели, где можно раскачаться до небес… и показать своё бесстрашие.

Мимо прошёл гимназист со стопкой книг под мышкою. Скорее всего, – тоже не он: для него свидание с девчонкой пока не стало главнее учёбы...

Трое гимназистов – по-видимому, выпускного класса, – откровенно любопытными взглядами провожали девчонок, о чём-то оживлённо переговаривались...

Нет. Лену Антипину ждёт другой гимназист.

Классная дама замедлила шаги. И даже дыхание затаила…

За разросшимся на берегу ивняком мелькнула знакомая коса…

Леночка не поднимала глаз. И высокий русоволосый гимназист, что стоял перед нею, тоже не поднимал глаз…

… Наденька Терентьева, любимая подружка, старательно убеждала Леночку:

-Нельзя тебе идти в городской сад! Ни в коем случае нельзя! Из-за такого нарушения дисциплины ты точно не получишь аттестат!

Лена понимала это…

Но – представляла гимназиста Алексея Макарова… как он ждёт её у ивняка на берегу реки.

Представляла, как ожидание и надежда в тёмно-карих Алёшиных глазах сменяются грустью – оттого, что она не пришла… хоть и написала заветное слово: приду…

Думать об этом было невыносимо… И за грустью в Алёшиных глазах ничего остальное не виделось: ни предстоящие экзамены… ни угроза остаться без аттестата… ни целый мир.

Только бы сказать Алексею одно-единственное словечко… И – тут же убежать домой… Только бы знал он, что Лена не обманула его, что сдержала своё обещание… что ей очень хотелось встретиться с ним…

- Подумай, Леночка! – тревожилась Надя. – Лишь о том подумай, что Лидия Марковна очень любит по выходным прогуляться с мужем в городском саду. Вспомни: мы не раз видели её… Она тут же донесёт начальнице гимназии о том, что ты столь дерзко ослушалась, и, будучи наказанною, всё же пришла в городской сад.

Леночка всё понимала…

Но после окончания утренней службы в Свято-Преображенской церкви побежала в городской сад…

Наденька вздохнула и последовала за подругою.

Лена и Алексей шагнули навстречу друг другу…

И Наденька подумала, что Лене и правда непременно надо было прийти в городской сад, – чтоб вот так… в несказанном счастье, шагнуть навстречу Алёше Макарову.

Леночка перебросила косу за спину, перевела дыхание:

- Я всего на минуту… Мне… домой идти надо.

В Алёшином голосе – чуть заметная растерянность:

- Много уроков задано?

-Много… – Лена не могла обманывать Алёшу, поэтому подняла глаза и призналась: – Я наказана в этот выходной… И мне нельзя было приходить сегодня в городской сад.

Алексей удивлённо взъерошил волосы. Скрыл в глазах улыбку:

- Ты… наказана?

-Я неучтиво вела себя с учительницей французского языка… Смешно?.. Я, наверное, кажусь тебе легкомысленною девчонкой…

- Вовсе не смешно… Просто… У нас с тобою совпало.

- Совпало?.. Что же?

- Я тоже наказан в эти выходные.

Непостижимо… За что может быть наказан такой гимназист, как Алеша Макаров…

Леночка не заметила, как недоверчиво повторила его слова:

- Ты… наказан?

-Весь наш класс. Как объяснил нам Константин Павлович, наш классный наставник, мы бездумно поддались обаянию весны… и перестали контролировать своё поведение.

-И… в чём же состояло отсутствие контроля? – несмело улыбнулась Леночка.

-Мы принесли ворону – очень симпатичную, надо заметить… и, как оказалось, неслыханно умную, – на урок философской пропедевтики.

- Ворону?.. – Леночкины брови изогнулись. – Бедная ворона!..

- Не совсем бедная. Мы угостили её сыром. И ей понравилось у нас в классе. Она даже заслушалась рассуждениями Платона Викентьевича… И выразила своё отношение к античной диалектике и Сократу: знаешь, так глубокомысленно каркнула…

Леночка рассмеялась, но тут же по-девчоночьи забеспокоилась:

- А потом? Вы отпустили пленницу?

- Она сама вылетела в открытое окно… Кажется, её обидело, что Платон Викентьевич не снизошёл до беседы с нею…

Военный оркестр играл вальс Евгения Михайловича Дрейзина «Берёзка».

Алёшин голос чуть дрогнул в неясном волнении:

-Я тебя… первый раз увидел, когда звучал этот вальс.

Теперь пришла Леночкина очередь – удивиться Алёшиному признанию… И подумать о том, что снова совпало…

Лена тоже впервые увидела красивого и рослого светловолосого гимназиста под звуки вальса «Берёзка»: в тот день городской парк только открыли после зимы…

- Ты тогда танцевала с очень серьёзным молодым человеком… – с понятным замиранием сердца вспомнил Алексей. – Вы были первою парой – открыли танцы в саду.

- Это наш учитель математики, Евграф Александрович. – И у Леночки сердце забилось в известном волнении: – Я тоже тогда впервые увидела тебя. Ты пригласил танцевать девушку в светло-бежевой накидке. Вы очень красиво танцевали.

- Это Катя, моя двоюродная сестра. – В видимом волнении Алексей коснулся рукою ветки ивы, застенчиво спросил: – Можно, я сейчас тебя приглашу танцевать?

Долгожданная встреча и любимый вальс заставили их забыть о том, что в этот выходной им обоим не полагалось находиться в городском саду…

Надя Терентьева застыла: к танцевальной площадке приближалась Лидия Марковна. Она важно держала под руку мужа. Муж Лидии Марковы был в форме околоточного надзирателя (чин в городской полиции в России в 1900-е годы). Околоточный надзиратель ленивым и снисходительным взглядом провожал проходящих дам и девиц. Непозволительное любопытство мужа явно не нравилось Лидии Марковне… Но тут ей показалось, что… на танцевальной площадке кружится в вальсе гимназистка Антипина.

До революции у классной дамы женской гимназии было много обязанностей: поддержание порядка и дисциплины на уроках и на переменах, помощь с домашними заданиями, сопровождение воспитанниц в класс, на прогулку и в столовую, обучение девочек этикету, работа с нарушительницами дисциплины. Классная дама следила за кругом чтения гимназисток, занималась организацией проведения свободного времени, являлась посредником между администрацией гимназии и родителями, назначала родителям время для бесед, сообщала им о нарушениях. Кроме того, в обязанности классной дамы входило следить за поведением гимназисток в выходные дни. Гимназисткам не разрешалось посещать театры и кинематограф ( в отдельных случаях допускалось посещение театра с позволения начальницы гимназии), также был запрет на нахождение в городе в вечерние часы: зимой, весной и осенью – после восьми вечера, летом – после девяти. Запрещено было гимназисткам посещать праздничные вечера в военном клубе, сидеть на скамейках возле магазинов. Следила классная дам и за внешним видом гимназисток: как в учебное время, так и в выходные дни гимназистки должны были соблюдать форму одежды – коричневое платье строго определённой длины, по будням – чёрный фартук, в праздники – белый; волосы требовалось собирать в строгую причёску – не допускались кокетливые локоны и выбившиеся пряди волос.

В мужских гимназиях примерно такие же обязанности выполняли классные наставники: контролировали успеваемость и поведение гимназистов – вели табель успеваемости и поведения, следили за выполнением домашних заданий, предоставляли сведения о материально необеспеченных детях и ходатайство об освобождении о платы за учёбу, осуществляли контроль за внеклассным чтением и за посещением церковных богослужений, организовывали различные мероприятия – литературные и музыкальные вечера, экскурсии, работали с родителями – не реже двух раз в месяц посещали семьи гимназистов, а сведения об успеваемости и поведении доводили до родителей еженедельно.

Не стоит торопиться с возмущением и с осуждением былых правил: очень много бед связаны с отсутствием этих правил в наше время. Однозначно: бед больше, чем преимуществ от пресловутой свободы.

В начале 1900-х годов городском саду Луганска играл духовой оркестр. Исполнялись старинные русские вальсы, большинство из которых были написаны русскими военными капельмейстерами: «Берёзка» (Е.Дрейзин), «Амурские волны» (М. Кюсс), «На сопках Манчжурии» (И. Шатров), «Дунайские волны» (И. Иванович), «Осенний сон», «Воспоминание» (А. Джойс). Также звучали марши, авторами которых были военные дирижёры. Одним из самых любимых луганчанами был марш Василия Ивановича Агапкина «Прощание славянки», написанный в 1912-м году.

Фото из открытого источника Яндекс
Фото из открытого источника Яндекс

Продолжение следует…

Начало Часть 2 Часть 3 Часть 5 Часть 6

Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11

Часть 12 Часть 13 Часть 14 Часть 15 Часть 16

Часть 17 Часть 18 Часть 19 Часть 20 Часть 21

Окончание

Навигация по каналу «Полевые цветы»

Вторая часть повести

Начало Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5

Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10

Часть 11 Часть 12 Часть 13 Часть 14 Часть 15

Часть 16 Часть 17 Часть 18 Окончание

Третья часть повести

Начало Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5

Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10

Часть 11 Часть 12 Часть 13 Часть 14 Часть 15

Часть 16 Часть 17 Часть 18 Часть 19 Часть 20

Часть 21 Часть 22 Окончание