Многие знают местечко Кивиниеми - этот населённый пункт давным-давно (по крайней мере с конца 90-х) является местным туристическим центром. Знаменитые вуоксинские пороги привлекают рафтеров, сама Вуокса и озеро Суванто (Суходольское) привлекают рыбаков, а многочисленные турбазы/коттеджные посёлки привлекают всех. Я в этом смысле не являюсь исключением и очень люблю тут бывать. За последние несколько лет набралось некоторое количество фотоматериала.
Об окрестностях Петербурга:
Вырица, Лисино-Корпус, Тихвин, Приозерск (Кексгольм), Стрельна, Шлиссельбург, Рождествено, Суйда, Сестрорецк, Приморск (Койвисто), Зеленогорск (Терийоки), Выборг, Сосновый Бор и Копорье, Петергоф, Токсово, Гатчина, Новая Ладога, Старая Ладога, Пушкин (Царское Село), Южное Приладожье, Невская Дубровка и Ладожское Озеро, Ораниенбаум (Ломоносов), Павловск, Нарва, Дудергоф, Ямбург (Кингисепп), Волосово/Губаницы, Извара, Райвола (Рощино), Луга, Лахта/Ольгино, Сиверский, Петяярви, Кронштадт. Часть 1, Кронштадт. Часть 2, Гдов, Лисий Нос, Песочный, Тронгзунд (Высоцк), Валкъярви (Мичуринское)
Мои статьи о Петербурге: Дома Петербурга. Часть 1, Дома Петербурга. Часть 2, Церкви Петербурга. Часть 1, Церкви Петербурга. Часть 2, Петербургский трамвай, Музей РЖД, Панельки Петербурга
Конструктивизм Петербурга: Часть 1. Выборгская сторона, Часть 2. Петроградская сторона, Часть 3. Васильевский остров, Часть 4. Центр, Часть 5. Нарвская застава, Часть 6. Московская застава, Часть 7. Невский район
1. Каждый, кто едет в сторону Кексгольма (Приозерска) на авто или поезде, проезжает живописную порожистую протоку между озером-рекой Вуоксой и озером Суванто (Суходольским). Не вполне очевидно, что эта протока рукотворная.
Для начала разберёмся, что же такое Вуокса. По сути это причудливая цепочка озёр и проток с общим направлением течения от озера Сайма к Ладоге. Вид более-менее привычной реки она имеет в верхнем и среднем течении (приблизительно от Иматры до Пакколы-Барышево), далее основное русло расширяется до озера с медленным течением, текущее далее через узкую Кивиниемскую протоку, озеро Суванто и реку Бурная в Ладогу. На север же уходит отдельный рукав, протекавший мимо Ряйсяля (Мельниково), озера Вуокса и Кексгольма (Приозерска). Обратите внимание на прошедшее время: за последние столетия эта система изменилась из-за вмешательства человека.
2. До XIX века именно через северный рукав Вуоксы вода уходила в Ладогу, а мимо Кивиниеми течения не было вовсе - озеро Суванто (Суходольское) было бессточным. В XVIII-XIX веках местные жители в несколько этапов вырыли канал между Суванто и Ладогой, ставший рекой Бурной, но в связи с падением уровня воды в озере пересохла протока между ним и Вуоксой. Наконец, в 1857 году расчистили и протоку, которая приобрела нынешний вид. Но вслед за этим частично пересох северный рукав.
На фото №1 показан современный вид мостов над порогами, возведённых при строительстве нового шоссе на Сортавалу, но мне больше по душе старый мост; таким, только в зелёном цвете, я помню его с детства:
3. При данной географии Карельского перешейка только через Кивиниеми может проходить дорога с Петербурга на Кексгольм и Сортавалу, потому что именно тут самое узкое (и удобное) место для переправы через Вуоксу, соответственно, эту переправу нужно было охранять. Для этого в XVIII веке был сооружён Кивиниемский земляной редут.
Однако, обороняться здесь пришлось финнам: во время позорной Зимней войны (1939-1940) в Кивиниеми находился один из узлов обороны. До конца войны большевики так и не смогли его занять. В боях близ озера Суванто советские войска потеряли убитыми 10 тысяч человек (финны около 2 тысяч). Ужасная и страшная цифра.
"Переправа, переправа!
Берег правый, как стена…
Этой ночи след кровавый
В море вынесла волна.
Было так: из тьмы глубокой,
Огненный взметнув клинок,
Луч прожектора протоку
Пересек наискосок.
И столбом поставил воду
Вдруг снаряд. Понтоны — в ряд.
Густо было там народу —
Наших стриженых ребят…
И увиделось впервые,
Не забудется оно:
Люди теплые, живые
Шли на дно, на дно, на дно…
Под огнем неразбериха —
Где свои, где кто, где связь?
Только вскоре стало тихо, —
Переправа сорвалась." - Александр Твардовский
4. В общей сложности в Кивиниеми 4 моста: два автомобильных на Сортавальском шоссе и два железнодорожных.
Железная дорога прошла здесь в 1916 году, это была линия Петербург-Хийтола, соединявшая столицу и основной ход Выборг-Йоэнсуу коротким путём. Забавно, что теперь основной считается магистраль Петербург-Кексгольм-Хийтола, а участок Выборг-Хийтола второстепенным.
В 1917-1939 годах дорога оказалась разорванной примерно посередине государственной границей: последней финской станцией была Нуйяла (67-й км), последней советской - Раасули (Орехово), рельсы между ними отсутствовали. В настоящее время линия двухпутная до Кивиниеми, далее однопутная, что сильно уменьшает количество поездов, курсирующих на этом популярном направлении. Их всего за день 10 штук + 1 "Ласточка".
5. Это новый мост для бесполезной "грузовой" линии Кивиниеми - Антреа (Каменногорск); о том, почему она бесполезная, я уже рассказывал в статье про Валкъярви. Если вкратце, она строилась за огромные деньги с целью освобождения линии Петербург-Хельсинки для скоростного пассажирского движения и организации высокоинтенсивного грузового трафика к портам Финского залива. По итогу движения в Финляндию нет вообще, а грузы к портам продолжают возить по-старому. Много миллиардов рублей потрачены впустую.
6. Мост на старой линии - тоже металлическая ферма, только с другим типом решётки:
7. Вид в сторону станции Саккола (Громово) и Кексгольма:
8. Путепровод финской постройки из традиционных для этих мест грубоотёсанных гранитных блоков:
9. Виды с железнодорожной насыпи на озеро Суванто. Есть несколько кафе:
10. Финны строили в основном из дерева, так что от них осталось не слишком обширное наследие (если сравнивать с Кёнигсбергщиной и не принимать во внимание Выборг и Сортавалу). В посёлках встречается буквально по несколько домов, в Кивиниеми так и вовсе один, зато каменный и у самого моста:
11. Так что главное в этой местности - чудесная природа:
12.
13.
14. Творите только добро!
15.
16. Уютная лагуна для лодок:
17. Настоящее счастье завтракать с таким видом:
18. Цвета листопада:
19. Тот самый шуршащий камыш:
20. Несколько лет назад дорогу вдоль берега Вуоксы заасфальтировали:
21. Вдоль дороги вздымаются песчаные сопки:
22. Вид с одной из них:
23. С чего больше всего кайфую я - идеальный сосновый лес. Рай перфекциониста:
24. С Кивиниеми стремительно исчезают старые советские турбазы, подчинённые предприятиям - слишком дорогая и привлекательная тут земля. Такое ощущение, что строились эти домики либо финнами, либо по финским проектам, тем более такой опыт сотрудничества в 1970-е уже был (Энсо, Костомукша). Во время президентства Урхо Кекконена (1956-1982) Финляндия была самой дружественной СССР свободной страной.
25. Несмотря на то, что дома устарели, они выглядят атмосферно)
Правда, фундамент на столбах - не самое лучшее решение, я бы делал хотя бы ленточный.
26.
27. Этот мини-коттедж так и вовсе с симпатичным эркером:
28. Кивиниеми, кстати, в переводе с финского означает «Каменный Мыс» (kivi - камень, niemi - мыс). Финны часто называли деревни по топографическим объектам, так что это название вполне логично. С чего вдруг посёлок назвали Лосево, не понятно.
29. Некоторые турбазы уже заброшены и со дня на день исчезнут вовсе:
30. Лесные дороги отлично подходят для каток на байке:
-------------
Друзья! Ставьте лайк, если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, если хотите получать мои статьи себе в ленту, и пишите комментарии, обратная связь очень важна для меня и мотивирует писать дальше.
Спасибо за внимание