Найти в Дзене
Полевые цветы

Ждала нас первая любовь... (Часть 2)

Оглавление

Лидия Марковна, учительница французского языка, вплыла в танцевальный зал. Небрежно облокотилась о рояль, насмешливо заметила:

- Не надоело ли тебе, Сашенька, столь бесцельно тратить время?

Гимназистки седьмого класса с учительницей музыки Александрой Владимировной готовились к благотворительному концерту.

Такие концерты – под руководством Александры Владимировны и с непременным и деятельным участием Анны Алексеевны, начальницы гимназии, – проводились каждый месяц. Средства от концертов шли в помощь гимназисткам из бедных семей. И этой помощью девочки гордились больше, чем своими талантами и умениями…

Лена Антипина до сих пор не может простить себе своего давнего поступка.

Они учились тогда во втором классе.

Таня Ермакова сидела одна, за последней партой. Дружить с нею было не интересно: Таня не участвовала в обычных девчоночьих разговорах о новых платьях, лентах и туфельках, о качелях в городском саду… о том, в какой кондитерской – напротив гимназии или у городского сада – вкуснее конфеты и пряники.

Однажды Леночка заметила: на локтях Таниного форменного платья – заплатки…

Некрасиво.

На уроке рукоделия учительница Надежда Степановна велела Тане сесть рядом с Леной и показать ей, как делать заплатки.

Надо сказать, что Надежда Степановна хвалила Таню чаще других учениц. Таня умела штопать носки, ставить заплатки, делать прорезные и воздушные петли. Французский шов и сквозная строчка получались у неё ровнее и аккуратнее, чем у остальных гимназисток. Девочки в откровенной досаде переглядывались: подумаешь, – какая рукодельница! Зато она не успевает на других уроках – ни на чистописании, ни на арифметике. А если читает наизусть стихотворение, то так тихо, что ни слова не разобрать.

Лена заупрямилась, дерзко взглянула на учительницу:

- Я не хочу с ней сидеть!

Надежда Степановна удивлённо приподняла брови:

- Отчего же не хочешь? Таня покажет тебе, как ставить заплатки. И ты научишься, – так же хорошо, как Таня.

Лена оглянулась на подруг. Повторила:

- Не хочу с ней сидеть! У неё платье в заплатках! Вот пусть и ставит – себе! А у меня платье новое!

Таня не подняла глаз… лишь зябко повела плечиками.

Надежда Степановна покачала головою. А после уроков оставила гимназистку Антипину в классе рукоделия.

Лена заносчиво смотрела в окно – в ожидании, что учительница сурово отчитает её…

А Надежда Степановна негромко, как-то очень просто сказала:

- У Тани нет отца. Он работал на заводе мастеровым – в чугунолитейном цехе. Там авария случилась. Отец очень хотел, чтоб Таня училась в гимназии. Таня старшая: у матери, кроме неё, ещё трое малышей. А заплатки – оттого, что платье ношеное, не новое, как у тебя: соседка отдала ей дочкино.

Лена растерялась…

Наденька, подружка, вздохнула:

- Таня плакала… Я видела, – на скамейке, в дальнем конце аллеи.

Лена не ответила.

Ей очень хотелось подойти к Тане, сказать… сказать ей какие-то хорошие слова – может, про то, чтоб после уроков вместе домой пойти…

Но – не подошла: стыдно было.

А дома маманюшка заметила, что Лена чем-то взволнована.

Рассказала маманюшке – про случай на уроке рукоделия… Маманюшка одно слово сказала:

- Нехорошо…

А утром собрала Леночкины платья и кофточки – не новые, но красивые и ещё крепкие: маманюшка сама шьёт платья и кофточки вяжет.

И ещё пирожки завернула:

-Это гостинец для Тани.

Леночка обрадовалась: как хорошо придумала маманюшка!

Только… Отдать Тане свёрток с платьями и пирожки постыдилась. Когда девочки убежали на перемену, быстро положила маманюшкин гостинец на последнюю парту, где сидела Таня… И тоже вышла во двор.

А когда Лена вернулась в класс…

Свёрток лежал на её парте.

Таня подошла и негромко сказала:

- Мне не надо…

Маманюшка вздохнула:

- Значит, сильно ты её обидела…

После пятого класса Таня Ермакова ушла из гимназии.

У Леночки была копилка: крёстная подарила.

Лена копила деньги – ещё сама не придумала, на что: может быть, на брошь в виде двух сердечек… или на соломенную шляпку с лентами…

Однажды случайно встретила Таню.

Таня взглянула приветливо… Но – прошла мимо.

Деньги из копилки Лена переложила в красивый кошелёк: сама крючком связала…

Дождалась Таню, шагнула навстречу. Протянула кошелёк:

-Это тебе. Здесь деньги… Я в копилку собирала. Возьми, – тебе пригодятся.

Таня покачала головой:

- Мне не надо.

Лена изловчилась сунуть кошелёк в карман Таниного пальтишка. Таня усмехнулась, достала кошелёк. Повторила:

- Мне не надо. Забери.

Лена спрятала руки за спину… Тогда Таня положила кошелёк на скамейку:

- Я нынче няней у купца Скороходова работаю. А деньги ты забери.

Когда в гимназии стали проходить благотворительные концерты, на душе у Лены полегчало… Конечно, Таня Ермакова уже не учится в гимназии… Но в первом классе есть Оленька Малютина… А в третьем – Катя Ивашова… В пятом и в шестом – сёстры Савельевы, Настя и Маша…

Лена учила длинные роли: гимназистки – совместно с гимназистами из мужской гимназии – ставили спектакли по пьесам Островского. Вдвоём с Наденькой пели дуэт «Девицы-красавицы». Этот дуэт Даргомыжского на слова Пушкина в исполнении гимназисток Антипиной и Терентьевой очень нравился Ивану Андреевичу, председателю исполнительной комиссии в Городской Управе, мужу начальницы гимназии. Иван Андреевич даже тихонько подпевал гимназисткам:

Девицы-красавицы,

Душеньки, подруженьки,

Разгуляйтесь, девицы,

Разгуляйтесь, милые!

Затяните песенку,

Песенку заветную,

Заманите молодца

К хороводу нашему…

Не только на похвалу не скупился Иван Андреевич: всякий раз оставлял после концерта деньги.

Поэтому сейчас Лена Антипина с удивлением прислушалась к пренебрежительным словам учительницы французского языка:

-И охота тебе, Сашенька, возиться с этими бестолковыми концертами! Неужто больше забот нет!..

Лена не сдержалась… Неучтиво перебила Лидию Марковну:

- Концерты – вовсе не бестолковые! На них весь город собирается! А средства, что получаем мы за концерты, помогают девочкам из бедных семей. Что ж тут бестолкового!

Напрасно Наденька Терентьева дёргала подругу за рукав…

Уроки французского языка были для Лены самыми нелюбимыми… Да и сам язык ей ничуть не нравился: что в нём хорошего, если звуки – будто не свободные… зажатые какие-то: не льются, а в нос произносятся…

Самое досадное – что в гимназии французский язык не был обязательным для изучения. Гимназистки ходили на уроки французского по желанию. А Леночкина крёстная, Варвара Тимофеевна, настояла, чтобы крестница непременно изучала французский: почему-то была уверена, что образованная девушка должна уметь говорить по-французски…

Далеко не все девочки желали изучать французский язык: и без него много уроков… К тому же за уроки французского требовалась плата. Лидию Марковну это очень злило, и она презрительно называла гимназисток селянками, которым лишь за свиньями и коровами ходить…

Понятно, что за свою непозволительную дерзость гимназистка Антипина была незамедлительно наказана, и в классном журнале появилась запись о том, что она не успевает на уроках французского языка.

Значит, ни о каких прогулках в городском саду – в воскресенье, после утренней службы, – и речи не было…

Выходит, гимназист Алексей Макаров напрасно будет ждать Лену под ивами, на берегу Луганки. И, конечно же, подумает, что она – обманщица и просто глупая кокетка.

И больше никогда не напишет ей такое хорошее письмо…

Фото из открытого источника Яндекс
Фото из открытого источника Яндекс

Продолжение следует…

Начало Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6

Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11

Часть 12 Часть 13 Часть 14 Часть 15 Часть 16

Часть 17 Часть 18 Часть 19 Часть 20 Часть 21

Окончание

Навигация по каналу «Полевые цветы»

Вторая часть повести

Начало Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5

Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10

Часть 11 Часть 12 Часть 13 Часть 14 Часть 15

Часть 16 Часть 17 Часть 18 Окончание

Третья часть повести

Начало Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5

Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10

Часть 11 Часть 12 Часть 13 Часть 14 Часть 15

Часть 16 Часть 17 Часть 18 Часть 19 Часть 20

Часть 21 Часть 22 Окончание